Межпредметное проектирование на уроках изобразительного искусства

Р. Козлова,
учитель изобразительного искусства прогимназии №1755, г.Москва

Межпредметное проектирование на уроках изобразительного искусства

Программа по изобразительному искусству яв­ляется целостным интегрированным курсом, который включает в себя основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн. Это создает широкие возможности для самовыражения каждого ребёнка. Диапазон предложенных детям тем, многообразие видов художественной техни­ки, использование новых технологий расширяют возможности предмета и создают условия для межпредметного проектирования. В прогимназии успешно осуществляются интегрированные формы проектной деятельности, например, изобразитель­ного искусства и музыки, изобразительного искус­ства и филологии, изобразительного искусства и ЛЕГО-технологии.

Центральная и важнейшая тема года во II классе – мужской и женский портреты. Ученикам предлагается проанализировать образ богатыря – защитника Русской земли, портрет пожилого человека, портрет матери, портреты сказочного героя и сказочного злодея. Для создания художе­ственного образа и выражения характера человека в портрете детям необходим запас собственных представлений.

Патриотическая и героическая живопись В.Вас­нецова, П.Корина, И.Глазунова и других русских художников помогает детям создать мужественный и доблестный характер воина в его воинском сна­ряжении, доспехах различных исторических эпох.

В этот же период на уроках музыки [занятия ве­дутся по программе «К вершинам музыкального искусства», автор М.С.Красильникова – ред.] дети изучают оперу А.Бородина «Князь Игорь», в которой знакомятся с музыкальными характерами: князем Игорем, Галицким, ханом Кончаком, Ярославной. Детям было предложено создать свой живописный образ героя оперы.

При анализе работ стало заметно, что в живопи­си второклассников превалируют образы защитни­ков. Это связано с тем, что образ героя-защитника ближе, роднее и понятнее. Образ врага иной. Это не простой сказочный злодей с кривым носом, грозными бровями и злым ртом. Это воин, который пришёл из чужой страны, носит другую одежду, другие доспехи, у него незнакомые черты лица. Представления о нём формируются на основе поло­тен Верещагина, изображающего страны Востока, но это другое время, характерные восточные типы образа. Потому этих представлений мало, и образ врага условный. К тому же мужской портрет имеет возрастные и исторические характеристики. Образ захватчика должен быть злобным, агрессивным с иными, чертами лица. (См. цв. илл. на вклейке.)

В I-м классе на уроках изобразительного искус­ства у детей формируются представления о много­образии художественных культур народов мира и их традициях. Дети знакомятся с национальной культурой, создают макеты жилищ, зарисовки костюмов и орнаментов разных народов разных времен. Учащиеся выполняют красочные панно по темам: «Башня», «Город», «Городище». Эти задания можно сконструировать как в технике макетирования, так и используя приемы архи­тектоники. Путешествия по разным городам и странам, посещение художественных выставок, экскурсии по городам золотого кольца, знакомство с творчеством русских художников на уроках изо­бразительного искусства, изучение на уроках му­зыки опер М.Глинки «Иван Сусанин», А.Бородина «Князь Игорь», Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», М.Мусоргского «Борис Годунов» создают эмоцио­нальную и информационную основу для воплоще­ния творческого замысла учеников.

Проектная деятельность расширяет рамки урока, соединяет представления разных видов искусств в единое целое, помогает учащимся на­чальной школы воплощать на новом уровне свои художественные замыслы, глубже пережить изучаемый материал и многогранно выразить свои впечатления.

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2013
№2.
С. 22

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.