Социокультурный автопортрет современного подростка в магическом кристалле искусства
Е. Торшилова, доктор философских наук, Институт художественного образования РАО, г. Москва
Социокультурный автопортрет современного подростка в магическом кристалле искусства
Есть много социологи чески х методик, с помощью которых ищут ответа на вопрос: что представляют из себя современные подростки? Но задача прикладной социологии – выявление усредненной тенденции среди большого массива опрошенных. Данное исследование тоже претендует на обнаружение некоторых объективных тенденций, но наши подростки известны нам поимённо, отвечают на вопросы лично экспериментатору, и мы получаем возможность составлять их индивидуальные характеристики и отслеживать их развитие.
Задачей исследования, которое я провожу вместе с сотрудниками Института художественного образования РАО Э.И. Гуткиной, Р.В. Копыловым, И.А. Полосухиной, Т.Ф. Поляк, О.А. Радомской, стало выявление иерархии ценностных ориентаций (которые сегодня иногда называют смысложизненными) и условных социокультурных идеалов современных детей и подростков во взаимосвязи с развитием их художественного восприятия. Иначе говоря, мы стараемся узнать, чего «хотят от жизни» подростки, растущие сегодня, в сравнении с тем, чего они хотели пять, десять лет назад. При этом мы использовали и прямой анкетный опросник, и тестовые задания, построенные на материале восприятия искусства, предполагая, что такой отклик может быть и искреннее, и интуитивно гармоничнее. Конечно, такой стимул, как произведение искусства (в нашем случае – в форме скромной бумажной репродукции классических живописных портретов) ставил выбор подростком своего идеала в определенную зависимость и от его способности к художественному восприятию, и от эстетического потенциала самого воспринимаемого произведения. Что мы получили?
В результате опроса 407 учащихся восьмых классов одиннадцати московских школ не было выявлено никаких существенных различий в усреднённом выборе жизненных ориентаций. Современные подростки единодушны в своем отношении к желанным целям личностного развития. В группу самых ценных для них общих позиций попадают следующие: заниматься любимым делом, быть свободным в своих решениях, сделать лучшее, на что способен. Во второй группе – позиции: помогать другим (но выбор различается по школам), быть непохожим на других (очень различается по школам), заниматься творчеством (естественно, различается по школам) и стать очень красивым. Только в третью группу попадают позиции, часто приписываемые растущему поколению как ведущие: стать богатым и обладать властью, а также ориентация по оси «чаще рисковать» – или «жить спокойно» и не выделяться среди других. Последняя, наименее желательная для современных подростков позиция – стать учёным.
По материалам мониторинга получается, что с начала XXI века и к настоящему времени ориентация на карьерный рост как мечта и лозунг общественно ориентированного типа постепенно меняется в глазах подростка на представление о ценности своего маленького мира, на решительный индивидуализм, интерес и приоритетность собственного развития. А среди ценностей собственного развития побеждает стремление «быть свободным в своих решениях», но не власть, не красота и богатство.
Еще в конце 90-х гг. мы решили выяснить степень адаптации тогдашних подростков к «эпохе перемен». Тогда мы вовсе не оригинально предполагали, что смена темпоритма жизни и понятие успеха – одни из определяющих характеристик времени в отечественной культуре, до сих пор ей не свойственные. И первые места в выборе семиклассников и десятиклассников, действительно, заняли «способность добиваться в жизни успеха» и «стремление жить активно, быстро решать свои проблемы», по типу «no problems». А учащиеся третьих–четвёртых классов вполне приняли успех как цель жизни, но к стремительности решения проблем отнеслись прохладно. Для 9–10-тилетни х это оказывалось неактуально и нереально: хорошо бы задачку хоть когда-нибудь решить, тут не до быстроты.
В 2006 г. в маленьком опросе двух одиннадцатых классов мы получили картину, отражающую ценности преуспевания, социально престижные в годы «первого приближения» к ценностным ориентирам, традиционно считавшимся «буржуазными» (слово теперь почти забытое). Среди предпочтений тогдашних выпускников школ оказались богатство и власть.
