Любовь – вечная тема в искусстве

Г.Синдикова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета

Любовь – вечная тема в искусстве

Об аксиологической направленности урока музыки

Музыка воздействует на человека духовно, душевно и телесно и представляет интерес в своей взаимосвязи с миром человека в целом, с ценностями его духовного мира. Будучи полифунк­циональным, музыкальное искусство бесценно тем, что способно выполнить свою главную функцию – преобразовывать человеческое сознание. В свя­зи с этим при разработке конспекта урока особое внимание уделено раскрытию духовно-ценностного содержания музыкально-художественных образов.

Тема четверти: "Что значит современность в музыке?"

Тема урока: "Любовь – вечная тема в искусстве".

Первый урок.

Цель: на примере знакомства с рок-оперой определить, какие традиционные и новаторские

черты характерны для данного жанра.

Задачи:

  • знакомство с рок-оперой, её характерными особенностями, активизация интереса учащихся к новому жанру;
  • развитие потребности в самостоятельном по­иске и слушании произведений, написанных в данном жанре;
  • воспитание интереса к истории России, духов­ным традициям; развитие эмоционально-духовной сферы учащихся, воспитание чувства благород­ства, мужества, преданности своей Родине.

Музыкальный материал: фрагменты из рок-оперы “Юнона” и “Авось”~ А.Рыбникова, на слова А.Вознесенского: "Аллилуйя"; романс "Я тебя никогда не забуду"; "Молитва об удаче".

Ход урока.

В начале урока звучит "Аллилуйя".

Учитель. Вы узнали прозвучавшее произве­дение?

Дети. Мы исполняли это произведение, когда знакомились с увертюрой-фантазией "Ромео и Джульетта" П.И.Чайковского.

У. О чем это вокальное произведение?

Д. Это гимн Любви, во имя которой люди даже погибают.

У. Могли бы вы привести примеры произведе­ний искусства, основной темой которых является трагическая любовь?..

Я предлагаю вам разучить романс "Я тебя ни­когда не забуду" – одно из произведений крупного театрального жанра, в котором описывается еще одна история любви. Надеюсь, что вам известно это крупное сочинение. Если нет, то мы с вами сегодня же с ним познакомимся.

Некоторые учащиеся знают, что этот романс из рок-оперы "Юнона и Авось", но её содержание им неизвестно. На данном уроке можно разучить первые два куплета. Особого внимания требует работа над ритмическим ансамблем, дикцией, фразировкой, окончаниями в словах: разбудишь, выйдешь, забудешь и т.п., над пропеванием долгих длительностей. Анализ художественного образа романса более уместен на следующем уроке, при сравнении со сценой молитвы.

У. Итак, мы исполнили романс из рок-оперы "Юнона и Авось". Достоверная история очень красивой и трагической любви русского графа Андрея Петровича Резанова и первой красавицы Калифорнии Кончитты, 1б-летней дочери губер­натора Сан-Франциско, была положена в основу поэмы Андрея Вознесенского "Авось". Позже Алексей Рыбников (автор музыки к кинофильмам 4Красная Шапочка, "Буратино" и многих других произведений) сочинил музыку к этой поэме, соз­дал крупное сочинение в жанре рок-оперы. В этом произведении композитор органично соединил глубокие традиции классической музыки и новые достижения музыкального языка. Вспомните, что характерно для оперного жанра?

Д. В основе оперы лежит литературное произ­ведение, или либретто. В начале оперы звучит увер­тюра. Спектакль состоит из нескольких действий, сцен; содержание передаётся в музыкальных но­мерах (ариях, хорах, речитативах и др.). Выход главных героев часто предвещают их лейтмотивы.

У. Совершенно верно. Чем же отличается клас­сическая опера от рок-оперы? На этот вопрос вы легко ответите, когда услышите это новое произ­ведение.

