Специальные, комбинированные съёмки, и другие хитрости
Специальные, комбинированные съёмки, и другие хитрости
Часть 1
Эта статья написана как для коллективов, которые занимаются видеотворчеством, так и для одиноких любителей видеосъёмок. В ее основе – опыт работы автора в профессиональном кино и на телевидении, а также опыт работы студии детского телевидения "Старая мельница", которая находится в Новосибирске и которой 1 апреля 2015г. исполняется 25 лет!
Комбинированные съёмки сейчас нередко называют "спецэффектами", что, на мой взгляд, не очень верно. Это увлекательная и очень полезная сторона кинематографии и телевидения. Эти съёмки позволяют не только украсить любой фильм, но часто позволяют невозможное сделать возможным. здесь приведены примеры из малобюджетных фильмов и многолетней практики автора.
Ускоренные и замедленные съёмки
Спортсмен разбежался, оттолкнулся и перепрыгнул через планку. На всё ушла секунда– полсекунды на взлёт и полсекунды на падение. 3а это время видеокамера сняла 25 кадров. Когда мы будем рассматривать этот материал на экране, то 25 кадров "проскочат" также за 1 секунду. Теперь представим себе, что мы купили современный фотоаппарат, позволяющий делать видеосъёмку с частотой 50 кадров в секунду. Если тот же прыжок мы снимем этим фотоаппаратом, то 50 кадров на экране будут демонстрироваться в течение 2 секунд. Это значит, что прыжок на экране "растянется" на 2 секунды. Все будет протекать медленнее. значит, если частоту съёмки увеличить, на экране действие замедлится.
Такая съёмка называется "рапидная съёмка", или просто "рапид". Впрочем, в профессиональной кинематографии под рапидом обычно понимают не просто ускоренную, а скоростную съёмку, когда в секунду специальные камеры снимают от 150 до многих тысяч кадров в секунду.
Однажды я увидел по телевидению смешной кадр. На экране появился молодой человек, нос которого при совершенно неподвижном лице качался из стороны в сторону. Оказалось, что этот кадр был снят со скоростью несколько миллионов кадров в секунду! Человеку, видимо, кто-то щёлкнул по носу, и эти быстрые вибрации носа растянулись так, что нос медленно качался, как будто у него появились для этого особые мышцы.
К сожалению, камеры с такой частотой смен кадров безумно дороги. Поэтому нам придётся довольствоваться частотой в 50–б0 кадров в секунду. Не нужно забывать и о том, что монтажные программы ‚Тe~а~ или Premier позволяют "растянуть" время и увеличивать продолжительность каждого кадра (плана). Этим также можно пользоваться. Но при увеличении продолжительности в 2, а тем более в 3 раза, изображение начинает двигаться рывками.
Поэтому обычно редко используется увеличение времени монтажного плана больше чем в 1,5 раза. Если снят план с частотой б0 кадров в секунду и потом на компьютере увеличена его продолжительность ещё в полтора раза, то эффект будет таким, как если бы мы сняли план с частотой 90 или почти 100 кадров в секунду! Таким образом, когда на экране замедленное действие, это значит, что оператор применил ускоренную или даже скоростную съёмку. (Рис.1. Закат, снятый длиннофокусным объективом «МТО1000» (f=1000 мм) камерой «Конвасавтомат» с кадром размером 16Ч22 мм с частотой 1 кадр в 30 секунд.)
Если частоту смен кадров уменьшить (значит замедлить движение плёнки во время съёмки), то на экране предметы станут двигаться быстрее.
Особенно интересна съёмка отдельными кадрами с остановкой камеры после съёмки каждого кадра. Всё на экране мчится с огромной скоростью, Солнце и Луна на восходе прямо выскакивают из-под горизонта.
Съёмка отдельными кадрами с большими паузами между ними называется цейтраферной съёмкой, или просто цейтрафером. Zeit – (немецкое) время, rа~~er – буквально куплотнятья). Этот же смысл имеет и относительно новое слово из английского языка ктаймлапся– группировать, уплотнять время.
Интересно наблюдать, как на экране на глазах зрителей утром распускаются цветы (рис. 2).
Если цветы, которые мы намерены снимать, растут на улице, то малейший ветерок во время съёмки всё испортит, он заставит на экране цветы дрожать и трястись. Чтобы избежать этой беды, вокруг цветов нужно сделать ящик из небольших листов стекла, чтобы оградить цветы от ветра, и чтобы к ним проникали лучи света.
