Музыка в основной школе: задания для оценки результатов обучения

И. Переверзева, старший преподаватель, победитель ПНПО–2008,
Г. Сергеева, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ

Музыка в основной школе: задания для оценки результатов обучения

Сценарий урока в 7 классе

Использование педагогами-музыкантами материала учебника, творческой тетради и дополнительной информации позволяет вариативно раскрывать учебные темы, ориентируясь на уровень общего и музыкального развития учащихся конкретных классов. Для достижения планируемых результатов обучения – личностных, метапредметных и предметных – необходимо шире применять на уроках музыки различные виды музыкальной деятельности, не ограничиваясь слушанием музыки и исполнением песен. Музыкальному развитию подростков в 5–7 классах будут способствовать:

а) аргументированные размышления о музыкальных образах, творческих исканиях композиторов, исполнителей, о востребованности лучших образцов народного творчества и шедевров классической музыки в наши дни, о поисках нового музыкального языка в современной музыке;
б) применение пластики движений, свободного дирижирования, разного рода импровизаций, драматизаций и инсценировок музыки разных жанров (включая сценические – опера, балет, мюзикл);
в) инструментальное музицирование (от простейших инструментов до синтезаторов) всех учащихся, а также игра на различных инструментах детей, занимающихся музыкой в системе дополнительного образования – в кружках, студиях, ДМШ и ДШИ;
г) расширение певческого репертуара, отвечающего потребностям школьников, их вокальным возможностям, а также запросам воспитательной системы образовательной организации (участие в конкурсах, фестивалях, концертах);
д) активное использование различных образовательных ресурсов, включая обучающие программы, видеофильмы, электронные учебники, учебные мультимедийные презентации, сеть Интернет для расширения представлений о музыке и музыкантах, о музыкальной культуре разных времён и народов, для самообразования;
е) вовлечение подростков в самостоятельную творческую, а также проектную и исследовательскую деятельность (как в рамках урока, так и на завершающих этапах обучения).

Предлагаем описание плана одного из уроков в 7 классе. Раздел учебника: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Параграф раздела: «Симфоническая музыка». Раз­вороты учебника: Симфония №1 В.Калинникова и Картинная галерея. Творческая тетрадь: Симфония №1 В.Калинникова [9; 10].

При разработке сценария урока рекомендуется привлечь фрагмент произведения С. Романовского «Русь», а также подготовить презентацию картин И.Левитана: «Летний вечер. Река», «Вечер на Волге», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь»; Ф.Васильева «Утро», К.Васильева «Осень», «Над Волгой», «Отечество», «Струна» (эскиз) .

Этапы урока:

1. Осмысление художественно-педагогической идеи урока, его эпиграфа:

Нам не дано предугадать

Как наше слово отзовётся,

И нам сочувствие даётся –

Как нам даётся благодать.

Ф.Тютчев

Высказывание предположений о том, по­чему поэтг оворит «нам» (кому?). Объяснение слов и выражений: «предугадать», «слово от­зовётся» (в ком?), «сочувствие» (со-страдание, со-переживание, со-участие), «благодать» (благодать, благодарить).

2. Актуализация знаний учащихся о жанре «симфония» (с.110–111 учебника), сравнение развития образов в симфонии с развитием образов в романе (литература). Восприятие и исполнение главных тем знакомых учащимся симфоний: №40 (I часть) В.-А.Моцарта, №5 (I часть) Л. Бетховена, №4 (II часть) П.И.Чайковского и др.

3. Чтение текста учебника, выявление наиболее значимых мыслей, идей. Размышление над слова­ми Г.Пожидаева – автора книги о Василии Серге­евиче Калинникове (1866–1900): «Калинников, вопреки своим несчастьям, воспел вечную красоту жизни. Он учит нас дорожить каждым мгновением нашего земного бытия. Из тёмного колодца жизни он видел звёзды…» [6]. Сопоставление этих слов с четверостишием Ф.Тютчева.

