Разрежем на двенадцать месяцев жёлтую дыню
Разрежем на двенадцать месяцев жёлтую дыню
Издание по инициативе соучительско-родительского сообщества приурочено к 25-летию Московской Вальдорфской школы имени Анатолия Пинского (ранее ГБОУ СОШ №1060).
В далёком детстве я очень любила книгу «Круглый год» Самуила Маршака. По ней я училась чувствовать таинственное течение времени… Уже очень давно мне хотелось, чтобы дети могли петь небольшие приветствия каждому приходящему месяцу, переживая это таинство. В результате этого желания и родилась эта книжечка, составленная из 24 примеров.
Для какого возраста? Я пела это с детьми от пяти лет и со взрослыми до пятидесяти лет (и больше…) – это близко любому возрасту. С маленькими можно петь только мелодию одноголосно, на следующий год каноном на два голоса, ещё на следующий – на три. И с каждым годом усложняя, дойти до девяти голосов, до импровизаций и инструментовки. Поскольку композиция поётся только один месяц, то она не успевает надоесть, а возвратившись к ней через год и пропевая её в более сложном звучании, можно отметить и собственное взросление. Композиции не предназначены для концертного исполнения, поэтому остаются глубоким личностным переживанием.
Т.Рокитянская
Замечательный литературный жанр традиционной японской лирической поэзии – трёхстрочные стихи «хокку» (или «хайку») известен с XIV века, но звучат эти стихи очень современно: коротко, ярко, загадочно. В них заключён богатый потенциал для воображения, размышления, творчества.
Композиции этой книги написаны на самые разные тексты в жанре хокку; это и переводы из классиков этого жанра – Мацуо Басё, Оницуры Камидзима, Иссы, Тэйсицу, Тиё-ни, и современные хокку, найденные в Интернете, и хокку, специально сочинённые автором музыкальных композиций.
В классическом хокку центральное место занимает образ природы, соотнесённый с жизнью человека. При этом в тексте должно быть указание на время года. Хокку пишут только в настоящем времени: автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного. Искусство хокку – это умение в трёх строках описать момент. Лаконизм жанра – каждая строка это отдельный образ, отдельное впечатление – требует от читателя, слушателя, чтобы он в своём воображении связал эти три строки, три штриха в единую картину. Сказать много, используя лишь немного слов…
Попыток связать хокку с музыкой не так много. В основном это сопровождение чтения стихов традиционной японской музыкой или любой восточной музыкой. Популярно чтение хокку под музыку в стиле «рэп».
Собранные в этом сборнике хокку-каноны – первый опыт создания хоровых миниатюрных зарисовок на тексты хокку – для обучения детей музыке и жизни. Эти крошечные хоры можно петь на общих спевках, приветствуя приход нового месяца. Они могут также служить упражнением в хоровом звучании – полифоническом и гармоническом; упражнением в поисках динамики и выразительности; дают много возможностей для импровизации.
Хоры можно исполнять как в простом, так и в усложнённом виде. Некоторые каноны можно петь на пять и более голосов. Что-то можно петь с гитарой и с другими инструментами.
Когда композиция звучит стройно – можно добавить импровизацию, голосом или инструментом и вообще относиться к этим звуковым картинкам творчески.
Иллюстрации выполнены в технике акварели с проработкой пером и тушью. Книгу иллюстрировали ученики VII класса Вальдорфской школы имени А.А.Пинского (структурное подразделение Школы №627).
Они же явились первыми исполнителями музыки:
Ева Юрийчук, Яна Гиенко, Алёна Савичева, Катя Михеева, Вася Аверьянов, Ксюша Примакова, Аня Куц, Уля Куклик, Марк Белец, Аня Богомолова, Аня Курбатова, Маша Борбосова, Сергей Каледа, Дуня Коваленко, Кирилл Фомин, Люба Попова, Уля Лобанова, Лари Мутулов, Уля Лягуша, Вика Васильева, Яна Петрищева, Ира Корецкая и Саша Кашперская.
Т.Рокитянская, учитель музыки,
Н.Овчинникова, учитель живописи Вальдорфской школы имени Анатолия Пинского, г.Москва
Оставить комментарий