Рисуют дети Поволжья

Н. Фомина. доктор педагогических наук, член-кор. Российской академии образования

Рисуют дети Поволжья

Полтора года тому назад, оказавшись в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Т. Эрьзи в Саранске, я была впечатлена масштабом и разнообразием деятельности музея на поприще науки, образования, пополнения коллекции и пропаганды своей деятельности. Музей размещается в огромном современном здании. В нём широко и полно представлено творчество С.Т. Эрьзи, русское искусство XVIII-XX вв., советское искусство, национальная культура Мордовии. Атмосфера музея окрашена постоянной связью с художественной жизнью Мордовии, России, мировой культурой. И это не случайно. На протяжении многих лет его возглавляет исключительно деятельный человек, замечательный художник, внедряющий национальные традиции в современное искусство (представитель этнофутуристического направления), признанный специалист музейного дела Людмила Николаевна Нарбекова.

Достойное место в деятельности музея занимает работа с детьми: от самых маленьких до юношеского возраста. Уверена, что зав. отделом музейной педагогики Наталья Сергеевна Осянина на страницах журнала с готовностью расскажет подробно о работе их отдела, охватывающей общеобразовательные и художественные школы, специализированные интернаты, где живут и учатся дети с проблемами слуха. Музей работает в тесном контакте с Государственным Русским музеем, внедряя в практику его разнообразные программы. Меня же при первом посещении в 2016 году поразила Городская выставка творческих работ учащихся детских художественных школ и школ искусств «Сказки сельвы», организованная Музеем имени С.Д. Эрьзи и Управлением культуры Администрации городского округа Саранск в рамках празднования 140-летия со дня рождения выдающегося скульптора. В названии выставки, которой предшествовал конкурс, была заложена интрига, связанная с плодотворным периодом творчества С.Д.Эрьзи в Аргентине. Сельва - это влажные тропические леса Южной Америки, в которых скульптор находил материал для своих произведений - дерево субтропических пород (кебрачо, альгарробо, урундай и лапачо). За 23 года пребывания в Аргентине им было выполнено множество скульптур из дерева, из которых 160 находятся в собрании мордовского музея. Участникам городского конкурса были предложены интереснейшие темы для воплощения, требующие знания жизни и творчества Эрьзи, осведомлённости в области естествознания и мифологии Аргентины, воображения и определённого мастерства: С.Д. Эрьзя в аргентинской сельве, ожившие скульптуры (сюжеты на тему произведений скульптора аргентинского периода), иллюстрации к рассказам Орасио Кироги, вошедшим в книгу «Сказки сельвы». Организаторы конкурса предложили школьникам Мордовии последовать за писателем в сельву и услышать сказки Серебряной страны (так переводится с испанского слово «Аргентина»), помогающие понять творчество Эрьзи.

Оригинальная содержательная концепция конкурса дала возможность детям в разных видах творческой деятельности воплотить свои представления о далёкой и сказочной сельве. Живописные, графические, декоративно-прикладные и скульптурные произведения, изображающие разнообразие животного и растительного мира, мифологические образы, интерпретации произведений самого Эрьзи, творческий процесс скульптора представляли картину действительно впечатляющую. Выставка художественного творчества детей достойно выдерживала конкуренцию с экспозициями историкодокументального и художественного содержания, развёрнутыми в музее в связи с отмечавшимся юбилеем Эрьзи.

Как представитель Института художественного образования и культурологии РАО, я предложила мордовскому музею совместный проект «Рисуют дети Поволжья», в рамках которого провести выставку художественного творчества детей городов и сёл Поволжья нескольких поколений, формировавшихся в различной социокультурной ситуации. Художественное творчество детей ставит перед специалистами проблемы сохранения своей национальной идентичности в условиях открытого культурного пространства, традиций отечественной художественной школы, роли искусства в формировании культуры творческой личности, они могут стать предметом обсуждения на круглом столе.

