Семья в музее

И.Захарова,
старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, заслуженный деятель искусств РФ,
кандидат искусствоведения

Семья в музее

Одной из популярных форм работы с детьми в нашем музее являются занятия с семейными группами. Программа предусматривает одно занятие в месяц на протяжении двух лет. Вместе с тем большинство участников семейных групп высказывается за продолжение занятий и, соответственно, за подготовку программы, предусматривающей занятия в течение 3-4 лет. Уникальная форма занятий одинаково интересна как для детей, так и для родителей; это – возможность проведения совместного образовательного досуга, в ходе которого у семьи вырабатывается потребность регулярного посещения музея и выставок. В заполняемых родителями анкетах подчеркивается, что у них сформировалась привычка создания творческих семейных работ, подготовки к занятиям в рамках программ, посвященных семейным группам. В связи с этим было принято решение создать экспериментальные семейные группы с программой занятий, рассчитанной на 3-4 года.

Работа с экспериментальными группами строилась по нескольким направлениям:

1.            Продолжение регулярных занятий в залах музея и на выставках. Эти группы имеют возможность подробно познакомиться с Музеем личных коллекций, Картинной галереей и регулярно посещать выставки, проводимые в Музее.

2.            Подготовка специального общеобразовательного проекта "Милосердие на поле брани" совместно с Организацией Международного Красного Креста.

3.            Разработка и реализация программы "Дети рисуют сказки".

4.            Организация познавательного туризма для детей и родителей.

5.            Реализация экспериментальных программ совместно с Музыкальной школой имени Гнесиных.

б. Создание ритмических композиций на темы живописных произведений П.Пикассо.

7.            Подготовка спектаклей и мизансцен с участием семейных групп.

8.            Проведение творческих мастерских (работа в разных техниках и с различными материалами: стекло, бумага, ткань).

9.            Создание семейных клубов и подготовка программ для его заседаний.

10.          Проведение занятий по тематике "Диалог культур".

11.          Знакомство с народной культурой.

Экспериментальная программа ориентирована на укрепление семьи, создание оптимальных условий для проведения образовательного досуга. Она должна максимально способствовать воспитанию гармонически развитой личности, взаимопониманию детей и родителей благодаря привитию чувства прекрасного, воспитанию духовности, раскрытию творческого потенциала семьи.

занятия в экспериментальных группах строятся следующим образом: первая часть проходит в залах музея, на выставках; вторая – в творческой мастерской. Программа позволяет провести цикл занятий по знакомству с многообразием культур Древнего мира, что значительно расширяет кругозор семейной аудитории.

Собрание Музея делает возможным проведение занятий по параллельному изучению древних цивилизаций, определению черт общности и самобытности каждой из них. занятия знакомят детей с разнообразными техниками и одновременно позволяют приобрести практические навыки. Дети совместно с родителями под руководством педагога оформляют помещение творческой мастерской согласно выбранной общей тематике.

К Новому году предлагалась программа "От маски к карнавалу", которая соответствовала теме общемузейного фестиваля искусств 4Декабрьские вечера. Для семейной аудитории проводились занятия на тематической выставке в музее, в ходе которых подробно разбиралась проблема много-функциональности маски, ее обрядовая роль, тема маски как оберега; дома дети изготавливали соб­ственные маски. В творческой лаборатории детям также было предложено превратить привычный об­лик стульев в разнообразные фантазийные образы. Таким образом, участники семейных групп могли освоить оригинальные приёмы конструирования и декорирования.

В соответствии с пройденным материалом, дети и родители создавали свои авторские работы, которые наполняли ощущением праздника все пространство Детского центра. Большой интерес у детей вызвала коллективная работа – создание новогодней елки, основой для которой послужила простая строитель­ная металлическая сетка. Украшение елки стало коллективным творчеством, позволившим из про­стых и доступных материалов сделать оригинальное убранство.

занятия в творческой мастерской с семейной аудиторией позволяют родителям и детям приоб­рести навыки декорирования и создания оригиналь­ного оформления других помещений, в том числе собственной квартиры. Оформление творческой мастерской усилиями семейных групп позволило впоследствии провести там новогодние празд­ничные мероприятия. Таким образом, участники семейных групп видят великолепный результат самостоятельного творчества, что имеет весьма важное воспитательное значение. В корне меняется психология участника программы: из потребителя он превращается в художника, творца, активную личность. Подобное созидание приносит родителям и детям большую радость и удовлетворение, нежели приобретение какого-либо стандартного предмета оформления их собственной квартиры.

В процессе праздника дети и родители раскры­вают свой творческий потенциал: читают стихи, танцуют, участвуют в постановке спектаклей, иллюстрирующих пройденный материал. В свою очередь, родители готовят новогодние сюрпризы, сценический реквизит и костюмы, разучивают и разыгрывают свои роли в театральных постановках.

