Искусство в школе – или Тюрьма 12+?

А. Мелик-Пашаев

Искусство в школе – или Тюрьма 12+?

В Госдуме вызревает закон о введении уголовной ответственности с 12-летнего возраста. Может, и не примут, но само обсуждение уже звучит как приговор. Не 12-летним только, а всем нам: нация, которая жестока и (или) безразлична к своим детям, – нация вымирающая, это аксиома.

Скажут: пострадавшему от несовершеннолет­них не легче от того, что они несовершеннолет­ние. Но если человеческие дети растут волчата­ми, разве это не вина всего взрослого сообщества, образования, власти, которая вознамерилась их сажать?

По данным Всемирной организации здраво­охранения, Россия стабильно и давно занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, лидирует в мире по числу абортов и разводов; по числу детей, бро­шенных родителями, и детей-сирот; по числу курящих детей; по детскому алкоголизму и по­треблению героина; по числу нападений педофи­лов на детей...

А у властей одна забота – не создавать для детей что-нибудь такое, что уводило бы их с гибельных путей, а запрещать, ограничивать, ужесточать, контролировать, лишать, теперь еще и сажать. (Благо, высшей меры нет пока, а ведь было в нашей истории – подводили и детей под расстрел.) Так и существуем: с одной стороны – душевно недоразвитые, ожесточенные взрослые, с другой – дичающие дети.

Хорошим «гарниром» к будущему закону о 12-летних станет уже принятый, тоже запре­тительный, закон об информационной безопас­ности, написанный мертвым, местами безграмот­ным языком и без малейшего учета психологии детей и реальной ситуации их жизни. закон, неосуществимый даже в тех пунктах, которые сами по себе не лишены смысла.

Вот что позволено видеть (читать, слышать) детям 12+:

«...эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуж­дающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

... изображение или описание, не побуждаю­щие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спир­тосодержащей продукции, пива и напитков, из­готавливаемых на его основе...), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманиваю­щих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается до­пустимость антиобщественных действий, вы­ражается отрицательное, осуждающее отноше­ние к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий...

...не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера...», и так далее, в том же духе и стиле.

По-видимому, от всего, что перечислено в этом похожем на пародию тексте, 12-летние зэки будут надежно ограждены.

Фантомы властей! Неужели кто-то действи­тельно верит, будто с помощью решений и поста­новлений, не имеющих ничего общего с тем, что реально творится в человеческих душах, можно выстроить коридоры, по которым послушно по­течет общественная жизнь...

Что же «реально творится» в душах? Одна из важнейших причин многих психических от­клонений, преступных и саморазрушительных наклонностей растущего человека – это отсут­ствие творчества в детском и подростковом возрасте. Когда нет возможности проявить себя в созидательном, нравственном, одобряемом людьми направлении, активность, данная ре­бенку от рождения, или загнивает и умирает, как травинка, которой не под силу проломить асфальт, или взрывается, как запаянный кипя­щий чайник, не озабоченный тем, куда полетят осколки.

Человек, лишенный творчества, это или по­тенциальный больной, или потенциальный пре­ступник. Или и то, и другое вместе. А школа, лишенная творчества, непрерывно вливает в мир новые и новые поколения таких людей.

Проявления человеческого творчества много­гранны, но лучшая, даже единственная область светского школьного образования, где практи­чески все дети могут получить ранний успеш­ный опыт самостоятельного творчества – это область гуманитарно-художественная. Практики знают, что в учебном заведении, где хоть какому-нибудь виду искусства уделяется достойное внимание, резко меняется сама ат­мосфера школьной жизни, отношение детей к занятиям и к самой школе, они меньше устают и болеют и лучше учатся по другим общеобра­зовательным предметам.

Существуют обширные международные социологические и психологические данные, которые свидетельствуют, что дети, всерьез занимаю­щиеся творчеством, не числятся среди правона­рушителей; что занятия искусствами помогают преодолевать наркозависимость, гармонизируют деятельность человеческого мозга, выправляют личность подростков – не запретами и карами, а тем, что наполняют смыслом их повседневное существование.

И при всем этом наша образовательная по­литика маниакально выдавливает из школы именно эти спасительные практики, в которых воспитывается человеческая душа и укрепля­ется психическое здоровье; всячески старается сократить, слить, изъять из стандарта, сделать платными эти *ненужные для жизни» занятия, ограничить возможности выбора в дополни­тельном образовании; финансовыми клещами ущемить, погрузить в пресловутый *общий рас­сол» те учебные заведения, которым удавалось в труднейших условиях охранять души детей и подавать другим пример того, что это возможно; сводить на нет по причине *неэффективности» высшее гуманитарное образование и соответ­ствующие области науки.

Предполагая, что политика, ведущая россий­скую культуру, общество, нацию по пути вы­мирания и превращения в историческую пыль, проводится непреднамеренно, обращаемся ко всем, от кого зависит направление отечественно­го образования, от Президента до руководителей учебных заведений.

Прежде всего, предлагаем отбросить любые профессионально упакованные аргументы, связанные с недостатком денежных средств. Все видят, на какие цели легко находятся не­мереные деньги, и никакая школа экономики не сможет убедить людей, что государство вы­нуждено выжимать гроши, экономя на бесплат­ном доброкачественном образовании. Изгнание маммоны, который по-хозяйски расположился в нашей будто бы на 90°/о христианской стране, надо начинать со школы.

Нужно немедленно изменить приоритеты в пользу творческого гуманитарно-худо жест венного образования. Если для этого надо изменить Стан­дарт, даром что он только принят, значит, надо менять – душа и будущее ребенка поважнее чести чьего бы то ни было мундира. Обществу нетворче­ских людей – то есть потенциальных больных и потенциальных преступников – не помогут ника­кие информационные, лингвистические и матема­тические компетенции (даже если допустить, что они будут достигнуты).

Расширить преподавание музыки, изобрази­тельного искусства, художественной литерату­ры, найти место для театральной педагогики и экранных искусств.

Безоговорочно восстановить в правах уни­кальный в мировой практике предмет *Мировая художественная культура».

Создать режим наибольшего благоприят­ствования для всех форм так называемого до­полнительного (-и не только художественного) образования. Каждый ребенок должен иметь возможность бесплатно посещать разные круж­ки и студии, задерживаться или менять их, без всякого ущерба для заработной платы педагога. (Если не маммоне служить, а подумать о детях, средства быстро найдутся.)

Создавать в экологически благоприятных местах доступные творческие Центры, где смен­ные группы детей со всей России занимались бы разными видами художественного творчества под руководством квалифицированных педагогов.

Впрочем, сейчас не до конкретных пред­ложений, которых может быть очень много. Сейчас нужен принципиальный ответ: хотим ли мы (или более откровенно, обращаясь к слу­гам народа: хотите ли вы?), чтобы наши дети, культура, народ, государство имели будущее? Или – пусть их деградируют, дичают, исчезают с культурной карты мира, а значит, и с карты вообще?

Может быть, пока еще не поздно?

На основе этой статьи составлено откры­тое письмо Президенту, Премьер-министру и министру образования, которое размещено  для  подписей в Интернете.

Искусство в школе: 
2013
№2.
С. 2-3

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.