На проскении мироздания
А. Никитина, руководитель Педагогической части Моск. обл. гос. ТЮЗ,
Е. Кочерова, зав. редакцией изобразительного искусства, музыки, МХК и ОРКСЭ издательства «Просвещение»
На проскении[1] мироздания
Человек в искусстве Раннего Возрождения
Наше путешествие началось с Древнего мира. В предыдущих уроках, опубликованных в журнале «Искусство в школе» за 2015, 2016, 2017 гг., мы побывали в Египте, Греции, Риме. Мы исследовали смыслы и знаки этих культур, стараясь выбирать формы познания, адекватные самим этим культурам. И отправляясь в новое путешествие, читателю полезно обернуться и вспомнить пройдённый отрезок пути.
Данное занятие открывает цикл, посвящённый культуре и искусству эпохи Возрождения. Здесь, как и в предшествующих эпохах, все ключевые явления культуры на первый взгляд прозрачны и понятны. Однако при пристальном взгляде, более глубоком осмыслении и подлинном проживании открываются неожиданные ракурсы и смыслы. Так, например, нам привычно кажется, что эпоха Возрождения - это абсолютная свобода человеческого самовыражения и действия. На самом деле, оказывается, сколь велики новые возможности, столь же жёсткими бывают рамки существования и мера ответственности человека.
Усложнение содержания диктует определённые особенности построения занятия и отдельных заданий. Для педагогов и других участников, не получивших опыт предшествующих занятий, будет крайне сложно содержательно выполнить предлагаемые задания. Все предшествующие занятия строились таким образом, чтобы от каждого действия каждый участник мог получить максимальное удовлетворение: убедиться, что он способен глубоко чувствовать, вчитывать смыслы в художественные образы (обнаруживать в них личный опыт и личные смыслы), самобытно проявляться в творчестве. Это очень важный опыт для развития личностного диалога с искусством. Важно, чтобы группа получила предыдущий опыт радостного ожидания от встречи со следующей культурой и радости самостоятельного деятельностного поиска смыслов. Занятия выстроены системно, что предполагает развитие и усложнение используемых типов творческих заданий. Например, не прожив игры с масками и фигурами в паллиате[2] и моралите[3], очень сложно выйти на создание персоны в заданиях, посвящённых театру дель Арте.
Эпоха Возрождения - это удивительное смешение мифа и реальности. Нам кажется, что она охватывала весь мир, но также мы знаем, что это локальное и элитарное явление, сыгравшее, тем не менее, едва ли не самую значимую роль в развитии европейской культуры.
Другой распространённый культурный миф связан с идеей о возрождении античности. Но мы понимаем, что возрождение чего-либо в буквальном смысле невозможно, а речь идёт о рождении нового мировоззрения с опорой на некоторые идеи и образы эпохи Античности.
Раннее, Высокое и Позднее Возрождение условны в своей общеевропейской периодизации, так как в разных странах и даже у разных художников этот цикл осуществлялся в разное историческое время и был неравномерным. Нашей задачей не является хронологический анализ эпохи с поиском исторических закономерностей развития каждого периода. Акцент в занятиях ставится на мировоззренческие особенности, которые существуют то параллельно, то последовательно.
Важно помнить, что в любой культуре, кроме её доминанты, существуют другие новые аспекты мироощущения. Мы считываем их через культурные явления и произведения искусства. Различные аспекты мироощущения не только вступают в диалог: часто они являются полярными, однако одинаково важными для осмысления эпохи. В цикле наших занятий по культуре и искусству эпохи Возрождения мы встретимся с некоторыми из них. И увидим, что они являют себя в разных видах искусства и иногда проявляются не повсеместно.
В Возрождении утрачивается синкретизм, свойственный предшествующим эпохам, и появляются самостоятельные виды и произведения искусства, обладающие внутренней полнотой и самодостаточностью. Поэтому в разговоре об эпохе Возрождения важно остановиться и пристально рассмотреть отдельные явления. Именно этим обусловлена необходимость считывать максимальное количество информации с одного произведения искусства или явления культуры: актуальные для автора и эпохи средства выразительности, изменения в социальной структуре общества, основные нравственные вопросы и выборы эпохи, «встроенные» в художественный образ диалоги с другими культурами, мировоззренческие основания, вариативность личностных смыслов.
При организации восприятия одного произведения или явления искусства следует держать во внимании определённую последовательность выстраивания диалога и особенные условия. Первично создание условий для самоактуализации каждого участника занятия, потому что пока нет осознания «я здесь и сейчас» – нет субъекта, ведущего диалог. Именно поэтому наши первые задания и вопросы направлены на пробуждение способности прислушаться к собственному телу, эмоциям и сознанию.
