Рисуют дети Поволжья
Н. Фомина. доктор педагогических наук, член-кор. Российской академии образования
Рисуют дети Поволжья
Полтора года тому назад, оказавшись в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Т. Эрьзи в Саранске, я была впечатлена масштабом и разнообразием деятельности музея на поприще науки, образования, пополнения коллекции и пропаганды своей деятельности. Музей размещается в огромном современном здании. В нём широко и полно представлено творчество С.Т. Эрьзи, русское искусство XVIII-XX вв., советское искусство, национальная культура Мордовии. Атмосфера музея окрашена постоянной связью с художественной жизнью Мордовии, России, мировой культурой. И это не случайно. На протяжении многих лет его возглавляет исключительно деятельный человек, замечательный художник, внедряющий национальные традиции в современное искусство (представитель этнофутуристического направления), признанный специалист музейного дела Людмила Николаевна Нарбекова.
Достойное место в деятельности музея занимает работа с детьми: от самых маленьких до юношеского возраста. Уверена, что зав. отделом музейной педагогики Наталья Сергеевна Осянина на страницах журнала с готовностью расскажет подробно о работе их отдела, охватывающей общеобразовательные и художественные школы, специализированные интернаты, где живут и учатся дети с проблемами слуха. Музей работает в тесном контакте с Государственным Русским музеем, внедряя в практику его разнообразные программы. Меня же при первом посещении в 2016 году поразила Городская выставка творческих работ учащихся детских художественных школ и школ искусств «Сказки сельвы», организованная Музеем имени С.Д. Эрьзи и Управлением культуры Администрации городского округа Саранск в рамках празднования 140-летия со дня рождения выдающегося скульптора. В названии выставки, которой предшествовал конкурс, была заложена интрига, связанная с плодотворным периодом творчества С.Д.Эрьзи в Аргентине. Сельва - это влажные тропические леса Южной Америки, в которых скульптор находил материал для своих произведений - дерево субтропических пород (кебрачо, альгарробо, урундай и лапачо). За 23 года пребывания в Аргентине им было выполнено множество скульптур из дерева, из которых 160 находятся в собрании мордовского музея. Участникам городского конкурса были предложены интереснейшие темы для воплощения, требующие знания жизни и творчества Эрьзи, осведомлённости в области естествознания и мифологии Аргентины, воображения и определённого мастерства: С.Д. Эрьзя в аргентинской сельве, ожившие скульптуры (сюжеты на тему произведений скульптора аргентинского периода), иллюстрации к рассказам Орасио Кироги, вошедшим в книгу «Сказки сельвы». Организаторы конкурса предложили школьникам Мордовии последовать за писателем в сельву и услышать сказки Серебряной страны (так переводится с испанского слово «Аргентина»), помогающие понять творчество Эрьзи.
Оригинальная содержательная концепция конкурса дала возможность детям в разных видах творческой деятельности воплотить свои представления о далёкой и сказочной сельве. Живописные, графические, декоративно-прикладные и скульптурные произведения, изображающие разнообразие животного и растительного мира, мифологические образы, интерпретации произведений самого Эрьзи, творческий процесс скульптора представляли картину действительно впечатляющую. Выставка художественного творчества детей достойно выдерживала конкуренцию с экспозициями историкодокументального и художественного содержания, развёрнутыми в музее в связи с отмечавшимся юбилеем Эрьзи.
Как представитель Института художественного образования и культурологии РАО, я предложила мордовскому музею совместный проект «Рисуют дети Поволжья», в рамках которого провести выставку художественного творчества детей городов и сёл Поволжья нескольких поколений, формировавшихся в различной социокультурной ситуации. Художественное творчество детей ставит перед специалистами проблемы сохранения своей национальной идентичности в условиях открытого культурного пространства, традиций отечественной художественной школы, роли искусства в формировании культуры творческой личности, они могут стать предметом обсуждения на круглом столе.