Но уже в 2007г. в результате опроса учащихся третьих, шестых и одиннадцатых классов одной московской школы было выявлено, что богатство, слава, власть, желание руководить людьми и модная тусовка – на последних местах. Что касается возрастной динамики, то с возрастом росло предпочтение «любимого дела»; надежда на жизнь «в согласии с самим собой». Но стремление стать очень богатым в среднем тоже росло, а у младших ещё росло желание руководить людьми. Зато до
разумных пределов падала претензия на "знаменитость".
В 2008 году было проведено большое исследование ценностных ориентаций детей и подростков. (Э.И.Гуткина, И.А.Жбанкова, Н.д.Завражнова, Р.В.Копылов, Т.Ф.Поляк, Е.М.Торшилова). Предполагая проверить, что теперь выберут дети и подростки из определяющих ценностей будущей жизни, мы в ситуации явного противопоставления включили в опросник "модные" карьерные ценности – деньги, славу – и счастье в семье. Мы выявили, что во всех школах и во всех возрастных группах на первом месте оказалось счастье в семье, а не богатство и деньги.
Что касается интереса к творческой деятельности в будущем, то нельзя сказать, что желание заниматься творчеством вообще не свойственно современным подросткам. Но среди опрошенных нами сегодня детей интерес к творческой деятельности на шестом месте, и показатели учащихся школ с художественным и общим профилем почти не отличаются. А что было раньше?
В 2007 году показатели те же: "творческость" входила в "среднюю" группу ценностей. В 2008 году большая значимость ориентации на "творческое дело" проявилась только у студентов художественно-графического факультета, у будущих педагогов-художников. А у людей, не связанных с творческой профессией, у всех наших школьников и по данным некоторых других исследований творчество – внизу списка .
Что касается возрастных различий, то младшие больше склонны считать творческие занятия ценностью, чем их трезвеющие с возрастом современники. Связь этого с малой ориентацией общеобразовательной школы на занятия искусством и творчеством (кроме младшего звена) очевидна. А уж творческие способности в условиях обучения по предметам нехудожественного цикла не развиваются, на мой взгляд, вообще, несмотря на практику "проектов", конкурсов и т.п.
С этой точки зрения будут интересны результаты работы в московских школах, начатой два года назад, где в условиях реализации концепции научной школы В.П.Юсова–Л.Г.Савенковой проводится целенаправленная модернизация преподавания большинства учебных дисциплин за счёт "эстетизации" (формулировка моя!) их смыслов и методики обучения. Полезность такой практики уже была доказана в теории и апробирована в школе, когда оказалось успешным введение педагогической системы, ориентированной на эстетическое развитие всех учащихся, всех возрастных групп, в преподавании разных предметов.
Такая концепция предлагается и для системы дошкольного образования [б].
В какой степени недостаточный интерес к творческой деятельности связан с представлениями детей о материальном преуспевании "творцов" – судить трудно. А уж шоу-бизнес они, вероятно, за творческую деятельность не считают. При этом очевидно, что социокультурная ситуация в целом, за окнами школы, побеждает педагогические усилия школ, занятых творческим развитием учащихся, сколь бы они ни были целенаправленны и справедливы.
Нужны более подробные исследования, чтобы судить о том, связано ли равнодушие к творчеству с избеганием жизненного риска, но очевидно, что покой и стабильность – постоянные ценности детей, растущих в эпоху перемен. И эта ценность с начала века не претерпела в сознании детей и подростков никаких изменений. Впервые мы спросили об этом учащихся в 1998 году и получили иерархию ценностей, в которой "склонность к неожиданным решениям" оказалась на последнем месте. Желание покоя не оставило подростков и в 2013 году.