Следующим этапом становится такое же «вслушивание в другого», в данном случае в произведение искусства. Сюда относятся задания, связанные с первичными ощущениями и эмоциями, возникающими от непосредственного общения с произведением, первичные смыслы и гипотезы. В качестве углубления диалога, для обретения смыслового объёма предлагаются задания, связанные с творческой импровизацией и «медленным», вдумчивым прочтением образа. Здесь вполне уместны задания разной насыщенности и темпо-ритмического рисунка: от многошаговых, с большим количеством смен действия, до заданий с длительным созерцанием, где важно не упустить малейшую деталь. Четвёртым этапом становится введение различных контекстных кругов для рассмотрения произведения или явления искусства.
Если до этого мы рассматривали произведение сквозь «зеркало»–участника занятия, то теперь педагог предлагает рассматривать произведение сквозь другие призмы: название произведения или явления, значимые для эпохи культурные «тексты», характерные для эпохи соотношения тела и пространства, исторические и биографические события и ситуации и т.д. Завершается работа вербализацией смыслового поля произведения.
Доминантная идея эпохи Возрождения: человек в творчестве подобен Богу, и его главное предназначение – творческое созидание на Земле. В этом контексте человеку не дано вернуться в рай, где он давал имена растениям и животным, помогая Божественному замыслу. Теперь, после грехопадения, постигая Божественное миросотворение, он творит свой человеческий мир: национальные языки и язык и искусства, социальное устройство жизни и индивидуальную судьбу. Таким образом, появляется светский мир и светское искусство. В отличие от храмового пространства, где связь с Богом была ощутима, светское пространство рождает в Раннем Возрождении и чувство оторванности от Божественного мира, и чувство покинутости. В явлениях искусства Раннего Возрождения, о которых пойдёт речь на данном занятии, человек ещё не является сотворцом, но лишь томится жаждой такого сотворчества. Одновременно с этим эпоха подарила человеку прорыв сознания, сформулировав идею о том, что образ и подобие Божие реализуются именно в творческом начале.
Игра 1. Комедия масок.
Мизансцена 1. Участники занятия садятся в круг. У каждого участника листок и ручка.
Задание1.
1.1. В комедии «Как вам это понравится?» Уильяма Шекспира, под маской которого возможно скрывались совсем другие авторы, шут произносит такие слова:
Весь мир – театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль4.
Ответьте на вопрос: «Кто я в этой жизни?» Запишите не менее 10 вариантов.
Мизансцена 2. В кругу участники рассчитываются на «первый–пятый» и образуют малые группы по 5 человек, каждая из которых замыкается в свой малый круг.
1.2. В группе прочитайте свои варианты ответов. Сгруппируйте их по обнаруженным вами признакам.
После выполнения задания каждая команда предъявляет свои принципы группировки.
1.3. Выберите три наиболее интересных ответа из разных групп. Распределите в группе функции: кто «скульптор», а кто «глина», создайте «статуэтки» выбранных вами жизненных образов. Помните, что это упражнение выполняется в полной тишине. Скульптор работает кончиками пальцев, а «глина» максимально податлива к прикосновениям и чутка к каждому импульсу скульптора. При работе с лицом применяйте приём «отзеркаливания»: скульптор показывает необходимую мимику, а «глина» её повторяет.
1.4. Каждая группа демонстрирует свои «пластические произведения», остальные участники отгадывают задуманную жизненную роль.
При выполнении данного задания могут обнаружиться семейные жизненные роли (жена, отец, брат, дочь и т. д.), профессиональные роли (врач, учитель, машинист, дворник и т. д.), общественные роли (учащийся школы, пассажир общественного транспорта, зритель в театре, клиент паспортного стола и т.д.), роли, связанные с увлечениями и самоопределением (участник театральной студии, диггер, дайвер, волонтёр зооприюта, геймер и т.д.) и др.
При рассматривании образов, созданных в ходе упражнения «скульптор-глина», легче и точнее считываются образы, в которых ярко найдены типологические ситуация, поза, жест и мимика конкретной социальной роли.
Задание2. Посмотрите на пять предложенных изображений. Посовещайтесь в малых группах, определите их жизненные роли. Дайте образное название каждой из фигур. Каждая группа рассказывает только об одном персонаже, остальные добавляют вариации и аргументы. На экране пять изображений фарфоровых статуэток на темы комедии дель Арте. (Учитель принципиально не говорит, что это за изображения, не называет их принадлежность).
Мизансцена 3. Участники распределяются равномерно в свободном пространстве аудитории.
