Педагогика праздника. Масленица
Педагогика праздника. Масленица
Пролог. Спасательный круг.
У нас, как у негосударственного образовательного учреждения, есть роскошь быть самими собой. И есть сокровище, имя которому – родная культура. Сокровище необъятное. Никаких жизнедеятельностей и системо-мысле-деятельностных методологий со всеми парадигмами не хватит, чтобы его освоить–усвоить–присвоить. Создавая воспитательную систему школы, мы и создаём её как у-КЛАД. Это гибкая культурологическая модель образования и воспитания наших детей. В её основе годовой и календарный жизненный круг православного человека в традициях и праздниках. Сегодня это круг – спасательный и спасительный.
Во все времена человека воспитывали православная культура, религия, семья и профессиональный педагог (школа). Это была естественная онто-педагогика, или педагогика целостного, а не частичного бытия, которая позволяла ребёнку опираться на тысячелетний опыт своего народа в универсуме жизни. Если ослабевал или вовсе
исчезал какой-либо из этих традиционных вос-
питательных институтов, ноша других тяжелела.
Сегодня педагог оказался вовсе один на один с детскими проблемами и стонет от непосильности одолеть их в одиночку. На смену поколению homo soveticus идёт маргинальное поколение pepsi, неспособное жить ни в одной из культур, кроме "культуры" массовой или бескультурья, что то же самое. "Что прах, возметаемый ветром с лица земли"... .
Круг же сам по себе – символ бесконечности, полноты, постоянства и совершенства. Календарный круг жизнедеятельности народа – это выверенная веками циклическая система его культуры, в основе которой ритмы и смыслы природноматериальной и духовной жизни (В.С.Безрукова). Основой круга являются праздники. Именно праздники задают для человека отсчёт времени и определяют пространство в его физических и метафизических (духовных) константах. Проживая события праздника, ребёнок естественно расширяет границы своего практического опыта, миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские и высшие духовные смыслы. В меру своего возраста и сил, конечно.
Путь в родную культуру и сегодня лежит через праздник и традицию его проживания.
Завязка. "Праздник не праздность, а празднование – отрадное ликование духа".
Праздник – это одна из важнейших составляющих человеческого существования, как учёба, труд и отдых. Народный праздник – для каждого народа своё, иногда протяжённое во времени, особым образом организованное проживание со-БЫТИЯ, или череды событий, имеющих определённый смысл. Это и самый точный, необходимый компенсаторный, восстановительный механизм. Лучший, потому что естественно вписан в конкретную человеческую природу. "Мы от души праздновали праздники с папуасами Ириан-Явы, но удовольствия и результата, как от наших русских праздников, не получали, потому что там всё было вписано в иную психофизику и ментальность", – свидетельствует этнолог Г.Базлов.
Народный праздник всегда имеет религиозную основу, о чём могут не подозревать неискушённые участники. Религия – связь-отношение с миром невидимым, духовным по поводу надчеловеческих, заданных свыше предельных категорий Рождения, Жизни и Смерти (Бессмертия).
В православной традиции эти категории проживаются как духовные феномены в различных праздниках. Главные из них – Рождество и Пасха.
Празднику Пасхи предшествует длительный подготовительный период. Семь недель – Великий пост. Чтобы "заступить на пост" – время напряжённейшего духовного труда – нужно некоторое особое состояние души и тела. И одна неделя перед началом поста, как именно подготовка к посту, – масленичная. Поэтому Масленица – преддверие Великого поста – имеет переходящий характер (как Пасха), то есть отмечается всегда в разные дни календаря, но всегда ровно за неделю до начала поста.
Стихийная кульминация. Широкая масленица!
Масленица полифонична. Это светский, но религиозный праздник, как разговины. Внецерковный, но церковный, как свадьба и венчание. Очень массово-народный и очень личностно-домашний. Очень взрослый и очень детский. Внешне стихийный, но внутренне упорядоченный и осмысленный. Тут много для души и тела, но всё – ради духа.