Когда проект был принят, встала проблема определения географических масштабов Поволжья. И оказалось, что в настоящее время в Ассоциацию городов Поволжья входит 25 городов. Это - Арзамас, Астрахань, Балаково, Волгоград, Димитровград, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров, Нижний Новгород, Новокуйбышевск, Новочебоксарск, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск,
Сарапул, Саратов, Стерлитамак, Сызрань, Тольятти, Ульяновск, Уфа, Чебоксары.
Международная коллекция детского рисунка Института, являющаяся уникальным источником знаний о мировосприятии и художественном творчестве детей и подростков на протяжении XX – начала XXI вв., включает и рисунки детей нескольких поколений названных городов и прилегающих областей. Наиболее репрезентативным является собрание 1930-х годов, сформированное в период активного проведения конкурсов детского рисунка разного уровня – школьных, региональных, всесоюзных. Всесоюзные конкурсы были приурочены обычно к событиям государственного масштаба. Благодаря этому в Институте (в 1930-е гг. Центральный дом художественного воспитания Наркомпроса РСФСР), который в то время был организатором конкурсов, сложилась огромная коллекция детских рисунков из разных республик, городов и сёл Советского Союза.
В результате сотрудничества Отдела музейной педагогики саранского музея с сотрудниками Института выставка «Рисуют дети Поволжья. 1930-2010 гг.» сложилась из двух разделов. Ретроспективный раздел включал 40 работ из коллекции Института, представляющих творчество детей из городов, входящих в настоящее время в Ассоциацию городов Поволжья, а также несколько довоенных произведений двух талантливых мальчиков из Саранска. Современный– произведения юных жителей Саранска.
Каждый из экспонатов имеет интересную историю. Самые ранние представленные Институтом работы выполнены до 1913 года. Это вышивки учениц-мордовок Дракинской церковно-приходской школы Спасского уезда Тамбовской губернии, о чём свидетельствуют подписи рисунков. В результате изучения всех помет, оставленных различными учреждениями и исследователями на двух листах, на которых смонтированы вышивки национального характера, следует, что они происходят из Архива внутренней политики, культуры и быта, в котором на постоянной выставке находились под №227. В
коллекции Института они хранятся в папке, также отмеченной штампом постоянной выставки Архива внутренней политики, культуры и быта, подаренной «Его Высокопреосвещенству Высокопреосвещеннейшему Тихону Архиепископу Иркутскому и Верхоленскому от воспитанников Иркутской Церковно-Учительской школы 17 апреля 1903 года».
Источником изучения Дракинской церковно-приходской школы Спасского уезда Тамбовской губ. явилась статья: П.П.Богословский. Село Дракино, Спасского уезда, Тамбовской губ. // Тамбовские пархиальные ведомости, 1890, № 18, с. 924-948. Павел Платонович Богословский – священник Покровской церкви в селе Дракино с 26 февраля 1887 года.
автор сообщает, что «по племенному происхождению жители села Дракина исключительно мордва-эрзяне. Отличительных физических особенностей своего племенного происхождения эрзяне не имеют, они даже мало чем отличаются от русского крестьянина: за мордвина дракинца можно признать только тогда, когда он заговорит на родном своем наречии…
Наряду с земскою школою в селе Дракине существует церковно-приходская школа грамотности, открытая в 1888 году. Число учащихся в обеих школах не превышает 60 человек. Успехи этих школ не могут быть названы достаточными: причина тому плохое знакомство мордовских детей с русским языком…
Национальный костюм среди мордвы сохранился только у женщин, мужчины же его не имеют: мордвин по одежде тот же, что русский простолюдин. Женщина-мордовка носит узкие холщовые шаровары и таковую же длинную рубаху. Оплечья, рукава и подол рубахи вышиваются чёрною шерстью, а у зажиточных мордовок даже шёлком… Мордовки верхнюю одежду носят отличительно от мужчин: они надевают на один только левый рукав, так что правая сторона корпуса полуоткрыта».
Приведённая цитата даёт возможность выявить предназначение деталей костюма, выполненных в то время ученицами-мордовками.