В известной степени жажда стабильности совпадает с поиском у детей и подростков согласия с собой и с миром. С 2008 года этот выбор преобладает. И отсюда естественное желание прежде всего радоваться. Впервые мы наткнулись на дефицит "радости", предложив десятиклассникам как-то откликнуться на такое качество личности, как умение радоваться независимо ни от чего. Эта позиция в конце прошлого века у старших заняла первое место. И осудить их тогда (и сегодня) за это трудно.
Так же они выбирают произведения искусства. Они выбирают "умиротворение" в пейзажах И.Левитана, фрагментах из сложной прозы Л.Толстого ("Казаки"), в картине А.Ватто "Отплытие на Киферу", полагая, что эти люди от чего-то спаслись (чуть ли не от войны), или ищут спасения вместе со всеми вещами, чадами и домочадцами, и им помогают ангелы.
И за десять лет до этого, выбирая место, где им хотелось бы оказаться, большинство детей всех возрастных групп мечтало посидеть в беседке и побыть на "тихой природе" (усадебный пейзаж М.И.Лебедева), а не оказаться в снежно-синем, то ли гористом, то ли космическом, пространстве, где и ногу-то поставить некуда (космический пейзаж художника М.Мукия). Так же они предпочитали "Весну" А.Вивальди драматическому фрагменту из "Прелюдов" Ф.Листа. И постоянно в условиях вкусового выбора среди самых разных рядов картин выигрывал "Полдень" К.Лоррена, с предпочтением её условного названия "Покой мира"; при этом дети не знали, что подзаголовок картины – "Отдых по пути в Египет" [5].
Удивительное свидетельство мечты об идеальном покое и свободе – описание одной из восьмиклассниц смысла "Мадонны на лугу" Рафаэля: 4В этой картине я чувствую свободу от всего: от мыслей, обстоятельств.... И хотя в модели идеальной школы современные школьники претендуют на диваны на каждом этаже и лифт, если школа трехэтажная, они слышат и космическую, внесуетную гармонию в классической живописи. А в своих элегических историях о жизни художников (об этом – чуть дальше) они всегда пророчат ему тяжелую жизнь с великими задачами и, как правило, посмертную славу. Может, поэтому они такого для себя не ищут?
Тем не менее всё это никак не связано со сложной ориентацией на индивидуальность, непохожесть на других. Сегодня таких ориентированных на независимое развитие собственной личности оказалось в восьмых классах 23°/о, а в пятых – 20°/о. Желание быть индивидуальностью не обязательно сопутствует поиску творческого дела. Интерес к художественно-творческому делу в общеобразовательных школах с возрастом падает, а ценность индивидуальности, уникальности, как таковой, растёт, выступая скорее как убеждённость подростка в собственной самоценности, чем как надежда на неё.
При этом, в отличие от ценности свободы, отношение подростков к ценности похожести–непохожести различается в разных школах. Гипотетически к причинам таких различий можно отнести степень художественно-эстетической направленности школы, которая способствует ориентации на индивидуальность и гуманное отношение к другому. В опросе 2008 года позиция "уважение к другому, непохожему на тебя" принималась детьми четвёртых, седьмых и десятых классов пяти московских школ единодушно позитивно, и она же сравнительно высоко оценивалась в иерархии ценных качеств культурного человека. Вообще в школах, более чутких к воспитанию общей культуры мировосприятия (и эстетически ориентированных), как раз десятиклассники (а то и семиклассники) в целом самые большие путаники и скептики, эту позицию учитывают. Сегодня ситуация обостряется, но, что проверено, не в условиях общения с большим искусством.
К ориентации "хочу быть самим собой" можно относиться по-разному. С одной стороны, это, по-моему, успехи пропаганды американо-европейского менталитета с присущими ему ценностями индивидуализма, веры в свои силы, позитивного отношения к жизни. С другой – это показатель уровня самооценки, относительно далёкой, на мой взгляд, от таких качеств, как разумность, здравость, личная скромность и способность к рефлексии, и от представления о действительном масштабе и уникальности крупной личности. Насколько нужной и успешной окажется в каждом индивидуальном случае такая установка, судить рано. А надежда на плодотворность саморазвития действительно полезна, если она будет подкреплена реальным стремлением к духовному обогащению, а не остановится на стадии упрямого самодовольства и отказа от любого влияния и обучения.