Задание3.
3.1. Ваша задача начать непрерывное движение в спокойном темпе, сохраняя равномерность заполнения пространства. Педагог будет задавать разные предлагаемые обстоятельства, которые необходимо воплощать, не останавливая движения. Затем к обстоятельствам добавится характеристика персонажа, в которого вы должны превратиться. На слово «стоп», произнесённое педагогом, вам необходимо взяться за руки втроём с вашими ближайшими соседями. (По ходу этого задания учитель несколько раз может говорить слово «стоп», для тренировки внимания.)
• Раннее утро в небольшом провинциальном городе, прохладно, улицы пусты, выйдя из дома, вы идёте на прогулку в одиночестве.
• Базарная площадь в городе, вы выбираете товар и следите, чтобы у вас не стянули кошелёк.
• Вы пробираетесь в сад перед домом возлюбленной, чтобы её увидеть, не будучи замеченным.
• Вы в богатом доме в последние минуты перед приходом гостей к званому ужину, кругом снуют слуги, вы пробираетесь к кабинету хозяина дома, стараясь, чтобы на вас никто не обратил внимания.
• Вы бедный крестьянин, прибывший в большой, шумный город на поиски работы.
• Вы отставной вояка, который бродит по городу в поисках ссоры.
• Вы пожилой богатый купец, отец семейства, направляющийся в дом к будущему желанному зятю из дворян.
• Вы аптекарь-шарлатан, ищущий на городской улице наивного покупателя для своего плутовского бизнеса.
• Стоп.
Мизансцена 4. После финальной команды «стоп» образовавшиеся группы-тройки занимают удобные места для работы.
Задание4.
4.1. Прочитайте предложенные тексты с описанием персонажей. Найдите графические изображения (рисунки Мариус Санд, сайт «Я мастеров», статья «Карнавальные маски и персонажи комедии дель арте» https://www.livemaster.ru/topic/2614527-karnavalnye-maski-i-kostyumy-kom...) и статуэтки, соответствующие каждому описанию (см. сайт интернет-дневников, статья «Комедия дель Арте. Фарфоровые статуэтки Bustelli Francesco Antonio» https://www.liveinternet.ru/users/greenmay/post283246265/). Проверьте, есть ли данный персонаж в живописном варианте. (Cм. рисунки внизу на стр. 30-31 и цветные иллюстрации на первой стр. вклейки.)
Каждая команда получает идентичный набор карточек, на которых представлены описания героев итальянской комедии дель Арте.
Рабочий материал.
Арлекин – городской слуга. Умный, хитрый, смелый, подвижный. Родом из Бергамо, самой нищей местности Италии. Говорит довольно грамотно. Как правило, выходит сухим из воды. Сватается к служанке. Помогает молодым влюблённым. Одет в белую холстину с разноцветными заплатками. Чёрная маска с шишечкой на лбу, но с картошкой. Арлекин – персонажи тальянской комедии дель Арте. Образ проделал сложную эволюцию. В XVI веке Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-простака, запутывавшего своими глупыми выходками интригу комедии. Арлекин-простак носил костюм, покрытый разноцветными заплатами, символизирующими бедность и скупость его обладателя. В XVII веке Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-пройдохи, активно участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме Арлекина-пройдохи приняли форму правильных разноцветных треугольников, тесно прилегающих друг к другу. В XVIII веке в трактовку роли Арлекина был внесён патетический элемент, заставляющий зрителей одновременно смеяться и плакать.
Бригелла – слуга, прибывший из деревни на поиски работы. До XVII века – пружина действия. Но затем меняется ролями с Арлекином и становится простаком. Говорит с отчётливым бергамским акцентом. Речь неграмотная. Наивен, нерасторопен, неуклюж. Правду говорит, как правило, некстати. Трусоват. Обычно бывает бит за дело и по ошибке. Носит костюм из длинной белой блузы с жёлтыми или зелёными нашивками, из длинных белых панталон, простых туфель и шапочки. Чёрная маска с шишечкой на лбу, но с картошкой.
Серветта – Арлекин в юбке, городская служанка. Умная, хитрая, смелая, подвижная. Бойкая на язык. Говорит на языке господ, то есть на литературном тосканском языке. Её плутовские проделки удаются. Помогает молодым влюблённым. Одета в белую холстину с разноцветными заплатками. Чёрная полумаска с небольшим носом.