Как выбрать правильный интервал между съёмкой отдельных кадров? Для этого нужно выполнить несложный расчёт. Предположим, что в действительности цветы распускаются за 20 минут, иначе говоря, за 1200 секунд. А нам нужно, чтобы на экране цветы распустились за 10 секунд. значит, время следует сжать в 1200:10 = 120 раз. Следовательно, между отдельными кадрами должно протекать не 1/25 секунды как при обычной съёмке, а интервал должен быть в 120 раз больше, или приблизительно 1/25Ч120 = 30 секунд.
Итак, если каждые полминуты мы будем снимать один кадр и так в течение часа, а потом эти кадры "выложим" в программу Premier, то получим на экране события, которые протекают в 120 раз быстрее, чем в действительности.
Накануне с часами в руках надо понаблюдать, когда цветы начинают распускаться. В день съёмки, за полчаса до того, как цветы начнут оживать, начинать съёмку. Впрочем, можно снять распускание цветов или восход луны обычным образом, а потом на компьютере сжать время. Правда, это потребует массу пленки или займет большой объем на флэшкарте, если у вас современная цифровая видеокамера. Поэтому такие съёмки лучше производить видеокамерой в режиме "фото" или цифровым фотоаппаратом.
В фильме "Наша круглая земля" подобным образом снят восход Солнца над озером. (Рис.3. Восход солнца в фильме «Наша круглая Земля», снятый цейтрафером. Пока солнце медленно поднимается слева вверх, его отражение в озере движется слева вниз. Широкоугольный объектив (f=18 мм), камера «Конвас-автомат». Частота съёмки 1 кадр в минуту.)
В том же фильме снято подлинное вращение земного шара, но не на глобусе и не из Космоса, а прямо с поверхности земли.
Для этого мы применили штурвальную головку киноштатива, но её вертикальную ось наклонили, чтобы она стала параллельной земной оси вращения. (Рис.4. Штурвальная головка штатива.). Эту ось наклонили на величину нашей географической широты 55° северной широты и верхний конец направили приблизительно на Полюс мира, где расположена Полярная звезда. Лучше всего такую установку делать ночью, когда на кончике ручки ковшика Малой Медведицы видна Полярная звезда. 3а полчаса до восхода мы уже были рядом с камерой. (Рис.5. Темный горизонт открывает ослепительный диск Солнца.)
Началась покадровая съёмка. земной шар за один час поворачивается на 15°, а за минуту на 0,25°. Мы подсчитали, сколько оборотов штурвала головки нашего штатива нужно сделать, чтобы штативная головка вместе с камерой поворачивалась на 0,25°.
И так, сняв один кадрик, мы поворачивали головку на четверть градуса, потом снимали следующий кадр и снова поворачивали штурвал головки. Нельзя сказать, что такая съёмка – весёлое занятие, ведь снимать нужно было с 4 утра до заката в 21 час, и все на жаре! Но зато результатом этой съёмки мы гордимся до сих пор. (Рис.6. Полдень. Рис.7. Закат.)
Макросъёмки
Часто приходится снимать очень мелкие предметы. Например, чтобы внимательно рассмотреть на экране крупным планом кузнечика или муху, можно применить функцию видеокамеры "Макро" (значок – цветок). В этом случае объектив камеры слегка выдвигается вперёд и изображение предмета, расположенного рядом с камерой, получается резким. Но в этом случае есть одна неприятность. В этом положении не работает трансфокатор (зум), и мы не можем во время съёмки масштабировать изображение, изменять его масштаб, то есть "наезжать" на него и "отъезжать".
Тогда нужно поступить так. Перед объективом расположить положительную линзу и снимать как обычно, на "бесконечности". При съёмке на "бесконечности" лучи света падают на объектив камеры параллельным пучком. И объектив "без труда" их фокусирует на матрице. Расстояние до объекта должно быть равно фокусному расстоянию насадочной линзы (рис.8.).
Насадочная линза превращает расходящийся пучок света от каждой точки предмета в параллельный пучок, как если бы эта точка находилась далеко в бесконечности. Было бы хорошо выточить для линзы специальную оправу, с помощью которой она устанавливалась бы перед объективом.
Но можно просто во время съёмки держать линзу перед объективом в руке. (Рис.9. Кузнечик на заборе Снято с насадочной линзой. Рис. 10. Утренняя роса.)
Вазелин
Обычно мы стараемся держать объектив камеры в чистоте, избегая оставлять на нём следы пальцев, чтобы изображение получалось безупречно чистым. Но иногда полезно изображение немного "размазать". Так часто поступают, когда хотят, чтобы изображение кадра напоминало живопись. Для этого объектив нужно по краям запачкать. Изображение в центре кадра будет резким, по краям слегка размытым. Конечно, пачкать нужно не объектив, а стекло перед ним.
