«Поспешим на бал...»
«Поспешим на бал...»
Лицейский бал как форма нравственно-эстетического воспитания молодежи
Одно из ярких событий в жизни музея-лицея (Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург) – международный Лицейский фестиваль "Царскосельская осень". Он проходит в нашем городе в первой половине октября и приурочен к празднованию годовщины Лицея.
"День Лицея" – особый праздник, он обращает к истории, помогает почувствовать связь времён и общность высоких душевных порывов. В.Ходасевич, размышляя о любви народа к А.С.Пушкину, писал: "Это мы уславливаемся, каким именем нам аукаться, как нам перекликаться...".
Уже на протяжении 17 лет лицейские торжества открывает детская программа фестиваля. Она включает целый ряд конкурсов и литературно-музыкальных вечеров (конкурс инсценировок, конкурс чтецов, вечер юных музыкантов, встречу юных поэтов). В программу также входят историкокраеведческая игра, День юного экскурсовода, День первой встречи с музеем для первоклассников и выставки детского художественного творчества. Праздник искусств завершается Лицейским балом в большом парадном зале музея-Лицея.
Авторы идеи и организаторы детской программы – сотрудники отдела музейной педагогики ВМП Екатерина Борисовна Добровольская и Ирина Викторовна Лузинова, с 2008 года отделом руководит Лидия Петровна Андреева.
Вместо традиционного "утренника", обычно проходившего в музее-Лицее 31 октября (день лицейской годовщины по старому стилю), на котором читались стихотворения Пушкина, нами была предложена идея фестиваля как серии встреч увлеченных и талантливых людей, школьников и их наставников-преподавателей. Нам хотелось объединить вокруг музея тех, кому дорого имя поэта и лицейский девиз "Для общей пользы". Принципиально важно было увести учителей и школьников от принципа состязания. На лицейских конкурсах никогда не было "первых", "вторых" и "третьих" мест. Участники отмечаются в различных номинациях, которые раскрывают присущие им дарования ("Вдохновение", "Искренность", "Царскосельский стиль", "Артистизм" и др.). На конкурсе чтецов (а в нём обычно принимает участие около 100 детей, и он уже на протяжении ряда лет проводится в двух возрастных группах) особенно ценится индивидуальность прочтения, умение передать неповторимую поэтическую интонацию. Главное для нас – не выяснение "кто лучший?", а испытанное каждым чувство сопричастности к великой истории и высокому искусству. Наградой за самые талантливые выступления на фестивальных конкурсах и вечерах становится приглашение на Лицейский бал.
Традиционно фестиваль открывают конкурс инсценировок по произведениям А.С.Пушкина и мировой классики и представление костюмов литературных героев. Среди юных актеров – ученики пушкинских школ с первого по одиннадцатый класс, театральные коллективы из Санкт-Петербурга. В жюри трудятся сотрудники музея и артисты петербургских театров. Конкурс проходит на большой сцене пушкинского Дворца детского и юношеского творчества. Все другие конкурсы и вечера проходят в музее-Лицее.
Каждый фестиваль посвящается той или иной значимой исторической дате, это определяет и тематику творческих встреч. Вот некоторые названия конкурсов чтецов: "Мы празднуем Лицея день заветный..." (стихи русских поэтов о Царскосельском Лицее); "Красуйся, град Петров..." (стихи русских поэтов о Санкт-Петербурге); "Отечество нам Царское Село"... (стихи русских поэтов о городе Пушкине); "Питомцы муз и вдохновенья" (стихи лицейских поэтов); "Я помню чудное мгновенье..." (стихи русских поэтов XVIII– нач. ХIХ вв. о любви).
Столь же разнообразны и темы творческих работ, созданных в дни фестиваля: 4Прекрасный Царскосельский сад , "Мой портрет", "Мой первый друг", "В начале жизни школу помню я...", "Едино счастье в том...", "Я встретил Вас...", "Я сердечно люблю героя моего...". В 2008 году интересные работы были созданы как отклик на державинскую тему "Река времён". А в 2011 году старшеклассники создавали проекты идеальной школы "Лицей. Век ХХI". Лучшие творческие работы хранятся в фонде детского творчества музея и публикуются в научных и популярных изданиях, а авторы приглашаются в музей-Лицей на литературный вечер-обсуждение и на Лицейский бал.
Особо хочется рассказать о вечере юных музыкантов, который всегда отличает камерная душевная атмосфера. Вместе с детьми приходят их родители, бабушки и дедушки, приглашаются жители города. Это, снова скажем, ни в коем случае не конкурс – это именно вечер, на котором взрослые и дети вместе слушают хорошую музыку, а потом делятся впечатлениями от услышанного. Особая задача для членов жюри – найти слова поддержки, похвалы каждому участнику. И что важно для нас, организаторов, в жюри теперь уже работают те, кто когда-то был участником фестиваля: они стали студентами музыкальных училищ и консерватории, преподавателями музыки.
