Северная сюита. Музыка коренных народов Ямала

Т. Вовк, учитель музыки МБОУ «Школа №4», г. Муравленко, ЯНАО Тюменской области

Северная сюита. Музыка коренных народов Ямала

Современные технологии в преподавании художественных дисциплин

Урок открытия и систематизации новых знаний, проблемно-эвристический урок-исследование занял 1-е место на Международном конкурсе «Олимп успеха», в номинации «Разработка урока» 2018 г. http://obrazshkola.ru

Цель урока музыки в IV класс: исследование особенностей музыкального культуры коренных народов Ямала в форме активной деятельности, формирование у учащихся уважения к культурному наследию, желания поддерживать музыкальную культуру своего края.

Задачи урока

Образовательные:

  • знакомить с композиторами, певцами, жанрами музыкального искусства;
  • продолжать изучение особенностей музыкального языка на основе музыки коренных народов Ямала;
  • знакомить со сходствами и различиями средств музыкальной выразительности в музыке разных народов;
  • создать коллажи впечатлений;
  • продолжить формирование умений решать творческие задачи.

Развивающие:

  • учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;
  • коммуникативные: умение работать в группе; навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления; навыки проведения простейшего социологического исследования;
  • продолжить приобщение к творчеству, дальнейшее формирование приемов логической деятельности;
  • отработка элементов дедуктивного метода познания; развитие эмоций учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию идеи познаваемости мира;
  • продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания друг за друга.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Музыка» (Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»); Справочник композитора: информационная брошюра; наглядная музыкальная презентация «Музыка коренных народов Ямала» с интерактивной дидактической игрой «Сравни музыкальные инструменты» (авторский медиа-продукт в PowerPoint); коллажи впечатлений музыкальных произведений (авторский продукт учащихся).

Ход урока

I. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового. (Вызов)

Учитель. Недавно прогуливаясь и любуясь красотой нашей северной природы, я вспомнила хорошо известную вам песню замечательной ненецкой певицы. Послушайте её.

Звучит песня (видео) в исполнении Елены Лаптандер «Дом мой Ямал». Музыка Д. Данькова, слова С. Марковской.

Елена Лаптандер - «жемчужина Ямала», молодая звезда северной сцены - родилась в городе Салехарде, столице Ямало-Ненецкого автономного округа. Елена Лаптандер отмечена многочисленными званиями и наградами. Она является выпускницей Российской академии музыки имени Гнесиных...

Исполнение вместе с учителем 1 куплета.
Светлая моя звезда, синяя далёкая,
Снежная моя земля, вольная, широкая,
Нарты ветром пролетят, всё осыпав инеем.
Над тобой, моя земля, песнь летит старинная.
Припев:
Дом мой Ямал мой,
Мой мир, моя пристань,
Ты меня звал мой далёкий и близкий.
Верил в меня, открывал сокровенное,
Радость дарил и мечту, и любовь (2 раза).

У. Понравилась? О чём песня? Какие коренные народы живут в нашем округе? Какие эмоции, чувства в вашей душе вызвала эта музыка? Коллективное обсуждение.

III. Определение учащимися темы урока и задач исследования, исходя из гипотезы.

У. Мы с вами живём в этом замечательном крае давно, многие из нас даже родились здесь, а о музыке и музыкантах ямальской земли почти ничего не знаем. (Пауза.) Предлагаю сегодня провести исследование музыки нашего края, музыки тех народов, чьи предки жили здесь с давних времён.

Семён Няруй, собиратель фольклора, композитор Семён Няруй, собиратель фольклора, композитор
Семён Няруй, собиратель фольклора, композитор    /    Елена Лаптандер

Для начала попробуйте придумать название нашего исследования.

Коллективное обсуждение, учащиеся самостоятельно определяют тему урока, над которой будут работать. Тема, сформулированная учащимися, выписывается на доске: «Музыка коренных народов Ямала».

У. Любое исследование начинается с гипотезы (предположения). Можете предположить, какая она, музыка Севера?