Теперь – не о том, кем (по социальному статусу), а о том, каким, по мнению детей и подростков, надо сегодня быть. Эти характеристики мы вычленяли из их мотивированного выбора лучшего из одиннадцати предложенных живописных портретов; из ответов, кем из этих людей ты хотел(а) бы быть, из историй, написанных про выбранный портрет, и из тех названий, которые они, при желании, давали картине.
Начну с неизменного моего уважения к детскому эстетическому чутью, сколько бы ни отказывали в нём современному поколению. Подавляющее большинство наших пятиклассников и восьмиклассников – учащиеся обычных общеобразовательных школ. Но они не только сделали вполне достойный эстетический выбор, но и предложили мотивировки видения, которых я у них никак не предполагала. Конечно, были и глупости, и "проколы", и просто лень распространяться об увиденном, и (это отдельная проблема) неумение излагать свои мысли вообще, а об искусстве – тем паче. Но кто их этому учит, и насколько способны к этому взрослые?
(Ту точку зрения, что говорить о своих эстетических впечатлениях – кощунство, а надо созерцать молча, я здесь не обсуждаю. И не только потому, что тестологу в этом случае почти нечего делать, но и потому, что это не всегда вредно.)
Конечно, шедевры из нашего набора не попали в предпочтениях детей и подростков на первые места. Девочки, выбиравшие из женских портретов, в восьмых, и в пятых классах на первое место качестве своего желанного будущего и самой красивой картины поставили "Портрет элегантной леди" А.Линча (1851–1912) и "Портрет г-жи Грэм" Т.Гейнсборо. (1727–1788). В ценностном выборе смыслов у девочек, как у всех, на первом месте свобода, а не красота, но уж против тихого великолепия Гейнсборо устоять трудно (А Линч и мне очень нравится). Но зато на третьем месте – неведомая мне прежде картина Пьеро ди Козимо (1462–1521) "Мария Магдалина". Для нас эта картина была условным "архетипным" образом духовности. И что же, современные суетные дети этого не угадали, не увидели? (Упомяну, что законы тестирования восприятия и художественного вкуса требуют предлагать взору детей только саму картину, без указания автора, названия и эпохи создания). Вот что они узрели и написали. Название? "Девушка, познающая свет", "Совершенство духа". История о ней? Она читала "одну и ту же книгу, из года в год, и каждый раз она открывала всё новые и новые тайны. Однажды она услышала громовой раскат и выглянула в окно. Перед ней стояли две прекрасных девушки... Они сказали, что они феи и пришли изменить её судьбу, освободить из замка, ей нужно было всего лишь ответить на один вопрос: «Красота или мудрость?» Девушка задумалась. Столько раз она читала книгу и столько раз убеждалась, что мудрые люди всегда побеждают. И без сомнения ответила: мудрость..." (Варя М., школа Ns1188). Во многих других историях о Марии Магдалине обязательно упоминается ценность высокого знания и образованности и как понимания мира (в том числе сегодня) и как способа получить более высокий социальный статус. «...Героиня картины стремилась быть не просто богатой, расфуфыренной дамой, а образованным, интересным человеком. Мало кто поддерживал её в этом стремлении. Но она прошла свой путь до конца» (А.Б. колледж Nsб1).
Я не привожу соображения девочек об эстетических особенностях картин, но ведь всё, что они видят, почерпнуто из эстетического решения образа. Но они иногда специально говорят о тишине Марии Магдалины, плавности её линий. (Оттуда и духовность? Не только же из её занятия чтением?) А уж восторженную зависть пятиклассницы по поводу того, что она хочет отрастить такие же волосы, и поэтому выбирает эту картину, мы ей простим, правда?
