Нетрадиционные техники рисования – средство развития творческих способностей детей

Е. Максимова, педагог дополнительного образования, г. Сыктывкар, Республика Коми

Нетрадиционные техники рисования – средство развития творческих способностей детей

Ребёнок, поступая в школу, вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность, где, с одной стороны, он выступает в качестве ведомого взрослым и через различные методы и приёмы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, пробует себя в качестве художника-творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственно относиться к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату).

В настоящее время для развития творческих способностей детей педагоги ИЗО, наряду с традиционными техниками рисования, активно используют и нетрадиционные. Применение таких техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах и способах применения.

Исходя из разнообразия рисовальной техники и учитывая возможности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, педагоги нашего Центра решили обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, если разнообразить способы работы с такими известными в широкой практике изобразительными материалами, как гуашь и акварель (растяжка цвета, по-сырому, вливание цвета в цвет, техника раздельного мазка), овладевать различными приёмами работы кистью (всем ворсом, концом, примакиванием, тычком сухой жёсткой кистью), использовать нетрадиционные техники (монотипия, ассамбляж, кляксография), где линия, контур, пятно - выразительные средства рисунка, и, таким образом, подводить детей к сочетанию в одном рисунке разных техник и изобразительных материалов.

Одной из интереснейших нетрадиционных техник, включенных в процесс обучения детей в нашем Центре, является ассамбляж (франц. assemblage, соединение). Это техника современного искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости картины. Здесь допускаются живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Техника ассамбляжа иногда применяется и в других произведениях, от фотомонтажей до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего искусства не вполне устоялась.

Актуальность занятий ассамбляжем обусловлена тем, что в этом искусстве, как и в коллаже, фантазия детей абсолютно ничем не ограничена: можно использовать сочетания самых различных материалов, создавать любые линии, реализовать любые мечты и фантазии. Обучение ассамбляжу даёт детям возможность работать в смешанной технике. Здесь используются различные материалы - как природные, так и искусственные, приветствуется смешение фактур и игра объёмов, широко применяются художественные краски. Техника ассамбляжа интересна ещё и тем, что здесь каждый может использовать свои, свойственные только ему приёмы, и тогда на свет появляются неповторимые детские работы.

На занятиях по ассамбляжу мы выставляем перед детьми блюдо с гвоздями, шурупами, гайками, пружинами - металлическими модулями. Затем даём другое блюдо - уже со стеклянными модулями, разными по размеру и цвету кусками стекла овальной и треугольной формы, обязательно с покатыми краями.

Затем объясняем понятие ритма. Ритм - это чередование каких-либо элементов в определённой последовательности, средство композиции, с помощью которого можно, в частности, передать движение на плоскости. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета и может строиться на контрастах объёмов.

Следует отметить, что гвозди и шурупы можно приобрести в хозяйственных магазинах, а вот стеклянные детали педагогу приходится готовить самому, без помощи детей. Для этого кусочки битого бутылочного стекла синего, жёлтого, зелёного и красного цветов закладываем в муфельную печь для обжига керамики, затем печь нагреваем до +1000 градусов и даём медленно остыть.

Открываем дверцу печи и собираем с её дна разноцветные «капельки» - безопасный материал для создания картины в технике ассамбляжа готов.

Заранее нарезаются квадратные прямоугольники из оргстекла и выбираются из глянцевых журналов фото живых существ, которых решено изобразить, чтобы дать детям возможность передать движение.
Губкина Александра, 10 лет  Бабочка
Губкина Александра, 10 лет Бабочка.
Динер Мария, 10 лет  Белочка
Динер Мария, 10 лет Белочка.
Скороходова Лида, 9 лет  Белочка
Скороходова Лида, 9 лет Белочка.
Филиппова Софья, 8 лет  Хамелеон
Филиппова Софья, 8 лет Хамелеон.

Фотографии кладутся под оргстекло - основа для картины готова. Затем каждый ребенок выбирает, с каким материалом он будет работать - с цветным стеклом или металлическими деталями. После этого дети приклеивают прозрачным клеем-моментом «Кристалл» свои «картины» к оргстеклу. В первый раз на занятие по ассамбляжу уходит два академических часа, так как детям нужно выработать навыки работы в новой для себя технике. Здесь сложность возникает при работе с клеем - он «тянется» и часто оставляет следы на стекле.

Для юных художников в нашей северной республике один из самых популярных персонажей - белка: когда-то наши предки платили дань царям именно шкурками этих животных. Теперь их в наших лесах гораздо меньше, чем на детских рисунках.

Трудно изобразить мех с помощью металлических деталей! «Пушистость» передаём, выкладывая в определённом ритме волосики меха из небольших тонких гвоздей. Экспериментируя, дети находят свой, индивидуальный ритм: белку Маши Диннер не спутаешь с белкой Лиды Скороходовой, хотя обе выбрали одну и ту же фотографию в качестве образца.

Маленькая, но храбрая Соня Филиппова выбрала самый сложный объект для изображения - хамелеона: поэкспериментировав с гвоздями и шурупами, укладывая их под разными углами, смогла передать с их помощью чувство угрозы, встревоженности экзотического зверька, показав начатое им движение.

