Звук и Слух
Т. Рокитянская
Звук и Слух*
Сравним два слова: одно «звук» - зззвонкое, выпускающее энергию движения. Второе «слуххх» - глухое, воспринимающее (поглощающее) предмет движения: звуковую энергию.
(Ссс и ххх можно произносить на вдохе!) Энергия перерабатывается в мозгу и становится информацией, смыслом... (Исходящая и входящая энергия.)
Вначале было Слово. А слово произнесённое облечено в звук, звучит. Всё, что движется, звучит. Музыка сфер - звучащие пути звёзд. Тишина - это накопление энергии, предвестник движения.
В человеческом зародыше орган слуха закладывается значительно раньше органа зрения - с 24-й недели беременности плод уже слышит звуки внутри тела матери: голос, биение сердца, звуки кровообращения и пищеварения, а также звуки извне. Первое, что вообще воспринимает человек, - это звук. Роды - выход в пространство, которое уже знакомо по звукам.
Орган слуха растёт внутрь черепа, то есть из черепной коробки начинается рост углубления внутрь. Орган зрения зарождается в мозгу и растёт из мозга наружу, разрывает череп, формируя щель (из книги Соесмана «Двенадцать чувств»).
Зрение направлено наружу и может защищаться от света веками. Ухо всегда открыто - закрывать руками неудобно. Обратный орган уха - голос.
Зрительные образы - поверхность вещей. Слуховые - глубинность вещей. Вслушаться в звук -значит приоткрыть глубинную тайну. Слышанье - это видение изнутри.
Зрение, скорее, действует на ум, на мышление. Слух - на сердце. Слух служит воображению.
«Музыка представляет предметы невидимые. Изображает одно чувство сердечное и ничего телесного изобразить не может» (Гаврила Романович Державин). Музыкальное искусство больше других искусств способно проникнуть внутрь человека. Часто, играя, музыкант закрывает глаза, чтобы отделиться от внешнего мира. Также часто среди музыкантов бывают слепые люди: всё видимое не отвлекает их, зато невидимое они чувствуют значительно тоньше и глубже.
Музыкальные упражнения развивают, прежде всего, внутренний мир ребёнка, обогащают его переживанием чувств, учат читать настроения другого, сопереживать общее, сочувствовать переживаниям других и понимать настроение природы. Музыкальное - это орудие самопознания и познания действительности.
Человеческое ухо способно определить четыре свойства звука: высоту (в пространстве); длину (во времени); тембр (индивидуальная окраска); громкость (местонахождение и движение, выразительность). Сделаем несколько упражнений на раскрытие слуха.
1. «Это - тишина»
2. «Ничего не вижу!»
Играют двое, оба с завязанными глазами, у одного колокольчик. Стоящие в кругу ограничивают пространство. Первый, с колокольчиком, произвольно двигается, изредка позвякивая. Второй должен его поймать. У смотрящих из круга важная задача - не допустить аварии: при приближении к стене, или к себе они предупреждают водящих каким-либо звуком, например звуком «Уууу».
Колокольчики можно дать обоим игрокам с завязанными глазами. Тогда их задача - не столкнуться, предупреждая о себе звуком колокольчика. Круг предупреждает о действующих границах.
3. «Найди птичку»
4. «Сбор грибов»
5. «Что там?»
6. «Как звучит моё тело?» - игра-исследование
7. «Звучащая походка» - игра на озвучивание
8. «Не понимаю, почему я это понимаю...» - игра-исследование
«Ту-ту-ту!» - здравствуйте!
«ту-ту-Ту?» - как дела?
«Туу-ту...» - плохо.
«ту-ту-туу?» - почему?
«ТУ-ту-ту... ТУУУУУуу!» - Зуб болит. УУуууу!
9. «Я его вижу!» - рисунок звука
Согласные звуки - движения и жесты. Звуки «ВВВ», «ССС», «ФФФ», «СШЩ», «РРР», «ХХХ».
Такие игры «работают» в трёх направлениях - собственно произнесение звука, а значит, и распознавание его в речи; движение, а значит, моторика звука; и инсценирование, то есть образное представление всего звучащего. Кроме того, дети просто обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их. А если дети чем-то занимаются с удовольствием, значит у них вырабатывается хорошая мотивация к учению.
