Балет для всех

Е. Травина, кандидат педагогических наук, руководитель Студии детского балета, г. Москва

Балет для всех

В Студии детского балета возле метро Щукинская идут репетиции. Готовится новый спектакль по мотивам «Спящей красавицы» П.И. Чайковского. Дошкольники и первоклашки старательно тренируют балетные па. Совсем скоро им на большую сцену, впервые в их жизни.

Проекту уже более 10 лет. В начале нашего творческого пути мы пытались ставить хореографические театрализованные номера, но позже возникло желание ставить небольшие, но идейные балетные постановки.

Первой площадкой для эксперимента стал Лицей-интернат «Подмосковный». Это особенное учебное заведение в красивейшем месте Подмосковья, где дети живут почти круглый год на полном пансионе. Именно этот факт позволил «замахнуться» на столь сложный синтетический жанр. В 2008 году мы создали со старшеклассниками Коралловский театр детского балета и поставили за 8 лет более 10 балетных любительских спектаклей.

Первой постановкой стала одноактная «Сказка о красоте», собравшая в единый сюжет 5 танцевальных жанровых номеров, которые драматургически выстроились в идею борьбы добра со злом. Спектакль длился всего 20 минут, хореография была положена на музыку Орфа, Свиридова, Прокофьева и Грига. Театрализация, свет, сцена – и вот уже возник мини-спектакль. Именно там дети впервые встали на пуанты, что стало важным толчком к развитию нашего театра детского балета.

С 2017 года наш проект поселился в Москве, в Щукино, в небольшом клубе, где впервые мы начали работать с совсем маленькими детьми – от 4 лет. Идея маленького театра для «малышариков» сработала и здесь. Уже на Новый Год мы показали «Щелкунчика» на сцене Московского Дома Романсов, а в апреле – балет «Та самая Алиса» на сцене ДК «МАИ». Родители юных артистов стали самыми благодарными зрителями.

В балете непростая классическая хореография сочетается с искусством театра. Выбрав этот жанр, мы исходили из понятия «пользы» для детей. Почему не хип-хоп, не уличные танцы или другие современные жанры? Я считаю, что символизм классической хореографии – это возвышенность, изящество, уход от «земного» через пуанты и взлёт в прыжке, через пачки и ангельские позы. Эстетика классической постановки – это, на мой взгляд, то, что нужно детям и то, что не навредит.

Теперь о театре. Театр балета – это явление удивительное! После длительного тренировочного процесса в группах, ребята начинают собираться для сводных репетиций спектакля. Здесь и происходит нечто важное: дети, занятые настоящим общим делом, друг за друга страшно переживают, гордятся, сочувствуют главным героям, проживая драматургическую нить. Репетиционный процесс – большое удовольствие для всех и совершенно неважно, участвуешь ли ты конкретно в этой сцене или нет, главное – ты вместе, в одном маленьком коллективе, который делает одно большое дело. Это воспитывает в детях важные качества: целостность мышления, коллективную ответственность, общительность, умение сопереживать. Им очень интересно, какой спектакль мы будем делать дальше.

Наш театр детского балета – это состоявшийся проект. Дети могут не справляться с трудными хореографическими па, но им доступен символизм, им доступен образ. А коллективное творение Прекрасного, которое в музыке Чайковского и в движениях Петипа, адаптированное для возможностей детей, рождает красоту в детском исполнении. Теперь можно с уверенностью сказать: им это доступно, и это счастье великое.

У нас уже есть примеры поступления воспитанников нашего тетра в МГАХ и МХУ «Гжель», но это исключение. Продолжение профессионального обучения – не самоцель участников проекта. Более того, наша аудитория – дети, которым балет интересен как увлечение, как хобби.

Направление «балет для всех» – не наше изобретение. Изучая мировой опыт, мы познакомились с несколькими подобными проектами в Европе, Англии, США. Будучи на стажировке в одном из колледжей системы Международного бакалавриата, я давала студентам факультета «ART» уроки классического балета. Это был интересный опыт работы со взрослой аудиторией иностранных студентов, которые профессионально изучают разнообразные жанры искусства, но вовсе не планируют работать в балете или хореографии, однако относятся к занятиям хореографии со всей серьёзностью.

В России сейчас есть балетные проекты, привлекающие на сцену детей. Но там выступают взрослые профессиональные солисты, рядом с которыми малыши – даже не подтанцовка, а фон, с позволения сказать, декорация. Мы принципиально отказались от этого. На наш взгляд, в детском любительском театре должны играть только дети. По этому в новом спектакле «Аврора», по мотивам сказки «Спящая красавица», и Аврора с Карабос, и Король с принцем Дезире, и феи, и сказочные персонажи – все они обычные воспитанники детских садов, школьники начальных классов обычных московских школ, которые с большой ответственностью и желанием посещают наш любительский театр детского балета. То есть, да здравствует дилетантизм!

Я бы сказала, просвещённый дилетантизм. Театр как неотъемлемая часть общества интеллигентного, развитого, на мой взгляд, призван воспитывать в человеке художественное мышление, чувство вкуса и чувство меры, ответственности за общее дело. Есть образцовые вещи, которые надо знать, которыми важно гордиться, ведь они – часть твоей истории, часть мировой художественной культуры. Постановка хореографического спектакля, пускай и адаптированного под детские возможности, прикосновение к великой музыке – это всегда момент просвещения и формирования человеческого в человеке, его духа, его интеллекта.

Возможен ли театр балета в обычной школе? Да! Методика классической хореографии позволяет работать со всеми детьми. Есть определённые требования к базовым хореографическим способностям, но о них имеет смысл говорить на уровне профессионального балета. В общеобразовательной школе требования к выполнению базовых элементов балета не выше, чем к обычным урокам физкультуры. Не у всех детей сразу выйдет сесть на шпагат или встать в арабеск, а фуэте, возможно, не получится и вовсе, но главное – это мечта в душе и стремление к красоте своего тела, которые помогут сформировать занятия балетом. В Лицее «Подмосковный» мы вели такие уроки в основной сетке, и это было отличной заменой третьего часа физкультуры. Особенно у девочек. Что же касается театрального жанра в школе, то формат театра ложится на воспитательную систему любого образовательного учреждения просто великолепно. Многие школы уже организовали у себя драматические студии и театры. Я всегда советую в таких случаях: если в вашей школе есть «Малый театр», то нужен и «Большой»!

Подробно познакомиться с нашим опытом можно на сайте www.travinabalet.ru

Автор: 
Искусство в школе: 
2018
№6.
С. 28-29
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.