Самым ярким событием детской программы фестиваля без сомнения является Лицейский бал. Приглашения на бал получают те, чьи выступления на фестивале оказались самыми яркими, талантливыми, а также в качестве зрителей – родители и педагоги. Участие в Лицейском бале является сокровенным желанием многих школьников, и нам очень непросто из примерно 500 участников фестиваля выбрать 50, потому что больше 25 пар танцующих просто не может вместить парадный зал Лицея!
Наш первый Лицейский бал состоялся в далеком 1998 году. С тех пор прошло 15 лет. А мы каждый раз, устраивая бал, волнуемся и не знаем, как он сложится. Сценарий бала ни разу не повторялся, он каждый раз пишется с учетом возраста, талантов и характеров тех детей, кто наилучшим образом проявил себя в фестивальной программе. Если поначалу мы старались включить как можно больше театрализованных выступлений детей через игру в "фанты", через "домашний театр", то на балах последних лет мы практически отказались от концертных номеров. Дети в основном танцуют и играют в бальные игры.
Первый Лицейский бал провёл петербургский актёр, к которому мы обратились за помощью. И пожалели. Наигранность, "пафос", которые мы все почувствовали, так несвойственны Лицею! В дальнейшем мы отказались от привлечения к нашему бальному "действу" посторонних людей, несмотря на их образование "массовиков-затейников" или статус руководителей танцевальных детских коллективов. Только единомышленники, прошедшие с первого до последнего дня наш фестивальный путь, могут создать нечто цельное, отвечающее главной задаче – созданию одухотворённой атмосферы детской радости. Поэтому, как нам ни трудно, мы проводим бал сами. Мы знаем всех детей в лицо и по именам, чувствуем их состояние, волнуемся не меньше чем они, и это всех нас уравнивает и объединяет. В музыкальном оформлении бала на протяжении ряда лет нам помогает т.М.Аксентова, преподаватель музыки гимназии Ns40б, а занятия по бальному этикету проводит учитель литературы школы Ns409 М.Б.Бондаренко.
С каждым годом мы приобретаем важный опыт. Так, например, к своим неудачам относим бал для учеников начальной школы. Присутствие родителей, вспышки фотообъективов, постоянные просьбы взрослых: "Посмотри на меня", "Встань ровно!", "Поправь платье!" – смущали детей, они оставались закрепощёнными, а после подвижных игр с трудом успокаивались. И хотя после бала родственники малышей пребывали в состоянии эйфории от созерцания собственного чада в дивном костюме в историческом интерьере, мы были расстроены. Лицейский бал, на наш взгляд, подразумевает особую культуру поведения, а главное – соответствие эпохе, и поскольку лицейское пространство исторически принадлежало юношеству, то и на наши балы отныне мы приглашали ребят лицейского возраста (14–17 лет).
На один из первых балов мы позвали группу школьников, профессионально занимающихся бальными танцами. Нам хотелось, чтобы глядя на них, остальные ребята учились "азам" танцевальных манер. Но эффект оказался обратным: по сравнению с приглашенными артистами дети почувствовали себя некомфортно, "зажались" и неохотно принимали участие в общих танцах. А ведь бал – это, прежде всего, непринуждённая атмосфера, это красота и естественность движений, и чтобы этого достичь, отныне мы отказались от приглашений "особых" групп гостей и стали заранее готовить наших детей к тому, что их ожидает. Накануне бала, мы приглашаем их стать участниками "репетиционного действа" под названием "Там будет бал, там детский праздник". В этот вечер мы рассказываем о бальном этикете, обучаем основным танцевальным "па", репетируем торжественный вход и выход из зала. Но вот что важно отметить: за годы, прошедшие с первого бала, произошли разительные перемены – школьники стали танцевать! А главное, они легко и с удовольствием включаются в процесс обучения – им хочется танцевать!
Основам старинных танцев ребят обучают студенты ленинградского областного колледжа культуры. Когда-то нас случайно свела музейная судьба,
С тех пор они стали нашими помощниками и выступают на балу в роли танцмейстеров. Их молодой задор, артистизм и внутренняя свобода помогают школьникам освоиться в зале в первые мгновения и забыть о волнении и присутствии зрителей во время увлекательных и разнообразных бальных "затей".
Расскажу об одном из балов, он назывался "Воспоминания в Царском Селе" и стал заключительным событием детской программы международного Лицейского фестиваля 2010 года, посвящённого 300-летию Царского Села. Одним из ярких фрагментов сценария были "живые картины", воссоздавшие сцены замечательных царскосельских балов и маскарадов времён Екатерины Великой и Николая Первого. Особенно запомнилась всем ожившая Перетта, персонаж басни Лафонтена и героиня скульптора П.Соколова (фонтан "Девушка с кувшином" – один из символов нашего города). Ве-
дущие читали воспоминания о тех далёких балах, на которых блистали современники А.С.Пушкина и он сам, а также о первых лицейских праздниках. В качестве гостей мы позвали участников фестивалей "Царскосельская осень" прежних лет, и их воспоминания также были включены в общий сценарий. Ставшие студентами и выпускниками вузов, они с волнением делились своими впечатлениями, а затем с удовольствием подключались к танцам и играм.