Панталоне – купец, чаще всего венецианский. Говорит на мягком веницианском диалекте. Отец семейства. Обычно грузный. Скуповатый или очень скупой. Очень важный и не слишком умный. Хворый. Всегда становится жертвой проделок Сорветты и других слуг, а также молодых влюблённых. Носит красную куртку, красные панталоны, жёлтые туфли с пряжками, красную шапочку, чёрный плащ, а также кошель с деньгами за поясом. Имеет маску землистого цвета, длинный горбатый птичий нос, седые усы и бороду.
Доктор Грациано – может быть доктором юридических наук, астрономии или астрологии, философии или медицины. Протирал штаны в Болонье, университетском центре Италии. Говорит с болонским акцентом и добавляет ко всем словам мудрёные латинские окончания. Речь заумная, псевдонаучная. На самом деле – шарлатан, вымогает деньги, прикрываясь псевдоучёными рассуждениями. Старигорбат. Носит чёрный плащ, чёрные панталоны, чёрные чулки и туфли и чёрную остроконечную шляпу с широкими полями. Маска коричневатая или белая с очками и длинным носом.
Капитан Ужас – хвастливый воин. Как правило, разорившийся испанский дворянин. Носит щегольской наряд испанского покроя, дыры на котором старательно прикрыты. Хвастун, враль, напыщенный гордец, но очень труслив. В ножнах вместо шпаги носит, как правило, её обломок. Говорит на ломаном итальянском языке, пестрящем выспренными эпитетами, метафорами, гиперболами. Обычно сватается к богатой невесте. Полумаска белая с длинным носом.
Первая девушка – дворянка. Остроумная, гордая, активная, смелая и решительная, но не склонная к авантюрам. Влюблена и готова преодолеть все препятствия для того, чтобы выйти замуж за любимого. Говорит на хорошем литературном тосканском языке. Светлое платье (возможно, голубое). Без маски.
Вторая девушка – как правило, не знает о своём истинном происхождении или вынуждена по каким-то причинам скрывать его. Нежное, слабое, чувствительное существо, неспособное на активные действия. Влюблена, но не борется за своё счастье, а покорно ждёт, как обернется судьба. Говорит на хорошем литературном тосканском языке. Светлое платье (возможно, розовое). Без маски.
Первый юноша – смел, активен. Как правило, не знает о своём истинном происхождении или вынужден по каким-то причинам скрывать его. Не лишён авантюрной жилки. Влюблён и активно добивается своего счастья. Говорит на хорошем литературном тосканском языке. Хорошее, неброское платье (возможно, синее). Без маски.
Второй юноша – дворянин. Нежен и лиричен, не уверен в себе. Стремится быть сильным и активным, но у него это не очень хорошо получается. Влюблён в девушку, но часто по самым разным причинам теряет веру в возможность счастливого брака. Говорит на хорошем литературном тосканском языке. Хорошее платье (возможно, тёплых тонов). Без маски.
Дзанни или Цанни – слуги просцениума. (Имя происходит от Джованни, Ванька.) Герои массовки. Выполняют во время спектакля роль рабочего сцены: меняют декорации и реквизит прямо на глазах у публики. Играют лацци – смешные номера, похожие на клоунские репризы без слов, акробатические трюки, комедийные пантомимы. Между сценами пародируют основные события пьесы и основных героев, делают это чаще всего в пантомиме. Одеты в белую холстину с чёрными заплатками. Маска с шишечкой на лбу, нос картошкой.
4.2. Сравните старинные средневековые маски, типологические маски комедии дель Арте и маски, которые вы видите на лицах у нарисованных персонажей. Как вам кажется, какую традицию продолжают чаще всего маски слуги маски господ?
Участники занятия обнаруживают, что маски с коротким носом (по большей части это маски слуг) происходят от масок чертей средневековой мистерии. Учитель проговаривает, что не случаен и нос с намёком на пятачок, и шишечка на лбу с напоминанием о рожках.
Маски с длинным носом характерны для господ и происходят от маски «чумного доктора», которая затем превращается в карнавальную маску-бауту. Учитель комментирует, что длина носа подчёркивает дистанцию между господином и слугами. Маска (клюв) намекает на птичью природу, некую возможную связь с высшим миром. Кроме того, бауты использовались кавалерами для того, чтобы скрыть свои любовные похождения. Таким образом маски раскрывают многозначность образов.
4.3. Каждый участник группы выбирает себе одного из персонажей так, чтобы они не повторялись. Задача каждого участника создать короткий монолог персонажа о себе, соответствующий его характеру и манере речи. Произнести монолог нужно, приняв ту позу, в которой персонаж изображён на любой из картинок, где его опознали участники занятия. На подготовку монолога отводится 1,5–2 минуты, а на его произнесение не более одной минуты. На данном этапе важнее всего обратить внимание на характер персонажа, его пластику и особенности его речи.
