Кто сидит в оркестровой яме?

Т.Сафонова,
учитель музыки СОШ №1168, г.Москва

Кто сидит в оркестровой яме?

Разработка уроков Но музыке для начальной школы Но теме
«Путешествие Но симфоническому оркестру»

Когда  мы начинаем изучать инструменты сим­фонического оркестра, я всегда задаю вопрос ученикам: 4А кто находится в оркестровой яме»? Ученики, часто посещающие театр, начинают рассказывать, какие инструменты они видели. Названия они не знают, но описывают увиденное очень эмоционально и интересно.

Поэтому урок я начинаю с показа презентации с изображением инструментов, сопровождая расска­зом об истории их возникновения и иллюстрацией звучания каждого инструмента в отдельности, в ансамбле или оркестре, не забывая при этом, акцентировать внимание на звукоизвлечении и тембральной окраске инструментов.

Инструмент Композитор   Название произведения

Арфа       Бах–Гуно       Аве Мария

Гобой        И.Бах        Концерт для гобоя

с оркестром Кларнет  В.Моцарт     Кларнет-концерт

Скрипка П.Сарасате        Цыганские мелодии

Труба      Джереми Кларк Соло для трубы

Рояль      Ф.Шопен        Мазурка

Флейта     И. Бах            Скерцо

Это – традиционная форма обучения с накопле­нием информационного багажа.

Далее я подключаю игровую форму: дети имити­руют игру на инструменте. Мы учимся правильно держать виртуальные инструменты, пытаемся извле­кать звук через трость или мундштук, если это гобой или кларнет; всем классом надуваем щёки и "дуем", развивая лёгкие, если это туба. Самое большое удо­вольствие ученики получают от ударных, особенно от литавр и тарелок. Не музыка, а физкультура.

Урок 1. Знакомство с инструментами.

Цель урока: приобщить учащихся к музыкаль­ной культуре через красоту звучания инструментов. Задачи:

– развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- воспитание слушательской культуры, культу­ры восприятия: а) умение слушать и слышать му­зыку; б) умение различать звучание инструментов оркестра;

- приобщение к музыкальному искусству через погружение в историю возникновения инструментов;

- ознакомление со звукоизвлечением каждого инструмента в отдельности посредством имитации инструментального музицирования;

- озвладение навыками дирижирования.

Формы и методы работы: фронтальная, груп­повая, индивидуальная, ролевая (дирижёр – артист оркестра).

Итог урока. Урок познавательный и эстетиче­ски развивающий, побуждает учащихся к актив­ному проявлению своих творческих способностей и стимулирует заинтересованность в получении новых знаний.

К домашнему заданию я подключаю родителей, так как предлагаю сделать инструменты из картона в натуральную величину.

Планируемые результаты: получение фак­тических знаний; умение пользоваться получен­ными знаниями; проявление самостоятельности каждого учащегося; индивидуальные победы; созревание художественного вкуса; формирование музыкально-образных представлений.

Урок 2. «Я играю в оркестре».

Проверка домашнего задания. Инструменты, сделанные своими руками. (Примечание. Чертежи и рисунки инструментов ученики находили в Интернете самостоятельно или вместе с родителями и отправляли по электронной почте учителю. Отбирались только нужные и удобные в изготовлении инструменты.)

Задачи урока:

  • погрузиться в мир музыки через деятельность;
  • освоить приёмы игры на сделанном своими руками инструменте;
  • создать зрительную иллюзию унисона скрипачей за счёт отработки одинаковых взмахов смычком;
  • изучить дирижёрские жесты.

Выбрать ученика с музыкальными способностя­ми, обладающего чувством ритма, хорошей ды­хательной системой, выносливого, понимающего движение мелодии и имеющего большое желание «овладеть дирижёрским искусством». «Конкурс дирижёров» выполняет функцию физической разминки.

3анять свои места согласно схеме, нарисованной на доске: слева – скрипки, справа – виолончели, в центре – деревянные духовые инструменты, за ними – медные. 3а скрипками – арфа, за медными инструментами – ударные.

Прослушать несколько раз музыкальный ма­териал. Он должен быть хорошо усвоен, услышан и всем понравиться. Выбор пал на польку «Трик­трак» И.Штрауса.

Генеральная репетиция и выступление.

Полученные результаты: учащиеся изучили оркестр изнутри, все были охвачены деятельно­стью; получили огромное удовольствие от про­деланной работы и от собственного выступления; каждый почувствовал себя артистом, переступил

через стеснительность, осознал свою значимость.

Урок З. Закрепление полученного материала.

