Кто сидит в оркестровой яме?
Кто сидит в оркестровой яме?
Разработка уроков Но музыке для начальной школы Но теме
«Путешествие Но симфоническому оркестру»
Когда мы начинаем изучать инструменты симфонического оркестра, я всегда задаю вопрос ученикам: 4А кто находится в оркестровой яме»? Ученики, часто посещающие театр, начинают рассказывать, какие инструменты они видели. Названия они не знают, но описывают увиденное очень эмоционально и интересно.
Поэтому урок я начинаю с показа презентации с изображением инструментов, сопровождая рассказом об истории их возникновения и иллюстрацией звучания каждого инструмента в отдельности, в ансамбле или оркестре, не забывая при этом, акцентировать внимание на звукоизвлечении и тембральной окраске инструментов.
Инструмент Композитор Название произведения
Арфа Бах–Гуно Аве Мария
Гобой И.Бах Концерт для гобоя
с оркестром Кларнет В.Моцарт Кларнет-концерт
Скрипка П.Сарасате Цыганские мелодии
Труба Джереми Кларк Соло для трубы
Рояль Ф.Шопен Мазурка
Флейта И. Бах Скерцо
Это – традиционная форма обучения с накоплением информационного багажа.
Далее я подключаю игровую форму: дети имитируют игру на инструменте. Мы учимся правильно держать виртуальные инструменты, пытаемся извлекать звук через трость или мундштук, если это гобой или кларнет; всем классом надуваем щёки и "дуем", развивая лёгкие, если это туба. Самое большое удовольствие ученики получают от ударных, особенно от литавр и тарелок. Не музыка, а физкультура.
Урок 1. Знакомство с инструментами.
Цель урока: приобщить учащихся к музыкальной культуре через красоту звучания инструментов. Задачи:
– развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитание слушательской культуры, культуры восприятия: а) умение слушать и слышать музыку; б) умение различать звучание инструментов оркестра;
- приобщение к музыкальному искусству через погружение в историю возникновения инструментов;
- ознакомление со звукоизвлечением каждого инструмента в отдельности посредством имитации инструментального музицирования;
- озвладение навыками дирижирования.
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, ролевая (дирижёр – артист оркестра).
Итог урока. Урок познавательный и эстетически развивающий, побуждает учащихся к активному проявлению своих творческих способностей и стимулирует заинтересованность в получении новых знаний.
К домашнему заданию я подключаю родителей, так как предлагаю сделать инструменты из картона в натуральную величину.
Планируемые результаты: получение фактических знаний; умение пользоваться полученными знаниями; проявление самостоятельности каждого учащегося; индивидуальные победы; созревание художественного вкуса; формирование музыкально-образных представлений.
Урок 2. «Я играю в оркестре».
Проверка домашнего задания. Инструменты, сделанные своими руками. (Примечание. Чертежи и рисунки инструментов ученики находили в Интернете самостоятельно или вместе с родителями и отправляли по электронной почте учителю. Отбирались только нужные и удобные в изготовлении инструменты.)
Задачи урока:
- погрузиться в мир музыки через деятельность;
- освоить приёмы игры на сделанном своими руками инструменте;
- создать зрительную иллюзию унисона скрипачей за счёт отработки одинаковых взмахов смычком;
- изучить дирижёрские жесты.
Выбрать ученика с музыкальными способностями, обладающего чувством ритма, хорошей дыхательной системой, выносливого, понимающего движение мелодии и имеющего большое желание «овладеть дирижёрским искусством». «Конкурс дирижёров» выполняет функцию физической разминки.
3анять свои места согласно схеме, нарисованной на доске: слева – скрипки, справа – виолончели, в центре – деревянные духовые инструменты, за ними – медные. 3а скрипками – арфа, за медными инструментами – ударные.
Прослушать несколько раз музыкальный материал. Он должен быть хорошо усвоен, услышан и всем понравиться. Выбор пал на польку «Триктрак» И.Штрауса.
Генеральная репетиция и выступление.
Полученные результаты: учащиеся изучили оркестр изнутри, все были охвачены деятельностью; получили огромное удовольствие от проделанной работы и от собственного выступления; каждый почувствовал себя артистом, переступил
через стеснительность, осознал свою значимость.
Урок З. Закрепление полученного материала.
Цель урока: систематизировать полученные знания в процессе прослушивания забавных историй про музыкальные инструменты.
Ход урока.