Посмотрите внимательно его начало и постарай­тесь определить отличительные особенности рок-оперы от классической оперы и исходя из видео­фрагмента раскройте образ Н.Резанова. (Просмотр фрагмента.) Начинается опера с колокольного звона и духовных песнопений, затем контрастом звучит музыка в исполнении электроинструментов (пересечение духовной музыки с рок-музыкой). Сцена отпевания и похорон Анны, жены Резанова, осуществляется на фоне звучания церковной му­зыки. Сцена подачи графом Резановым прошения Государю о разрешении на отплытие к берегам Аме­рики с целью установления торгово-экономических и культурных связей с Западом неоднократно пре­рывается исполнением Романса морских офицеров («Я тебя никогда не забуду) – темы судьбы.

Короткая молитва Резанова звучит на фоне одинокой виолончели, которую затем вновь сменяют электроинструменты. Большая сцена молитвы Резанова об удаче в исполнении хора и солиста звучит в сопровождении электромузыки. В кульминационном моменте сцены хор и солист поют экспрессивно, словно навзрыд. Музыкальное развитие сцены во многом обусловлено особенно­стями электронного звучания. («Сцена молитвы об удаче» от начала до конца).

У. Каким вам представился граф Н.П.Резанов? Обоснуйте свой ответ.

Д. Храбрым, мужественным, решительным, отчаянным, щедрым, благородным, горячо любя­щим свою Родину, глубоко верующим. Н.Резанов, похоронив свою жену, решил остаток жизни полностью посвятить служению России. Даже свои финансовые сбережения он вложил в дело процветания Отчизны.

У. Смелое путешествие русского графа через несколько океанов носило характер важной по­литической миссии. Граф мечтал «возвести мост между Америкой и Россией. Испанское пра­вительство в то время всячески препятствовало стремлению России обосноваться в Калифорнии, но Резанов, обладавший незаурядным дипломати­ческим талантом, сумел склонить на свою сторону испанского губернатора. Кроме того, Резанов был человеком энциклопедических знаний и высокой культуры. Например, готовясь к дипломатиче­ским контактам с Японией, он составил первый русский "Словарь японского языка", а также "Руководство к познанию японского языка". Во время общения с испанскими поселенцами на за­падном побережье Америки русский граф вёл с ними беседы не через переводчика, как это дела­ется в спектакле, а непосредственно на их родном языке. Представьте, он выучил его по дороге в Калифорнию.

А почему вы назвали Резанова верующим че­ловеком?

Д. Одна большая сцена посвящена его молитве. У. Что такое молитва?

Д. Обращение к Богу.

У. Правильно, это одухотворённое, возвышен­ное обращение к единственному истинному Богу. С кем исполняет молитву испонитль роли нашего соотечественника?

Д. С хором.

У. Идея соборности, духовного единения, изна­чально характерная для Руси, нашла своё вопло­щение в коллективной молитве. Поэтому молитву, исполняемую всем хором, можно сравнить с «об­щей молитвой, произносимой всеми верующими. А какова роль солиста в этой сцене?

Д. Резанов делится своей сокровенной тайной, это звучит как покаяние, исповедание.

У. Отличается ли мелодия хора от мелодии со­листа?

Д. В хоре звучит музыка, очень похожая на на­стоящую распевную молитву, а молитва солиста больше похожа просто на речь.

У. Молодцы, действительно в партии хора ком­позитор использовал традиционные православные напевы и текст подлинных молитв: "О, Пресвятая Дева, Мати Господа Всевышнего, Заступница и Покров всех к Тебе прибегающих! Призри с высо­ты святая Твоя на мя грешного, припадающего к пречистому образу Твоему"... . А партия Резанова – это мелодекламация, речитатив, интонации, рожденные сердечными душевными страданиями. Музыка в исполнении каких инструментов сопро­вождала молитвенную сцену?

Д. Симфонический оркестр, отдельные инстру­менты этого оркестра, электроинструменты.

У. Какую роль они выполняют?

Д. Звучание электроинструментов, мощной ударной установки подчёркивало душевную боль и муки Резанова, которые он испытывал с юности. Его молитва была как вырвавшийся крик души.