Рисунки, выполненные в 1920-е – в начале 1940-х гг., были присланы детьми и подростками Поволжья на первую Международную выставку детского рисунка в 1934 году; на конкурс «Наша Родина», посвящённый 60-летию И.В.Сталина в 1939 году; рисунки первой половины 1940-х гг. поступали на выставку, посвящённую Победе в 1945-1946 гг.
Мы постарались отобрать для выставки в Саранске работы, имеющие историко-документальный интерес. Так казалось, скромная по размеру, строгая по колориту, но выразительная по своему графическому решению работа Горы Машкова (11 лет, г.Саратов) привлекает внимание подробностями в изображении, которые в определённой мере объясняет название: «У Саргреса часто случаются несчастья… 31.12.1933». Обратившись к истории, узнали, что действительно в тот день на Саратовской гидроэлектростанции произошла авария одного из котлов. То есть мальчик из Саратова изобразил трагический момент, свидетелем которого он был.
Легендарная страница истории раскрывается и в рисунке Садыкова Мохсина (14 лет, Татария, Чистопольский р-н, д. Кутлушкино) «Самолёт «РОДИНА» в бурю над тайгой» (1939 г.). На маленьком листочке изображён огромный самолёт, из которого выпрыгнул парашютист. Сделал он это, конечно, осознанно: мрачный колорит раскрывает угрожающую напряжённость момента. В данном случае автор работал под впечатлением информации. История такова. Известные советские лётчицы В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова совершали беспосадочный перелёт Москва–Дальний Восток, в ходе которого был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. Юный рисовальщик изображает эпизод, когда связь лётчиц с землёй прервалась. Командир корабля Гризодубова решила садиться в тайге и приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка опасна для сидящего впереди штурмана, которыми являлась Раскова. Самолёт посадили на болото в верховьях таёжной реки Амгуни.
Тему совершенно другого смысла поднимает мальчик 14-ти лет Гаршин из Куйбышевского Дворца пионеров. Его рисунок 1939 года называется «Наш город. Вид из окна школы. Площадь, где была церковь». На рисунке изображён сквер с фонтаном, гуляющая публика, административное здание, увенчанное флагом, но грустная интонация, заложенная в названии, которое дал автор, раскрывает содержательную многоплановость восприятия ребёнком этого конкретного вида из окна школы.
Исторической документальностью трогает и выразительный рисунок Г.Воробьёва 14 лет из Саратовской области «На вокзале». Выполненный в сложной технике, сочетающей акварель и тушь, он имел для автора, наверное, личное значение: на нём назван день изображенного события – возвращения солдат с фронта 9 декабря 1946 года.
Особый интерес представляют работы немцев Поволжья. Большинство рисунков отражает государственные праздники. Даже пятилетний Федя Штихлинг из города Энгельса в 1930-м году изобразил всадника со знаменем. Важно, что на всех работах лозунги на демонстрациях и парадах и прочие сопровождающие тексты написаны на немецком языке.
Несмотря на явное воздействие идеологии, что явно выражено в большинстве конкурсных работ, многие рисунки интересны бытовыми подробностями, раскрывающими повседневную жизнь детей и взрослых.
Серия рисунков представляет творчество одного подростка, явно талантливого и активно рисующего. Это самый старший участник данной выставки – Михаил Шатько из г.Энгельса, в 1939 году ему было 16 лет. Высокий художественный уровень рисунков, разнообразие мотивов давало право предполагать, что мальчик стал художником. Обращает на себя внимание сложная композиция «Парад 1-го мая», выполненная на длинном листе большого размера, с документальной точностью карандашом и акварелью изображающая парад. Оптимизмом и живостью отличаются акварели, изображающие жизнь в лагере, зимние игры, пейзажи, карандашные зарисовки. Знакомство с биографией показало, что художником Михаил не стал, но прошёл трудный жизненный путь. Может быть, и сегодня он живёт и работает в г.Саратове. Он – участник Великой Отечественной войны, став экономистом, защитил кандидатскую диссертацию, на протяжении многих лет работал в Энгельсском технологическом институте.