Начало и завершение Масленицы – церковное. Это службы Вселенской родительской субботы и Прощёное воскресенье. Неделя между этими событиями называется Масленичная, или сырная – по ограничению в еде мяса и дозволению молочных продуктов. Эта неделя полна событий самых разных...
Вселенская родительская суббота. В этот день в храме совершается служба по усопшим. Люди испрашивают и Бога помилования своим умершим родственникам. Люди каются и просят прощения у своих близких, ныне покойных. затем родные едут на кладбище, потом садятся за поминальный стол (без спиртного!), где вспоминают всё доброе, что совершил человек в земной жизни и оставил на земле и в сердцах людей. Поминание усопших продолжается всю неделю. Масленица – это поминальное событие.
Блины – символ Масленицы – на Руси еда поминальная. Поэтому всю неделю пекут блины и ходят в гости – навещают тех, с кем давно не виделись, мирятся, просят прощения. Угощают друг друга блинами и просят молитв за своих покойных родственников. Утешение в том, что люди знают – во Христе нет смерти. У Бога все живы...
«К тёще на блины». Поминая всех предков, встречаются со всей живой роднёй. К тёще на блины едут в четверг, как на её день рождения, нарядные и с подарками. А тёща заранее прибирает (как в чистый четверг), украшает дом к приёму родственников и готовит изобильное угощение. Это праздник тёщи и зятя. зятю полагается явиться к тёще со всем своим семейством (родом). Фактически встречаются два рода: род мужа и род жены. Все вместе они встречаются раз в году именно у тёщи на блинах. Все повидались, помирились. Единение со всей роднёй, со всем миром, живыми и мёртвыми. Людей примиряет. Что они все вместе, все едины, все от Адама.
Кулачные (и даже конные!) бои. Мужчины состязались на праздниках всегда, это традиция. Это и демонстрация молодецкой удали, и тренировка, и эмоциональная разрядка, так как мужчина – существо весьма воинственное. Мужской воинственности нужен естественный выход – мужчины встают к в стенку» и сражаются. Кулачные бои один–на–один и сражение кстенка–на–стенку» – не акт агрессии и враждебности. "Навоевавшись" вволю, сразу после поединков участники обнимаются, братаются и продолжают праздновать вместе. Стихия женской энергии находит выход в болении–переживании. По свидетельству участников, после "стенки"» появляется чувство лёгкости, сплочённости, удовлетворения, радости и любви. Так начинается внутреннее, пока душевное очищение.
Штурм снежного городка. Строится из снега городок–крепость. Его защищают ряженые в нечистую силу и их приспешников, а штурмуют остальные люди. Вход в крепость оформляется в виде красивых ворот, и там с распростёртыми руками стоит идол – снежная баба. Внутри крепости стоят идолы, расположенные в каноническом для языческого капища порядке. Штурм городка – это штурм светлыми силами капища нечистой силы и его разрушение, которое происходит перед каждым Великим постом. То есть материализуется и маркируется предстоящее во время поста духовное действие - преодоление человеком зла и нечистоты в самом себе.
Сжигание чучела. Всё старое, ветхое, ненужное сжигают в костре. Соломенное чучело Масленицу наряжают в ветхую человеческую одежду, потом её бросают в костёр. Это сгорает "ветхий", ветхозаветный, то есть плотско-чувственно живущий человек со страстьми и похотьми, к с души срывая ветхие одежды.... Человек готовит себя к углублённой духовной жизни.
Всё, что "ветхому" человеку мило, всё плотское, всё страстно-похотливое сгорает вместе с Масленицей. Попраздновав, навеселившись, спокойные и умиротворённые, люди подходят к Прощёному Воскресенью.
Кульминация умилительная. Прощёное воскресенье.
Прощёное воскресенье - пик, вершина подготовки к посту. В церкви служится особый Чин прощения. Священники и миряне всех званий коленопреклонённо и очень личностно просят у Бога и друг у друга прощения.