У. В каких произведениях мы с вами уже встре­чались с жанром молитвы?

Д. В "Детском альбоме" П.И.Чайковского – "Утренняя молитва", "В церкви".

У. Вспомните романс П.Чайковского "Благо­словляю вас, леса" – произведение, по своему па­фосу тоже очень близкое молитвенному слиянию с Божественной гармонией мира. Ария Ивана Сусанина из оперы М.Глинки "Жизнь за царя" – не молитва в полном смысле слова, но безусловно молитвенное обращение человека перед смертью. И в этот час его душа и мысли обращены к самому до­рогому – близким, Родине, Богу. Что общего между всеми этими молитвами с точки зрения музыки? (Слушание отдельных фрагментов.)

Д. Музыка звучит строго, ровно, блаженно, светло. Она передаёт молитвенную сосредоточен­ность, движение души – то взволнованный порыв, то успокоение.

У. Какое выразительное средство раскрывает основную мысль, содержание произведения?

Д. Мелодия.

У. Правильно. Похожа ли музыка сцены молит­вы из рок-оперы на предыдущие произведения, написанные в жанре молитвы?

Д. Нет. В рок-опере молитва звучит очень на­пряжённо, остро, навзрыд.

У. Какие современные средства выразительно­сти подчеркивают это состояние?

Д. Музыкальные инструменты (электроинстру­менты), острый ритм, повышенная динамика.

У. Что же из прослушанного фрагмента рок-оперы мы можем отнести к традиционному опер­ному жанру и что к новаторскому?

Домашнее задание. Найдите современные вокальные произведения, написанные в жанре молитвы.

Второй урок (продолжение темы).

Цель: На примере рок-оперы «Юнона и Авось раскрыть всепобеждающую силу любви. Подвести учащихся к пониманию того, что человечество не может жить и развиваться без высших идеалов, без стремления к Любви, Гармонии, Добру, Истине.

Задачи:

  • закрепление и обобщение характерных черт жанра рок-оперы;
  • развитие потребности в обращении к музы­кальным образцам духовного содержания;
  • приобщение подростков к духовно-рели­гиозной культуре России.

Музыкальный материал: "Аллилуйя"; романс "Я тебя никогда не забуду"; "Молитва об удаче" из рок-оперы "Юнона и Авось" А.Рыбникова на слова А.Вознесенского.

Ход урока.

Проверка домашнего задания. Наиболее часто приводимыми примерами являются песни: "Дай, Бог" Р.Паулса на слова Е.Евтушенко, в испол­нении А.Малинина; "Покаяние" А.Гарнизова на слова Ю.Гарина; "Молитва" А.Волченкова, на слова Ю.Каплуненко в исполнении В.Леонтьева.

У. Молодцы! Мы обязательно разучим по ва­шему желанию одно из этих произведений. Какое вокальное произведение из рок-оперы "Юнона и Авось" вы исполняли на прошлом уроке?

Д. Романс "Я тебя никогда не забуду".

Разучивание всего текста романса. Обобщение особенностей романса как вокального жанра. Про­должение работы над формированием вокально-хоровых навыков учащихся. В связи с усложнени­ем тесситуры в 4 куплете (происходит модуляция из es-то11 в а-то11) данный куплет можно испол­нить (особенно мальчикам) на октаву ниже.

У. Что характерно для романсов XIX века?

Д. Романс – слово, обозначающее светскую песню, исполнявшуюся на испанском или другом романском языке. Это камерное вокальное про­изведение для голоса с сопровождением. Текст романса обычно точнее и детальнее отражён в музыке, чем текс песни. В романсе раскрываются тонкие, глубокие личные переживания. Большое значение имеет аккомпанемент, который не про­сто дополняет поэтический образ романса, а вы­ступает как равноправный участник ансамбля. В лирических романсах XIX столетия доминирует мелодическое начало.

