Музыкально-образовательный проект «Русская опера – детям»

Е. Подосёнова, педагог дополнительного образования ГБОУ "Школа №152, г. Москва"

Музыкально-образовательный проект «Русская опера – детям»

Эпоха золотого XIX века в истории России оставила человечеству драгоценное культурное наследие. Именно человечеству, не только нам, потомкам, соотечественникам, а народам всего мира. Высочайшие достижения русской литературы, представленные именами Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского, Гоголя и Чехова, Островского и Тургенева, выдающиеся творения русской музыки (Глинка, Чайковский, композиторы «Могучей кучки» – Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), прославленные полотна художников-передвижников – Репина, Сурикова, Перова, Васнецова, Шишкина, Поленова, Левитана, Серова хорошо знают и любят во многих самых удалённых от России странах.

Опера – сложнейший, многослойный музыкально-театральный жанр, который по плечу не каждому композитору. Но в XIX веке, в совершенно особом для русского искусства столетии, опера стала любимым и главенствующим жанром. И родилось такое количество оперных шедевров, объединивших усилия гениев литературы и музыки, какого не знала не одна страна мира: «Руслан и Людмила» (Глинка и Пушкин), «Борис Годунов» (Мусоргский и Пушкин), «Сказка о царе Салтане» (Римский-Корсаков и Пушкин), «Ночь перед Рождеством» (Чайковский и Гоголь), «Евгений Онегин», «Пиковая дама» (Чайковский и Пушкин)…

Как я пришла к русской опере? Русскую классическую музыку я люблю с детства, мне в ней хорошо: радостно, лирично, трепетно, возвышенно. Но ставить русскую классическую оперу начала, казалось бы, при случайных обстоятельствах. Начинала свою школьную театральную деятельность с постановки мюзиклов. Но мне в них всё чего-то не хватало. Хотелось, чтобы появился такой музыкальный материал, от которого будет захватывать дух. И вдруг, как благодать Божия, на меня спустилась счастливая идея обратиться к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Хорошо помню охватившее меня чувство невероятной радости. «Ура!, – воскликнула я, – Кажется, я нашла клад! Сколько шедевров можно поставить с детьми, и какое они обретут духовное богатство.

Поле деятельности здесь безгранично. Навер­ное, такое чувство испытывают золотоискатели, обнаружившие золотую жилу. Мне же открылось золото духовное, просиявшее в золотом XIX веке.

3асучив рукава, мы с ребятами принялись воз­делывать плодородное поле русской классики, на котором каждый год произрастали два школьных оперных спектакля. 3а 9 лет работы в двух москов­ских школах Щ152 и Ns717) силами учащихся было поставлено 18 музыкальных спектаклей, 14 из которых по русской классической опере. Мы гордимся тем, что у нас есть дискография, и мы мо­жем проследить эволюцию нашего оперного дела, того как мы накапливали творческую энергию и как постоянно усложняли репертуар. Мы ставим "Князя Игоря" Бородина, "Бориса Годунова" Му­соргского, "Садко" Римского-Корсакова.

Для меня и для школьников, часто переходя­щих из одного спектакля в другой, эта "оперная" эпоха – счастливейшая в жизни. Опера для нас – надёжная спасительная гавань, защищающая от пошлости и дурновкусия, пустой, разъедающей душу развлекательности, нравственной распущен­ности. Опера для нас – Храм души, освещённый духом православного сознания русского народа и художников XIX века, где нет места вседозволен­ности, а есть прочно "вбитые" в землю заповеди, каноны, традиции, опора на которые привносит в нашу жизнь гармонию, божественную красоту и даёт народу духовную, нравственную силу. Высо­кий, не квасной патриотизм, истинное уважение, глубокий интерес и трепетная любовь к истории отечества своего, моральным устоям бытия, твёр­дому, цельному, сострадательному характеру русского человека.

