Организация стажировки по теме «День Земли»

День Земли

Связь эстетического отношения к миру и того, что называют экологическим воспитанием, так очевидна, что нет нужды лишний раз её обосновывать. Любая экологическая проблема словно сама подсказывает возможности её художественного воплощения; с другой стороны, ранний опыт художественного творчества - это, наверное, лучший, самый естественный способ обретения чуткого, одухотворённого и бережного отношения к природе. И этот ранний опыт не заменить рациональными выкладками, декларативными призывами и пугающими прогнозами.

Знакомый нашим читателям Центр образования №324 - школа ярко выраженной художественной направленности. И можно предположить, что праздник (или событие) «День Земли» вырастает здесь на особо благоприятной психологической почве и приносит долговременные и прочные результаты

Е. Иванова, зав. лабораторией «Гуманитаризация образования» Московского института развития образования

Организация стажировки по теме «День Земли»

Центр образования №324 с 2010 года является Ресурсным центром по теме «Развитие детско-взрослой общности образовательного учреждения». Целью деятельности центра является инновация технологий по формированию детско-взрослой образовательной общности. Одной из эффективных форм передачи способов работы является стажировка педагогов. Отличие стажировки в том, что она предполагает деятельностное включение участников, опробование своих сил и возможностей в конкретной предлагаемой ситуации, а затем - понимание того, что реально получается или не получается и что необходимо в себе развивать или изменять, чтобы достичь ожидаемого результата.

Одна из центральных технологий по формированию детско-взрослой образовательной общности - организация празднично-событийного цикла. Учителя многих школ могут сказать, что они занимаются праздниками и событиями, и ничего особенного в этом нет. Однако на деле они чаще всего проводят «мероприятия». На мероприятие люди приходят, получают удовлетворение от происходящего, а потом расходятся по своим делам. В программах образовательных учреждений каждому мероприятию приписывают воспитательный эффект. Считается, например, что ребёнок, пообщавшись с ветеранами Великой Отечественной войны, уже зарядился патриотизмом и готов защищать Родину, но мы понимаем, что далеко не всегда так происходит. В чём же отличие мероприятия от события? Мероприятие - это лишь определённая форма взаимодействия, в которой участвуют люди, а событие - это проживание и переживание содержания, которое случается, и только в этом случае мы можем говорить о формировании ценностей, духовном и нравственном воспитании. Задачей педагогического коллектива и является создание условий, когда в школе происходят/случаются такие важные и значимые события.

Чтобы это произошло, необходимо, во-первых, выделить общее содержание праздника и то, что будет являться общим смыслом для детей, педагогов и родителей; во-вторых, спланировать мероприятия, которые будут проводиться с детьми, погружать их в содержание происходящего. Серия мероприятий продумывается с учётом разных возрастов воспитанников и разновозрастных коллективов. Участвовать в подготовке должны не только классные руководители, но и педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, социальные партнёры и, конечно, родители. Подготовка учащихся к кульминационному событию отличается от подготовки выступлений на концерте; все мероприятия направлены на осознание значимости тех ценностей, которые важны для общности, и на очерчивание поля действий для каждого участника. В-третьих, нужно понять, какой воспитательный, образовательный эффект мы планируем получить, и разработать систему диагностики «до и после события». В-четвёртых, мы должны определить, каких социальных эффектов ожидаем. Они могут выражаться в обсуждении того, что произошло (в газете или на форуме школы), в дальнейших исследованиях и продолжениях проектных работ. Если не будет никаких последействий события, то можно сказать, что оно не произошло.

Как же организовать стажировку в школе, чтобы погрузить её участников в реальность происходящего и дать попробовать свои силы?

Совместно с коллективом Центра образования №324 в разработке данной стажировки участвовали представители школы №“661 ЦАО и сотрудники Московского института развития образования. А в самой стажировке приняли участие ещё 25 педагогов из образовательных учреждений Центрального, Юго-Восточного и Западного округов.