Музейный музыкальный фестиваль 2008 года 4Перед распутьями земными~ стал темой и твор­ческой составляющей программы для семейных групп. Дети также подготовили свои работы на заданную тему, показав в очередной раз оригиналь­ность детского взгляда на мир. Им и родителям было предложено оформить творческую мастерскую в со­ответствии с драматургией праздника: путешествия по сказочным дорогам, полеты на ковре-самолете. В качестве исходного материала использовался вой­лок, из которого был изготовлен расписной ковер-самолет, украшенный изображениями сказочных путей-дорожек, храмов, планет и звезд, волшебных кораблей и птиц. На празднике был показан фильм о производстве и использовании войлока.

Большое значение для раскрытия главной темы имели занятия на выставке 4Перед распутьями земными, развернутой в основном здании Музея. На состоявшемся творческом совете родители и дети решили превратить творческую мастерскую в королевский снежный дворец. Стены импрови­зированного дворца, сформированные металли­ческими сетками, были задрапированы светлыми тканями, которые при помощи зафиксированных на них бумажных снежинок создавали впечатление снежной вьюги. Подобные практические занятия способствовали углублению взаимопонимания не только между родителями и детьми, но и между всеми участниками семейных групп.

Особое занятие было посвящено теме герба в про­изведениях искусства в коллекции Музея. В качестве домашнего задания детям было предложено нари­совать семейный герб, в котором была бы отражена история семьи. Подготовленные рисунки стали эле­ментом оформления стульев в королевском дворце. Совместными усилиями были сделаны троны для короля и королевы. Каждая семья участвовала в презентации своего герба и получила право сфотографироваться на королевском троне. затем следовала интерактивная викторина "Где живут король и коро­лева?". Родители составили загадки в стихотворной форме на тему произведений искусства из коллекции музея, где есть изображения коронованных особ. Те, кто правильно отвечали на заданные вопросы, получали право представить свой номер (танцы или чтение стихов). А затем дети ~совершали полётя на ковре-самолёте, в ходе которого они должны были рассказать о тех сказочных странах и континентах, над которыми они пролетали. Такие интерактивные приёмы позволяют сделать занятие интересным и притягательным для детей.

В экспериментальных семейных группах за счёт того, что участники уже познакомились с двухгодич­ным базовым курсом, стало возможным включить в программу занятия по народной культуре, отече­ственной и зарубежной. В числе других были органи­зованы занятия, посвященные празднованию Нового года по лунному календарю. В последние годы этот праздник получает все большее распространение и по­пулярность в нашей стране. Подобные занятия были проведены с активным использованием фильмов, под­линных произведений отечественного и зарубежного народного искусства – народная игрушка, лубок, бумажная вырезка, благопожелательные надписи, фольклор. Все это позволило достичь эффекта по­гружения в атмосферу народного искусства. Важным явилось и то, что в ходе занятий удалось познакомить семейную аудиторию с техникой бумажной вырезки, которую быстро освоили и дети, и взрослые.

Новой интерактивной формой изучения живо­писных произведений П.Пикассо стало участие в постановке театра ритма для семейных групп "Образы Испании". Эта работа была приурочена к масштабной выставке в ГМИИ, посвященной твор­честву великого художника. Дети и родители под руководством педагогов сочиняли музыкальные ритмические композиции "образы Испании", актив­но обращаясь к живописи и графике П.Пикассо. В заключительной акции участвовали воспитанники всех семейных групп. Спектакль продолжался весь день, так как в семейных группах занимается более 1500 детей и родителей. Программа называлась "День с Пикассо". Помимо спектакля, в котором участвовали дети, просмотра фильма о художнике, музейными педагогами проводились мастер-классы, обобщающие представления детей об искусстве ма­стера в процессе освоения художественных техник, характерных для современного искусства.

В последнее время особый акцент в ходе занятий ставится на программе "Диалог цивилизаций". В подлинниках и слепках широко представлены про­изведения искусства различных эпох и цивилиза­ций. Работа с ними требует постоянного обращения к мифологическим и историческим сюжетам. Таким образом, участники семейных групп знакомятся с произведениями искусства не только с художе­ственной точки зрения, но и получают возможность глубоко анализировать и сравнивать их, включая в исторический и литературный контекст.

Семейные группы – это уникальный проект, который укрепляет отношения между родителями и детьми, создает общие интересы и мотивации к семейному чтению и совместному посещению вы­ставок и т.д. Особенно важно подчеркнуть: дети растут и в дальнейшем большинство других форм занятий посещают самостоятельно.

 

 

 

Искусство в школе: 
2013
№2.
С. 50-52

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.