Когда все монологи созданы, герои, носящие одни и те же имена, собираются во временные малые группы, они произносят свои монологи друг другу, а затем выбирают один наиболее яркий и точный. Отмечают наиболее интересные находки и решения в каждой работе, добавляют эти находки в выбранный образ (дорабатывают его). Затем представляют свою работу всему сообществу.
Участники занятия отмечают, что в монологе наиболее удачно и соответствует описанию и изображениям.
Мизансцена 5. Пространство аудитории делится на три части:
• чётко выгороженная сценическая площадка не более метра в ширину вдоль всей стены аудитории;
• зрительские места, выстроенные прямыми рядами, параллельными сценической площадке;
• за ними– репетиционная зона.
Участники возвращаются в свои группы-тройки и выполняют следующее задание в репетиционной зоне.
4.4. Вы – актёры бродячей труппы итальянской комедии дель Арте. У вас на руках страницы книги, в которой есть не только описание ваших героев, но и перечень наиболее характерных для них желаний, действий и ситуаций.
• Вам необходимо выбрать пару основных героев, между которыми происходит столкновение. Третий – вспомогательный герой в данном столкновении, может быть слуга Дзанни, может быть кто-то ещё, кто понадобится по ходу развития конфликта. Но главная задача третьего актёра – быть придумщиком и постановщиком. Он помогает выбрать главным актёрам основную пару героев, придумать и разыграть логически оправданную историю.
• Пара персонажей выбирается таким образом, чтобы ОДНО ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ у героев было направлено друг на друга строго противоположно. Например, один избранный герой – Бригелла, и его основное действие – добыть завтрак. А другой избранный герой – Доктор, и его основное действие – съесть свой завтрак в одиночку, ни с кем не делясь. В качестве третьего им может понадобиться Дзанни, который будет, например, трактирным слугой. Вся компания должна придумать историю, в которой желания и цели каждого персонажа будут оправданы и мотивированы.
• Когда персонажи и действия выбраны, и история придумана, участники игры идут смотреть изображения, персонажей дель Арте в характерной для них пластике. Обратите внимание на характер пластики выбранных персонажей. Пластика всех персонажей должна быть слегка утрированной, подчёркнуто выразительной, немного кукольной.
• Каждая группа создаёт из своих тел скульптуру, живую, неподвижную картину, развёрнутую вдоль узкого пространства сценической площадки – проскения. То есть композиция выглядит почти как барельеф. С этой картинки начнётся ваш этюд. Можно использовать в работе реквизит, элементарное костюмирование. Живую картину важно точно запомнить, чтобы воспроизвести её, когда придёт ваша очередь играть. Ваше исполнение на сценической площадке начнётся и закончится «стоп-кадром», точкой, замершей картинкой.
• Этюд придётся играть, импровизируя действия и текст на ходу, сообразуясь с характером и задачами персонажа. (Слова можно поискать на репетиции, но запоминать их не следует.) Именно так и поступали настоящие итальянские актёры. Ведь они играли одних и тех же героев пожизненно, а сюжет им часто заказывали зрители незадолго до начала представления. Помните, что всё действие будет разворачиваться на очень узком проскении. А значит, все мизансцены должны быть вытянутыми, барельефными.
Важно: активно и разнообразно добиваться своей цели; сохранять главные черты характера и речи своего персонажа; держать быстрый темп в действиях и диалоге; работать ярко, слегка утрированно. Помните, что из всех действий, представленных на карточках, вам необходимо выбрать на свой вкус всего одно. На подготовительную работу отводится не более семи минут.
Рабочийматериал.
Арлекин хочет:
выгнать партнёра из помещения; выманить у него письмо, адресованное другому лицу; удрать, чтобы избежать общения; немедленно добыть себе еду, не имея денег; добиться успеха, объясняясь в любви.
Бригелла хочет:
немедленно устроиться на работу; узнать у партнёра, как пройти по городу к определенному дому; найти с помощью третьего лица адресата порученного герою письма; добыть себе еду, не имея денег; избежать наказания.
Серветта хочет:
успокоить неумеренно страдающего партнёра; добиться от партнёра твёрдого обещания помочь в затеянной интриге; добиться того, чтобы партнёр нанял на работу третье лицо; не впустить партнёра за закрытую дверь, где находятся третьи лица; не отдать партнёру вещицу или бумагу, принадлежащую третьему лицу.
Панталоне хочет:
выгнать партнёра – жениха дочки; не заплатить за услугу или работу; добиться того, чтобы должник вернул деньги; добиться от дочки обещания выйти замуж по родительской воле; войти в комнату, куда мешает попасть партнёр.