Д. Музыка Ямала очень красивая... Раскрывает чувства северного народа... Разнообразна по жанрам... рассказывает о жизни человека.

У. Проверим ваши предположения. Что же нам необходимо узнать о музыке Северного края? Помогите мне составить вопросы-задачи, которые помогут проверить наши предположения и разобраться в теме исследования.

Д. Какие особенности музыкального языка в музыке коренных народов Севера? Какие существуют музыкальные жанры в музыке народов Ямала? Есть ли народные музыкальные инструменты и какие они? Какие композиторы создают музыку Ямала? О чём музыка коренных народов Ямала?

У. Попробуем найти ответы на поставленные вопросы. У нас сегодня исследовать будут три группы, а четвёртая группа выступит в роли экспертов, которые будут вам помогать, направлять ваши исследования и оценивать. Наше исследовательское путешествие начинается.

IV. Постановка познавательной задачи. Какие композиторы создают музыку о Ямале?

У. Вы все прекрасно знаете, что музыку придумывают … (Дети договаривают слово «композиторы».) Объектом нашего исследования сейчас будет ненецкий композитор Семён Няруй. Попробуем исполнить его знаменитую песню «Сенгакоця», на слова В. Нелековны. В переводе с ненецкого это означает колокольчик. Учитель читает песню на ненецком языке, затем русский перевод. Разучивание мелодии, исполнение песни.

Теперь ознакомьтесь с информацией в справочнике композитора. Выберите самое главное и интересное и составьте в группе небольшой рассказ-представление о композиторе. А задача экспертов будет оценить работу групп.

Представление результатов работы. Эксперты оценивают ответы учащихся. Все ли справились с заданием? Какая группа отвечала активнее? У кого ответ был полным? Какой рассказ был самым познавательным и интересным?

V. Постановка познавательной задачи. Какие особенности музыкального языка коренных народов Ямала?

У. Представьте себя композиторами. Послушайте два произведения и, пользуясь картами прослушивания, охарактеризуйте произведения. Сопоставьте средства музыки с изображениями и определите, какое произведение прозвучало, какой картине соответствует.

Звучат фрагменты хантыйского народного танца «Куренька» и танца «Ловля оленей» композитора С. Няруя. Ответы учащихся, коллективное обсуждение. Просмотр видеофрагментов этих танцев.

Эксперты оценивают работу групп: какая активнее отвечала, какая лучше справилась с заданиями, чьи ответы были более точными, кто лучше анализировал средства музыкальной выразительности?

VI. Постановка познавательной задачи. Какие существуют музыкальные инструменты у коренных народов Ямала?

У. Перед вами народные музыкальные инструменты Ямала. Давайте рассмотрим их поближе, обратите внимание на материал, из которого они сделаны, на форму, размеры и способ игры.

Информационная справка учителя «Инструменты коренных народов Севера».

Нарс-юх («играющее дерево»).
Народный струнный музыкальный инструмент, изготовляется из ствола дерева. Держат на коленях в горизонтальном положении, слегка наклонив его набок. Игра на инструменте заключается в защипывании струн одной рукой и приглушении другой рукой. В местных обычаях обычно используется для вызова духов с помощью особых мелодий.

Нин-юх («голос Бога»).
Мужской струнный смычковый музыкальный инструмент. Нин-юх (нинг-юх) имеет деревянный овальный корпус с двумя или тремя струнами, сделанными из сухожилий оленя (лося) или конского волоса. Считается камерным музыкальным инструментом, на котором играли в небольшом обществе по вечерам, по этому широко применяется на домашних праздниках.

Тумран (варган, томран).
Представляет из себя плоскую костяную или деревянную, реже металлическую, пластинку, к основанию привязана нитка. Слегка прижимая тумран к губам, указательным пальцем правой руки дёргают за сухожильную нить, закреплённую около основания язычка. Часто тумран изготавливали из ребра оленя.