Когда проект был принят, встала проблема определения географических масштабов Поволжья. И оказалось, что в настоящее время в Ассоциацию городов Поволжья входит 25 городов. Это - Арзамас, Астрахань, Балаково, Волгоград, Димитровград, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров, Нижний Новгород, Новокуйбышевск, Новочебоксарск, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск,

Сарапул, Саратов, Стерлитамак, Сызрань, Тольятти, Ульяновск, Уфа, Чебоксары.

Международная коллекция детского рисунка Института, являющаяся уникальным источни­ком знаний о мировосприятии и художественном творчестве детей и подростков на протяжении XX – начала XXI вв., включает и рисунки детей нескольких поколений названных городов и при­легающих областей. Наиболее репрезентативным является собрание 1930-х годов, сформированное в период активного проведения конкурсов детского рисунка разного уровня – школьных, региональ­ных, всесоюзных. Всесоюзные конкурсы были приурочены обычно к событиям государственного масштаба. Благодаря этому в Институте (в 1930-е гг. Центральный дом художественного воспитания Наркомпроса РСФСР), который в то время был организатором конкурсов, сложилась огромная коллекция детских рисунков из разных республик, городов и сёл Советского Союза.

В результате сотрудничества Отдела музейной педагогики саранского музея с сотрудниками Института выставка «Рисуют дети Поволжья. 1930-2010 гг.» сложилась из двух разделов. Ретро­спективный раздел включал 40 работ из коллекции Института, представляющих творчество детей из городов, входящих в настоящее время в Ассоциа­цию городов Поволжья, а также несколько дово­енных произведений двух талантливых мальчиков из Саранска. Современный– произведения юных жителей Саранска.

Каждый из экспонатов имеет интересную исто­рию. Самые ранние представленные Институтом работы выполнены до 1913 года. Это вышивки уче­ниц-мордовок Дракинской церковно-приходской школы Спасского уезда Тамбовской губернии, о чём свидетельствуют подписи рисунков. В результате изучения всех помет, оставленных различными учреждениями и исследователями на двух листах, на которых смонтированы вышивки национального характера, следует, что они происходят из Архива внутренней политики, культуры и быта, в котором на постоянной выставке находились под №227. В 

коллекции Института они хранятся в папке, также отмеченной штампом постоянной выставки Архива внутренней политики, культуры и быта, подарен­ной «Его Высокопреосвещенству Высокопреосве­щеннейшему Тихону Архиепископу Иркутскому и Верхоленскому от воспитанников Иркутской Цер­ковно-Учительской школы 17 апреля 1903 года».

Источником изучения Дракинской церковно-приходской школы Спасского уезда Тамбовской губ. явилась статья: П.П.Богословский. Село Дракино, Спасского уезда, Тамбовской губ. // Тамбовские пар­хиальные ведомости, 1890, № 18, с. 924-948. Павел Платонович Богословский – священник Покровской церкви в селе Дракино с 26 февраля 1887 года.

автор сообщает, что «по племенному проис­хождению жители села Дракина исключительно мордва-эрзяне. Отличительных физических особен­ностей своего племенного происхождения эрзяне не имеют, они даже мало чем отличаются от русского крестьянина: за мордвина дракинца можно при­знать только тогда, когда он заговорит на родном своем наречии…

Наряду с земскою школою в селе Дракине суще­ствует церковно-приходская школа грамотности, открытая в 1888 году. Число учащихся в обеих школах не превышает 60 человек. Успехи этих школ не могут быть названы достаточными: при­чина тому плохое знакомство мордовских детей с русским языком…

Национальный костюм среди мордвы сохранил­ся только у женщин, мужчины же его не имеют: мордвин по одежде тот же, что русский простолю­дин. Женщина-мордовка носит узкие холщовые шаровары и таковую же длинную рубаху. Опле­чья, рукава и подол рубахи вышиваются чёрною шерстью, а у зажиточных мордовок даже шёлком… Мордовки верхнюю одежду носят отличительно от мужчин: они надевают на один только левый рукав, так что правая сторона корпуса полуоткрыта».

Приведённая цитата даёт возможность выявить предназначение деталей костюма, выполненных в то время ученицами-мордовками.