4. Знакомство с 1-й частью Симфонии № 1 В.Калинникова: исполнение (пение) главных тем экспозиции (вокализация с ориентацией на нотную запись, с.127 учебника). Определение особенностей их взаимодействия в процессе звучания музыки. Слушание экспозиции 1-й части. Анализ образного  строя музыки, выявление главных образов симфо­нии (лирический, драматический, трагический?) по методике А.Пиличяускаса [4]. Анализ интона­ционно-жанровых и стилистических особенностей, средств музыкальной выразительности, приёмов развития (повтор, контраст, вариативность).

5. Работа с «Творческой тетрадью». Воссоздание «портрета» лирического героя музыки. Кто он? Человек XIX столетия? Наш современник? Его возраст? Национальность? Темперамент, манера говорить, двигаться? Эмоциональное состояние ге­роя симфонии? Аргументировать ответ на вопрос, близок ли его мир мыслей, чувств, переживаний современному слушателю? Какую картину пред­лагает увидеть своим слушателям лирический герой Симфонии №1 В.Калинникова? Что даёт современному слушателю знакомство с музыкой В.Калинникова?

6. Повторное слушание музыки можно орга­низовать следующим образом: поделив класс на две группы, предложить аргументировать свои размышления, опираясь на высказывания совре­менного музыковеда В.Медушевского и немецкого композитораXVIII в. Й.Гайдна, стоявшего у ис­токов жанра классической симфонии. (Цитаты учащиеся получают напечатанными на отдельных листах) [10, с.95–96].

• «Все формы высказывания в музыке человека можно выстроить в ряд: персонаж, лирический герой, художественное «я», развертывающиеся от наблюдаемых внешних его черт до его духов­ной сущности. Персонаж – одновременно «он» и «я»… Мы воспринимаем его и со стороны, как часть изображённого объективного мира, и из­нутри, сливаясь с ним душой, сопереживая ему, его глазами следя за фабулой. Степень нашего, слушательского отождествления с персонажем незримо управляется позицией автора… Лириче­ский герой не предстает перед нашим взором как персонаж, а смотрит на мир вместе с нами» (В.В. Медушевский).

• «Найдите хорошую мелодию, и ваша компо­зиция, какова бы она ни была, будет прекрасной и непременно понравится. Это душа музыки, это жизнь, смысл, сущность композиции» (Й.Гайдн).

7. Выявление ассоциативных связей музыки с рассказом С.Романовского «Русь», ключевыми словами (род родник – родные – природа – пло­дородие – родина – народ), а также с пейзажами русских художников – И.Левитана, Ф.Васильева, К.Васильева).

8. Исполнение песен (народных и сочинённых современными композиторами) о природе, о Роди­не, о родном крае по выбору учащихся и учителя. Это могут быть русские народные песни «Ты, река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Ах ты, ноченька»; «Багульник» В.Шаинского на слова И.Морозова; «Серёжка ольховая» Е.Крылатова на слова Е.Евтушенко; «Родина моя» Д.Тухманова на слова Р.Рождественского; «Россия, Россия» Ю.Чичкова на слова Ю.Разумовского. Поиск вы­разительности звучания, коррекция недостатков пения, оценка собственного исполнения.

9. Экспресс-тест: написание синквейна, в кото­ром ключевое слово «человек» (герой симфонии), обсуждение его результатов.

10. Подведение итогов урока – возвращение к эпиграфу, рефлексия: выявление отношения школьников к художественному материалу урока.

