Формы контроля на уроках образовательной области «Искусство»

Е. Ильичёв, учитель музыки МБОУ «Лицей №35 – образовательный центр «Галактика», г. Казань, Республика Татарстан

Формы контроля на уроках образовательной области «Искусство»

В процессе преподавания музыки, будь то в школе, лицее или гимназии, тест в руках учителя является педагогическим инструментом, позволяющим осуществлять измерения в сфере преподаваемого предмета. Тест как средство педагогического измерения даёт учителю возможность осуществлять опосредованное управление деятельностью учащихся в образовательном процессе, средство проверки, контроля и оценки.

Применяя тесты с учащимися V-IX классов на предметах «Музыка» и «Искусство», я ставлю перед собой задачи, направленные на:
- определение объёма и качества освоения содержания программного материала;
- проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности учащихся (музыкальной, учебной, исследовательской);
- проверку и оценку развития психофизиологических качеств ученика, необходимых для занятий музыкальной деятельностью;
- оценку своей педагогической деятельности как учителя музыки.

В контексте преподавания музыки в школе удобнее всего выделить три класса тестов:

  1. Тесты на освоение содержания музыкального искусства, позволяющие установить качество знаний, умений и навыков.
  2. Тесты, позволяющие оценить уровень средств и способов деятельности учащихся, направленных на освоение содержания музыкального искусства.
  3. Тесты, связанные с определением уровня развития психологических качеств обучающегося (таких, как способности, мышление, воображение, воля), а также таких, как музыкальная культура, духовная культура, певческая культура и т.д.

В массовой практике тестовые задания на уроках являются одним из действенных средств педагогического измерения. Однако следует помнить, что к тестовым формам работы тоже есть немало подходов. На уроках образовательной области «Искусство» обучающимся предлагаются тесты предварительные и текущие. Тесты промежуточной и итоговой аттестации обучающиеся обязаны выполнить в рамках ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.07.2017 г.

Учебный план прошлого учебного года нашего общеобразовательного учреждения подразумевал прохождение промежуточной аттестации в форме тестовой работы по музыке. Ребятам были предложены бумажные (бланковые) тестовые задания с грамотным расположением заданий, логически выстроенным по структуре, содержанию: с выбором ответа, с двумя ответами, с тремя ответами, на выбор неправильного ответа, на дополнение, на установление соответствия, на установление правильной последовательности. Безусловно, учитывались возрастные особенности обучающихся.

При определении качества тестов необходимо учитывать и методические особенности предмета «Музыка». С одной стороны, музыка является учебной дисциплиной, с другой - искусством. Поэтому при определении качества педагогических тестов для уроков музыки необходимо учесть следующее.

«Музыка», как и любая учебная дисциплина, имеет образовательную цель, содержание и средства достижения цели. Поэтому цель теста должна соотноситься с целями и задачами процесса музыкального образования в школе, а содержание тестов с содержанием программного материала.

«Фундаментом», «ядром» музыкального искусства является звук. Звук является и источником информации, и способом её предъявления. «Звуковые» тесты предъявляются в форме программируемой «Угадайки», составленной из фрагментов музыкальных произведений, пройденных в текущем учебном году. Почему «программируемой», думаю, понятно. Учитывается специфика общего музыкального образования (один час в неделю, в год - 35 часов). Откровенно говоря, ученику среднего звена при оценке музыкального произведения порой бывает очень сложно найти адекватные характеристики, раскрывающие специфику звука, его содержание. Поэтому критерием должно стать соответствие выбираемого музыкального материала по конкретным признакам: стилю композитора, его эпохи, музыкальному языку, каким-то жизненным явлениям и т.д.

На уроках музыки дети осваивают музыкальную деятельность, которая представляет единство таких видов человеческой деятельности, как общение, познание, оценка, преобразование. Музыкальная деятельность на уроке направлена на взаимодействие обучающегося с музыкальным искусством. Поэтому критерием качества педагогических тестов становится соответствие специфике и уровню музыкальной деятельности школьников. В чём проявляется?