Рисунки, выполненные в 1920-е – в начале 1940-х гг., были присланы детьми и подростками Поволжья на первую Международную выставку детского рисунка в 1934 году; на конкурс «Наша Родина», посвящённый 60-летию И.В.Сталина в 1939 году; рисунки первой половины 1940-х гг. поступали на выставку, посвящён­ную Победе в 1945-1946 гг.

Мы постарались отобрать для вы­ставки в Саранске работы, имеющие историко-документальный интерес. Так казалось, скромная по размеру, строгая по колориту, но выразитель­ная по своему графическому реше­нию работа Горы Машкова (11 лет, г.Саратов) привлекает внимание подробностями в изображении, которые в определённой мере объясняет название: «У Саргреса часто случают­ся несчастья… 31.12.1933». Обратившись к истории, узнали, что действительно в тот день на Саратовской гидроэлектростанции про­изошла авария одного из котлов. То есть мальчик из  Саратова изобразил траги­ческий момент, свидетелем которого он был.

Легендарная страница истории раскрывается и в рисунке Садыкова Мохсина (14 лет, Татария, Чисто­польский р-н, д. Кутлуш­кино) «Самолёт «РОДИ­НА» в бурю над тайгой» (1939 г.). На маленьком листочке изображён огром­ный самолёт, из которого выпрыгнул парашютист. Сделал он это, конечно, осоз­нанно: мрачный колорит раскрывает угрожающую напряжённость момента. В данном случае автор ра­ботал под впечатлением информации. История та­кова. Известные советские лётчицы В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова совершали беспосадочный перелёт Москва–Дальний Восток, в ходе которого был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. Юный рисовальщик изображает эпизод, когда связь лётчиц с землёй прервалась. Командир корабля Гризодубова решила садиться в тайге и приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка опасна для сидящего впереди штурмана, которыми являлась Раскова. Самолёт посадили на болото в верховьях таёжной реки Амгуни.

Тему совершенно другого смысла поднимает мальчик 14-ти лет Гаршин из Куйбышевского Дворца пионеров. Его рисунок 1939 года называ­ется «Наш город. Вид из окна школы. Площадь, где была церковь». На рисунке изображён сквер с фонтаном, гуляющая публика, административное здание, увенчанное флагом, но грустная интонация, заложенная в названии, которое дал автор, раскры­вает содержательную многоплановость восприятия ребёнком этого конкретного вида из  окна школы.

Исторической документальностью трогает и выразительный рисунок Г.Воробьёва 14 лет из Са­ратовской области «На вокзале». Выполненный в сложной технике, сочетающей акварель и тушь, он имел для автора, наверное, личное значение: на нём на­зван день изображенного со­бытия – возвращения солдат с фронта 9 декабря 1946 года.

Особый интерес пред­ставляют работы немцев Поволжья. Большинство рисунков отражает государ­ственные праздники. Даже пятилетний Федя Штихлинг из города Энгельса в 1930-м году изобразил всадника со знаменем. Важно, что на всех работах лозунги на демонстрациях и парадах и прочие сопровождающие тексты написаны на немец­ком языке.

Несмотря на явное воз­действие идеологии, что явно выражено в большинстве конкурсных работ, многие рисунки интересны быто­выми подробностями, рас­крывающими повседневную жизнь детей и взрослых.

Серия рисунков представ­ляет творчество одного под­ростка, явно талантливого и активно рисующего. Это самый старший участник данной выставки – Михаил Шатько из г.Энгельса, в 1939 году ему было 16 лет. Высокий художественный уровень рисунков, раз­нообразие мотивов давало право предполагать, что мальчик стал художником. Обращает на себя внимание сложная композиция «Парад 1-го мая», выполненная на длинном листе большого размера, с документальной точностью карандашом и аква­релью изображающая парад. Оптимизмом и живо­стью отличаются акварели, изображающие жизнь в лагере, зимние игры, пейзажи, карандашные зарисовки. Знакомство с биографией показало, что художником Михаил не стал, но прошёл трудный жизненный путь. Может быть, и сегодня он живёт и работает в г.Саратове. Он – участник Великой Отечественной войны, став экономистом, защитил кандидатскую диссертацию, на протяжении мно­гих лет работал в Энгельсском технологическом институте.

