Обсуждаем концепцию преподавания предметной области «Искусство»
И. Кашекова, доктор педагогических наук, профессор, зам. директора по стратегическому развитию ФГБНУ «ИХОиК РАО», г. Москва
Обсуждаем концепцию преподавания предметной области «Искусство»
Вот уже около года идёт напряжённая работа по созданию новой Концепции преподавания предметной области «Искусство». В работе принимают участие специалисты самого разного уровня - учителя искусства, методисты, работники системы управления образованием, преподаватели вузов, учёные. Несмотря на то что структура концепции и её содержание уже подробно разработаны, вопрос о её окончательном утверждении может ставиться лишь после прохождения экспертизы, затем - общественного обсуждения, дополнений с учётом анализа замечаний.
Долгий и трудный путь создания Концепции преподавания какого-либо учебного предмета в школе вполне объясним: слишком много различных граней сталкивается в одном документе: реалии современной социокультурной ситуации, традиционные и современные взгляды на науку и искусство, идеологические ориентиры; мнения, а часто и личностные позиции различных людей, от которых так или иначе зависит образовательный процесс. В гуманитарных науках, а в искусстве особенно, всё это выступает в сконцентрированном виде, так как здесь в полной мере выявляются все факторы, влияющие на образование.
Концепция должна волшебным образом показать пути решения реальных проблем художественного образования, но в тех жёстких рамках, которые для него определены в системе.
Концепция должна учесть интересы, потребности и психологические характеристики современных детей.
Концепция должна соединить в себе различные, зачастую противоположные взгляды на цели общего художественного образования и сформулировать такую цель и такие задачи, которые устроят всех (во многих других образовательных областях подобных расхождений нет и быть не может).
Концепция должна удовлетворить запросы современного общества и требования к результатам обучения.
Но ведь существует ещё и ответственность перед культурой вообще, ресурсом прогресса которой является образование. И с этих позиций ограничение предметной области «Искусство» в образовании противоречит здравому смыслу, т.к. снижает возможности развития человеческой культуры в целом. Таким образом, перед разработчиками концепции стояла нелёгкая задача - сфокусировав все требования, ресурсы и взгляды, создать такую программу развития общего художественного образования в России, которая поможет нынешним школьникам войти не только в сегодняшнее социокультурное пространство и реализовать свои возможности в нём, но и стать достойными проводниками культурных традиций для последующих поколений.
Таким образом, новая Концепция представляет собой систему теоретических положений, базовых принципов, целей, задач и рекомендаций по решению наиболее актуальных проблем, а также основных направлений совершенствования преподавания предметной области «Искусство» в общем образовании.
Особое значение воспитательного потенциала искусства в образовании граждан Российской Федерации обусловлено многонациональным характером страны. Изучение отечественного и мирового искусства, приобщение к сфере духовной жизни общества; наличие духовно-нравственных ориентиров, развитие способности к художественному восприятию и познанию мира - всё это окажет существенную помощь в формировании общероссийской культурной идентичности, ценностных ориентаций обучающихся, способности творческого освоения окружающей среды. Это и определило цель Концепции: обеспечение высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени.
Задачами Концепции являются:
- совершенствование содержания предметной области «Искусство» на всех уровнях общего образования;
- развитие общедоступных информационных ресурсов как инструментов деятельности обучающихся и учителей;
- обеспечение условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства;
- создание условий для повышения кадрового потенциала педагогических работников предметной области «Искусство».
В Концепции определены насущные проблемы преподавания предметной области «Искусство», на решение которых она направлена. Среди них: проблемы мотивационного, содержательного, методического и кадрового характера.
Основное направление Концепции - обеспечение непрерывности преподавания и изучения предметной области «Искусство», которое возможно при создании сквозных вариативных содержательных модулей с дошкольного детства до окончания школы.
В дошкольном воспитании это будет художественно-эстетическое развитие; в начальной и основной школе, с 1 по 7 классы, - изобразительное искусство и музыка (обязательные учебные предметы); 8-9 классы - мировая художественная культура (разумеется, включая отечественную) как обязательный учебный предмет.
Хотя я на этом этапе оставила бы интегрированный курс «Искусство» как естественное обобщение знаний по двум ранее изучавшимся искусствам. Это даёт возможность обучающимся осмыслить общие средства художественной выразительности разных искусств и практически реализовать свои знания при выполнении индивидуальных или коллективных творческих проектов по выбранному направлению (теория - общая, а художественно-творческая деятельность - по интересам). В результате будет обеспечено изучение изобразительного искусства и музыки на углублённом уровне, в активной, деятельной форме (но это лично моё мнение является лишь иллюстрацией к выше обозначенному отсутствию единства взглядов на художественное образование).
И, наконец, среднее общее образование - 10-11 классы - мировая художественная культура (базовый и углубленный уровни). Хотя возможно стоило бы пересмотреть программы мировой художественной культуры в направлении увеличения значимости художественно-творческой деятельности учащихся, но уже на основании знакомства с шедеврами мировой культуры. Но это опять моё личное мнение!
