Семья в музее
Семья в музее
Одной из популярных форм работы с детьми в нашем музее являются занятия с семейными группами. Программа предусматривает одно занятие в месяц на протяжении двух лет. Вместе с тем большинство участников семейных групп высказывается за продолжение занятий и, соответственно, за подготовку программы, предусматривающей занятия в течение 3-4 лет. Уникальная форма занятий одинаково интересна как для детей, так и для родителей; это – возможность проведения совместного образовательного досуга, в ходе которого у семьи вырабатывается потребность регулярного посещения музея и выставок. В заполняемых родителями анкетах подчеркивается, что у них сформировалась привычка создания творческих семейных работ, подготовки к занятиям в рамках программ, посвященных семейным группам. В связи с этим было принято решение создать экспериментальные семейные группы с программой занятий, рассчитанной на 3-4 года.
Работа с экспериментальными группами строилась по нескольким направлениям:
1. Продолжение регулярных занятий в залах музея и на выставках. Эти группы имеют возможность подробно познакомиться с Музеем личных коллекций, Картинной галереей и регулярно посещать выставки, проводимые в Музее.
2. Подготовка специального общеобразовательного проекта "Милосердие на поле брани" совместно с Организацией Международного Красного Креста.
3. Разработка и реализация программы "Дети рисуют сказки".
4. Организация познавательного туризма для детей и родителей.
5. Реализация экспериментальных программ совместно с Музыкальной школой имени Гнесиных.
б. Создание ритмических композиций на темы живописных произведений П.Пикассо.
7. Подготовка спектаклей и мизансцен с участием семейных групп.
8. Проведение творческих мастерских (работа в разных техниках и с различными материалами: стекло, бумага, ткань).
9. Создание семейных клубов и подготовка программ для его заседаний.
10. Проведение занятий по тематике "Диалог культур".
11. Знакомство с народной культурой.
Экспериментальная программа ориентирована на укрепление семьи, создание оптимальных условий для проведения образовательного досуга. Она должна максимально способствовать воспитанию гармонически развитой личности, взаимопониманию детей и родителей благодаря привитию чувства прекрасного, воспитанию духовности, раскрытию творческого потенциала семьи.
занятия в экспериментальных группах строятся следующим образом: первая часть проходит в залах музея, на выставках; вторая – в творческой мастерской. Программа позволяет провести цикл занятий по знакомству с многообразием культур Древнего мира, что значительно расширяет кругозор семейной аудитории.
Собрание Музея делает возможным проведение занятий по параллельному изучению древних цивилизаций, определению черт общности и самобытности каждой из них. занятия знакомят детей с разнообразными техниками и одновременно позволяют приобрести практические навыки. Дети совместно с родителями под руководством педагога оформляют помещение творческой мастерской согласно выбранной общей тематике.
К Новому году предлагалась программа "От маски к карнавалу", которая соответствовала теме общемузейного фестиваля искусств 4Декабрьские вечера. Для семейной аудитории проводились занятия на тематической выставке в музее, в ходе которых подробно разбиралась проблема много-функциональности маски, ее обрядовая роль, тема маски как оберега; дома дети изготавливали собственные маски. В творческой лаборатории детям также было предложено превратить привычный облик стульев в разнообразные фантазийные образы. Таким образом, участники семейных групп могли освоить оригинальные приёмы конструирования и декорирования.
В соответствии с пройденным материалом, дети и родители создавали свои авторские работы, которые наполняли ощущением праздника все пространство Детского центра. Большой интерес у детей вызвала коллективная работа – создание новогодней елки, основой для которой послужила простая строительная металлическая сетка. Украшение елки стало коллективным творчеством, позволившим из простых и доступных материалов сделать оригинальное убранство.
занятия в творческой мастерской с семейной аудиторией позволяют родителям и детям приобрести навыки декорирования и создания оригинального оформления других помещений, в том числе собственной квартиры. Оформление творческой мастерской усилиями семейных групп позволило впоследствии провести там новогодние праздничные мероприятия. Таким образом, участники семейных групп видят великолепный результат самостоятельного творчества, что имеет весьма важное воспитательное значение. В корне меняется психология участника программы: из потребителя он превращается в художника, творца, активную личность. Подобное созидание приносит родителям и детям большую радость и удовлетворение, нежели приобретение какого-либо стандартного предмета оформления их собственной квартиры.
В процессе праздника дети и родители раскрывают свой творческий потенциал: читают стихи, танцуют, участвуют в постановке спектаклей, иллюстрирующих пройденный материал. В свою очередь, родители готовят новогодние сюрпризы, сценический реквизит и костюмы, разучивают и разыгрывают свои роли в театральных постановках.