Цель урока: систематизировать полученные знания в процессе прослушивания забавных исто­рий про музыкальные инструменты.

Ход урока.

Нарисовать таблицу «Группы инструментов симфонического оркестра». Учитель читает рас­сказ, а ученики, услышав название инструмента, вписывают его в таблицу (струнные смычковые – струнные щипковые – клавишные – деревянные духовые – медные духовые – ударные).

Сказка про контрабас

Жил-был Контрабас, каждый день он ходил на работу, а однажды он встретил Скрипку. Обычно она ходила по другой стороне улицы, и их пути никогда не пересекались, но сегодня они встретились.

Контрабас не мог пройти мимо такой красавицы и при­гласил её на концерт. Так началась история любви между Контрабасом и Скрипкой.

* * *

Флейта была строптивой девчонкой, никогда ни с кем не соглашалась, уважала только собственное мнение. Никто не стремился подружиться с ней, ведь никому не хотелось под­чиняться её желаниям, выслушивать бесконечные жалобы.

Дружба предполагает равенство в отношениях, но, к сожалению, Флейта этого не понимала. Поэтому, когда все другие инструменты собирались вместе – смеялись, разговаривали, музицировали, Флейта стояла в стороне и злилась. Именно в этот момент мимо неё пробегал Кларнет, он опаздывал на репетицию и случайно задел дующуюся на всех Флейточку. Она тут же вспыхнула, хотела завиз­жать на fortissimo, но... их глаза встретились, и у Флейты остановилось дыхание.

Кларнет извинялся, но Флейта не слышала слов, не понимала их значения, только мягкий и нежный тембр ласкал её слух. Флейта не понимала, что происходит, ведь это с ней случилось впервые, но размышлять было некогда. Поток любви соединил их руки, и они полетели в одном ритме, в одном темпе, в одной тональности. Их дуэт раз­ливался повсюду.

Инструменты оркестра перестали разговаривать и смеяться, все они прислушались к музыке, звучащей так мелодично. Им оставалось только пожимать плечами и переглядываться.

- Что случилось с нашей Флейтой? – спросил дирижёр.

- Она влюбилась, – ответил Контрабас, который тоже пребывал в состоянии влюблённости и хорошо понимал и чувствовал взволнованную душу флейты.

* * *

Любовные перипетии не обошли и медную группу. Жили-были три подружки. Труба – озорная, заводная девчонка, с тонкой талией и звонким голосом. Валторна - пухленькая девушка с округлыми формами, энергичная и рассудительная, вечно куда-то всех призывающая. Туба - блестящая и стройная, высокая, но молчаливая. Говорит редко, но так метко, что никто и никогда ей не перечит.

Три подружки, три красавицы и один элегантный и статный Тромбон с важной походкой, с выдвинутой кулисой и холодным надменным взглядом. Конечно, он по-своему любил весёлых девчонок из своей медно-духовой группы, но кроме дружбы ничего им предложить не мог, так как в течение многих лет безнадёжно, пламенно и искренне любил Арфу! Да, да, не удивляйтесь, эту роскош­ную, благородную и утончённую даму из группы струнных щипковых инструментов. Её аристократические манеры пленяли его, а звуки завораживали и манили.

Тромбон принарядился, набрался смелости и препод­нёс Арфе очаровательный букетик незабудок. От неожи­данности струны Арфы взлетели вверх, молодой человек решил, что сейчас в него полетят гром и молния, однако в него полетели «стрелы Амура» и, как ни странно, упрёки. Оказывается, Арфа давно любила красавца Тромбона, но её достоинство не позволяло ей подойти к нему первой.

Они проговорили весь день и всю ночь, а утром дирижёр взмахнул своей дирижёрской палочкой, и оркестр заиграл «Свадебный марш» Мендельсона.

Так в оркестре начался любовный переполох: Виолон­чель вышла замуж за Альта, Рояль сделал предложение Челесте, Тарелка стала женой Большого барабана, а Кси­лофон женился на другой Тарелке. Литавры тоже пошли нарасхват. Только Гобой и Фагот не хотят терять свою свободу и независимость, громко ратуют за холостяцкую жизнь, но, скорее всего, это ненадолго, потому, что в ор­кестр пригласили Флейту-пикколо – кокетливую модницу и Гитару – своенравную и ультрасовременную блондинку с электрическим звуком. Что будет?!

Вот так мы знакомимся с музыкальными инструментами. Вы скажете: «Это слишком по-взрослому». Я думаю, что нет, потому что каждого ребёнка надо постепенно подводить к мысли, что семья – это самая большая ценность в жизни.

 

Искусство в школе: 
2013
№2.
С. ***

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.