Нарисовать таблицу «Группы инструментов симфонического оркестра». Учитель читает рассказ, а ученики, услышав название инструмента, вписывают его в таблицу (струнные смычковые – струнные щипковые – клавишные – деревянные духовые – медные духовые – ударные).
Сказка про контрабас
Жил-был Контрабас, каждый день он ходил на работу, а однажды он встретил Скрипку. Обычно она ходила по другой стороне улицы, и их пути никогда не пересекались, но сегодня они встретились.
Контрабас не мог пройти мимо такой красавицы и пригласил её на концерт. Так началась история любви между Контрабасом и Скрипкой.
* * *
Флейта была строптивой девчонкой, никогда ни с кем не соглашалась, уважала только собственное мнение. Никто не стремился подружиться с ней, ведь никому не хотелось подчиняться её желаниям, выслушивать бесконечные жалобы.
Дружба предполагает равенство в отношениях, но, к сожалению, Флейта этого не понимала. Поэтому, когда все другие инструменты собирались вместе – смеялись, разговаривали, музицировали, Флейта стояла в стороне и злилась. Именно в этот момент мимо неё пробегал Кларнет, он опаздывал на репетицию и случайно задел дующуюся на всех Флейточку. Она тут же вспыхнула, хотела завизжать на fortissimo, но... их глаза встретились, и у Флейты остановилось дыхание.
Кларнет извинялся, но Флейта не слышала слов, не понимала их значения, только мягкий и нежный тембр ласкал её слух. Флейта не понимала, что происходит, ведь это с ней случилось впервые, но размышлять было некогда. Поток любви соединил их руки, и они полетели в одном ритме, в одном темпе, в одной тональности. Их дуэт разливался повсюду.
Инструменты оркестра перестали разговаривать и смеяться, все они прислушались к музыке, звучащей так мелодично. Им оставалось только пожимать плечами и переглядываться.
- Что случилось с нашей Флейтой? – спросил дирижёр.
- Она влюбилась, – ответил Контрабас, который тоже пребывал в состоянии влюблённости и хорошо понимал и чувствовал взволнованную душу флейты.
* * *
Любовные перипетии не обошли и медную группу. Жили-были три подружки. Труба – озорная, заводная девчонка, с тонкой талией и звонким голосом. Валторна - пухленькая девушка с округлыми формами, энергичная и рассудительная, вечно куда-то всех призывающая. Туба - блестящая и стройная, высокая, но молчаливая. Говорит редко, но так метко, что никто и никогда ей не перечит.
Три подружки, три красавицы и один элегантный и статный Тромбон с важной походкой, с выдвинутой кулисой и холодным надменным взглядом. Конечно, он по-своему любил весёлых девчонок из своей медно-духовой группы, но кроме дружбы ничего им предложить не мог, так как в течение многих лет безнадёжно, пламенно и искренне любил Арфу! Да, да, не удивляйтесь, эту роскошную, благородную и утончённую даму из группы струнных щипковых инструментов. Её аристократические манеры пленяли его, а звуки завораживали и манили.
Тромбон принарядился, набрался смелости и преподнёс Арфе очаровательный букетик незабудок. От неожиданности струны Арфы взлетели вверх, молодой человек решил, что сейчас в него полетят гром и молния, однако в него полетели «стрелы Амура» и, как ни странно, упрёки. Оказывается, Арфа давно любила красавца Тромбона, но её достоинство не позволяло ей подойти к нему первой.
Они проговорили весь день и всю ночь, а утром дирижёр взмахнул своей дирижёрской палочкой, и оркестр заиграл «Свадебный марш» Мендельсона.
Так в оркестре начался любовный переполох: Виолончель вышла замуж за Альта, Рояль сделал предложение Челесте, Тарелка стала женой Большого барабана, а Ксилофон женился на другой Тарелке. Литавры тоже пошли нарасхват. Только Гобой и Фагот не хотят терять свою свободу и независимость, громко ратуют за холостяцкую жизнь, но, скорее всего, это ненадолго, потому, что в оркестр пригласили Флейту-пикколо – кокетливую модницу и Гитару – своенравную и ультрасовременную блондинку с электрическим звуком. Что будет?!
Вот так мы знакомимся с музыкальными инструментами. Вы скажете: «Это слишком по-взрослому». Я думаю, что нет, потому что каждого ребёнка надо постепенно подводить к мысли, что семья – это самая большая ценность в жизни.
Оставить комментарий