Например, работа со звуком «р» может выглядеть так: распевается на неопределённой высоте с падающей интонацией звук «р», одновременно мы руками изображаем, как будто нас с рокотом окатывает волна, начиная от спины, через голову и заворачиваясь к коленям, наподобие буквы «р». Если вслушаться в этот звук, то действительно можно почувствовать, что он как будто окатывает тебя. Ещё можно изображать плохо заводящийся мотор, который всё время глохнет, потом наконец мы едем, поворачивая руль - как бы рисуя рулём «р».
Звук «в» также можно озвучивать и изображать в движении, если распевать его, изображая завывание ветра: «Ввввьётся ввввьюга, вввветер ввввоет: вввввв, вввввввв!» Руки при этом выводят что-то вроде буквы «в».
Звук «с». Представляем себя воздушным шариком и начинаем сдуваться, издавая глухой (без голоса) звук «ссс». Постепенно наша фигура становится похожа на букву «с». Ссухонький, Ссог-нутый, Ссморщеный, ССкрюченный Сстаричок!
Теперь надуваем шарик (то есть себя) с помощью звука «фффф» - постепенно распрямляясь, и для пущей важности расфуфыриваем себя, ставя руки в боки, чтобы походить на букву «ф».
Звуки «жжж», «ззз» - можно изображать проснувшийся весной лес: жжужжание жука и ззудение комара. Конечно же, при этом можно ещё и летать!
Звук «пф» - фыркающий ёжик, недовольный ёжик.
Звук «ххх» - котёнок пугает щенка, звук выдоха, отталкивания. Руки как бы стряхивают с себя что-то, коготки выпускаются.
Звуки «л», «м», «н». Эти звуки произносятся как бы с приклеенным языком; так могут разговаривать овечки, барашки, всякие бессловесные зверушки, которые тоже очень хотят общаться! Постарайтесь тянуть эти звуки на все лады: жалобно, требовательно, просяще, пугая, радуясь, и т.д. Это напоминает детский лепет, мы как бы лепим речь. Можно поиграть так: двое ведут меж собой разговор при помощи звуков «л», «м», «н» - группа, прослушав этот разговор, переводит его «на русский язык».
В старшей группе можно тянуть звуки «лмн, лмн, лмн» на одной ноте, на одном дыхании, монотонно, медленно переводя положения языка и губ, подражая колокольному звону-гулу.
Звукосочетание «сшщ» - звук закипающего чайника. Такое звучание получится, если на одном дыхании тянуть «с», постепенно превращая его в «ш», затем в «щ»: Сссссссссшшшшшшщщщщщщ!
А если начать со звука щщщсссшшш..., то вырисовывается другой образ, может быть, порыв ветра, постепенно удаляющийся. Интересно проследить, что при этом выделывает язык. Позже к этому упражнению можно добавить голос и послушать, что из этого получится! А получится очень интересная вещь - то, что в школе назовут глухими и звонкими согласными. Глухие - те, что звучат без голоса. Звонкие - те же самые, но с голосом.
Вернёмся к звуку «шшш». Это шёпот, шорох, шелест, шуршание, шушукание. «Тшшш!» - призыв к тишине. В этом звуке есть тайна, загадочность. Можно сесть на корточки, уменьшиться до зёрнышка и шуршать шёпотом. Теперь постепенно добавляем голос - наше «шшш» превращается в «жжж». Происходит оживление, голос даёт звуку жизнь, зёрнышко прорастает, вытягивается вверх и, наконец, даёт нам цветок.
10. «Звук умеет плавать!» - рисунок движения звука
Изучение звучания гласных, поём в кругу: и-э-а-о-у. Гласные - Река, согласные - Берега.
Звук «а» - открытый, радостный, приветственный, направленный наружу, показывает себя - руки раскрываем, наподобие буквы А. Произносим все имена, какие есть в группе, с выделенным звуком А: ААня!, СААша!, ОксААна!
Звук «о» - закрытый, звук внутренний, ласкающий - руки сводим в кольцо. Звук обволакивает, обнимает, охраняет тебя. ООля.., КООля.., ЕгООр, «ООслик мОй хорООший».
Звук «у» - узкий, уводящий, пугающий, ведущий куда-то в путь, в ущелье - руки вытягиваем вперёд. УУхо - тУда Уходит звУУк!