Не все дети копируют выбранные картинки из журналов. Кристина Шоль, на уроках по стилизации уже рисовавшая махаонов, выложила прекрасную бабочку без картинки под стеклом, опираясь только на свою фантазию.

Обычно дети любят выполнять картины с бабочками, белочками и цветками. Однако Руслан Кулаков традицию нарушил: принёс из дома фотографию автомата Калашникова и мужественно его выполнил, несмотря на поддразнивания девочек. Однако уступил им в малом - украсил оружие гламурным бантиком.

Наши девочки-художницы совсем не воинственны. Они если и стреляют, то только глазками. Вот Ира Григоренко, в пику Руслану, и решила изобразить «Взгляд» - вот так, именно с большой буквы. А реснички сделала разноцветными, важно пояснив, что теперь тушь для глаз выпускается самых разных оттенков.

Одной из интереснейших нетрадиционных техник, помогающей отрабатывать навыки работы красками и кистью, формировать умения передавать силуэтное изображение, является микс монотипии и кляксографии, который может дать изрядную пищу детскому воображению.

Кляксография воспитывает также способность к сопереживанию - её с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить у детей глазомер и координацию. Техника кляксографии считается очень простой, однако мною она была модифицирована и теперь используется при обучении основам изобразительной техники в нашем Центре.

Обычно берётся плотный альбомный лист бумаги, разводится немного краски (акварель или гуашь) до жидкого состояния. Затем делается клякса - набирается краска в пипетку или на кисточку и капается на середину листа. В первом случае получатся цветные подтёки, во втором - красочные брызги. Затем начинаем дуть на кляксу из коктейльной трубочки - сверху, сбоку. Выдули первую кляксу - отложили лист в сторону. Посмотрели, на что она может быть похожа - на дерево, кота, собаку... Затем выдули ещё кляксу. И не забываем всегда рассматривать кляксу и фантазировать. Ненужные детали закрашиваем белой гуашью. Вырезаем понравившиеся образы и создаём из них композицию, приклеив её на отдельный лист.

Созданные композиции мы пропускаем через копировальную машину и изображение получаем на ватмане. Так получились, например, «Метаморфозы» (бирюза) и «Елочка» (малахит). При этом ксерокс оставляет только самое главное для будущего образа, «не замечая» мелких деталей. Для этого мы используем цветную бумагу «Крафт».

Сухарева Лена, 12 лет  Метаморфоза     
Сухарева Лена, 12 лет.  Метаморфоза  -  Ёлочка

Здесь в работу активно включается детская фантазия: обводка черной и серебряной гелиевыми ручками контуров угаданных образов. Для оживления образа цветом используем гуашь - это самая кропотливая и длительная часть работы над рисунком. Затем добавляем мелкие точки разноцветными фломастерами - они уравновешивают композицию.

В этой технике в студии «Дизайн» создано немало интересных работ, высоко оцененных на городских и республиканских выставках, показанных в Национальной галерее Республики Коми. Например, «Волшебная птица» Сони Филипповой, в которой птица была выделена пастелью, красочно, но не контрастно, так как коричневый тон бумаги создавал воздух. «Кошку на прогулке» Настя Исакова выделила штрихом, яркими мазками расставив пятна на пестрой шкурке. «Пейзаж» Кристины Шоль сложился практически сразу, лишь были добавлены облака, ей даже удалось обойтись без пастели - у девочки поразительное художественное чутьё.
Жигалова Лена, 11 лет Улитка
Жигалова Лена, 11 лет Улитка
Лодыгина Наташа, 11 лет Птеродактиль
Лодыгина Наташа, 11 лет Птеродактиль

Как показали наши занятия, монотипия и кляксография - чудесный микс, который может дать пищу детскому воображению и позволяет создать выразительные картины. Получившиеся в процессе использования этих техник детские работы объединяет то, что цвет не описывает качества предметов, а служит самостоятельным выразительным средством рисунка. Цветовые пятна пульсируют, переплетаются в причудливом ритме крупных и мелких форм и порождают в юных головках реальный образ пейзажа или портрета.

Здесь доминирует не раскрашивание привычных объектов, не раскладка объёма на свет и тень, а эмоция, настроение, образ, выраженные через реалистичные формы. Было выявлено, что на активизацию творческих проявлений детей при использовании вышеописанных техник влияет рассматривание репродукций картин, восприятие музыкальных и литературных произведений, способствующих обогащению эмоциональной сферы и развитие воображения ребёнка. Кроме того, важны непосредственное наблюдение живой природы и её объектов и уточняющие беседы с детьми об увиденном.

Таким образом, осваивая разнообразные нетрадиционные техники, ребёнок познаёт различные способы изображения уже знакомых предметов и явлений, совершенствуется его зрительное восприятие, закрепляются навыки рисования, создаются условия для свободного экспериментирования различными изобразительными материалами. Однако использование нетрадиционных методов, приёмов и техник рисования не решает всех задач художественно-эстетического и творческого развития школьников. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно использовать их, скорее, как вспомогательные, а не основные методы и приёмы работы с детьми. При этом не следует забывать о необходимости включения изобразительной деятельности в целостный педагогический процесс; соединения обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их эмоционального отношения к окружающему; взаимосвязи творческой художественной деятельности детей с их общим психическим развитием.

Искусство в школе: 
2013
№4.
С. 19-21.
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.