Доктор хочет:
вытребовать деньги за услуги, которые уже были или ещё только будут оказаны; разузнать побольше о человеке, нанимающемся на работу; направить партнёра совсем не в ту сторону, в которую ему нужно; съесть свой завтрак, не поделившись с партнёром; добиться важного поручения.
Капитан хочет:
убрать партнёра с дороги; добиться взаимности у девушки; добиться отсрочки платежа; нанять слугу бесплатно; добиться приглашения на обед.
Первая девушка хочет:
добиться у отца права самой решать свою судьбу; спровадить немилого жениха; заставить орущего партнёра говорить тихо; успокоить напуганного партнёра; добиться от партнёра признания своего превосходства.
Вторая девушка хочет:
добиться у партнёра жалости и сочувствия; уйти от разговора; убедить партнёра отказаться от задуманного плана; выйти из помещения, несмотря на сопротивление партнёра; добиться у партнёра признания в любви.
Первый юноша хочет:
уговорить партнёра принять свой план действий; добиться благосклонности отца возлюбленной; выманить у партнёра секретные сведения; убрать партнёра с дороги; подкупить чужого слугу.
Второй юноша хочет:
заставить себя выслушать; добиться, чтобы партнёр пустил его в дом, когда тот не хочет пускать; узнать у возлюбленной, как она на самом деле к нему относится; доказать возлюбленной своё превосходство; отделаться от партнёра.
Через 7 минут начинается показ.
После просмотра всех работ – обсуждение. Каждой компании нужно ответить на следующие вопросы:
– чьи работы больше всего запомнились, что именно осталось в памяти;
– кто активнее и разнообразнее всех добивался своей задачи;
– кто сумел создать самую точную речевую характеристику своему персонажу;
– кто в пластике наиболее точно и ярко выразил особенности своего персонажа;
– какие ошибки были для всех наиболее общими и типичными?
Мизансцена 6. Группа сидит в полукруге напротив экрана.
Задание5.
5.1. Рассмотрите внимательно изображение персонажей комедии дель Арте в сценическом пространстве Lauros Giraudon (Библиотека Комеди Франсез). В парах или тройках, оказавшихся рядом в полукруге соседей найдите как можно больше парных фигур-знаков. Объясните свой выбор пар. Назовите ситуацию, в которой действуют выбранные вами персонажи.
Каждая группа рассказывает об одной паре персонажей по кругу до исчерпанности идей.
5.2. Рассмотрите изображения. Определите, где заканчивается граница проскения, на котором действуют живые люди-актёры, и где начинается задник, на котором расположено изображение пространства в перспективе и живописные фигуры. Дайте своё название, своё определение тому миру, который представляет нам комедия дель Арте. (См. илл. Театр эпохи Возрождения.)
В обсуждении этого пространства очень важны наводящие вопросы учителя, которые зависят от того, что именно заметили участники занятия. Эти наводящие вопросы связаны с рассматриваемой картиной и особенностями изучаемой эпохи.
Важно, чтобы на рефлексивном кругу прозвучали следующие идеи и мысли.
• Пространство комедии дель Арте делится на узкий проскениум, где действуют актёры-маски и иллюзорную, уходящую вдаль, но замкнутую декорацию-задник. Учитель во время обсуждения может рассказать о том, что существовало три типа таких декораций: пасторальная, изображающая рощу; дворцовая, изображающая колоннаду, и городская, которую мы видим у Lauros Giraudon, но она всегда была замкнута фонтаном, троном или стеной дома. Таким образом актёры на проскении оказываются двойным отражением. В них отражается зритель, сегодняшний реальный типаж, и в то же время иллюзорный мир автора представления. При этом весь сценический мир мыслится как замкнутый и ограниченный, что порождает и ощущение замкнутости мира, в котором существует сам зритель. Учитель может предложить тем, кого заинтересовала эта тема, посмотреть дома фильм И.Бергмана «Седьмая печать» и понаблюдать затем, как там разработана идея замкнутости пространства театра и жизни.
• Человек в комедии дель Арте – типаж, маска, ожившая кукла, статуэтка. Недаром все эти герои так легко становятся персонажами кукольного театра. Важно, что наиболее популярные персонажи кукольного театра – Арлекин, Труфальдино, Пульчинелла – это не только наследники маски чёрта средневековой мистерии, но и демонов природы – сатиров, маккусов, букконов, которые воплощают плодородные силы природы, незнакомые с моралью. Это трикстеры, их образы всегда двойственны, существуют в мире солнца и мрака одновременно.
