Разрежем на двенадцать месяцев жёлтую дыню

Разрежем на двенадцать месяцев жёлтую дыню

Издание по инициативе соучительско-родительского сообщества приурочено к 25-летию Московской Вальдорф­ской школы имени Анатолия Пинского (ранее ГБОУ СОШ №1060).

В далёком детстве я очень любила книгу «Круглый год» Самуила Маршака. По ней я училась чувствовать таинствен­ное течение времени… Уже очень давно мне хотелось, чтобы дети могли петь небольшие приветствия каждому приходящему месяцу, переживая это таинство. В результате этого желания и родилась эта книжечка, составлен­ная из 24 примеров.

Для какого возраста? Я пела это с детьми от пяти лет и со взрослыми до пятидесяти лет (и больше…) – это близко любому возрасту. С маленькими можно петь только мелодию одно­голосно, на следующий год каноном на два го­лоса, ещё на следующий – на три. И с каждым годом усложняя, дойти до девяти голосов, до импровизаций и инструментовки. Поскольку композиция поётся только один месяц, то она не успевает надоесть, а возвратившись к ней через год и пропевая её в более сложном зву­чании, можно отметить и собственное взрос­ление. Композиции не предназначены для концертного исполнения, поэтому остаются глубоким личностным переживанием.

Т.Рокитянская

Замечательный литературный жанр тра­диционной японской лирической поэзии – трёхстрочные стихи «хокку» (или «хайку») известен с XIV века, но звучат эти стихи очень современно: коротко, ярко, загадочно. В них заключён богатый потенциал для воображе­ния, размышления, творчества.

Композиции этой книги написаны на самые разные тексты в жанре хокку; это и переводы из классиков этого жанра – Мацуо Басё, Они­цуры Камидзима, Иссы, Тэйсицу, Тиё-ни, и современные хокку, найденные в Интернете, и хокку, специально сочинённые автором му­зыкальных композиций.

В классическом хокку центральное место занимает образ природы, соотнесённый с жизнью человека. При этом в тексте должно быть указание на время года. Хокку пишут только в настоящем времени: автор записы­вает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанно­го. Искусство хокку – это умение в трёх строках описать момент. Лаконизм жанра – каждая строка это отдельный образ, от­дельное впечатление – требует от читателя, слушателя, чтобы он в своём воображении связал эти три строки, три штриха в единую картину. Сказать много, используя лишь немного слов…

Попыток связать хокку с му­зыкой не так много. В основном это сопровождение чтения стихов традиционной японской музыкой или любой восточной музыкой. По­пулярно чтение хокку под музыку в стиле «рэп».

Собранные в этом сборнике хок­ку-каноны – первый опыт создания хоровых миниатюрных зарисовок на тексты хокку – для обучения детей музыке и жизни. Эти кро­шечные хоры можно петь на общих спевках, приветствуя приход нового месяца. Они могут также служить упражнением в хоровом звучании – полифоническом и гармоническом; упражнением в поисках динамики и выразительности; дают много воз­можностей для импровизации.

Хоры можно исполнять как в про­стом, так и в усложнённом виде. Не­которые каноны можно петь на пять и более голосов. Что-то можно петь с гитарой и с другими инструментами.

Когда композиция звучит строй­но – можно добавить импровизацию, голосом или инструментом и вообще относиться к этим звуковым картин­кам творчески.

Иллюстрации выполнены в тех­нике акварели с проработкой пером и тушью. Книгу иллюстрировали ученики VII класса Вальдорфской школы имени А.А.Пинского (струк­турное подразделение Школы №627).

Они же явились первыми испол­нителями музыки:

Ева Юрийчук, Яна Гиенко, Алё­на Савичева, Катя Михеева, Вася Аверьянов, Ксюша Примакова, Аня Куц, Уля Куклик, Марк Белец, Аня Богомолова, Аня Курбатова, Маша Борбосова, Сергей Каледа, Дуня Ко­валенко, Кирилл Фомин, Люба По­пова, Уля Лобанова, Лари Мутулов, Уля Лягуша, Вика Васильева, Яна Петрищева, Ира Корецкая и Саша Кашперская.

Т.Рокитянская, учитель музыки,

Н.Овчинникова, учитель живописи Вальдорфской школы имени Анатолия Пинского, г.Москва

Искусство в школе: 
2018
№6.
С. 56-

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.