И эту же самую духовность пятиклассники и восьмиклассники безошибочно увидели в «Портрете молодого человека» А.Дюрера, про который (про образ) вообще трудно что-либо рассказать.
Остановил современных детей знаменитый автопортрет А.Дюрера. Что увидели? «У этого мужчины благородное лицо, взгляд полон свободы и решимости». Название? «Исчезающий вид». А история? «Пишу из соображений о современной жизни. Никто не признавал его как равного себе. Он был небогат, всегда ходил, завернувшись в свой коричневый плащ. И был неразговорчив: о чём сегодня можно говорить с людьми? О деньгах? Да, большинство об этом и думает. Не о честности, не о доброте... Нет. Люди стали трусливыми, слабыми и корыстными. А он был одинок и почти никого он не интересовал. Была лишь горстка людей, что были с ним заодно. Он стал тенью былого мира: добра, истинного смысла жизни, благородства...» (Миша Г., 8 «А», школа NsЗб8).
И отклик совсем в другом стиле: «Этот портрет содержит в себе баланс силы в галактике. «Мастер-джедай» (Дмитрий Т., 8 «В», школа Ns1095). Дюреру, по-моему, понравилось бы. А что касается прямых откликов на эстетическую форму, то и симметричность композиции, и фронтальность, и даже, по их мнению, претензию на сходство с Христом, подростки замечают. Сочли они поэтически-духовным, художником или поэтом, героя автопортрета О.Кипренского: «Того, которого изобразили на картине, никто не знает.
Хотя он является великим человеком. Он мог создать великий механизм. Или лекарство от всех болезней, или вечный двигатель. Но он умер, так и не успев ничего сделать. С ранних лет он отличался необычным складом ума. Сначала он пытался создать механизм для огранки драгоценных камней. Этот механизм у него не получился. Но он принялся создавать вечный двигатель. Он разработал подробный чертёж. На основе магнитов, закона Архимеда и других методов. Но он успел сделать обычный двигатель, для вечного нужно очень много времени...» (Никита И., 8 «Б», школа NsЗ24). «Я хотел бы им быть, потому что у него взгляд вдаль, и он стремится к чему-то большему...» (Матвей Г., 5 «Б», школа NsЗб8).
Таким образом, у современных детей и подростков, которых часто подозревают во всех грехах, ценностями социального идеала оказываются, прежде всего, духовность, образованность, мужественность или женственность, порядочность (по их оценке других портретов). Самое критикуемое детьми 12–15 лет качество человека – высокомерие. Самая нежелательная жизненная ситуация – одиночество.
Насколько сбудутся или изменятся их мечты? Ждёт ли их трудное противоречие между романтической надеждой и реальностью? Приведут ли диктуемые новой реальностью качества – уверенность в себе, претензия на независимость и индивидуальность, но без специальных усилий повышения образованности и духовного развития – к душевным утратам, к неспособности к грусти и к рефлексии, покажет будущее. И общее, и «отдельное». Но пока с нашими детьми всё не так плохо. Они не бросились в мир прагматизма рыночной цивилизации, а остались приверженцами красоты и гармонии. Надо только им её предъявлять.
Литература:
- Алексеева Л. Л. Эволюция художественно-эстетического образования на старшей ступени школы. М.: Спутник+, 2009.
- Жизненные цели жителей российского мегаполиса // Ментальность россиян/ Под ред. И.Г.Дубова. М., Имидж-контакт, 1998.
- Кашекова И. Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства. М.: Изд. Дом РАО, 2006.
- Савенкова Л.Г. Дидактика художественного образования как составляющая часть педагогики искусства: новое знание. М. ИХО РАО, 2011.
- Торшилова Е.М. Тенденции и уровни развития художественного вкуса детей и подростков в эпоху социокультурного кризиса. – М.: ИХО РАО, 2012.
- Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства: новая модель дошкольного образования. М.: ООО «Русское слово учебник», 2012.
Оставить комментарий