• Для персонажа комедии дель Арте характерна двойственность: с одной стороны, он волен импровизировать, с другой стороны он жёстко ограничен определённым характером роли, которую играет ВСЮ ЖИЗНЬ. Ощущение замкнутости и предопределённости всего, что происходит в жизни, как персонажа, так и человека, характерно для этого мироощущения.
• Важно помнить, что комедия дель Арте, хоть и является театральным продолжением языческого карнавала, но рождается в пространстве средневековой и христианской культуры. Таким образом, мы видим, что она фиксирует разорванность мира, в котором человек уже не чувствует своей ежесекундной и непосредственной связи с Божественным миром и самим Господом. В отличие от средневекового жанра моралите, где есть путь и постоянное ощущение возможной кары или награды за каждый совершённый поступок, в замкнутом мире дель Арте ничего этого нет.
Игра 2. Узы связующие.
Мадам, месье, сеньоры,
Как жаль, что в общей драме
Бездарные гримёры, коварные суфлёры
Мы сами – мы с вами!
О как бы нам, сеньоры,
Сыграть не фарс, а сказку,
О счастье и надеждах сыграть, пока не скоро
Развязка, развязка...
Юлий Ким
Учитель читает эпиграф и говорит о том, что человеку всегда трудно ощущать себя в замкнутом, изолированном пространстве. Он всегда ищет открытой, незамкнутой перспективы, возможности взаимодействия с Большим, Безграничным миром.
Мизансцена 1. Группа сидит в полукруге напротив экрана.
Задание1.
1.1. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию. Постарайтесь выровнять его и расслабить всё тело. Вслушайтесь в пространство вокруг вас. Теперь можно открыть глаза. (На экране репродукция картины Сандро Боттичелли «Покинутая»5. Название произведения до выполнения заданий не объявляется. См. четвёртую стр. обложки.)
В данном задании предполагается постоянный полилог (одновременная беседа всех участников занятия друг с другом и автором, и его произведением). Важно, что после каждого вопроса и задания педагог предоставляет возможность высказаться максимальному количеству участников.
1.2. Посмотрите в тишине на иллюстрацию в течение полминуты. Изменилось ли что-то в вашем ощущении собственного тела? Запишите своё ощущение, эмоцию, возникшую рядом с этим произведением. Будьте внимательны, опишите, что чувствуете вы, а не персонаж картины.
Чаще всего, несмотря на просьбы учителя, участники фиксируют состояние персонажа либо говорят о сочувствии. Педагог дополнительными вопросами добивается фиксации собственных ощущений. Часто эти ощущения очень трудно распознаются, так как могут расходиться с очевидными нам эмоциями персонажа. Здесь максимально полезными становятся вопросы, где в теле сейчас сосредоточено это чувство или ощущение? Когда участникам удаётся поймать своё ощущение, то ответы бывают следующими: чувство тяжести, ощущение неподвижности и тишины, затруднённость дыхания, хочется уйти, щемящая жалость, тихая печаль, ощущение тревоги и т.д. У каждого участника появляется своё ощущение, и это ценно. Важно, что они максимально озвучены, так как это помогает уточнить своё чувство и даёт объёмное эмоциональное пространство.
1.3. Подумайте, какими средствами художник вызвал в вас эти ощущения? Запишите.
Педагог, продолжая диалог с каждым конкретным участником занятия, помнит, какими были ответы на предыдущем кругу и помогает каждому удержать его личный диалог с произведением искусства. В итоге участники перечисляют практически все средства выразительности: особенности цветового решения, поза персонажа, замкнутость и суженность пространства, композиционные элементы (разбросанные одежды) и т.д.
1.4. Подберите ассоциативные ряды к каждому из названных вами выразительных средств.
На выстраивание каждого ассоциативного ряда участникам даётся не более 30 сек. Дальше озвучиваются все возникшие ассоциации.
Цвет: осень, закатное солнце, потускневшее золото, как фон иконы, растрескавшаяся почва пустыни, пожухлые жёлтые листья, камни Иерусалимского храма и т.д.
Поза: эмбрион, ушная раковина, перевёрнутый знак вопроса, тело, закрывшееся от удара, поза плакальщицы с надгробий и т.д.
Пространство: гробница, темница, каменный колодец, театральный проскений, паперть, склеп и т.д.
Разбросанные одежды: мясо, куски плоти, сброшенная кожа, грязные обрывки восточного халата и т.д.
1.5. Определите для себя главного героя и подтвердите свой выбор авторским композиционным решением.