В качестве заданий повышенного уровня могут быть следующие:

– найти в учебнике по литературе стихотворе­ния, фрагменты прозы, созвучные музыке «Сим­фонии№1» В.Калинникова, и аргументировать свой выбор;

– провести сопоставительный анализ средств художественной выразительности живописных полотен, музыки симфонии с целью выявления образного единства этих произведений;

– найти в сети Интернет информацию о жизни и творчестве В.С.Калинникова, сообщить ин­тересные факты одноклассникам; послушать и записать на флеш-память или диск другие сочи­нения В.Калинникова (романсы, симфонические произведения, пьесы для фортепиано). Составить музыкальную коллекцию, дать краткие характе­ристики понравившихся сочинений композитора;

– перечислить известные симфонические со­чинения русских композиторов, с которыми пере­кликаются мелодии-темы первой части Симфонии №1 В.Калинникова;

– подготовить компьютерную презентацию «Мир образов при­роды родного края в музыке, ли­тературе, живописи»;

– написать реферат на тему: «Есть ли у симфонии будущее?».

Все перечисленные задания могут стать основой подготовки проектов.

При их разработке и защите возрастает функция исследователь­ской работы (выдвижение гипо­тезы, формулировка проблемных вопросов, определение задач и ме­тодов исследования, включая ан­кетирование, опросы; социальная направленность тематики проекта, рефлексия результативности вы­полнения, их самостоятельности при решении задач проекта, поиск индивидуальных, групповых форм их реализации («Научное учениче­ское общество», «Дискуссионный клуб», «Шедевры классики на экране», «Телерепортажи на акту­альную тему», «Что? Где? Когда?» ит.п.); демонстрация семейных традиций, увлечений, хобби. Уве­личивается удельный вес социализации личности школьников в процес­се подготовки и защиты проектов, расширяются границы разнообразной творческой деятельности обучаемых. Целесообраз­но в работе над проекта­ми объединять усилия учащихся параллели 7-х классов, что, несомнен­но, умножит дух сорев­новательности между школьниками, расширит возможности формирова­ния их познавательных интересов, мотивации к музыкальному самооб­разованию.

Литература:

1. Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. Музыка. Плани­руемые результаты. Система заданий. 5–7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежде­ний/под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 77 с. – (Работаем по новым стандартам).

2. Введение Федеральных образовательных стан­дартов основного общего и среднего общего обра­зования. Музыка (5–7 классы). Изобразительное искусство (5–7 классы). Искусство (8–9 классы). Мировая художественная культура (10–11 классы). Дистанционное консультирование. Поликультурное воспитание средствами фольклора: методические рекомендации/под ред. Г.П.Сергеевой. – Наро-Фоминск, 2014. – 90 с.

3. Музыкальное образование: учеб­ное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/Л.В.Школяр, Л.Л.Алексеева и др.; науч. рук. проекта Л.Школяр. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

4. Пиличяускас А.А. Познание му­зыки как воспитательная проблема: пособие для учителя. – М.: МИРОС, 1992 – 40 с.

5. Примерные программы по учеб­ным предметам. Искусство. – М.: Просвещение, 2012. – 48 с. (Стандар­ты второго поколения).

6. Пожидаев Г.А. Василий Калин­ников. Симфония жизни в четырех частях. – М.: Школа, 1992. – 228 с.

7. Сергеева Г.П. Музыка. 5–7 клас­сы. Искусство 8–9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: посо­бие для учителей обще­образоват. Организа­ций/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова. – 3-еизд. – М.: Просвещение, 2014. – 104 с.

8. Сергеева Г.П., Крит­ская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс. – М.: Просвещение, 2013. – 119 с.

9. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Учебники «Музыка». 5, 6, 7 классы. – М.: Про­свещение, 2013.

10. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Творческие тетради. 5, 6, 7 классы. Пособия для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.

11. Фонохрестоматии музыкального материала к учебникам «Музыка». 5, 6, 7 классы/Сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013 (формат MP 3).

12. Формирование универсальных учебных дей­ствий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя/под. ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение,2012.–160с.

13. Хрестоматии музыкального материала к учебни­кам «Музыка». 5,6,7 классы/Сост. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2013.

 

 

Искусство в школе: 
2016
№3.
С. 23-25.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.