Специальные, комбинированные съёмки и другие хитрости

Л. Сикорук, кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат педагогических наук

Специальные, комбинированные съёмки и другие хитрости

Часть 3. (Начало в № 2, 6 /2015)

Последующие дорисовки Иногда вместо макета можно сделать рисунки, которые после окончания съёмок в лабораторных условиях поместить в кадр. В прошлые годы в кино этот метод применялся часто, но он достаточно сложный.

С появлением компьютеров и компьютерных программ всё упростилось . Мы опишем этот новый метод.

В фильме «Точное время» из цикла «Мир вокруг нас» производства новосибирской студии «Старая мельница» нужно было показать, как мальчик-скрипач, сирота, путешествующий по средневековым городам и сёлам, подходит к старинному монастырю. Конечно, старинного монастыря около Новосибирска нет. Тогда мы в одной из деревень нашли подходящую дорогу на склоне холма и сняли мальчика, который поднимается в гору по этой дороге.

После этого я с помощью программы Premier выделил один кадрик, или, как теперь говорят, screen shot–«скрин-шот», в расширении jpg, установил этот кадрик («скрин-шот») в программу Photoshop. Затем создал ещё один слой и в этом слое нарисовал здание старинного монастыря. (Рис.1.)

После этого рисунок на прозрачном фоне поместил в Premier. Там на одном треке стоял видеокадр с мальчиком, а на другом – рисунок монастыря. (Рис.2.)

Подобным образом была дорисована башня монастыря в том же фильме «Точное время». (Рис.3.)

Главная неприятность этого метода заключается в том, что герой не может пройти перед дорисовкой – она окажется перед ним. Но это не так уж страшно, если композиция кадра и мизансцена продуманы заранее.

В том же фильме у ворот монастыря монах объясняет мальчику принцип действия солнечных часов. Сцена снималась на лужайке в той же деревне. После съёмки я скопировал один "скрин-шот" в программе Premier. В программе Photoshop пририсовал ворота, камни, которыми выложена площадка, бочку с чем-то, старую мельницу и колокольню церкви на горизонте. Обратите внимание на то, как светотеневой рисунок в дорисовке согласован со светом актёрской сцены, снятой на натуре. (Рис. 4.)

Интересен кадр старинной деревушки. Предварительно был снят уголок современной деревни с реальными домиками, перед которыми ходили реальные люди, шелестели листья, и в глубине кадра по тропинке шла пара людей. Потом аналогичным образом были дорисованы колокольня, один "богатый" дом, ветряная мельница и пара колёс на переднем плане. Две человеческие фигурки, идущие по тропинке в глубине кадра, и шелестящая листва деревьев на первом плане придают достоверность всему кадру. Практически никто не замечает рисованные детали композиции. (Рис. 5.) Этот кадр был использован в качестве фона для мальчика-героя. (Рис.6.)

В             том же фильме "Точное время" эпизод в часовой мастерской снимался в декорации, где не было потолка. 3а верхней кромкой декорации был виден потолок нашего небольшого павильона с современными люстрами. После съёмки тем же способом, как и раньше, я выбрал статичный одиночный кадрик ("скрин-шот") и дорисовал потолок помещения старинной мастерской. На рис.7 для наглядности белой линией показана граница дорисовки. Разумеется, в фильме этой линии нет.

В             телевизионной передаче "Шутки-прибаутки" на "Старой мельнице" нужно было снять избушку на курьих ножках.

На этот раз мы использовали фотографию реального леса. В программе Photoshop затемнили лес, скопировали и перенесли его в более высокий слой. затем в более низком слое нарисовали небо и большую луну. После этого в одном из слоёв нарисовали избушку и поместили её позади деревьев с правой стороны кадра. Избушку перемещали по кадру несколько раз и каждый раз сохраняли под разными названиями. После этого эти несколько кадров поместили в Premier, и избушка ожила. По сути дела, это была обычная мультипликация. (Рис. 8.) Конечно, помогали скрип шагов избушки и таинственная музыка М.П.Мусоргского в фонограмме (в саундтреке). Вообще, реальные шумы и подходящая музыка очень помогают в искусстве комбинированных съёмок.

В фильме "Лунное затмение" из цикла "Мир вокруг нас" есть кадр стоящего на рейде корабля. Как мы уже видели, для съёмки подобного кадра можно использовать макет корабля, но значительно проще этот корабль дорисовать в натурном кадре моря. В нашем случае море – Обское водохранилище. На море штиль, поэтому корабль практически совершенно неподвижен. В сумерках заметны небольшие волны, рябь. Отражение корпуса корабля в воде просто дорисовано, как дорисован и блик кормового фонаря в воде. (Рис.9.)

Как видим, метод последующих дорисовок с использованием видеокамер и компьютера делает возможности режиссёра и художника фильма практически неограниченными.

Метод электронной  блуждающей маски (chroma key)

Вскоре после второй мировой войны на киностудиях СССР и США появился метод комбинированных съёмок, который называется метод "подвижных каше" или "блуждающая маска". Метод этот позволял снимать актёров в павильоне на фоне особого экрана

–             у нас инфракрасного, а в США

–             ультрафиолетового. Метод требовал использования сложного и дорогого экрана, специальной киноплёнки и специальной кинокамеры. Так или иначе, метод дорогой, сложный и был доступен только профессиональной студии, да и то не каждой. К счастью, для телевидения в 70-е годы был изобретён метод электронной блуждающей маски, который иногда даже профессионалы называют неправильно "рирпроекция". Настоящая рирпроекция, используемая в кино, не имеет ничего общего с электронной блуждающей маской. Рирпроекция – это замечательный вид комбинированных съёмок периода чёрно-белого кино, когда изображение подвижного фона с помощью мощного кинопроектора проецировалось на полупрозрачный экран большого размера. На фоне этого изображения и снимались актёры.