Ответы, на удивление, всегда разнообразны и не сводятся к единственному персонажу. Например, главный герой – дверь в стене. Аргументы: она располагается по линии золотого сечения, создаёт объёмную воронку на плоскости, выделена цветовым контрастом – светло-голубой проём над дверью. Или главный герой – стена, т.к. она доминирует в композиции, определяет цветовое решение картины, прямые пересекающиеся линии подчеркивают статику. Или: главным героем является женщина, сидящая у врат; единственный персонаж на этой картине, она располагается по линии золотого сечения, выразительность позы, говорящая фигура-знак, скрученные линии её фигуры противопоставлены линейности архитектуры и т.д.
1.6. Сформулируйте одним предложением, как вы понимаете главную мысль этого произведения, исходя из своих предшествующих наблюдений. Запишите в свой рабочий лист. По готовности, подойдите к доске и перепишите на доску свой вариант.
Варианты ответов бывают такими: ждущий у закрытых врат когда-нибудь дождётся, что они откроются. Скорбь изгнания. Существование в тесном закрытом пространстве с мечтой о свободе и движении. Мучительная пауза между смертью и рождением: сброшены старые покровы, обретены чистые одежды, но сжимает чувство несвершившегося. Бесконечное вопрошание и ожидание. Отрешённость от окружающего пространства, замкнутость в себе и готовность к переходу. И т.д.
1.7. Это картина С.Боттичелли «Покинутая» (см. 4-ю стр. обложки). Она была создана в 1495 году в Италии. Доминантой духовной жизни являлось в то время христианское сознание. Выберите из предложенных цитат, афоризмов и высказываний из Евангелия те, которые наиболее близки вашему пониманию этой картины. Если вы помните какую-то другую, близкую вашему восприятию цитату, приведите её. Как эта цитата углубляет Ваше понимание смысла произведения Боттичелли?
1). Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
2). Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
3). Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
4). Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
5). Не судите, да не судимы будете.
6). Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
7). Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
8). Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное.
9). Не вливают (…) вина молодого в мехи ветхие.
Все предложенные версии обсуждаются в кругу.
Финальная рефлексия.
Давайте ещё раз посмотрим репродукцию картины «Покинутая» и театр Олимпико.
Что общего в «картине мира», которую изображает С.Боттичелли, и подмостками театра Олимпико, на котором играли труппы дель Арте?
Важно, чтобы в итоговой рефлексии прозвучали мысли о реальном месте человека в представленном мире и о его стремлениях. По предложенным нами в данном занятии явлениям и артефактам культуры можно заметить, что наряду с другими особенностями мироощущения Раннего Возрождения бытовало представление о достаточно жёсткой ограниченности существования человека его телесностью и материальным миром. Эта ограниченность явлена узким пространством, изображённым Боттичелли и театральным проскением. Набор действий и мотивов персонажей дель Арте так же ограничен, как набор масок и костюмов. Условность, знаковость персонажей дель Арте и фигуры Покинутой отличаются лишь содержанием, нонеспособомвыражения. Боттичелли представляет нам выразительный пластический иероглиф состояния героини.
Вспомним предыдущее занятие по Проторенессансу. В отличие от мироощущения Джотто, который открывает для человека множество «окон» в Божественный мир, но не порождает у человека желания выйти из позиции счастливого свидетеля-наблюдателя, здесь мы видим непроницаемую границу между мирами человека и Бога. Но в то же время появляются врата, которые предполагают возможность перехода в божественный мир. Непроницаемость стены и ограниченность пространства создают в одном случае ощущение кукольности существования, в другом – темницы души. При таких ограничениях со временем рождается ощущение томления и пронзительного желания обрести свободу и радость творчества.
И в картине Боттичелли и в театре Олимпико над створками врат раскрывается манящая небесная синева.
5 Фильм И.Бергмана «Седьмая печать» вдохновлён фреской «Смерть, играющая в шахматы» в церкви Тэбю (Швеция), выполненной мастерской Альбертуса Пиктора около 1480 года. Картина «Покинутая» Сандро Ботичелли написана в 1496 году. Мы уже говорили выше, что рамки эпохи «Проторенессанса» и «Ренессанса» достаточно размыты. И мы выбираем те произведения, которые наиболее полно выражают особенности мировосприятия предлагаемой для рассмотрения культурной эпохи.
4 Перевод Т. Щепкиной-Куперник
[1] Проскений — узкая площадка перед задником сцены, отведённая для актёрской игры.
[2]Паллиата — один из жанров римской комедии.
[3]Моралите — жанр средневекового духовного театра, где действовали символические фигуры: силы, добродетели и пороки.
Оставить комментарий