Тор-сапль-юх «Лебедь» («Бог музыки и пляски»).
Многострунный музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения. Представляет из себя большую треугольную (угловую) раму, на которую натягиваются струны. Играют на тор-сапль-юхе двумя руками: левой – мелодию, а правой – защипывают одну из нижних струн, издавая монотонные низкие звуки, придающие мелодии особую значимость и торжественность.

Вывко (гуделка).
Шумовой музыкальный ненецкий инструмент. Представляет из себя маленькую дощечку, сквозь два отверстия в которой продета прочная нитка (или нитки) из оленьего сухожилия. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка начинает гудеть и производить своеобразный шум. С помощью вывко вызывали сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и жару.

Лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент.
Многие считают её предком гитары. На первых инструментах использовались кишковые струны. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах разных народов мира.

У. Предлагаю вам сыграть в интерактивную игру «Сравни музыкальные инструменты». Сравнивать инструменты необходимо будет с уже известными нам русскими музыкальными инструментами.

Музыкально-дидактическая интерактивная игра «Сравни музыкальные инструменты».

Какой инструмент, родственный тор-сапль-юху?

Какой инструмент, родственный вывко?

Какой инструмент, родственный нин-юху?

 

Какой инструмент, родственный нарс-юху?

 

Коллективное обсуждение результатов под руководством учителя. Оценка результатов экспертной группой.

VII. Постановка познавательной задачи. О чём рассказывает музыка Ямала?

У. Сейчас мы попробуем лучше понять смысл музыки коренных народов Ямала. Для этого нам необ ходимы знания, которые вы получили на уроке. Создайте коллаж впечатлений от прослушанной музыки с помощью слов-эмоций и картинок-вырезок на ватманах, которые уже лежат у вас на столах. А музыка замечательной певицы Елены Лаптандер поможет вам лучше настроиться.

Звучит песня «Родной Ямал» А. Малахова в исполнении Е. Лаптандер. Дети с учителем поют 1 куплет и припевы. Затем под музыку создают «коллажи впечатлений»: приклеивают заранее вырезанные учителем картинки с изображением оленей, ёлочек, солнца, чумов, человечков и т.п. и добавляют слова-эмоции.

Оценка экспертов: соответствуют ли коллажи заданию. Вопросы к группам: что им запомнилось в ямальской музыке?

VIII. Подведение итогов урока.

Рефлексия с помощью инструмента «PMI» (плюс, минус, интересно).

У. Наше сегодняшнее занятие заканчивается. Подведём итоги. Что вы сегодня нового узнали на уроке?

Учитель подводит учащихся к задачам (вопросам) исследования, определённым в начале урока. Коллективное обсуждение, выводы. Подтверждение гипотезы.

После выводов учащимся предлагается заполнить таблицу: «плюс»; «минус»; «интересно». В графу «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

IX. Домашнее задание по выбору.

  1. Создать рисунок-впечатление к прослушанной музыке.
  2. Придумать мелодию о Севере, спеть и записать её на телефон.
  3. Исследовать музыку Ямала подготовить сообщение или презентацию.

Литература:

  1. Каган, М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. – Л., 1989. – 273с.
  2. Сотникова, Н.С. Их приворожил Север. – Екатеринбург, 2000. – 400 с.
  3. Музыка как форма интеллектуальной деятельности. С-Пб.: Либроком, 2009. 240с.
  4. Тимошенко В.П. История Ямала: дискуссии и научные решения. – Салехард-Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. – 240 с.
  5. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. – М. – СПб., 2010. – 120с.
  6. Ямал. Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа /Нау ч.-ред . совет : Ю.В. Неелов (пред .) и др .; редкол. Г.Ф. Куцев (гл. ред.) и др. – ТГУ, 2004/2006 – 1464 с.
  7. http://gcbs.ru/cbs/pub/mus_instr/musinstr.htm Электронная библиотека о Ямале. Музыкальные инструменты.
  8. http://www.microarticles.ru/article/tvorchestvosevernih- narodov.html Народное творчество северных народов.
  9. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/93584/ Няруй Большая биографическая энциклопедия.
Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№6.
С. 24-27
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.