Тестовый контроль не должен сводиться исключительно к проверке знаний учащихся путём простого воспроизведения информации, полученной от учителя или из других источников. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка всей музыкальной деятельности ученика, в том числе динамики его общего развития, формирования специальных умений и навыков, активности, познавательных интересов, ценностных ориентаций. В чём проявляется?

В тестовой форме учащимся данной категории предлагались, к примеру, следующие «комбинации» заданий. Правильный ответ обводится в кружочек или подчёркивается тестируемыми.
- Упражнение для развития фантазии и воображения, навыков игры или музыкальная пьеса: а) вокализ, б) этюд, в) скерцо.
- Направление в музыке, возникшее сначала в живописи: а) классицизм, б) романтизм, в) импрессионизм.
- Произведение для пения, написанное на сказочный, исторический, драматический сюжеты, или инструментальная пьеса: а) романс, б) баллада, в) песня.
- Музыкально-хореографический спектакль, в котором объединяются музыка, танец, драматическое действие: а) оратория, б) опера, в) балет.

С учениками V-VII классов я периодически провожу викторины. Это «игра в ответы на вопросы» - традиционная форма проверки на уроках музыки. Вопросы викторины объединены какой-либо общей темой, например:

- Становление вокального жанра от простого к сложному.
- Становление инструментального жанра от простого к сложному.
- Если бы не венские классики, то.
- Как и почему появился вокальный цикл?
- Значение слова в кантате и оратории.
и т.д.

В отличие от тестов, варианты ответов не даются испытуемым, а предъявляются ими в свободной форме.

Что касается свободных ответов, то ребятам предлагается ряд определений, среди которых они должны выбрать более верное и значимое. Например, что такое мелодия?

Мелодия - это: музыкальная речь, которая делится на построения; логически организованное, художественно целое одноголосное последование звуков; относительно законченное изложение музыкальной мысли.
Мелодия - это средство развития музыкальной формы, где концентрируется образное содержание произведения.
Мелодия - это одноголосная последовательность звуков, выражающая музыкальную мысль, основанная на их интонационной связи.
Мелодия - музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Другой пример. Арии, дуэты, терцеты, квартеты, ансамбли, хоры встречаются вместе в двух вокальных жанрах, каких? Размышляя, перебирая многое в памяти, учащиеся «выходят» на оперетту, оперу. Однако не сразу.

Или: назовите жанры вокальной музыки, «шагая» от простого к сложному.

От детей нередко можно услышать: частушка, песня, романс, серенада, кантата, оратория, оперетта, опера.

Учащиеся подросткового возраста достаточно смело, аргументированно высказывают свою точку зрения. Порой даже думаешь, что перед тобой не семиклассник, а уже выпускник. Иногда наоборот. Вроде бы уже IX класс, а ответ робкий, неуверенный.

Среди ответов учеников на вопрос: «Если бы не венские классики, то...» - мне пришлось услышать следующее:

  • В.А. Моцарт был балагуром, неисправимым плутом и повесой, великим транжирой, но ещё более великим музыкантом, поднявшим симфонию как жанр на такую высоту, что сам их написал 49.
  • Если бы не это «трио» (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен), золотой фонд музыкального наследия был бы сегодня «скучный и скудный».
  • Благодаря композиторам венской школы, каждый из которых был по-своему индивидуален и неповторим, инструментальная музыка достигла совершенства и стала восприниматься слушателями охотнее, понятнее, с интересом.
  • Если бы не венские классики, не было бы сегодня концертов классической музыки!

Музыка является одним из активных средств воздействия на личность современного школьника. Эффективной формой обучения в школе становится беседа о музыке в виде диалога учителя с учениками. В ходе такого диалога учащиеся осознают многообразие связей разных видов искусства. Цель проведения таких бесед - развитие «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» ребят как основ творческого воображения, расширение их художественного кругозора. Поэтому все свои уроки музыки я провожу в контексте истории, музыкознания, литературы, изобразительного искусства, что в свою очередь создаёт основу для художественного познания музыки обучающимися.

Литература:

  1. Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения: Учебно-методическое пособие. М.: Глобус, 2007. 170 с. (Уроки мастерства.)
Автор: 
Искусство в школе: 
2017
№6.
С. 32-33.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.