Оперу могут петь все дети независимо от их музыкальных способностей – таково моё педаго­гическое кредо. Музыкальный слух и голосовой аппарат развиваются, изначально не поющие дети начинают петь чисто и красиво. Поэтому, работая в системе дополнительного образования, я не создаю элитарную труппу, не отбираю луч­ших, музыкально-подготовленных детей, а при­нимаю всех желающих, ибо главная цель моего музыкально-театрального объединения помочь детям разных возрастов раскрыть и развить их многосторонние творческие способности: научить их чисто интонировать, артикуляционно-четко и выразительно декламировать, пластично и харак­терно актерски выражаться. Дети избавляются от синдрома боязни сцены, с ранних лет вырабатывая в себе навыки лидера, начинают лучше учиться, из­бавляются от интеллектуальной и эмоциональной зажатости, учатся жить в коллективе, подготавли­вая себя к большой взрослой жизни после школы.

Опера – сложный синтетический жанр. Для того, чтобы дети могли исполнять оперные произ­ведения, я их творчески преобразую, адаптирую: беру наиболее яркие и выразительные вокальные и оркестровые фрагменты оперы и соединяю их с наиболее значимыми в художественном, философ­ском, этическом смыслах разделами литературного первоисточника. В результате появляется новая музыкально-драматическая композиция, моя ав­торская версия спектакля.

В своей практике я использую эффективные формы быстрого обучения:

  1. непредсказуемый блиц-опрос;
  2. конкурс-игра (участник жюри);
  3. конкурсный отбор и т.д.

Будучи музыкантом по образованию, я транс­понирую арии и хоры в удобные для детей тональ­ности, делаю аранжировки, купюры, упрощаю музыкальную фактуру, то есть преобразую музы­кальный источник. Наши спектакли проходят с живым звуком, без фонограммы, я как пианистка играю на фортепиано клавир оперы. Это создаёт особую доверительную камерную обстановку в нашем театре.

Школьники изучают отечественную историю и культуру не по учебникам: они сами играют цинич­ных поляков, отрывающих Антониду от Сусанина; храбрых ополченцев, спешивших и не успевших на помощь к костромскому крестьянину; сами становятся тем непокорным народом, который Пристав плёткой ставит на колени, и тем право­славным, соборным народом, к которому дьяк думный Щелкалов искренне и мудро обращается с трагическим воззванием в "Борисе Годунове" ("Печаль на Руси, печаль безысходная"). В музыке Мусоргского поднимается такая волна душевной боли и страдания народного, что, каждый раз слу­шая её, сжимается сердце. 3а Щелкаловым стоит вся Россия, умеющая во все самые тяжкие времена объединяться, собираться с силами и дубиной на­родной войны побеждать врага. Дети изображают слепых калек перехожих, божьих людей, поющих гимн Всевышнему, играют лукавого царедворца Шуйского и терзаемого совершённым грехом царя Бориса ("Тяжка десница грозного судьи"), издева­ются над Юродивым, забрасывая его камнями, и затаённо слушают его приговор Годунову ("Нельзя молиться за Царя-ирода").

Школьники в активной форме усваивают фило­софско-этические заповеди царя Берендея (4В сердцах людей заметил я остуду, исчезло в них служенье красоте) и мудрый житейский урок борьбы с воровством Бермяты в "Снегурочке":

Берендей: Воруют ли?

Бермята: Воруют понемногу. Пущай себе во­руют, когда-нибудь, да попадутся.

Первоклассники перевоплощаются в крестьян в усадьбе Лариных и поют зажигательный пля­совой хор "Уж, как по мосту-мосточку". Стар­шеклассницы пишут письмо трепетной Татьяны Онегину и представляют великосветскую даму Гремину, сильную в любви и в долге (4Я Вас лю­блю, к чему лукавить? Но я другому отдана. Я буду век ему верная).

С этим солидным нравственно-эстетическим багажом школьники пойдут по жизни. И пусть будет так, как случилось после спектакля "Евгений Онегин". Исполнитель партии Онегина, встретив меня на улице, приподнял воображаемый цилиндр и, преклонив голову, с почтением сказал: "Здрав­ствуйте, Елена Николаевна". Он ещё не вышел из полюбившегося ему образа. Онегин в жизни всегда будет с ним рядом.

Особым событием в жизни театра было его уча­стие в программе возрождения Марфо-Мариинской обители милосердия к 100-летию со дня осно­вания. Музыкальный театр "Лель" по просьбе фонда Андрея Первозванного осуществил первую в истории детского театра постановку музыкально-драматического спектакля 4Белый ангел Москвы, посвящённого жизни и духовному подвигу Елиза­веты Фёдоровны Романовой. В основу его положена современная пьеса Р.Кошурниковой, специально написанная для наших детей, а также письма и документы Свято-Елизаветинского монастыря г.Минска.