Музей включил в ретроспективный раздел довоенные юношеские рисунки художников Мордовии Владимира Илюхина и Николая Рачкова. Судьбы художников отражают сложные процессы обще­ственной жизни Советского Союза. Оба, будучи подростками, увлечёнными рисованием, успешно осваивали до войны традиционную реалистическую школу: В.Илюхин – в Школе юных дарований в Ленинграде, Н.Рачков – в студиях Самары. Пер­вый стал успешным дипломированным худож­ником; второй был репрессирован, специального образования не получил, но всю жизнь занимался искусством как оформитель сцены, праздников, оставил замечательные живописные произведения. Судьбы художников исследованы Н.С.Осяниной и заслуживают самостоятельного рассказа.

В современном разделе экспонировались работы учащихся детских художественных школ Респу­блики Мордовия, которые впервые были показа­ны на выставках-конкурсах детского творчества, инициированных музеем в 2010-х годах: «Торт в Небесах» (к100-летию Джанни Родари), «Сказки сельвы» (к140-летию со дня рождения С.Д.Эрьзи), «Мой любимый музей» (к 50-летию МРМИИ имени С.Д.Эрьзи). Экспозиция современных работ произ­водила целостное впечатление декоративной ярко­стью, разнообразием сюжетов и техник. Искусство каждой эпохи в полной мере отражается на худо­жественных особенностях творчества детей. Одним из очевидных достоинств является выраженное в рисунках чувство причастности к жизни музея, его выставкам, культурным событиям Мордовии, интерес к национальной культуре.

Залогом успешной работы художественных школ, как мне представляется, является про­фессиональная связь не только с музеем, но и с Мордовским государственным педагогическим институтом имени М.Е.Евсевьева, где подготовка будущих преподавателей художественных школ и учителей изобразительного искусства осущест­вляется на кафедре художественного образования. Заведующий кафедрой – талантливый живописец и педагог Валерий Амбарцумович Варданян.

Проблемы, общие для художественного обра­зования учителей и учащихся, обсуждались на круглом столе «Актуальные проблемы художе­ственно-творческого развития детей и подростков в системе общего и дополнительного образования», объединившем представителей музея, высшей школы, преподавателей художественных школ и школ искусств Саранска, руководителей культуры и образования Мордовии, сотрудников Института художественного образования и культурологии РАО. Акцент был сделан на работе с одарёнными детьми. Единодушным было мнение: для того, чтобы у ребёнка возникло желание творить, нужно создать условия для художественной деятельно­сти, и тогда одарённость может проявить любой ребёнок. Это мнение не было голословным: оно подтверждалось и историческим опытом, раскры­тым в докладах Т.А.Копцевой, Н.С.Осяниной, Н.Н.Фоминой; и современной практикой работы с детьми и подростками в системе общего и до­полнительного образования, начиная с дошколь­ного детства. Важным условием успеха является соответствующая подготовка будущих учителей на стадии получения высшего образования. Пер­спективные возможности в этом плане продемон­стрировал В.А.Варданян на примере плодотворной работы студентов в многочисленных творческих мастерских по разным видам художественной дея­тельности, созданных в педагогическом институте, а также В.П.Копцев на своём опыте в Московском городском педагогическом университете. Как и на большинстве конференций последних лет, были подняты вопросы работы с детьми, имеющими проблемы в развитии и социализации. Творческие художественные и педагогические контакты Ин­ститута художественного образования и культуро­логии РАО с детьми и учителями искусства Повол­жья продемонстрировали сразу две Передвижные выставки в рамках проекта Т.А.Копцевой «Я вижу мир», открывшиеся в Мордовском педагогическом институте имени М.Е.Евсевьева.

Успешный опыт сотрудничества Института художественного образования и культурологии РАО с Мордовским республиканским музеем изо­бразительных искусств имени Д.С.Эрьзи даёт осно­вание для продолжения и расширения контактов с учреждениями культуры и образования городов Поволжья на почве эстетического воспитания под­растающего поколения.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№4.
С. 37-40.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.