Музей включил в ретроспективный раздел довоенные юношеские рисунки художников Мордовии Владимира Илюхина и Николая Рачкова. Судьбы художников отражают сложные процессы общественной жизни Советского Союза. Оба, будучи подростками, увлечёнными рисованием, успешно осваивали до войны традиционную реалистическую школу: В.Илюхин – в Школе юных дарований в Ленинграде, Н.Рачков – в студиях Самары. Первый стал успешным дипломированным художником; второй был репрессирован, специального образования не получил, но всю жизнь занимался искусством как оформитель сцены, праздников, оставил замечательные живописные произведения. Судьбы художников исследованы Н.С.Осяниной и заслуживают самостоятельного рассказа.
В современном разделе экспонировались работы учащихся детских художественных школ Республики Мордовия, которые впервые были показаны на выставках-конкурсах детского творчества, инициированных музеем в 2010-х годах: «Торт в Небесах» (к100-летию Джанни Родари), «Сказки сельвы» (к140-летию со дня рождения С.Д.Эрьзи), «Мой любимый музей» (к 50-летию МРМИИ имени С.Д.Эрьзи). Экспозиция современных работ производила целостное впечатление декоративной яркостью, разнообразием сюжетов и техник. Искусство каждой эпохи в полной мере отражается на художественных особенностях творчества детей. Одним из очевидных достоинств является выраженное в рисунках чувство причастности к жизни музея, его выставкам, культурным событиям Мордовии, интерес к национальной культуре.
Залогом успешной работы художественных школ, как мне представляется, является профессиональная связь не только с музеем, но и с Мордовским государственным педагогическим институтом имени М.Е.Евсевьева, где подготовка будущих преподавателей художественных школ и учителей изобразительного искусства осуществляется на кафедре художественного образования. Заведующий кафедрой – талантливый живописец и педагог Валерий Амбарцумович Варданян.
Проблемы, общие для художественного образования учителей и учащихся, обсуждались на круглом столе «Актуальные проблемы художественно-творческого развития детей и подростков в системе общего и дополнительного образования», объединившем представителей музея, высшей школы, преподавателей художественных школ и школ искусств Саранска, руководителей культуры и образования Мордовии, сотрудников Института художественного образования и культурологии РАО. Акцент был сделан на работе с одарёнными детьми. Единодушным было мнение: для того, чтобы у ребёнка возникло желание творить, нужно создать условия для художественной деятельности, и тогда одарённость может проявить любой ребёнок. Это мнение не было голословным: оно подтверждалось и историческим опытом, раскрытым в докладах Т.А.Копцевой, Н.С.Осяниной, Н.Н.Фоминой; и современной практикой работы с детьми и подростками в системе общего и дополнительного образования, начиная с дошкольного детства. Важным условием успеха является соответствующая подготовка будущих учителей на стадии получения высшего образования. Перспективные возможности в этом плане продемонстрировал В.А.Варданян на примере плодотворной работы студентов в многочисленных творческих мастерских по разным видам художественной деятельности, созданных в педагогическом институте, а также В.П.Копцев на своём опыте в Московском городском педагогическом университете. Как и на большинстве конференций последних лет, были подняты вопросы работы с детьми, имеющими проблемы в развитии и социализации. Творческие художественные и педагогические контакты Института художественного образования и культурологии РАО с детьми и учителями искусства Поволжья продемонстрировали сразу две Передвижные выставки в рамках проекта Т.А.Копцевой «Я вижу мир», открывшиеся в Мордовском педагогическом институте имени М.Е.Евсевьева.
Успешный опыт сотрудничества Института художественного образования и культурологии РАО с Мордовским республиканским музеем изобразительных искусств имени Д.С.Эрьзи даёт основание для продолжения и расширения контактов с учреждениями культуры и образования городов Поволжья на почве эстетического воспитания подрастающего поколения.
Оставить комментарий