Спектакль "Белый ангел" был поставлен мною в двух школах Северного округа г. Москвы Ns717 и Ns152, после чего школьники выступили с двумя благотворительными спектаклями в коррекцион­ном интернате Nsб2 и в молодёжном клубе ЮНЕ­СКО "Сфера".

Спектакль о Святой преподобной ученице Ве­ликой княгине Елизавете – это наш скромный вклад в увековечивание памяти Великой матушки Елизаветы, это наша "детская лепта" .

Патриотическая, духовно-нравственная дея­тельность музыкального театра "Лель" по поста­новке русской классической оперы и постановка спектакля "Белый ангел Москвы" силами школь­ников была отмечена благодарственным письмом отдела культуры московской Патриархии.

Важной частью духовно-нравственного и граж­данско-патриотического воспитания школьников являются наши благотворительные спектакли.

Готовясь к поездке в детские дома и интернаты, учащиеся школы понимают, что они едут к больным детям, а также к детям, у которых нет самого дорогого – родителей. Они серьёзно готовятся, объ­являют по школе сбор подарков (игры, книги, ди­ски, игрушки, вещи) и едут на автобусе с великой миссией в душе творить добро, благо, заботиться о несчастных, немощных, слабых. Юные артисты хо­тят своими выездными спектаклями устроить вос­питанникам детских домов и интернатов праздник и играют с особой отдачей, с жаром сердца. До слёз трогательно, когда после выступления они сами дарят детям привезённые подарки, и детдомовцы с робкой, но счастливой улыбкой (о них кто-то беспокоится, они не одиноки) принимают эти по­дарки, не веря своему кратковременному счастью. И кто знает, может быть, игрушка, подаренная воспитаннику детского дома учеником школы № 152, пройдёт с ним через всю жизнь как символ добра, сострадания, веры в счастье. Ученики I-VII классов получают очень важный жизненный урок – умение сострадать тому, кому плохо.

Музыкальный театр "Лель", ставящий русскую классическую оперу силами учащихся общеоб­разовательной школы, – единственный в Москве. Реализуя свой музыкально-образовательный про­ект "Русская опера – детям", я хочу создать анто­логию русской оперы XIX-XX вв., адаптированной к постановке в школе.

Приобщая детей к шедеврам русской опер­ной классики, осуществляя активную благо­творительную деятельность в детских учреж­дениях, музыкально-театральное объединение "Лель" вносит свой индивидуальный творческий вклад в духовно-нравственное и гражданско­патриотическое воспитание подрастающего поколе­ния. Дети, исполняющие оперу золотого XIX века, становятся совсем другими. С высоты духовного мира созерцания, этики взаимоотношений персо­нажей того времени они в нашей современной вседозволенной жизни ведут себя благородно, чисто, красиво и милосердно. Тысячу раз прав великий Гоголь, говоря о том, что "Театр – это не безделица и вовсе не пустая вещь. Театр – это кафедра, с ко­торой можно сказать миру много добра".

Немалая часть современной молодёжи увлека­ется тяжёлым роком с хриплыми рваными голоса­ми, с обезумевшими от запредельной громкости, монотонности, звукового варварства лицами, теряющими человеческие черты. Диаметрально противоположного эффекта достигает русская классическая опера с завораживающей неземной красотой мелодикой, попадающей прямо в серд­це, красочной, переливающейся драгоценными камнями-тембрами инструментовкой. Она воспева­ет всеобъемлющую Любовь, завещанную Всевыш­ним, к Родине, природе, человеческой душе ("Да любите друг друга"). Музыкальный театр "Лель" исполняет, прославляет и распространяет Красоту русской классической оперы как творение Божие, как ниспосланное Всевышним озарение на умы и сердца великих композиторов и писателей земли русской. И если эту Красоту мы с детьми познали, прочувствовали и впитали, то обязательно должны донести её до сердец других школьников. Что мы с удовольствием и делаем.

 

 

 

Раздел: 
Искусство в школе: 
2016
№2.
С. 56-58.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.