«Союзмультфильму» - 80 лет!

Е. Ильичёв, учитель музыки высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Казань, Республика Татарстан

«Союзмультфильму» - 80 лет!

Союзмультфильму - 80 лет!

Никто из нас не представляет себе жизнь без кинематографа. И нет, наверное, такого человека, который был бы равнодушен к мультипликации. Именно на мультипликационных фильмах выросли наши родители, выросли мы, растут наши дети. И отрадно, что это стало возможным с киностудией «Союзмультфильм», 80-летие которой отмечается в этом году.

Киностудия «Союзмультфильм» была основана 10 июня 1936 года. Известные мастера рисованного кино - Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов и др. - начали «строить» уникальную «кладовую», на которой «состоится» не одно поколение детей.

Нужно отметить, что первые годы работы студии отмечены чёрно-белым изображением. Но уже с 1937 года студия начинает снимать цветные фильмы. Почти единственным направлением первых шагов «Союзмультфильма» были короткометражные фильмы для детей. Это «Колобок», «Лиса-строитель», «Слонёнок», «Заяц-портной», «Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Курица на улице», «Медвежонок».

В период с 1936-1941 гг., то есть за первые пять лет, было выпущено 54 фильма. Многие из них вошли в «золотой фонд» мирового кинематографа. «Лимпопо» и «Бармалей» Л. Амальрика и В. Полковникова, «Мойдодыр» И.Иванова-Вано, «Дядя Стёпа» и «Муха-Цокотуха» В. Сутеева и др.

Мультипликация - сложный и трудоёмкий процесс, который особенно на начальном этапе требовал огромных сил и умений. А ещё это и творческий процесс, направленный на создание творческих союзов - режиссёров-художников, художников-мультипликаторов и композиторов. Музыка стала неотъемлемой частью киноискусства. Плотно «вошла в каждый кадр» мультипликации, стала воплощением характеров героев, способствует раскрытию их образов, состояний, изображая и выражая всё, что задумано художниками.

Впервые музыка к мультипликационным фильмам зазвучала благодаря начинающим на тот момент, но уже известным композиторам: Н. Богословскому («Кот в сапогах», 1938 г.), М. Старокадомскому («Заяц-портной», 1937 г.), И. Ковнеру («Лиса-строитель», 1936 г.).

Время войны не могло не отразиться на творческой деятельности объединения. В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы переключаются на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники «Союзмультфильма» воевали на фронтах Великой Отечественной войны или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов для нужд армии.

С октября 1941 г. начинается эвакуация части студии в Самарканд, туда же прибыли из блокадного Ленинграда режиссёры Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко. В 1943 г. «Союзмультфильм» возвращается в Москву.

В годы войны производство фильмов идёт очень медленно, сказывается отсутствие материалов, тяжёлые условия работы, кадровый голод. Но стоит назвать наиболее значимые фильмы военного и послевоенного времени:

  • «Краденое солнце» И.Иванова-Вано (1944 г.), где пробует себя композитор Ю. Никольский;
  • «Телефон» М. Цехановского (1944 г.), в котором звучит музыка Л. Шварца;
  • «Сказка о царе Салтане» сестёр Брумберг (1943 г.) с музыкой В. Оранского;
  • «Конёк-Горбунок» И. Иванова-Вано (1947 г.) с «музыкальной картиной» В. Оранского;
  • «Цветик-семицветик», лента М. Цехановского (1948 г.) с музыкальным сопровождением композитора Ю. Левитина.

Мультипликация немыслима без музыки!

Герои сюжетов произведений К. Чуковского, А. Пушкина, И. Крылова, П. Ершова, М. Вольпина, и др., воплотились в мультипликации. Стали нравственным и этическим образцом подрастающего поколения.

Ежедневная кропотливая работа творческого коллектива привела студию «Союзмультфильм» к первой награде. В 1947 г. на Международном кинофестивале в Венеции фильм Мстислава Пащенко «Песенка радости» награждён бронзовой медалью «За лучший анимационный фильм».