Подобным образом мы поступили в фильме "Наше Солнце" из серии "Астрономия для малышей". Нам нужно было простейшими средствами создать декорацию царского дворца. Мы использовали задник из ткани, на котором укрепили рисунок стрельчатого окна, нарисованного на листе картона, и включили в кадр "люстру". Эта "люстра" представляла собой простую деревянную раму, на которой были закреплены патроны с лампочками. Конечно, эта конструкция мало напоминала богатую люстру. И тогда перед объективом камеры мы разместили стекло, и край стекла в верхнем правом углу слегка смазали вазелином. Оператор Борис Борисович Травкин следил в видоискатель за тем, чтобы вазелина на стекле было в меру. Этот вазелин размыл изображения лампочек и создал впечатление яркой люстры, которая немного слепит глаза. (Рис.11.)
Кстати говоря, чтобы не строить слишком большую декорацию, мы на первом плане повесили два небольших куска бархата, которые изображали какие-то шторы и одновременно закрыли отсутствующую часть декорации.
Интересный результат получен на съёмках серии "Академия детских наук. Музыка". В одном из эпизодов музыкант играет на флейте. Дело происходит в лесу в солнечный день. Во время игры солнечные блики красиво бегали по стволу флейты. Чтобы усилить эффект, мы использовали вазелин на стекле. Но, кажется, перестарались. Лучи от бликов получились слишком большими и "тяжёлыми". (Рис.12. Кадр из фильма «Академия детских наук. Музыка». Режиссёр Л.Л.Сикорук, оператор И.В.Тирский.)
Кино и зеркала
Часто большую помощь оказывают зеркала. Например, во время съёмок фильма "Начинка для шоколадных конфет" нужно было в тесной комнате разместить позади маленького героя фильма прожектор для "контражура", то есть для света сзади. Места для прожектора не было. Поэтому на стене позади героя повесили обычное плоское бытовое зеркало и на него направили луч прожектора, который стоял рядом с камерой. Пятно от этого прожектора слегка заметно на стене сзади девочки. Луч, отразившись от зеркала, упал на голову героя, (Рис.13. Павлик Гуров и Поля Ковылина в фильме «Начинка для шоколадных конфет». Производство студии «Старая мельница»)
В том же фильме аналогичным образом поступили при съёмке эпизода "Каморка Ганса". (Рис. 14. Рабочий момент съёмки.)
Позже зеркало спряталось за 4дорисовкойя окна и абажура лампы. (Рис. 15.) О дорисовках можно будет прочесть позже.
Другой пример применения зеркала – в фильме "Про точку и королевскую дочку" из серии "Геометрия для малышей". Чтобы не строить полностью декорацию большого зала в королевском дворце, мы применили зеркало перед объективом камеры. Построили только левую половину декорации, а вторая половина – это отражение левой в зеркале. (Рис. 16. Обратите внимание на вертикальную пунктирную линию. Это – граница зеркала.).
Комический эффект с зеркалом получился в фильме "Кино и зеркала" из серии "Геометрия для малышей". По сюжету, актёр, исполняющий роль рыцаря, ещё до окончания съёмки по ошибке стал разгримировываться и удалил грим на левой стороне лица. Чтобы спасти положение, оператор – герой фильма – приставил зеркало к лицу актёра, и слева, вместо разгримированной половины, в зеркале отразилась правая половина лица в гриме. Во время съёмки этого кадра я попросил актёра-рыцаря переводить взгляд справа налево и наоборот. Но с зеркалом получалось, что актёр сводит глаза к переносице, что умеют делать многие, а потом разводит оба глаза в стороны, что никто не умеет делать. Этот кадр всегда вызывал дружный смех зала. (Рис. 17.)
В фильме "Кино и зеркала" нужно было зажечь дрова в камине, но декорация сделана из фанеры, и зажигать в ней дрова нельзя. здесь мы использовали метод, который широко применяется в практике кино. Перед объективом камеры под углом приблизительно 45° мы установили стеклянную пластину, в которой отражался небольшой костёр, разведённый со всеми противопожарными предосторожностями на полу павильона в присутствии настоящего пожарного. Отражение пламени костра совместили с изображением топки камина. (Рис. 18.)
В статье описаны только несколько методов, позволяющих украсить фильм. В следующих статьях мы рассмотрим ещё несколько интересных методов комбинированных съёмок.
Оставить комментарий