Музыка в основной школе: задания для оценки результатов обучения
И. Переверзева, старший преподаватель, победитель ПНПО–2008,
Г. Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ
Музыка в основной школе: задания для оценки результатов обучения
Сценарий урока в 7 классе
Использование педагогами-музыкантами материала учебника, творческой тетради и дополнительной информации позволяет вариативно раскрывать учебные темы, ориентируясь на уровень общего и музыкального развития учащихся конкретных классов. Для достижения планируемых результатов обучения – личностных, метапредметных и предметных – необходимо шире применять на уроках музыки различные виды музыкальной деятельности, не ограничиваясь слушанием музыки и исполнением песен. Музыкальному развитию подростков в 5–7 классах будут способствовать:
а) аргументированные размышления о музыкальных образах, творческих исканиях композиторов, исполнителей, о востребованности лучших образцов народного творчества и шедевров классической музыки в наши дни, о поисках нового музыкального языка в современной музыке;
б) применение пластики движений, свободного дирижирования, разного рода импровизаций, драматизаций и инсценировок музыки разных жанров (включая сценические – опера, балет, мюзикл);
в) инструментальное музицирование (от простейших инструментов до синтезаторов) всех учащихся, а также игра на различных инструментах детей, занимающихся музыкой в системе дополнительного образования – в кружках, студиях, ДМШ и ДШИ;
г) расширение певческого репертуара, отвечающего потребностям школьников, их вокальным возможностям, а также запросам воспитательной системы образовательной организации (участие в конкурсах, фестивалях, концертах);
д) активное использование различных образовательных ресурсов, включая обучающие программы, видеофильмы, электронные учебники, учебные мультимедийные презентации, сеть Интернет для расширения представлений о музыке и музыкантах, о музыкальной культуре разных времён и народов, для самообразования;
е) вовлечение подростков в самостоятельную творческую, а также проектную и исследовательскую деятельность (как в рамках урока, так и на завершающих этапах обучения).
Предлагаем описание плана одного из уроков в 7 классе. Раздел учебника: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Параграф раздела: «Симфоническая музыка». Развороты учебника: Симфония №1 В.Калинникова и Картинная галерея. Творческая тетрадь: Симфония №1 В.Калинникова [9; 10].
При разработке сценария урока рекомендуется привлечь фрагмент произведения С. Романовского «Русь», а также подготовить презентацию картин И.Левитана: «Летний вечер. Река», «Вечер на Волге», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь»; Ф.Васильева «Утро», К.Васильева «Осень», «Над Волгой», «Отечество», «Струна» (эскиз) .
Этапы урока:
1. Осмысление художественно-педагогической идеи урока, его эпиграфа:
Нам не дано предугадать
Как наше слово отзовётся,
И нам сочувствие даётся –
Как нам даётся благодать.
Ф.Тютчев
Высказывание предположений о том, почему поэтг оворит «нам» (кому?). Объяснение слов и выражений: «предугадать», «слово отзовётся» (в ком?), «сочувствие» (со-страдание, со-переживание, со-участие), «благодать» (благодать, благодарить).
2. Актуализация знаний учащихся о жанре «симфония» (с.110–111 учебника), сравнение развития образов в симфонии с развитием образов в романе (литература). Восприятие и исполнение главных тем знакомых учащимся симфоний: №40 (I часть) В.-А.Моцарта, №5 (I часть) Л. Бетховена, №4 (II часть) П.И.Чайковского и др.
3. Чтение текста учебника, выявление наиболее значимых мыслей, идей. Размышление над словами Г.Пожидаева – автора книги о Василии Сергеевиче Калинникове (1866–1900): «Калинников, вопреки своим несчастьям, воспел вечную красоту жизни. Он учит нас дорожить каждым мгновением нашего земного бытия. Из тёмного колодца жизни он видел звёзды…» [6]. Сопоставление этих слов с четверостишием Ф.Тютчева.
4. Знакомство с 1-й частью Симфонии № 1 В.Калинникова: исполнение (пение) главных тем экспозиции (вокализация с ориентацией на нотную запись, с.127 учебника). Определение особенностей их взаимодействия в процессе звучания музыки. Слушание экспозиции 1-й части. Анализ образного строя музыки, выявление главных образов симфонии (лирический, драматический, трагический?) по методике А.Пиличяускаса [4]. Анализ интонационно-жанровых и стилистических особенностей, средств музыкальной выразительности, приёмов развития (повтор, контраст, вариативность).
5. Работа с «Творческой тетрадью». Воссоздание «портрета» лирического героя музыки. Кто он? Человек XIX столетия? Наш современник? Его возраст? Национальность? Темперамент, манера говорить, двигаться? Эмоциональное состояние героя симфонии? Аргументировать ответ на вопрос, близок ли его мир мыслей, чувств, переживаний современному слушателю? Какую картину предлагает увидеть своим слушателям лирический герой Симфонии №1 В.Калинникова? Что даёт современному слушателю знакомство с музыкой В.Калинникова?
6. Повторное слушание музыки можно организовать следующим образом: поделив класс на две группы, предложить аргументировать свои размышления, опираясь на высказывания современного музыковеда В.Медушевского и немецкого композитораXVIII в. Й.Гайдна, стоявшего у истоков жанра классической симфонии. (Цитаты учащиеся получают напечатанными на отдельных листах) [10, с.95–96].