Подобных съёмок очень много в замечательном фильме "Волга¬Волга". После перехода от чёрно-белого кино к цветному этот метод практически не применяется. Поэтому будем называть наш новый метод для телевидения его настоящим "именем" – "chroma key" ("хрома ки") – буквально цветовая клавиша. Принцип работы этой "клавиши"  достаточно сложный, и без отличного знания электроники понять его невозможно. Да нам это и не нужно. Большинство профессиональных кинематографистов и людей с телевидения не понимают технического принципа chroma key, но благополучно им пользуются, подобно тому, как компьютерные "чайники", ничего не понимая в потрохах компьютера, успешно им пользуются.

Нам важно, что в этом случае используется синий экран, хотя в последние годы чаще используют зелёный экран. Зелёный "работает" лучше. Обычно экран представляет собой ткань, окрашенную в насыщенный синий (или зелёный) цвет, хотя продаётся и специальная синяя краска, которая позволяет покрасить фанерные переносные щиты. На некоторых студиях для этих съёмок красят стены павильона. Съёмка актёрской сцены ведётся на синем (или зелёном) фоне. (Рис. 10.) здесь мы видим макет самолёта У-2, который слегка  покачивают за нитку для "оживления". Позже изображение самолёта было впечатано в облака, снятые из окна пассажирского самолёта задолго до съёмок этого кадра. Взрыв сделан в программе After Effects, трассирующие пули и луч прожектора сделаны в          Photoshop и анимированы в Premier. Окончательный кадр изображен на рис. 11.

На съёмке эпизода из фильма "Ночные ведьмы" Женя Руднева в    исполнении нашей актрисы Жени Митюшиной вылезает на крыло самолёта, чтобы отцепить застрявшую бомбу. (Рис. 12.) В окончательном кадре синий фон заменен изображением макета самолёта и изображением облаков. (Рис. 13.)

Женя Руднева – одна из 250 девушек, служивших во время войны в полку ночных бомбардировщиков, до войны училась на 3-м курсе астрономического отделения физико-математического факультета МГУ. Она собиралась стать астрономом, а на фронте служила штурманом авиаполка. Женя Руднева погибла в апреле 1944 г. Ей присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.  В её честь названа одна из малых    планет Солнечной системы — «Руднева» .  На рис. 14 — Женя Митюшина   в роли героя Советского Союза Жени Рудневой.       

В том же фильме в блиндаже буржуйка, утюг и железная кровать настоящие, остальное дорисовано для синего фона. (Рис. 15.) В фильме «Точное время» из цикла «Мир вокруг нас» герой подходит к часовой мастерской, в этом кадре реальны только oблака. Это их фотография, остальное дорисовано, конечно, кроме мальчика. (Рис. 16.) Очень важно заметить, что в одежде актёров не должно быть синего цвета, иначе эти синие детали костюма станут  прозрачными, как это специально было сделано в одной из наших  передач "Роберт Стивенсон"  на «Старой мельнице» , где актёру, исполняющему роль пирата Джона Сильвера из «Острова сокровищ» , на ногу надели синий чулок. После этого нога исчезла,  и Джон Сильвер стал «одноногим».

На рис.17 — часовая мастерская.   За окном синий фон заменён видеоизображением живого пейзажа. Колышущиеея от ветра листья придают кадру удивительную достоверность.   

Алёна Мошкина в передаче  «Шутки-прибаутки» на «Старой  мельнице» поёт песенку про  весёлых лягушат. Для того чтобы сделать ромашки на первом  плане, я заранее летом снял их на фоне небольшого фанерного листа, покрашенного в синий цвет. Позже этот кадр для передачи был собран в два приёма. Сначала Алёна была снята на синем фоне и совмещена с пейзажем. Потом              ромашки как «актёры» , снятые  летом на фоне синего фанерного        листа, совмещены с Алёной как с фоном. Алёна сама служила  фоном для ромашек. (рuc. 18.)

                На рис. 20 — настоящие стол, стулья и море за окном. Всё на  остальное дорисовано.

                На рис. 21 — кадр из фильма-сказки «Красные незабудки».  Здесь всё, кроме первоплановой утвари на столе, — рисунок. Обратите внимание на соответствие  освещения лица актёра и лунного света в рисованном окне.

Заключение

                Очевидно, что многие кадры, описанные в статье, достаточно сложны для небольшой школьной студии, но пусть они послужат примером того, как можно те или иные методы комбинированных съёмок использовать в малобюджетном кино. В нашей стране существует много видео- студий при учреждениях дополнительного образования детей, как, например, наша «Старая мельница», возможности этих студий обычно шире возможностей обычной школы. Читатель, подходя к делу творчески, сам выберет наиболее удобный для себя метод комбинированной съёмки. Описанные здесь технологии интересны ещё и тем, что требуют привлечения в творческий процесс ребят с различными наклонностями. Это и опера- торы, и специалисты по компьютерным программам, и художники, и бутафоры-макетчики. Будем надеяться, что комбинированные съёмки, которые в детском творчестве в наше время применяются довольно редко, в недалёком будущем станут обычным делом. Наконец, кому-то будет интересно познакомиться с одной из замечательных сторон фильмопроизводства. Иногда приходится слышать: «Не стоит открывать детям секреты кино, не стоит убивать сказку» . Я приведу другой пример. Дети, хорошо образованные в области музыки, гораздо ярче и глубже воспринимают музыкальные произведения, чем дети впервые оказавшиеся на концерте серьёзной музыки. Успехов!

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2016
№2.
С. 52-55/

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.