Звук «и» - маленький, испуганный, так пищит мышка: пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи. Или синичка: тинь-тинь-тинь-тинь. Вытягиваем одну руку, как перекладинку в букве «и», жест, указывающий путь: иди-и-и! Произносим выразительно все имена со звуком «и»: ИИра, МарИИна, ДенИИс.
Звук «э» - звук удивления, мягкий, как бы завёрнутый. Можно перекрестить руки, как бы укрывая что-то на груди: эгеэ. Хорошо представить себе мягкую шёрстку овечки: мээээээ, мээээээ. Или барашка: бээээээ, бээээээ...
Звукосочетание «ау» можно представить как сообщение: «я иду» (йАА идУУ!).
Звуки «иэаоу» хорошо тянуть на одной высоте, такое пение напоминает звук варгана. А если настоящий варган приложить к зубам и молча изображать ртом эти звуки, одновременно колебля язычок варгана, то варган и воспроизводит эти самые звуки!
Хорошо поиграть, например, в «индейцев». Их разговор может выглядеть так:
- Ао? - Иэао!
- Эао: У! - Иэаоу.
11. «Как я могу произносить звуки?»
12. «Лодочка» или «Река и берега»
13. «Эхо - что это?»
Собственно звуковое копирование - эхо! И с ним интересно играть. Начнём с простейшего повтора имён: учитель произносит имя - с различной интонацией и громкостью - дети повторяют. Затем каждый ребёнок произносит своё имя - дети, точно копируя, отзываются.
Маша, Катя!
Петя, Саша, Дуня! Эхо: Дуня, Саша, Петя!
Красный, синий, голубой! Эхо: Голубой, синий, красный!
Утро, день, вечер, ночь! Эхо: Ночь, вечер, день, утро!
Осень, лето, весна, зима! Эхо: Зима, весна, лето, осень!
Можно даже попеть с непослушным эхо. Учитель поёт - соль, ля, си! Дети поют - си, ля, соль. Учитель поёт - до, ми, соль! Дети поют -соль, ми, до.
Ещё есть эхо-торопыга: начинает повторять, не дождавшись конца:
14. «Ниточка»
15. «Мой брат - рыболов, а я - звуколов!»
Задача: пробовать копировать-воспринимать и художественно обработать звуки природы, то есть развивать художественное слышанье. Учимся анализировать услышанное, описывая это словами.
Схема действий такая:
- Издаём звук.
- Принимаем, запоминаем звук.
- Воспроизводим его в точности.
- Воспроизводим его другими средствами (хлопок - голосом).
- Развиваем услышанный звук, делаем композицию.
- Объясняем, рассказываем о своих наблюдениях, впечатлениях.
Наши действующие лица:
а - природа, исходящая энергия;
б - человек воспринимающий;
в - комментатор - музыковед, философ;
г - художник - преобразователь энергии;
д - слушатель, воспринимающий преображенную энергию...
Группа делится на три части.
1- я располагается далеко за дверью: в коридоре, на лестнице и т.п., желательно подальше друг от друга. Издают звук по очереди, по одному.
2- я сидит в классе и также по очереди, по одному, ловит звуки из-за двери и воспроизводит их.
3- я сидит в классе и описывает словами звуки 1-й и 2-й групп, с указанием направления, откуда доносились звуки.
Варианты игры от простого к сложному.
- Самый простой: ловим звук и в точности копируем его, как эхо: то есть действуем по 1, 2, 3 и 6 пункту действий. Простое копирование.
- Сложнее - копируем другими звуковыми действиями, то есть стуки, шум повторяем голосом, или голос повторяем инструментом. Действуем по плану 1, 2, 4 и 6 пункты. В копировании участвует творческий процесс преобразования исходного звука.
- Ещё сложнее - один из первой группы издаёт небольшой мотив-образ голосом или звукоподражанием - группа хором продолжает этот мотив в развитии. Идеально - делать развёрнутые композиции.
16. «Звуковой театр» - игра в кругу со звуками
Делимся на две группы, одна выходит за дверь, вторая рассаживается на стульях в кругу и закрывает глаза, приготовляясь «слушать и видеть свой театр». Первая группа очень тихо, ни в коем случае не шурша ногами, заходит в кабинет и начинает ходить по кругу за спинами сидящих, произнося разные согласные звуки. Хорошо в какой-то момент поменять круговое движение в другую сторону. Через некоторое время - 1-2 минуты - группа начинает издавать гласные звуки, без пения, только протягивая их. Можно через некоторое время изменить круговое движение на хаотичное и даже выйти из комнаты, звуча и удаляясь.