Обеспечение преемственности образовательных программ достигается путём выделения сквозных компетенций, которые должны быть конкретизированы, дифференцированы по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура), однозначно трактуемы и операционализированы.
Для достижения высокого уровня обучения в концепции ставятся задачи, от решения которых во многом зависит значимость и авторитет предметов искусства:
- в ФГОС общего образования уточнить требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов предметной области «Искусство»;
- определить формы проведения государственной итоговой аттестации по учебному предмету «Мировая художественная культура» для обучающихся, желающих продолжить обучение по специальностям, связанным с искусством;
- разработать контрольные измерительные материалы для различных форм аттестации и оценки качества по учебным предметам предметной области «Искусство»;
- определить критерии отбора произведений искусства для изучения на учебных предметах «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» на всех уровнях общего образования;
- совершенствовать механизмы координации и интеграции предметной области «Искусство» с внеурочной деятельностью и дополнительным художественным образованием;
- совершенствовать и развивать систему межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации;
- проводить творческие конкурсы на различных уровнях для повышения мотивации обучающихся к художественному творчеству;
- при разработке учебно-методических материалов по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» учитывать этнокультурные и национальные особенности региона;
- расширить вариативность выбора видов творческой деятельности, с учётом интересов обучающихся для определения оптимального соотношения теории и практики в учебном процессе.
В концепции освещены основные направления и доминанты преподавания предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Мировая художественная культура».
Доминантой изобразительного искусства выступает специфичное для современной культуры преобладание визуальной информации, адекватное восприятие которой обеспечивается высоким уровнем развития визуальной культуры и визуальной грамотности человека. Этот фактор повышает значимость учебного предмета «Изобразительное искусство», на котором обучающиеся приобщаются к зрительным образам, у них формируется художественный вкус, целостный взгляд на мир и искусство, возникает понимание того, каким образом современные СМИ манипулируют сознанием человека, а значит, вырабатывается иммунитет против навязываемых ими идей, ценностей, форм поведения.
Освоение учебного предмета должно предусматривать:
- овладение выразительными средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладных и конструктивных искусств;
- получение опыта художественно-творческой деятельности в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественного проектирования и конструирования;
- воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к окружающей действительности;
- знакомство с шедеврами отечественного и мирового изобразительного искусства, народным декоративно-прикладным искусством;
- использование информационно-коммуникационных ресурсов в процессе создания творческого продукта;
- формирование умений анализировать, представлять, оценивать, сопоставлять, интерпретировать произведения изобразительного искусства и создавать на этой основе собственные художественные образы.
Доминантой общего музыкального образования является ни с чем не сравнимый потенциал музыки в развития эстетических чувств и интеллекта человека, его музыкальности и нравственной культуры, уважения к традициям своей страны и народов мира.
Ключевыми задачами учебного предмета «Музыка» являются:
- изучение произведений народной и классической музыки, лучших образцов современной музыки академических и массовых жанров;
- реализация комплексного подхода к развитию музыкальной культуры обучающихся с позиций единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
- приобщение к музыкальной деятельности, представленной в своих основных видах: хоровое и сольное пение, инструментальное музицирование, элементы импровизации и сочинения, а также музыкально-сценического действия;
- освоение видов деятельности, поддерживающих слушательское восприятие (графическое, пластическое моделирование музыки);
- приобретение опыта коллективного публичного исполнения музыкальных произведений;
- овладение элементами музыкального языка в процессе активной музыкальной деятельности;
- расширение музыкального кругозора и основ музыкальной грамотности обучающихся;
- формирование музыкального вкуса в досуговой сфере;
- применение электронно-цифрового инструментария, обогащающего возможности обучающихся в музыкальном творчестве и восприятии музыкальных произведений;
- приобщение к музыкальным традициям своего региона.
Доминантой предмета « Мировая художественная культура» является раскрытие общих закономерностей становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостной системы, разных сфер духовной деятельности человечества, а также особенности национального и регионального искусства на основе изучения отечественного и мирового искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, кино- и фото- искусство).
Интегрированное содержание предмета и использование информационно-коммуникационных технологий и ресурсов позволит овладеть разными способами анализа художественного наследия, систематизировать знания о видах искусства, выработать основы критического мышления и определить собственную позицию в отношении как культурного наследия, так и современного искусства, участвовать в художественно-творческой и в проектной деятельности.
Для достижения поставленных результатов важны подготовка кадров и материально-техническое обеспечение занятий. Поэтому в концепции намечаются пути совершенствования системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования, направленного на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания образовательных программ. Развитие системы олимпиад и конкурсов художественно-творческого (музыка, живопись и др.) и педагогического мастерства для педагогических работников предметной области «Искусство» рассматриваются как формы повышения уровня профессионализма, результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять на рейтинг образовательной организации.
Познакомиться с результатами общественного обсуждения Концепции можно по ссылке: Концепция преподавания
Оставить комментарий