Время поста даётся для того, чтобы человек "перевёл" себя из плотско-душевного состояния в духовное измерение и приготовил своё сердце к принятию пасхальной благодати. Конфликты, обиды, раздражение в отношении других людей лишают человека способности любить и ощущать присутствие Бога. Как правило, человеку легче простить "дальнего", а не "ближнего". Иногда говорят: кЯ готов простить всех, кроме одного человека, который сделал мне много злая. Но до тех пор, пока человек не простит этого единственного, стоящего на пути между ним и Богом, ночь и мрак не уйдут из его души. Часто, живя в одной семье, люди годами не могут примириться друг с другом. Случается, что, работая в одном месте, люди подолгу не разговаривают друг с другом, не здороваются, потому что не могут простить. Св. Иоанн Златоуст говорил, что "оскорбивший нас не причинит нам зла столько, сколько мы сами причиним себе, питая в себе гнев".
Смысл поста - устраниться от всего, что препятствует устремлённости человеческого духа к своему творцу. Чтобы "велико" поститься, нужно сначала великодушно простить. Так что без Прощёного Воскресенья Великий Пост просто не может начаться.
Кульминация педагогическая.
Народный праздник в школе – по сценарию или нет? Это праздник, в котором его значение, суть и сценарий известен каждому. Все участники естественным образом сами этот праздник конструируют. Там нет написанного и утверждённого худсоветом сценария, но там есть сценарий, которому тысяча лет, и каждый знает, что сейчас будет: сначала блины, потом "стенка" - называлось "блины выколачивать, затем штурм снежного городка, потом будут жечь Масленицу"... Есть ход событий, но нет
человека со свистком, который учит, как и что. Суть праздника - естественное его проживание. Это как домашний Новый год или день рождения, когда нет сценария, но все знают, что и как будет.
Ребёнок легче и лучше запечатлевает и понимает родную культуру в виде таких, как Масленица, праздников. Он проживает события в ритме своего возраста, темперамента, по мере разумения и т.п. Обычные школьные праздники, где все ходят строем, - это просто показательные выступления. В народном празднике дети являются и действующими лицами и зрителями.
Традицию праздника в школе нужно и можно создавать! Если она ритмично повторяется 4-5 лет, то младшие смотрят на старших, и всё делается само собой. Мальчишки III и I~ классов у нас встали в самостоятельную "детскую" стенку на третьем году масленичных гуляний в школе и обучения русскому рукопашному бою на уроках физкультуры. Мы Русскую школу начинали с сотрудничества с историко-этнографическим тверским клубом "Белый волк", который с тех пор у нас заведует "Масленицей". Ещё очень важно приглашать хорошие фольклорные коллективы. Гарантией профессионализма выступает их членство в Российском фольклорном союзе, отделения которого есть почти во всех российских городах. Тогда на школьном празднике будет качественная народная музыка, песня, костюм.
Символика праздника, смысл каждого действия, их эстетика запечатлеваются участниками, особенно детьми, и отзываются на уровне кархетипа культуры. Архетип культуры - это "вечная память" о своей личной и общественной истории, это "сигнальная наследственность, над которой нет контроля сознания" (свящ. Алексий Мороз).
Сегодня у многих людей психологические срывы и кризисы вызваны именно этнопсихологическими причинами, когда людей, кроме языка, со всем народом не связывает ничего. В исследованиях Института этнологии им. Миклухо-Маклая РАН прослежена зависимость психических расстройств с невозможностью ребёнка и взрослого самоидентифицировать себя со свои народом (Г.Базлов). Если предпочтения человека не совпадают с тем, что его окружает в жизни (ландшафт, климат, еда, эстетика вышивки и т.д.), если человек не любит то, что его окружает, он разрушается как личность... Поэтому проживание народного праздника - это своего рода психологическая коррекция, когда ребёнка, хотя бы на время, перемещают в ту среду, которая формировалась тысячу лет. Его одевают, как надо, он слушает музыку, которую надо, и т.д. Это мощнейший способ реабилитации и антистресса.
Эти выводы подтверждаются и в материально благополучных странах, например в Швеции. В Европе есть страна, которой завидуют страны, цивилизованно стерилизованные. Это Шотландия.
