Педагогика праздника. Масленица

Е.Суворина,
директор НОУ «Русская школа», г.Тверь

Педагогика праздника. Масленица

Школа должна запомниться детям праздниками.
С.А.Рачинский

Пролог. Спасательный круг.

У нас, как у негосударственного образовательного учреждения, есть роскошь быть самими со­бой. И есть сокровище, имя которому – родная культура. Сокровище необъятное. Никаких жиз­недеятельностей и системо-мысле-деятельностных методологий со всеми парадигмами не хватит, чтобы его освоить–усвоить–присвоить. Создавая воспитательную систему школы, мы и создаём её как у-КЛАД. Это гибкая культурологическая модель образования и воспитания наших детей. В её основе годовой и календарный жизненный круг православного человека в традициях и праздниках. Сегодня это круг – спасательный и спасительный.

Во все времена человека воспитывали право­славная культура, религия, семья и профессио­нальный педагог (школа). Это была естественная онто-педагогика, или педагогика целостного, а не частичного бытия, которая позволяла ребёнку опираться на тысячелетний опыт своего народа в универсуме жизни. Если ослабевал или вовсе
исчезал какой-либо из этих традиционных вос-
питательных институтов, ноша других тяжелела.

Сегодня педагог оказался вовсе один на один с детскими проблемами и стонет от непосильности одолеть их в одиночку. На смену поколению homo soveticus идёт маргинальное поколение pepsi, не­способное жить ни в одной из культур, кроме "куль­туры" массовой или бескультурья, что то же самое. "Что прах, возметаемый ветром с лица земли"... .

Круг же сам по себе – символ бесконечности, полноты, постоянства и совершенства. Календар­ный круг жизнедеятельности народа – это выверен­ная веками циклическая система его культуры, в основе которой ритмы и смыслы природноматери­альной и духовной жизни (В.С.Безрукова). Основой круга являются праздники. Именно праздники задают для человека отсчёт времени и определяют пространство в его физических и метафизических (духовных) константах. Проживая события праздника, ребёнок естественно расширяет границы своего практического опыта, миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские и высшие духовные смыслы. В меру своего возраста и сил, конечно.

Путь в родную культуру и сегодня лежит через праздник и традицию его проживания.

Завязка. "Праздник не праздность, а празднование – отрадное ликование духа".

Праздник – это одна из важнейших составляю­щих человеческого существования, как учёба, труд и отдых. Народный праздник – для каждого народа своё, иногда протяжённое во времени, особым об­разом организованное проживание со-БЫТИЯ, или череды событий, имеющих определённый смысл. Это и самый точный, необходимый компенсатор­ный, восстановительный механизм. Лучший, по­тому что естественно вписан в конкретную челове­ческую природу. "Мы от души праздновали празд­ники с папуасами Ириан-Явы, но удовольствия и результата, как от наших русских праздников, не получали, потому что там всё было вписано в иную психофизику и ментальность", – свидетельствует этнолог Г.Базлов.

Народный праздник всегда имеет религиозную основу, о чём могут не подозревать неискушённые участники. Религия – связь-отношение с миром невидимым, духовным по поводу надчеловеческих, заданных свыше предельных категорий Рождения, Жизни и Смерти (Бессмертия).

В православной традиции эти категории про­живаются как духовные феномены в различных праздниках. Главные из них – Рождество и Пасха.

Празднику Пасхи предшествует длительный подготовительный период. Семь недель – Великий пост. Чтобы "заступить на пост" – время напря­жённейшего духовного труда – нужно некоторое особое состояние души и тела. И одна неделя перед началом поста, как именно подготовка к посту, – масленичная. Поэтому Масленица – преддверие Великого поста – имеет переходящий характер (как Пасха), то есть отмечается всегда в разные дни календаря, но всегда ровно за неделю до на­чала поста.

Стихийная кульминация. Широкая масленица!

Масленица полифонична. Это светский, но религиозный праздник, как разговины. Внецер­ковный, но церковный, как свадьба и венчание. Очень массово-народный и очень личностно-домашний. Очень взрослый и очень детский. Внешне стихийный, но внутренне упорядоченный и осмысленный. Тут много для души и тела, но всё – ради духа.