В послевоенное время студией окончательно был определён самобытный эстетический «канон» детского мультфильма. В первой половине 1950-х гг. студия выпускает популярные детские фильмы: «Каштанка» М. Цехановского, «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа» Л. Атаманова, «Снегурочка» И. Иванова-Вано.

Владимир Шаинский
Владимир Шаинский

В 1953 г., в переломный и нелёгкий год для страны, на студии начинается производство кукольных фильмов. В кукольном кино стали применяться полуобъёмные, «барельефные», в том числе бумажные, куклы. Первый успех цеха объёмно-кукольных фильмов - картина Евгения Мигунова «Карандаш и Клякса - весёлые охотники». Работа оставила у зрителей незабываемые впечатления.

1957 г. запомнился появлением мультипликационного фильма Л. Атаманова «Снежная королева». Режиссёр был новатором в своей работе. В мультфильме «Снежная королева» он использовал так называемый метод «эклера», когда игру актёра снимают на кинопленку, а затем прорисовывают силуэты на бумаге. Эти силуэты становятся основой образа персонажа и точно передают жесты. По такому же методу был создан ещё ряд картин. В фильме «Снежная королева» пронзительно холодно прозвучала таинственная музыка А. Айвазяна.

За период 1945-1960 гг. на студии «Союзмультфильм» было создано 205 картин. Множество полнометражных фильмов. Рубеж 1950-60-х гг. ознаменован творческими поисками и экспериментами, которые к 1963 г. совершенно изменили «лицо» студии. Творческий рывок «художников» производственного объединения «Союзмультфильм» расширил диапазон стилистических, жанровых и технологических поисков и решений. Яркими работами данного периода являются картины: «Левша» И.Иванова-Вано; «Тараканище» В. Полковникова; «Дюймовочка» и «Про бегемота, который боялся прививок» Л. Амальрика; «Кот в сапогах» сестёр Брумберг; «Каникулы Бонифация» и «Фильм! Фильм! Фильм!» Ф. Хитрука. Время шло. На экране советского кино закрепились постоянные персонажи «серийных» фильмов, которые стали любимцами нескольких поколений зрителей: «Маугли» Р. Давыдова, «Малыш и Карлсон» Б. Степанцева, «Умка» В. Пекаря и В. Попова, «Ну, погоди!» В.Котёночкина, «Бременские музыканты» И.Ковалевской, «Винни Пух» Ф. Хитрука, «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк» Р. Качанова. Кукольные и рисованные герои «вживались» в сердце каждого зрителя. Они обрели популярность и народную любовь не только в России, но и во всём мире. Винни-Пух и Пятачок, Малыш и Карлсон, Волк и Заяц из «Ну, погоди!», Чебурашка и Крокодил Гена, Львёнок и Черепаха, Бременские музыканты. Список героев мультфильмов, любимых миллионами детей из разных поколений, можно продолжать долго.

В изумительных мультипликационных лентах звучит прекрасная музыка именитых отечественных композиторов. На создание законченных образов они отдали немало творческих сил. Среди них Б. Савельев, М. Вайнберг, М. Зив, Г. Гладков, Е. Крылатов, В. Шаинский. Отрадно, что последние из них живы. Радуют нас своим творчеством и вдохновением по сей день.
Геннадий Гладков Евгений Крылатов
Геннадий Гладков   /   Евгений Крылатов

На уроках музыки, искусства в V-VI классах, во внеклассной работе мы часто встречаемся с их произведениями в мультипликации. Ребята с радостью и вниманием смотрят мультипликационные ленты, созданные ещё в прошлом веке. Узнают любимых героев, известную музыку и композитора, написавшего её, слушают и анализируют музыкальные фрагменты.

