Межпредметное проектирование на уроках изобразительного искусства
Межпредметное проектирование на уроках изобразительного искусства
Программа по изобразительному искусству является целостным интегрированным курсом, который включает в себя основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн. Это создает широкие возможности для самовыражения каждого ребёнка. Диапазон предложенных детям тем, многообразие видов художественной техники, использование новых технологий расширяют возможности предмета и создают условия для межпредметного проектирования. В прогимназии успешно осуществляются интегрированные формы проектной деятельности, например, изобразительного искусства и музыки, изобразительного искусства и филологии, изобразительного искусства и ЛЕГО-технологии.
Центральная и важнейшая тема года во II классе – мужской и женский портреты. Ученикам предлагается проанализировать образ богатыря – защитника Русской земли, портрет пожилого человека, портрет матери, портреты сказочного героя и сказочного злодея. Для создания художественного образа и выражения характера человека в портрете детям необходим запас собственных представлений.
Патриотическая и героическая живопись В.Васнецова, П.Корина, И.Глазунова и других русских художников помогает детям создать мужественный и доблестный характер воина в его воинском снаряжении, доспехах различных исторических эпох.
В этот же период на уроках музыки [занятия ведутся по программе «К вершинам музыкального искусства», автор М.С.Красильникова – ред.] дети изучают оперу А.Бородина «Князь Игорь», в которой знакомятся с музыкальными характерами: князем Игорем, Галицким, ханом Кончаком, Ярославной. Детям было предложено создать свой живописный образ героя оперы.
При анализе работ стало заметно, что в живописи второклассников превалируют образы защитников. Это связано с тем, что образ героя-защитника ближе, роднее и понятнее. Образ врага иной. Это не простой сказочный злодей с кривым носом, грозными бровями и злым ртом. Это воин, который пришёл из чужой страны, носит другую одежду, другие доспехи, у него незнакомые черты лица. Представления о нём формируются на основе полотен Верещагина, изображающего страны Востока, но это другое время, характерные восточные типы образа. Потому этих представлений мало, и образ врага условный. К тому же мужской портрет имеет возрастные и исторические характеристики. Образ захватчика должен быть злобным, агрессивным с иными, чертами лица. (См. цв. илл. на вклейке.)
В I-м классе на уроках изобразительного искусства у детей формируются представления о многообразии художественных культур народов мира и их традициях. Дети знакомятся с национальной культурой, создают макеты жилищ, зарисовки костюмов и орнаментов разных народов разных времен. Учащиеся выполняют красочные панно по темам: «Башня», «Город», «Городище». Эти задания можно сконструировать как в технике макетирования, так и используя приемы архитектоники. Путешествия по разным городам и странам, посещение художественных выставок, экскурсии по городам золотого кольца, знакомство с творчеством русских художников на уроках изобразительного искусства, изучение на уроках музыки опер М.Глинки «Иван Сусанин», А.Бородина «Князь Игорь», Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», М.Мусоргского «Борис Годунов» создают эмоциональную и информационную основу для воплощения творческого замысла учеников.
Проектная деятельность расширяет рамки урока, соединяет представления разных видов искусств в единое целое, помогает учащимся начальной школы воплощать на новом уровне свои художественные замыслы, глубже пережить изучаемый материал и многогранно выразить свои впечатления.
Оставить комментарий