У. Совершенно верно. Внёс ли А.Рыбников в этот жанр новаторские черты? звучал ли этот ро­манс в рок-опере в стиле рок-музыки?

Д. Нет, композитор сохранил классический об­раз романса. Это внесло в оперу особую атмосферу старины.

У. Что в литературном тексте объединяет ро­манс с молитвой Резанова? Послушайте её ещё раз. (Звучит «Молитва об удаче».)

Определение образного единства двух произве­дений и своеобразия каждого из них. Приобщение учащихся к духовной культуре России; знакомство с историей иконы Казанской Божьей Матери.

Д. В молитве – образ Богородицы, ее «вишнёвые глаза.., взгляд вишнёвый; в романсе – «не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни.

У. Чей вишнёвый взгляд навсегда остался в памяти Резанова?

Д. Казанской Божьей Матери.

У. Посмотрите на репродукцию этой иконы. Она называется "Казанская"?

Не случайно у А.Вознесенского, автора поэмы, выбор пал именно на Казанскую Богоматерь, ко­торая особенно почиталась на Руси. Многие воины и путешественники особо чтили её, молились ей и просили взять под свой покров и дать прибежище. Обращение к подобным духовным произведениям невозможно без обращения и к русской духовной музыке. Какие духовные традиции использовал А.Рыбников в сцене молитвы?

Д. Православные напевы, подлинный текст молитвы. Хор и солист поют в традициях русской церкви.

У. Правильно. Итак, божественный вишнёвый взгляд 1б-летней Кончитты стал живой реально­стью, с которой встретился сорокалетний граф. Посмотрите сцену знакомства и обратите особое внимание на музыку, сопровождающую встречу Кончитты и Николая Резанова. Как бы вы охарак­теризовали этот музыкальный образ и жанр? (Сце­на знакомства – баллада «Белый шиповник».)

Д. Первая встреча Рязанова и Кончиты очень трогательна, как в сказке – любовь с первого взгля­да, и музыка звучала тоже очень красивая.

У. Вам не показалось, что образ Кончиты и му­зыка этого вокального сочинения похожи? Если да, то чем?

Д. Лёгкостью, изяществом, нежностью.

У. На самом деле она ещё и достаточно про­стая, незамысловатая, наивная, чистая, как юная девушка, чем очень привлекает слушателя. Как вы думаете, в каком жанре написано это произ­ведение?

Д. Может быть, это тоже романс?

У. Это, ребята, баллада. Вы уже знакомились с этим жанром. Что такое баллада?

Д. Это песня, имеющая свободное развитие. Содержанием баллады является, как правило, увлекательная, таинственная история, реальные или фантастические события, отличающиеся остродраматическим характером.

У. Напомните ещё раз, какие вокальные номера характерны для классической оперы?

Д. Ария, ариозо, вокализ, хор.

У. В рок-опере эти номера упрощены до песни и баллады. Это одна из особенностей современно­го жанра. Какая тема пронизывает это вокальное произведение?

Д. Тема трагической любви.

У. Правильно, это жанр любовной баллады. Вы верно заметили – это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.

Обручившись наперекор всему со своей лю­бимой, Резанов отправляется в Санкт-Петербург по делам службы, а также, что немаловажно, за разрешением на брак с красавицей католичкой. Но, будучи человеком азартным, увлекающимся, он ринулся налегке через заснеженные сибирские просторы, загоняя лошадей, торопливо переправ­ляясь прямо в седле через студеные сибирские реки. Несмотря на все старания, он не сумел до­браться до Санкт-Петербурга, тяжело заболел в пути и умер в 1807 году в Красноярске. Как сказал об этом А.Вознесенский: пАвантюра не удалась. 3а попытку – спасибо.

Посмотрите фрагмент сцены прощания и скажите, какую смысловую нагрузку в ней выполняет романс?

Д. Прощаясь, Кончитта и Николай предчув­ствуют исход. Об этом говорят повторяющиеся слова романса:

«Ты меня никогда не забудешь,
ты меня никогда не увидишь».
«Я тебя никогда не забуду,
я тебя никогда не увижу».