Начинается Лицейский бал торжественным полонезом. Под звуки полонеза в зал входят 25 пар, рисунок танца каждый год иной, и это помогает выстроить дальнейшее сценарное "действо". Порой наши гости величаво располагаются в зале, и начинается театральная сцена. Порой вслед за полонезом сразу объявляется новый танец, и пары даже не успевают разойтись. Медленный вальс сменяет беззаботная полька, плавная павана следует за стремительным галопом, и гостей и зрителей объединяет веселый менуэт со сменой партнёров. Среди бальных "затей" – любимый танец молодёжи ушедших времён котильон. Котильонные игры помогают выбрать нового партнёра на танец, и это, пожалуй, всегда самый оживлённый момент бала.
Современные дети с удовольствием играют в уже хорошо забытые старые игры: "жмурки с бубенцом", "кошки-мышки", "пёрышко", "ручеёк", "тетерю", да все и не перечислишь! зрителям предлагаем сыграть в "билетцы" (ответить на забавные вопросы), отгадать загадки или шарады. Всех – и детей, и взрослых – увлекает бальная лотерея – возможность выиграть символический приз. Иногда в церемонию бала включается и такой значимый момент, как угощенье: на подносах вносятся миниатюрные печенье, безе, мармеладки, виноградинки – важно, чтобы наши юные гости не испачкали рук и нарядов!
По окончании бала происходит любимый многими процесс фотографирования. Понимая всю значимость этих фотографий для семейных и школьных архивов, мы позволяем сделать памятные снимки, да и сами с удовольствием фотографируем детей. Потому что каждый из них – наша гордость, потому что только так, благодаря искусству фото- и видео съёмки, Лицейский бал, этот краткий час нашей жизни, за которым стоят месяцы труда, войдёт в историю музея-Лицея, историю города Пушкина.
Несколько раз участниками Лицейского бала становились гости издалека.
В 2004 и 2011 годах – победители пушкинского конкурса из Эстонии, в 2006 и в 2010 годах – старшеклассники из Комсомольска-на-Амуре, в 2011 году – делегация из села Териберка Мурманской области. Наши гости на равных с пушкинскими школьниками принимали участие в конкурсах.
...Для нас, сотрудников музея, каждый бал из прошедших пятнадцати – это "первый бал". Это не только праздник, но и проверка, насколько мы чувствуем детей, насколько умеем наладить контакты с учителями и родителями. Поэтому нам дороги добрые отзывы детей, которые мы храним и время от времени перечитываем:
"...Если представить, что там, где мы танцевали и играли, когда-то танцевали, веселились, сдавали экзамены Пушкин и его друзья – все это приводит в восторг!" (Евгений М.).
"Бал прошёл, как в тумане. Помню, мы танцевали, кто-то пел... Помню, на паркетном полу ноги разъезжались в разные стороны, а на платье кто-то всё время наступал! Было жарко и весело... Помню – зал, небольшой, но парадный и светлый... Мы были там! И Пушкин был с нами, немного грустный, о чём-то мечтающий. Он не танцевал, но улыбался, и эта улыбка стала нам благословением" (Мария С.).
"Время пролетело незаметно, и лишь потом, вечером, вспоминая с подругой подробности бала, я подумала, что вспоминаю сказку. Волшебную сказку, в которой я была участницей... И не было больше чувства зависти к Наташе Ростовой, Элен или сёстрам Гончаровым. Я была на балу!" (Алена В.).
А какое же главное ощущение у нас, устроителей бала? Что запоминается более всего? Бальные хлопоты, страх, что ничего не получится... Ожидание Чуда, которое светится в глазах у всех... Статные юноши и стройные барышни в великолепных нарядах... Умело и неумело танцующие пары... Музыка, которая заполняет пространство зала и наши души... Красота одухотворённых детских лиц... Всё-таки главное – детские лица, счастливые, чуть испуганные, разгорячённые, с распахнутыми глазами... И удивление, что почти всё, о чём мечталось, сбывается... И уверенность, что всё это ещё будет в нашей жизни: и царскосельская осень, и Лицейский бал, и ожидание Чуда. Международный Лицейский фестиваль "Царскосельская осень", собирая в музее маленьких и взрослых, любящих поэта, показывает нам, как тесно переплетено настоящее и будущее и как близко прошлое.
"В наше время бывали в Лицее и балы, и представь, твой старый дядя тут же подплясывал иногда не в такт, что весьма бесило его любезного друга Пушкина, который, впрочем, ничуть не лучше его танцевал, но воображал, что он, по крайней мере, "кузэн Жермэн" "Госпожи Терпсихоры".
Вильгельм Кюхельбекер
Оставить комментарий