Искусство в школе – или Тюрьма 12+?
А. Мелик-Пашаев
Искусство в школе – или Тюрьма 12+?
В Госдуме вызревает закон о введении уголовной ответственности с 12-летнего возраста. Может, и не примут, но само обсуждение уже звучит как приговор. Не 12-летним только, а всем нам: нация, которая жестока и (или) безразлична к своим детям, – нация вымирающая, это аксиома.
Скажут: пострадавшему от несовершеннолетних не легче от того, что они несовершеннолетние. Но если человеческие дети растут волчатами, разве это не вина всего взрослого сообщества, образования, власти, которая вознамерилась их сажать?
По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия стабильно и давно занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, лидирует в мире по числу абортов и разводов; по числу детей, брошенных родителями, и детей-сирот; по числу курящих детей; по детскому алкоголизму и потреблению героина; по числу нападений педофилов на детей...
А у властей одна забота – не создавать для детей что-нибудь такое, что уводило бы их с гибельных путей, а запрещать, ограничивать, ужесточать, контролировать, лишать, теперь еще и сажать. (Благо, высшей меры нет пока, а ведь было в нашей истории – подводили и детей под расстрел.) Так и существуем: с одной стороны – душевно недоразвитые, ожесточенные взрослые, с другой – дичающие дети.
Хорошим «гарниром» к будущему закону о 12-летних станет уже принятый, тоже запретительный, закон об информационной безопасности, написанный мертвым, местами безграмотным языком и без малейшего учета психологии детей и реальной ситуации их жизни. закон, неосуществимый даже в тех пунктах, которые сами по себе не лишены смысла.
Вот что позволено видеть (читать, слышать) детям 12+:
«...эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
... изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе...), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий...
...не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера...», и так далее, в том же духе и стиле.
По-видимому, от всего, что перечислено в этом похожем на пародию тексте, 12-летние зэки будут надежно ограждены.
Фантомы властей! Неужели кто-то действительно верит, будто с помощью решений и постановлений, не имеющих ничего общего с тем, что реально творится в человеческих душах, можно выстроить коридоры, по которым послушно потечет общественная жизнь...
Что же «реально творится» в душах? Одна из важнейших причин многих психических отклонений, преступных и саморазрушительных наклонностей растущего человека – это отсутствие творчества в детском и подростковом возрасте. Когда нет возможности проявить себя в созидательном, нравственном, одобряемом людьми направлении, активность, данная ребенку от рождения, или загнивает и умирает, как травинка, которой не под силу проломить асфальт, или взрывается, как запаянный кипящий чайник, не озабоченный тем, куда полетят осколки.
Человек, лишенный творчества, это или потенциальный больной, или потенциальный преступник. Или и то, и другое вместе. А школа, лишенная творчества, непрерывно вливает в мир новые и новые поколения таких людей.
Проявления человеческого творчества многогранны, но лучшая, даже единственная область светского школьного образования, где практически все дети могут получить ранний успешный опыт самостоятельного творчества – это область гуманитарно-художественная. Практики знают, что в учебном заведении, где хоть какому-нибудь виду искусства уделяется достойное внимание, резко меняется сама атмосфера школьной жизни, отношение детей к занятиям и к самой школе, они меньше устают и болеют и лучше учатся по другим общеобразовательным предметам.
Существуют обширные международные социологические и психологические данные, которые свидетельствуют, что дети, всерьез занимающиеся творчеством, не числятся среди правонарушителей; что занятия искусствами помогают преодолевать наркозависимость, гармонизируют деятельность человеческого мозга, выправляют личность подростков – не запретами и карами, а тем, что наполняют смыслом их повседневное существование.
И при всем этом наша образовательная политика маниакально выдавливает из школы именно эти спасительные практики, в которых воспитывается человеческая душа и укрепляется психическое здоровье; всячески старается сократить, слить, изъять из стандарта, сделать платными эти *ненужные для жизни» занятия, ограничить возможности выбора в дополнительном образовании; финансовыми клещами ущемить, погрузить в пресловутый *общий рассол» те учебные заведения, которым удавалось в труднейших условиях охранять души детей и подавать другим пример того, что это возможно; сводить на нет по причине *неэффективности» высшее гуманитарное образование и соответствующие области науки.
Предполагая, что политика, ведущая российскую культуру, общество, нацию по пути вымирания и превращения в историческую пыль, проводится непреднамеренно, обращаемся ко всем, от кого зависит направление отечественного образования, от Президента до руководителей учебных заведений.
Прежде всего, предлагаем отбросить любые профессионально упакованные аргументы, связанные с недостатком денежных средств. Все видят, на какие цели легко находятся немереные деньги, и никакая школа экономики не сможет убедить людей, что государство вынуждено выжимать гроши, экономя на бесплатном доброкачественном образовании. Изгнание маммоны, который по-хозяйски расположился в нашей будто бы на 90°/о христианской стране, надо начинать со школы.
Нужно немедленно изменить приоритеты в пользу творческого гуманитарно-худо жест венного образования. Если для этого надо изменить Стандарт, даром что он только принят, значит, надо менять – душа и будущее ребенка поважнее чести чьего бы то ни было мундира. Обществу нетворческих людей – то есть потенциальных больных и потенциальных преступников – не помогут никакие информационные, лингвистические и математические компетенции (даже если допустить, что они будут достигнуты).
Расширить преподавание музыки, изобразительного искусства, художественной литературы, найти место для театральной педагогики и экранных искусств.
Безоговорочно восстановить в правах уникальный в мировой практике предмет *Мировая художественная культура».
Создать режим наибольшего благоприятствования для всех форм так называемого дополнительного (-и не только художественного) образования. Каждый ребенок должен иметь возможность бесплатно посещать разные кружки и студии, задерживаться или менять их, без всякого ущерба для заработной платы педагога. (Если не маммоне служить, а подумать о детях, средства быстро найдутся.)
Создавать в экологически благоприятных местах доступные творческие Центры, где сменные группы детей со всей России занимались бы разными видами художественного творчества под руководством квалифицированных педагогов.
Впрочем, сейчас не до конкретных предложений, которых может быть очень много. Сейчас нужен принципиальный ответ: хотим ли мы (или более откровенно, обращаясь к слугам народа: хотите ли вы?), чтобы наши дети, культура, народ, государство имели будущее? Или – пусть их деградируют, дичают, исчезают с культурной карты мира, а значит, и с карты вообще?
Может быть, пока еще не поздно?
На основе этой статьи составлено открытое письмо Президенту, Премьер-министру и министру образования, которое размещено для подписей в Интернете.
Оставить комментарий