Стажировка проходила в течение трёх дней, в два этапа. Первый этап - двухдневный - был посвящён планированию. В первый день участники определяли кульминационные мероприятия празднично-событийного цикла для своей школы и то, какие метапредметные и личностные результаты могут быть получены. Во второй день планирование происходило на основе конкретного мероприятия, которое должно было быть осуществлено в Центре образования «Жар-птица». Коллектив во главе с директором определил, что таким мероприятием станет празднование «Дня Земли». Этот день традиционно отмечается в школе, но с течением времени он превратился в мероприятие.

Необходимо было заново восстановить смысл данного празднования. Для этого все участники, дети и педагоги школы, были разделены на четыре группы. Каждая группа предложила своё отношение и замысел празднования. Они различались, но было выработано решение: мы празднуем то, что наша Земля уникальна и прекрасна, и к ней надо бережно относиться, так как она нуждается в постоянной заботе и охране.

Приоритетным направлением Центра образования №324 является искусство, поэтому передача видения красоты нашей планеты является первым направлением воспитательного воздействия данного события. Другое - это формирование бережного отношения к Земле-планете, которая является нашим домом и даёт нам возможность жить и развиваться. Из этого вытекал целый спектр задач по отношению к детям разных возрастов: знакомство с экологическими проблемами; изучение опыта и конструирование собственных способов их решения; исследования экологии близлежащей территории школы и района; собственные действия детей, направленные на защиту и бережное отношение к природе. Во второй день стажировки не удалось до конца спланировать все мероприятия и создать систему диагностики. Но были намечены определённые линии и траектории движения к событию для учащихся начальных, средних и старших классов.

В день, когда состоялся второй этап стажировки, были представлены работы учащихся, на основании которых проводилась первичная диагностика личностных результатов детей. Участники стажировки попробовали самостоятельно оценить работы по заданным критериям. Диагностика разрабатывалась педагогами-психологами школы, а учителя литературы дали учащимся темы сочинений ко Дню Земли, в которых просили выразить своё личное отношение. Далее стажёров познакомили с той подготовкой, которая реально происходила в течение двух месяцев: классные часы, уроки, посвящённые бережному отношению к природе, литературно-музыкальные композиции школьной Филармонии, организация выставок, создание учащимися старшей школы видеороликов и исследовательских работ, творческих проектов на разных ступенях образования.

После этого участников стажировки познакомили с предваряющими и кульминационными мероприятиями этого дня для учащихся начальной, средней и старшей школы.

К предваряющим мероприятиям относились уроки, связанные с бережным отношением к Земле и видением её красоты. Это интегративный урок математики и экологии «Чему учит лес» учителя математики М.В.Андреевой; интегрированный урок «Человек - царь природы или её дитя?» учителя биологии Р.Н. Вакулиной и учителя физики О.В. Мирошниченко; интегрированный урок «География и химия вулканов Камчатки» учителя химии О.В. Платонычевой и учителя географии Т.В. Суховеевой; урок внеклассного чтения «Красота. О красоте. С красотой» учителя русского языка и литературы С.Б. Владимировой, урок «Красота сквозь века» учителя истории В.А. Морозовой.

Далее состоялся Дискуссионный клуб «От экологии души к экологии культуры», который провела учитель истории Е.И. Китова для учащихся старшей школы. Кульминационными мероприятиями для учащихся начальной школы стали экологические путешествия «Моя Россия», а для учащихся средней школы - театрализованная композиция «Второе путешествие Маленького принца». В этот день были открыты фотовыставка «Как прекрасен этот мир!» и выставка учащихся и родителей начальной школы «Вторая жизнь бытового мусора».

В конце стажировки участники отвечали на вопрос: «Случилось ли событие?» Оказалось, что не только для учеников и педагогов школы, но и для всех гостей - стажёров произошло переживание того, что нашу Землю надо беречь и всем вместе всё для этого делать.

Участникам стажировки на опыте конкретной школы передавалась технология по организации мероприятия, в котором должно произойти важное для общности событие, и система отслеживания личностных результатов учащихся. Только в том случае, если смысл общего «действия» разделяется детьми и взрослыми, а взрослые, педагоги, понимают то, что происходит с каждым ребёнком, мы можем говорить о гуманитаризации образовательного процесса.

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№4.
С. 22-23.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.