А также слова Кончитты:

«...чем скорее уедешь ты, тем мы скорее вечно будем вместе; мне кажется, что я тебя теряю...».

У. Можно ли сказать, что повторение слов в романсе имеет судьбоносное значение, то есть ро­манс содержит тему судьбы, которая напоминает лейтмотив классический оперы и с каждым новым звучанием приближает нас к трагической развяз­ке? Посмотрите сцену ожидания и скажите, какая тема в ней звучит? (Сцена ожидания.)

Д. Слова Кончитты: "10 лет в ожиданьи прошло. Ты в пути, ты всё ближе ко мне. Чтобы в пути тебе было светло, я свечу оставляю в окне. 20 лет в ожи­даньи прошло. Ты в пути, ты всё ближе ко мне. Ты поборешь всемирное зло... я свечу оставляю в окне. 30 лет в ожиданьи..." звучат под музыку баллады "Белый шиповник".

У. Вы сказали, что в основе этого произведения лежит тема любви... (Школьники быстро догады­ваются.)

Д. Да, это тоже похоже на своеобразный лейт­мотив любви.

У. Как вы слышали из сцены, Кончитта не сразу узнала о гибели своего возлюбленного. Убедившись в смерти своего жениха, она взяла обет молчания на оставшиеся годы и стала первой монахиней в американской Калифорнии. Как вы думаете, ка­кие чувства испытывала юная девушка, у которой могло быть блестящее, беззаботное будущее со сватовшимися к ней, даже после отъезда русского графа, женихами, чтобы после короткого с ним знакомства ждать его 35 лет?

Д. Она его очень сильно любила.

У. Это, на самом деле была очень высокая, ду­ховная любовь. В наше время поступок этой девуш­ки, наверное, большинству покажется смешным, да? Но, потеряв последнюю надежду, она решила остаток своей жизни посвятить кому?

Д. Богу.

У. Верно, так как верила, что следующая встре­ча и вечная жизнь со своим возлюбленным возмож­на только на Небесах, в Царстве Бога. Этот мир её больше не интересовал. Помните ли вы из истории искусства примеры, подобные этому?

Д. Сольвейг, которая ждала своего возлюблен­ного Пер Гюнта 40 лет. Ей больше повезло.

У. Могли бы вы привести ещё пример такой верности своей мечте, любви?

Д. "Алые паруса" А.Грина.

У. Послушайте эпилог рок-оперы. (Эпилог «Аллилуйя».)

Учащиеся в восторге, поскольку они уже ис­полняли это произведение, но не знали, откуда оно. Дети поют вместе с хором.

У. Что в мелодии припева отражает старинные духовные традиции?

Д. Может быть, распевы слова "Аллилуйя"?

У. Молодцы! Такой распев называется вокаль­ной фиоритурой, и это относится к классическим духовным традициям, воплощенным в рок-опере.

Кто знает, что значит слово "Аллилуйя"?

Д. Хвала Богу.

У. В данном контексте это хвала Любви. Почему мы исполняли этот гимн любви, когда слушали Увертюру-фантазию П.Чайковского "Ромео и Джульетта"?

Д. Потому что настоящая любовь бессмертна.

У. Это действительно так, поэтому и П.Чай­ковский, и А.Рыбников, несмотря на трагическую развязку произведений, музыку финала написали светлой, жизнеутверждающей, гимнической, провозглашающей великую созидательную силу любви. Эта любовь, имеет духовную, божествен­ную природу и, следовательно, она бессмертна, она продолжает жить и созидать в сердцах людей, поднимая их выше и делая их лучше. Игорь Стра­винский однажды сказал: "Нет на свете силы более могущественной, чем любовь".

Домашнее задание. Напишите мини-сочинение по цитате Л.Н.Толстого: "Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у тебя остаётся".

 

 

Искусство в школе: 
2013
№2.
С. 12-15

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.