Начало и завершение Масленицы – церковное. Это службы Вселенской родительской субботы и Про­щёное воскресенье. Неделя между этими событиями называется Масленичная, или сырная – по ограниче­нию в еде мяса и дозволению молочных продуктов. Эта неделя полна событий самых разных...

Вселенская родительская суббота. В этот день в храме совершается служба по усопшим. Люди испрашивают и Бога помилования своим умершим родственникам. Люди каются и просят прощения у своих близких, ныне покойных. затем родные едут на кладбище, потом садятся за поминальный стол (без спиртного!), где вспоминают всё доброе, что совершил человек в земной жизни и оставил на земле и в сердцах людей. Поминание усопших продолжается всю неделю. Масленица – это по­минальное событие.

Блины – символ Масленицы – на Руси еда поми­нальная. Поэтому всю неделю пекут блины и ходят в гости – навещают тех, с кем давно не виделись, мирятся, просят прощения. Угощают друг друга блинами и просят молитв за своих покойных род­ственников. Утешение в том, что люди знают – во Христе нет смерти. У Бога все живы...

«К тёще на блины». Поминая всех предков, встречаются со всей живой роднёй. К тёще на блины едут в четверг, как на её день рождения, на­рядные и с подарками. А тёща заранее прибирает (как в чистый четверг), украшает дом к приёму родственников и готовит изобильное угощение. Это праздник тёщи и зятя. зятю полагается явиться к тёще со всем своим семейством (родом). Фактиче­ски встречаются два рода: род мужа и род жены. Все вместе они встречаются раз в году именно у тёщи на блинах. Все повидались, помирились. Единение со всей роднёй, со всем миром, живыми и мёртвыми. Людей примиряет. Что они все вместе, все едины, все от Адама.

Кулачные (и даже конные!) бои. Мужчины состязались на праздниках всегда, это традиция. Это и демонстрация молодецкой удали, и тренировка, и эмоциональная разрядка, так как мужчина – суще­ство весьма воинственное. Мужской воинственности нужен естественный выход – мужчины встают к в стенку» и сражаются. Кулачные бои один–на–один и сражение кстенка–на–стенку» – не акт агрессии и враждебности. "Навоевавшись" вволю, сразу по­сле поединков участники обнимаются, братаются и продолжают праздновать вместе. Стихия женской энергии находит выход в болении–переживании. По свидетельству участников, после "стенки"» появля­ется чувство лёгкости, сплочённости, удовлетворе­ния, радости и любви. Так начинается внутреннее, пока душевное очищение.

Штурм снежного городка. Строится из сне­га городок–крепость. Его защищают ряженые в нечистую силу и их приспешников, а штурмуют остальные люди. Вход в крепость оформляется в виде красивых ворот, и там с распростёртыми ру­ками стоит идол – снежная баба. Внутри крепости стоят идолы, расположенные в каноническом для языческого капища порядке. Штурм городка – это штурм светлыми силами капища нечистой силы и его разрушение, которое происходит перед каж­дым Великим постом. То есть материализуется и маркируется предстоящее во время поста духовное действие - преодоление человеком зла и нечистоты в самом себе.

Сжигание чучела. Всё старое, ветхое, ненужное сжигают в костре. Соломенное чучело Масленицу наряжают в ветхую человеческую одежду, потом её бросают в костёр. Это сгорает "ветхий", вет­хозаветный, то есть плотско-чувственно живущий человек со страстьми и похотьми, к с души срывая ветхие одежды.... Человек готовит себя к углу­блённой духовной жизни.

Всё, что "ветхому" человеку мило, всё плотское, всё страстно-похотливое сгорает вместе с Масле­ницей. Попраздновав, навеселившись, спокойные и умиротворённые, люди подходят к Прощёному Воскресенью.

Кульминация умилительная. Прощёное воскресенье.

Прощёное воскресенье - пик, вершина под­готовки к посту. В церкви служится особый Чин прощения. Священники и миряне всех званий коленопреклонённо и очень личностно просят у Бога и друг у друга прощения.