Музейный музыкальный фестиваль 2008 года 4Перед распутьями земными~ стал темой и творческой составляющей программы для семейных групп. Дети также подготовили свои работы на заданную тему, показав в очередной раз оригинальность детского взгляда на мир. Им и родителям было предложено оформить творческую мастерскую в соответствии с драматургией праздника: путешествия по сказочным дорогам, полеты на ковре-самолете. В качестве исходного материала использовался войлок, из которого был изготовлен расписной ковер-самолет, украшенный изображениями сказочных путей-дорожек, храмов, планет и звезд, волшебных кораблей и птиц. На празднике был показан фильм о производстве и использовании войлока.
Большое значение для раскрытия главной темы имели занятия на выставке 4Перед распутьями земными, развернутой в основном здании Музея. На состоявшемся творческом совете родители и дети решили превратить творческую мастерскую в королевский снежный дворец. Стены импровизированного дворца, сформированные металлическими сетками, были задрапированы светлыми тканями, которые при помощи зафиксированных на них бумажных снежинок создавали впечатление снежной вьюги. Подобные практические занятия способствовали углублению взаимопонимания не только между родителями и детьми, но и между всеми участниками семейных групп.
Особое занятие было посвящено теме герба в произведениях искусства в коллекции Музея. В качестве домашнего задания детям было предложено нарисовать семейный герб, в котором была бы отражена история семьи. Подготовленные рисунки стали элементом оформления стульев в королевском дворце. Совместными усилиями были сделаны троны для короля и королевы. Каждая семья участвовала в презентации своего герба и получила право сфотографироваться на королевском троне. затем следовала интерактивная викторина "Где живут король и королева?". Родители составили загадки в стихотворной форме на тему произведений искусства из коллекции музея, где есть изображения коронованных особ. Те, кто правильно отвечали на заданные вопросы, получали право представить свой номер (танцы или чтение стихов). А затем дети ~совершали полётя на ковре-самолёте, в ходе которого они должны были рассказать о тех сказочных странах и континентах, над которыми они пролетали. Такие интерактивные приёмы позволяют сделать занятие интересным и притягательным для детей.
В экспериментальных семейных группах за счёт того, что участники уже познакомились с двухгодичным базовым курсом, стало возможным включить в программу занятия по народной культуре, отечественной и зарубежной. В числе других были организованы занятия, посвященные празднованию Нового года по лунному календарю. В последние годы этот праздник получает все большее распространение и популярность в нашей стране. Подобные занятия были проведены с активным использованием фильмов, подлинных произведений отечественного и зарубежного народного искусства – народная игрушка, лубок, бумажная вырезка, благопожелательные надписи, фольклор. Все это позволило достичь эффекта погружения в атмосферу народного искусства. Важным явилось и то, что в ходе занятий удалось познакомить семейную аудиторию с техникой бумажной вырезки, которую быстро освоили и дети, и взрослые.
Новой интерактивной формой изучения живописных произведений П.Пикассо стало участие в постановке театра ритма для семейных групп "Образы Испании". Эта работа была приурочена к масштабной выставке в ГМИИ, посвященной творчеству великого художника. Дети и родители под руководством педагогов сочиняли музыкальные ритмические композиции "образы Испании", активно обращаясь к живописи и графике П.Пикассо. В заключительной акции участвовали воспитанники всех семейных групп. Спектакль продолжался весь день, так как в семейных группах занимается более 1500 детей и родителей. Программа называлась "День с Пикассо". Помимо спектакля, в котором участвовали дети, просмотра фильма о художнике, музейными педагогами проводились мастер-классы, обобщающие представления детей об искусстве мастера в процессе освоения художественных техник, характерных для современного искусства.
В последнее время особый акцент в ходе занятий ставится на программе "Диалог цивилизаций". В подлинниках и слепках широко представлены произведения искусства различных эпох и цивилизаций. Работа с ними требует постоянного обращения к мифологическим и историческим сюжетам. Таким образом, участники семейных групп знакомятся с произведениями искусства не только с художественной точки зрения, но и получают возможность глубоко анализировать и сравнивать их, включая в исторический и литературный контекст.
Семейные группы – это уникальный проект, который укрепляет отношения между родителями и детьми, создает общие интересы и мотивации к семейному чтению и совместному посещению выставок и т.д. Особенно важно подчеркнуть: дети растут и в дальнейшем большинство других форм занятий посещают самостоятельно.
Оставить комментарий