• «Все формы высказывания в музыке человека можно выстроить в ряд: персонаж, лирический герой, художественное «я», развертывающиеся от наблюдаемых внешних его черт до его духовной сущности. Персонаж – одновременно «он» и «я»… Мы воспринимаем его и со стороны, как часть изображённого объективного мира, и изнутри, сливаясь с ним душой, сопереживая ему, его глазами следя за фабулой. Степень нашего, слушательского отождествления с персонажем незримо управляется позицией автора… Лирический герой не предстает перед нашим взором как персонаж, а смотрит на мир вместе с нами» (В.В. Медушевский).
• «Найдите хорошую мелодию, и ваша композиция, какова бы она ни была, будет прекрасной и непременно понравится. Это душа музыки, это жизнь, смысл, сущность композиции» (Й.Гайдн).
7. Выявление ассоциативных связей музыки с рассказом С.Романовского «Русь», ключевыми словами (род – родник – родные – природа – плодородие – родина – народ), а также с пейзажами русских художников – И.Левитана, Ф.Васильева, К.Васильева).
8. Исполнение песен (народных и сочинённых современными композиторами) о природе, о Родине, о родном крае по выбору учащихся и учителя. Это могут быть русские народные песни «Ты, река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Ах ты, ноченька»; «Багульник» В.Шаинского на слова И.Морозова; «Серёжка ольховая» Е.Крылатова на слова Е.Евтушенко; «Родина моя» Д.Тухманова на слова Р.Рождественского; «Россия, Россия» Ю.Чичкова на слова Ю.Разумовского. Поиск выразительности звучания, коррекция недостатков пения, оценка собственного исполнения.
9. Экспресс-тест: написание синквейна, в котором ключевое слово «человек» (герой симфонии), обсуждение его результатов.
10. Подведение итогов урока – возвращение к эпиграфу, рефлексия: выявление отношения школьников к художественному материалу урока.
В качестве заданий повышенного уровня могут быть следующие:
– найти в учебнике по литературе стихотворения, фрагменты прозы, созвучные музыке «Симфонии№1» В.Калинникова, и аргументировать свой выбор;
– провести сопоставительный анализ средств художественной выразительности живописных полотен, музыки симфонии с целью выявления образного единства этих произведений;
– найти в сети Интернет информацию о жизни и творчестве В.С.Калинникова, сообщить интересные факты одноклассникам; послушать и записать на флеш-память или диск другие сочинения В.Калинникова (романсы, симфонические произведения, пьесы для фортепиано). Составить музыкальную коллекцию, дать краткие характеристики понравившихся сочинений композитора;
– перечислить известные симфонические сочинения русских композиторов, с которыми перекликаются мелодии-темы первой части Симфонии №1 В.Калинникова;
– подготовить компьютерную презентацию «Мир образов природы родного края в музыке, литературе, живописи»;
– написать реферат на тему: «Есть ли у симфонии будущее?».
Все перечисленные задания могут стать основой подготовки проектов.
При их разработке и защите возрастает функция исследовательской работы (выдвижение гипотезы, формулировка проблемных вопросов, определение задач и методов исследования, включая анкетирование, опросы; социальная направленность тематики проекта, рефлексия результативности выполнения, их самостоятельности при решении задач проекта, поиск индивидуальных, групповых форм их реализации («Научное ученическое общество», «Дискуссионный клуб», «Шедевры классики на экране», «Телерепортажи на актуальную тему», «Что? Где? Когда?» ит.п.); демонстрация семейных традиций, увлечений, хобби. Увеличивается удельный вес социализации личности школьников в процессе подготовки и защиты проектов, расширяются границы разнообразной творческой деятельности обучаемых. Целесообразно в работе над проектами объединять усилия учащихся параллели 7-х классов, что, несомненно, умножит дух соревновательности между школьниками, расширит возможности формирования их познавательных интересов, мотивации к музыкальному самообразованию.
Литература:
1. Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5–7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 77 с. – (Работаем по новым стандартам).
2. Введение Федеральных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования. Музыка (5–7 классы). Изобразительное искусство (5–7 классы). Искусство (8–9 классы). Мировая художественная культура (10–11 классы). Дистанционное консультирование. Поликультурное воспитание средствами фольклора: методические рекомендации/под ред. Г.П.Сергеевой. – Наро-Фоминск, 2014. – 90 с.
3. Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/Л.В.Школяр, Л.Л.Алексеева и др.; науч. рук. проекта Л.Школяр. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
4. Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: пособие для учителя. – М.: МИРОС, 1992 – 40 с.
5. Примерные программы по учебным предметам. Искусство. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с. (Стандарты второго поколения).
6. Пожидаев Г.А. Василий Калинников. Симфония жизни в четырех частях. – М.: Школа, 1992. – 228 с.
7. Сергеева Г.П. Музыка. 5–7 классы. Искусство 8–9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. Организаций/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова. – 3-еизд. – М.: Просвещение, 2014. – 104 с.
8. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс. – М.: Просвещение, 2013. – 119 с.
9. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Учебники «Музыка». 5, 6, 7 классы. – М.: Просвещение, 2013.
10. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческие тетради. 5, 6, 7 классы. Пособия для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
11. Фонохрестоматии музыкального материала к учебникам «Музыка». 5, 6, 7 классы/Сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013 (формат MP 3).
12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя/под. ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение,2012.–160с.
13. Хрестоматии музыкального материала к учебникам «Музыка». 5,6,7 классы/Сост. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.
Оставить комментарий