Время поста даётся для того, чтобы человек "перевёл" себя из плотско-душевного состояния в духовное измерение и приготовил своё сердце к принятию пасхальной благодати. Конфликты, обиды, раздражение в отношении других людей лишают человека способности любить и ощущать присутствие Бога. Как правило, человеку легче простить "дальнего", а не "ближнего". Иногда говорят: кЯ готов простить всех, кроме одного человека, который сделал мне много злая. Но до тех пор, пока человек не простит этого единствен­ного, стоящего на пути между ним и Богом, ночь и мрак не уйдут из его души. Часто, живя в одной семье, люди годами не могут примириться друг с другом. Случается, что, работая в одном месте, люди подолгу не разговаривают друг с другом, не здороваются, потому что не могут простить. Св. Иоанн Златоуст говорил, что "оскорбивший нас не причинит нам зла столько, сколько мы сами причиним себе, питая в себе гнев".

Смысл поста - устраниться от всего, что препят­ствует устремлённости человеческого духа к своему творцу. Чтобы "велико" поститься, нужно сначала великодушно простить. Так что без Прощёного Вос­кресенья Великий Пост просто не может начаться.

Кульминация педагогическая.

Народный праздник в школе – по сценарию или нет? Это праздник, в котором его значение, суть и сценарий известен каждому. Все участники есте­ственным образом сами этот праздник конструируют. Там нет написанного и утверждённого худсоветом сценария, но там есть сценарий, которому тысяча лет, и каждый знает, что сейчас будет: сначала блины, потом "стенка" - называлось "блины выко­лачивать, затем штурм снежного городка, потом будут жечь Масленицу"... Есть ход событий, но нет

человека со свистком, который учит, как и что. Суть праздника - естественное его проживание. Это как домашний Новый год или день рождения, когда нет сценария, но все знают, что и как будет.

Ребёнок легче и лучше запечатлевает и понима­ет родную культуру в виде таких, как Масленица, праздников. Он проживает события в ритме своего возраста, темперамента, по мере разумения и т.п. Обычные школьные праздники, где все ходят строем, - это просто показательные выступления. В народном празднике дети являются и действую­щими лицами и зрителями.

Традицию праздника в школе нужно и мож­но создавать! Если она ритмично повторяется 4-5 лет, то младшие смотрят на старших, и всё делается само собой. Мальчишки III и I~ классов у нас встали в самостоятельную "детскую" стенку на третьем году масленичных гуляний в школе и обучения русскому рукопашному бою на уроках физкультуры. Мы Русскую школу начинали с со­трудничества с историко-этнографическим твер­ским клубом "Белый волк", который с тех пор у нас заведует "Масленицей". Ещё очень важно приглашать хорошие фольклорные коллективы. Гарантией профессионализма выступает их член­ство в Российском фольклорном союзе, отделения которого есть почти во всех российских городах. Тогда на школьном празднике будет качественная народная музыка, песня, костюм.

Символика праздника, смысл каждого дей­ствия, их эстетика запечатлеваются участниками, особенно детьми, и отзываются на уровне кархети­па культуры. Архетип культуры - это "вечная память" о своей личной и общественной истории, это "сигнальная наследственность, над которой нет контроля сознания" (свящ. Алексий Мороз).

Сегодня у многих людей психологические сры­вы и кризисы вызваны именно этнопсихологиче­скими причинами, когда людей, кроме языка, со всем народом не связывает ничего. В исследовани­ях Института этнологии им. Миклухо-Маклая РАН прослежена зависимость психических расстройств с невозможностью ребёнка и взрослого самоиден­тифицировать себя со свои народом (Г.Базлов). Если предпочтения человека не совпадают с тем, что его окружает в жизни (ландшафт, климат, еда, эстетика вышивки и т.д.), если человек не любит то, что его окружает, он разрушается как лич­ность... Поэтому проживание народного праздни­ка - это своего рода психологическая коррекция, когда ребёнка, хотя бы на время, перемещают в ту среду, которая формировалась тысячу лет. Его одевают, как надо, он слушает музыку, которую надо, и т.д. Это мощнейший способ реабилитации и антистресса.

Эти выводы подтверждаются и в материально благополучных странах, например в Швеции. В Европе есть страна, которой завидуют страны, цивилизованно стерилизованные. Это Шотландия.

Шотландцы всегда ходя с волынками и в килтах - своих национальных костюмах. Это их повсед­невная одежда. Англичане научили шотландцев любить родину, когда запретили всё - и язык, и народную культуру. 3а волынку убивали сразу же, как за хранение оружия. Народу в сопротивлении удалось полностью сохранить свою самоидентифи­кацию. В Шотландии от мала до велика любят своё, родное. У нас положение тоже неплохое. Русская народная культура дожила до видеоаппаратуры, всё записано, всё можно использовать. И через школьный праздник компенсировать то, чего нет уже в семьях и в окружающей ребёнка жизни. Но живёт в душе каждого.

