«Союзмультфильму» - 80 лет!
Е. Ильичёв, учитель музыки высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Казань, Республика Татарстан
«Союзмультфильму» - 80 лет!
Никто из нас не представляет себе жизнь без кинематографа. И нет, наверное, такого человека, который был бы равнодушен к мультипликации. Именно на мультипликационных фильмах выросли наши родители, выросли мы, растут наши дети. И отрадно, что это стало возможным с киностудией «Союзмультфильм», 80-летие которой отмечается в этом году.
Киностудия «Союзмультфильм» была основана 10 июня 1936 года. Известные мастера рисованного кино - Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов и др. - начали «строить» уникальную «кладовую», на которой «состоится» не одно поколение детей.
Нужно отметить, что первые годы работы студии отмечены чёрно-белым изображением. Но уже с 1937 года студия начинает снимать цветные фильмы. Почти единственным направлением первых шагов «Союзмультфильма» были короткометражные фильмы для детей. Это «Колобок», «Лиса-строитель», «Слонёнок», «Заяц-портной», «Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Курица на улице», «Медвежонок».
В период с 1936-1941 гг., то есть за первые пять лет, было выпущено 54 фильма. Многие из них вошли в «золотой фонд» мирового кинематографа. «Лимпопо» и «Бармалей» Л. Амальрика и В. Полковникова, «Мойдодыр» И.Иванова-Вано, «Дядя Стёпа» и «Муха-Цокотуха» В. Сутеева и др.
Мультипликация - сложный и трудоёмкий процесс, который особенно на начальном этапе требовал огромных сил и умений. А ещё это и творческий процесс, направленный на создание творческих союзов - режиссёров-художников, художников-мультипликаторов и композиторов. Музыка стала неотъемлемой частью киноискусства. Плотно «вошла в каждый кадр» мультипликации, стала воплощением характеров героев, способствует раскрытию их образов, состояний, изображая и выражая всё, что задумано художниками.
Впервые музыка к мультипликационным фильмам зазвучала благодаря начинающим на тот момент, но уже известным композиторам: Н. Богословскому («Кот в сапогах», 1938 г.), М. Старокадомскому («Заяц-портной», 1937 г.), И. Ковнеру («Лиса-строитель», 1936 г.).
Время войны не могло не отразиться на творческой деятельности объединения. В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы переключаются на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники «Союзмультфильма» воевали на фронтах Великой Отечественной войны или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов для нужд армии.
С октября 1941 г. начинается эвакуация части студии в Самарканд, туда же прибыли из блокадного Ленинграда режиссёры Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко. В 1943 г. «Союзмультфильм» возвращается в Москву.
В годы войны производство фильмов идёт очень медленно, сказывается отсутствие материалов, тяжёлые условия работы, кадровый голод. Но стоит назвать наиболее значимые фильмы военного и послевоенного времени:
- «Краденое солнце» И.Иванова-Вано (1944 г.), где пробует себя композитор Ю. Никольский;
- «Телефон» М. Цехановского (1944 г.), в котором звучит музыка Л. Шварца;
- «Сказка о царе Салтане» сестёр Брумберг (1943 г.) с музыкой В. Оранского;
- «Конёк-Горбунок» И. Иванова-Вано (1947 г.) с «музыкальной картиной» В. Оранского;
- «Цветик-семицветик», лента М. Цехановского (1948 г.) с музыкальным сопровождением композитора Ю. Левитина.
Мультипликация немыслима без музыки!
Герои сюжетов произведений К. Чуковского, А. Пушкина, И. Крылова, П. Ершова, М. Вольпина, и др., воплотились в мультипликации. Стали нравственным и этическим образцом подрастающего поколения.
Ежедневная кропотливая работа творческого коллектива привела студию «Союзмультфильм» к первой награде. В 1947 г. на Международном кинофестивале в Венеции фильм Мстислава Пащенко «Песенка радости» награждён бронзовой медалью «За лучший анимационный фильм».
В послевоенное время студией окончательно был определён самобытный эстетический «канон» детского мультфильма. В первой половине 1950-х гг. студия выпускает популярные детские фильмы: «Каштанка» М. Цехановского, «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа» Л. Атаманова, «Снегурочка» И. Иванова-Вано.
Владимир Шаинский
В 1953 г., в переломный и нелёгкий год для страны, на студии начинается производство кукольных фильмов. В кукольном кино стали применяться полуобъёмные, «барельефные», в том числе бумажные, куклы. Первый успех цеха объёмно-кукольных фильмов - картина Евгения Мигунова «Карандаш и Клякса - весёлые охотники». Работа оставила у зрителей незабываемые впечатления.
1957 г. запомнился появлением мультипликационного фильма Л. Атаманова «Снежная королева». Режиссёр был новатором в своей работе. В мультфильме «Снежная королева» он использовал так называемый метод «эклера», когда игру актёра снимают на кинопленку, а затем прорисовывают силуэты на бумаге. Эти силуэты становятся основой образа персонажа и точно передают жесты. По такому же методу был создан ещё ряд картин. В фильме «Снежная королева» пронзительно холодно прозвучала таинственная музыка А. Айвазяна.