Шотландцы всегда ходя с волынками и в килтах - своих национальных костюмах. Это их повседневная одежда. Англичане научили шотландцев любить родину, когда запретили всё - и язык, и народную культуру. 3а волынку убивали сразу же, как за хранение оружия. Народу в сопротивлении удалось полностью сохранить свою самоидентификацию. В Шотландии от мала до велика любят своё, родное. У нас положение тоже неплохое. Русская народная культура дожила до видеоаппаратуры, всё записано, всё можно использовать. И через школьный праздник компенсировать то, чего нет уже в семьях и в окружающей ребёнка жизни. Но живёт в душе каждого.
Развязка. «земля!».
«И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет, и во всём, что он ни делает, успеет...» (1-й псалом Давида).
Как может видеть, чувствовать и понимать мир ребёнок традиционной культуры? Вот излюбленные нашими детьми, знаемые наизусть строчки из гениальной повести И.С.Шмелёва «Лето Господне», где слышится биение сердца восьмилетнего Ванечки. Москва, зарядье, вторая половина XIX века. закончилась Масленица, начался Великий пост. Мальчик и дедушка едут на постный рынок мимо Кремля.
«Весь Кремль – золотисто-розовый, над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там Святое, и нет никого людей. Стены с башнями – чтобы не смели войти враги. Святые сидят в Соборах. И спят цари. И потому так тихо.
Окна розового дворца сияют. Белый собор сияет. Золотые кресты сияют – священным светом. Всё – в золотистом воздухе, в дымно-голубоватом свете: будто кадят там ладаном. Что во мне бьётся так, наплывает в глаза туманом? Это – моё, я знаю. И стены, и башни, и соборы... и дымные облачка за ними, и это моя река, и чёрные полыньи, в воронах, и лошадки, и заречная даль посадов... – были во мне всегда. И щели в стенах – знаю. Я глядел из-за стен... когда?» Такая онто-педагогика...
В подготовке материалов статьи принимали участие: Г.Базлов, кандидат исторических наук; свящ. Игорь Юров, кандидат медицинских наук, В.Ю.Лебедев, кандидат философских наук, О.Денисенко. О.Ю.Урывская, О.Н.Темнова.
От редакции.
В мирном сосуществовании нашей Масленицы с Великим постом и Пасхой (как в других странах – карнавала с Рождеством) видят обычно некий компромисс, на который пошла церковь, отказавшись от борьбы с дохристианскими народными обычаями. Наверное, отчасти так оно и было, но, это всё же внешняя, поверхностная сторона дела. Хочется думать, что на глубинном уровне происходит нечто иное. Более высокая духовность великодушно вбирает в себя, по возможности очищая их, некоторые верования, символы и обычаи предыдущей эпохи, наполняет их новым смыслом или даже выявляет скрытые смыслы, которые прежде не могли быть осознаны.
Как говорил по другому поводу Василий Зеньковский, христианство призвано «не отвергнуть, а спасти» все жизнеспособное, несущее частицы истины в до – и внехристианской культуре, понять ее лучшие устремления.
Конечно, прочитанное нами описание Масленицы - это некий идеальный образ праздника, который едва ли полно осуществлялся в жизни. Можно, например, не сомневаться, что и отношения с тёщами, и кулачные бои по своей атмосфере и по последствиям далеко не всегда соответствовали идеальному замыслу! И все же – очень важно сохранять в уме и в душе именно такой неповреждённый образ Праздника, стараться его сохранить, описать, воспроизвести, передать новым поколениям.
Подобные мысли приходят в голову при чтении некогда знаменитой книги покойного В.Белова «Лад». Ясно, что такого лада не было в деревенской жизни, что это – образ высшего замысла о России, её культуре и красоте, который если и был осуществлён, то не в исторической действительности, не на земле. Но его отсветы и отблески достигали порой и земных жителей! А если не хранить такой идеал, хотя бы и не вполне осуществимый в повседневности, – во что превратится сама эта повседневность?
Вниманию читателей! В этом году открыта подписка на электронную версию журнала. На сайте http://art-inschool.ru/ указаны банковские реквизиты, на которые можно Вы будете получать журнал на Ваш электронный адрес, Возможна и прямая оплата подписки через Интернет. Отдельные номера можно приобретать в розницу.
|
Оставить комментарий