Такие формы работы с обучающимися предусматривают достижение определённых результатов, которые отражают:

  • наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

Подразумевают:

  • размышление о воздействии музыки, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предполагают:

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального музыка (на данном этапе), отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Время расцвета коллектива киностудии -1970-1980 гг. «Союзмультфильм» - крупнейшая анимационная студия в Европе. По состоянию на начало 1980-х гг. картины «Союзмультфильма» завоёвывают в общей сложности более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей. К концу 1980-х гг. на студии работало уже около 500 человек. Число фильмов, снятых в стенах студии к этому времени, превышает тысячу. Яркий, музыкальный, поучительно-познавательный многосерийный мультипликационный сборник «Весёлая карусель» создан именно в этот период.

Мастера кукольного объединения по-прежнему основное внимание уделяют детской аудитории: М.Каменецкий - «Самый маленький гном», «Боцман и попугай», «Волк и телёнок», И.Уфимцев - цикл «38 попугаев», В.Дегтярёв - «Как ослик счастье искал», «Новогодняя сказка».

В период 1960-1980 гг. на студии было создано 730 картин. Это был всплеск творчества. Режиссёрами были разработаны собственные новаторские тематические и жанровые направления:

  • музыкальный фильм («Катерок», «Как Львёнок и Черепаха пели песню», «В порту» и др.);
  • экранизации эпоса и историческое кино («Василиса Микулишна»);
  • фильмы-притчи («Остров», «Икар и мудрецы»);
  • фильм-концерт и спортивный фильм («Метеор на ринге», «В гостях у лета», «Футбольные звёзды»);
  • фильмы на национально-фольклорном материале («Времена года», «Сеча при Керженце», «Волшебное озеро»);
  • лирико-юмористические детские картины («Письмо», «Аврора», «Наследство волшебника Бахрама»);
  • пародийный и сатирический фильм («Голубой щенок», «Ограбление по.», «Пёс в сапогах»);
  • фантастика («Зеркало времени», «Контакт», «Пуговица», «Перевал» и др.).

Долгие годы над созданием мультфильмов трудились лучшие советские режиссёры, художники и мультипликаторы: Лев Атаманов, Борис Дёжкин, Михаил Цехановский, Федор Хитрук, Борис Степанцев, Инесса Ковалевская, Вячеслав Котёночкин, Леонид Шварцман. Эти и мн. др. великие люди посвятили работе в мультипликации всю свою жизнь.

Нелёгким периодом творческого пути стали 1980-1990 гг. В апреле 1988 года на студии формируются пять творческих объединений: «Поиск», «Комикс», «Традиция», «Детский фильм», «Объёмно-кукольные фильмы», которые просуществовали недолго.

«Союзмультфильм» несколько утратил лидирующее положение в отечественной мультипликации. Но всё же за это время было создано 500 картин. Это единственная студия в стране, где на протяжении многих лет производили анимационные фильмы в самых разных жанрах и художественных техниках. Фильмы студии получили более 400 фестивальных призов и наград в Германии, Франции, Японии, Болгарии, Швейцарии.

За 80 лет было создано более 1560 фильмов, многие из которых вошли в «Золотой фонд» мировой анимационной классики. Ведь анимация - один из самых удивительных видов искусства, потому что это своеобразная квинтэссенция живописи, музыки, актёрской игры. В этой сказочной среде всё возможно! Нет никаких границ для полёта фантазии авторов. Творческая стратегия студии - производство фильмов для детей, авторских фильмов фестивального уровня, учебная и просветительская деятельность.

Сегодня «Союзмультфильм» переживает новый этап своей истории. Меняются времена и поколения. На обновлённой студии работают, «творят» молодые талантливые режиссёры, а также опытные мастера анимации. А мультфильм, как и много лет назад, - это неотъемлемая часть культуры детства, взросления человека и становления личности!

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Горшкова Д. История российской мультипликации. XX век. - М.: Изд-во «Издательский дом «Варио», 2016. - 528 с.
  2. [Электронный ресурс] / Бородин Г. http:// soyuzmultfilm.ru (дата обращения: 20.08.2016).
Автор: 
Искусство в школе: 
2016
№5.
С. 61-63.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.