За период 1945-1960 гг. на студии «Союзмультфильм» было создано 205 картин. Множество полнометражных фильмов. Рубеж 1950-60-х гг. ознаменован творческими поисками и экспериментами, которые к 1963 г. совершенно изменили «лицо» студии. Творческий рывок «художников» производственного объединения «Союзмультфильм» расширил диапазон стилистических, жанровых и технологических поисков и решений. Яркими работами данного периода являются картины: «Левша» И.Иванова-Вано; «Тараканище» В. Полковникова; «Дюймовочка» и «Про бегемота, который боялся прививок» Л. Амальрика; «Кот в сапогах» сестёр Брумберг; «Каникулы Бонифация» и «Фильм! Фильм! Фильм!» Ф. Хитрука. Время шло. На экране советского кино закрепились постоянные персонажи «серийных» фильмов, которые стали любимцами нескольких поколений зрителей: «Маугли» Р. Давыдова, «Малыш и Карлсон» Б. Степанцева, «Умка» В. Пекаря и В. Попова, «Ну, погоди!» В.Котёночкина, «Бременские музыканты» И.Ковалевской, «Винни Пух» Ф. Хитрука, «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк» Р. Качанова. Кукольные и рисованные герои «вживались» в сердце каждого зрителя. Они обрели популярность и народную любовь не только в России, но и во всём мире. Винни-Пух и Пятачок, Малыш и Карлсон, Волк и Заяц из «Ну, погоди!», Чебурашка и Крокодил Гена, Львёнок и Черепаха, Бременские музыканты. Список героев мультфильмов, любимых миллионами детей из разных поколений, можно продолжать долго.
Геннадий Гладков / Евгений Крылатов
На уроках музыки, искусства в V-VI классах, во внеклассной работе мы часто встречаемся с их произведениями в мультипликации. Ребята с радостью и вниманием смотрят мультипликационные ленты, созданные ещё в прошлом веке. Узнают любимых героев, известную музыку и композитора, написавшего её, слушают и анализируют музыкальные фрагменты.
Такие формы работы с обучающимися предусматривают достижение определённых результатов, которые отражают:
- наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.
Подразумевают:
- размышление о воздействии музыки, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предполагают:
- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального музыка (на данном этапе), отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
Время расцвета коллектива киностудии -1970-1980 гг. «Союзмультфильм» - крупнейшая анимационная студия в Европе. По состоянию на начало 1980-х гг. картины «Союзмультфильма» завоёвывают в общей сложности более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей. К концу 1980-х гг. на студии работало уже около 500 человек. Число фильмов, снятых в стенах студии к этому времени, превышает тысячу. Яркий, музыкальный, поучительно-познавательный многосерийный мультипликационный сборник «Весёлая карусель» создан именно в этот период.
Мастера кукольного объединения по-прежнему основное внимание уделяют детской аудитории: М.Каменецкий - «Самый маленький гном», «Боцман и попугай», «Волк и телёнок», И.Уфимцев - цикл «38 попугаев», В.Дегтярёв - «Как ослик счастье искал», «Новогодняя сказка».
В период 1960-1980 гг. на студии было создано 730 картин. Это был всплеск творчества. Режиссёрами были разработаны собственные новаторские тематические и жанровые направления:
- музыкальный фильм («Катерок», «Как Львёнок и Черепаха пели песню», «В порту» и др.);
- экранизации эпоса и историческое кино («Василиса Микулишна»);
- фильмы-притчи («Остров», «Икар и мудрецы»);
- фильм-концерт и спортивный фильм («Метеор на ринге», «В гостях у лета», «Футбольные звёзды»);
- фильмы на национально-фольклорном материале («Времена года», «Сеча при Керженце», «Волшебное озеро»);
- лирико-юмористические детские картины («Письмо», «Аврора», «Наследство волшебника Бахрама»);
- пародийный и сатирический фильм («Голубой щенок», «Ограбление по.», «Пёс в сапогах»);
- фантастика («Зеркало времени», «Контакт», «Пуговица», «Перевал» и др.).
Долгие годы над созданием мультфильмов трудились лучшие советские режиссёры, художники и мультипликаторы: Лев Атаманов, Борис Дёжкин, Михаил Цехановский, Федор Хитрук, Борис Степанцев, Инесса Ковалевская, Вячеслав Котёночкин, Леонид Шварцман. Эти и мн. др. великие люди посвятили работе в мультипликации всю свою жизнь.
Нелёгким периодом творческого пути стали 1980-1990 гг. В апреле 1988 года на студии формируются пять творческих объединений: «Поиск», «Комикс», «Традиция», «Детский фильм», «Объёмно-кукольные фильмы», которые просуществовали недолго.
«Союзмультфильм» несколько утратил лидирующее положение в отечественной мультипликации. Но всё же за это время было создано 500 картин. Это единственная студия в стране, где на протяжении многих лет производили анимационные фильмы в самых разных жанрах и художественных техниках. Фильмы студии получили более 400 фестивальных призов и наград в Германии, Франции, Японии, Болгарии, Швейцарии.
За 80 лет было создано более 1560 фильмов, многие из которых вошли в «Золотой фонд» мировой анимационной классики. Ведь анимация - один из самых удивительных видов искусства, потому что это своеобразная квинтэссенция живописи, музыки, актёрской игры. В этой сказочной среде всё возможно! Нет никаких границ для полёта фантазии авторов. Творческая стратегия студии - производство фильмов для детей, авторских фильмов фестивального уровня, учебная и просветительская деятельность.
Сегодня «Союзмультфильм» переживает новый этап своей истории. Меняются времена и поколения. На обновлённой студии работают, «творят» молодые талантливые режиссёры, а также опытные мастера анимации. А мультфильм, как и много лет назад, - это неотъемлемая часть культуры детства, взросления человека и становления личности!
Литература и Интернет-ресурсы:
- Горшкова Д. История российской мультипликации. XX век. - М.: Изд-во «Издательский дом «Варио», 2016. - 528 с.
- [Электронный ресурс] / Бородин Г. http:// soyuzmultfilm.ru (дата обращения: 20.08.2016).
Оставить комментарий