Развязка. «земля!».

«И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет, и во всём, что он ни делает, успеет...» (1-й псалом Давида).

Как может видеть, чувствовать и понимать мир ребёнок традиционной культуры? Вот излюблен­ные нашими детьми, знаемые наизусть строчки из гениальной повести И.С.Шмелёва «Лето Господне», где слышится биение сердца восьмилетнего Ванечки. Москва, зарядье, вторая половина XIX века. закончилась Масленица, начался Великий пост. Мальчик и дедушка едут на постный рынок мимо Кремля.

«Весь Кремль – золотисто-розовый, над снежной Москвой-рекой. Кажется мне, что там Святое, и нет никого людей. Стены с башнями – чтобы не смели войти враги. Святые сидят в Соборах. И спят цари. И потому так тихо.

Окна розового дворца сияют. Белый собор сияет. Золотые кресты сияют – священным светом. Всё – в золотистом воздухе, в дымно-голубоватом свете: будто кадят там ладаном. Что во мне бьётся так, наплывает в глаза туманом? Это – моё, я знаю. И стены, и башни, и соборы... и дымные облачка за ними, и это моя река, и чёрные полыньи, в воронах, и лошад­ки, и заречная даль посадов... – были во мне всегда. И щели в стенах – знаю. Я глядел из-за стен... когда?» Такая онто-педагогика...

В подготовке материалов статьи принимали участие: Г.Базлов, кандидат исторических наук; свящ. Игорь Юров, кандидат медицинских наук, В.Ю.Лебедев, кандидат фи­лософских наук, О.Денисенко. О.Ю.Урывская, О.Н.Темнова.

От редакции.

В мирном сосуществовании нашей Масленицы с Великим постом и Пасхой (как в других странах – карнавала с Рожде­ством) видят обычно некий компромисс, на который пошла церковь, отказавшись от борьбы с дохристианскими народ­ными обычаями. Наверное, отчасти так оно и было, но, это всё же внешняя, поверхностная сторона дела. Хочется думать, что на глубинном уровне происходит нечто иное. Более высокая духовность великодушно вбирает в себя, по возможности очищая их, некоторые верования, символы и обычаи предыду­щей эпохи, наполняет их новым смыслом или даже выявляет скрытые смыслы, которые прежде не могли быть осознаны.

Как говорил по другому поводу Василий Зеньковский, христианство призвано «не отвергнуть, а спасти» все жизне­способное, несущее частицы истины в до – и внехристианской культуре, понять ее лучшие устремления.

Конечно, прочитанное нами описание Масленицы - это некий идеальный образ праздника, который едва ли полно осуществлялся в жизни. Можно, например, не сомневаться, что и отношения с тёщами, и кулачные бои по своей атмосфере и по последствиям далеко не всегда соответствовали идеальному замыслу! И все же – очень важно сохранять в уме и в душе имен­но такой неповреждённый образ Праздника, стараться его со­хранить, описать, воспроизвести, передать новым поколениям.

Подобные мысли приходят в голову при чтении некогда знаменитой книги покойного В.Белова «Лад». Ясно, что такого лада не было в деревенской жизни, что это – образ высшего замысла о России, её культуре и красоте, который если и был осуществлён, то не в исторической действительности, не на земле. Но его отсветы и отблески достигали порой и земных жителей! А если не хранить такой идеал, хотя бы и не вполне осуществимый в повседневности, – во что превратится сама эта повседневность?

Вниманию читателей!
Напоминаем, что подписаться на журнал «Искусство в школе»
можно с любого номера по каталогам
«Пресса России» (индексы 73230/73189) и «Почта России» (индекс 12277).

В этом году открыта подписка на электронную версию журнала.

На сайте http://art-inschool.ru/ указаны банковские реквизиты, на которые можно
перевести деньги за подписку: полугодовую (300 р.) или годовую (600 р.)

Вы будете получать журнал на Ваш электронный адрес,
прислав в редакцию melik.pashaev@gmail .com копию квитанции об оплате.

Возможна и прямая оплата подписки через Интернет.

Отдельные номера можно приобретать в розницу.

 

Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 44-47

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.