Теперь - самое интересное: это рассказы о том, что услышали и почувствовали слушатели. Обсуждаем «видения» и ощущения от звуков.
Затем группы меняются местами, но со второй группой мы договариваемся издавать согласные звуки более агрессивно, будем «пугать» слушателей. Интересно, что впечатления от этой новой, другой договорённости будут совсем другими. Слушатели будут говорить об ощущении страха, тревоги и т.п. Тогда мы попросим их сесть в такой же круг, но лицом наружу, то есть к звучащей группе, и повторим то же самое. Слушатели скажут: так было не очень страшно. Почему? Тогда мы слушали спиной - и она более тревожна, уязвима. Когда мы находимся лицом к звуку, то не так боимся, у нас впереди есть руки, глаза, то есть средства защиты! Со спины - больше внимания, сосредоточенности. К расшалившемуся ребёнку лучше подойти сзади, положить руку на плечи и тихо окликнуть: скорее всего, он вернётся к вам... Прямой окрик с суровым заглядыванием в глаза, только отодвинет его от вас.
По этому упражнению видно, что если делать его с маленькими детьми, то могут быть неприятные последствия, поэтому лучше делать его с родителями. А с детьми - очень осторожно!
17. «Звук+ Слух = Любовь» - художественное преобразование звука
Развиваем художественное слышанье. Задача - уловить главную эмоциональную краску, исходящую от одного участника. Группа, поглотив эту звуковую энергию, перерабатывает её - каждый по-своему, и хором выдаёт как художественное явление.
Итак, один издаёт голосом какой-либо звук, как-то эмоционально окрашенный. Хор спонтанно отвечает ему, преобразуя в художественной форме первоначальный звук, строя на основе его композицию. Здесь большее значение приобретает импровизация, которая естественно вытекает из знаний и опыта. Такая игра может дать интересные композиции, если до этого хорошо проработана игра в «Звуколова».
Рекомендации
Как и когда, зная особенности слуха и слухового восприятия, можно применить в педагогике эти знания?
- Тихий, ровный голос будет вызывать желание тишины, чтобы лучше слышать.
- Если ребёнок расшумелся, подойдите сзади, и тихо окликните его, положив руку на плечо. Слух живёт сзади.
- Всегда разговаривайте с детьми хорошим, культурным, выразительным языком. Они по врождённой способности будут копировать ваши интонации, манеру говорить, петь. Именно по этой причине - изумительной способности копировать - дети могут говорить на нескольких языках.
- До 9 лет, до смены зубов, - эффективнее работает слух. Зрение по-настоящему работает позже.
- При исследовании каждого музыкального инструмента мы будем пользоваться опытом вслушивания, анализировать и художественно перерабатывать звуки. Кстати, преобразование звуков может быть как в словесной форме (литература), так и визуальной форме (изобразительное искусство), в пластике, в мимике.
- При копировании ребёнок должен не только слышать (как, например, на CD) но и видеть мимику, артикуляцию, дыхание.
- Явная связь с театральной деятельностью, с речевой, ритмической, фонематической работой.
- Игры на вслушивание хорошо проводить каждый год, постепенно усложняя задания. При этом можно наблюдать, как развиваются ученики. Это просто необходимо, надо ясно описать пользу от упражнений на вслушивание.
- Задача: не учить ребёнка тому, что знаем сами, а давать ему возможность самому искать ответы на свои вопросы. Учитель должен грамотно устроить пространство и «подносить строительные материалы».
- Задача: от 3 до 12 лет, по крайней мере до 10, пользоваться живой музыкой, такой способ в 10 раз глубже, всесторонне развивает.
Литература:
- Ауэр М. Вольфганг. Практика пробуждения чувств. - Киев, 2012.
- Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. - М., 2010, 2012.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976. Морозов В. Занимательная биоакустика. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М., 1988. Соесман А. Двенадцать чувств. - СПб., 2013.
- Шостак В. Природа наших ощущений. - М., 1983.
* Из готовяшейся к изданию книги «Звук и слух. Игры на вслушивание и озвучивание».
Оставить комментарий