Тематический вечер «Перед престолом Красоты»
Тематический вечер «Перед престолом Красоты»
Из опыта преподавания мировой художественной культуры
Преподавание мировой художественной культуры в школе предполагает активное использование межпредметных связей. Сам предмет настолько широк, красочен и богат, что даёт преподавателю большую свободу в выборе вариантов преподнесения материала, построения логических цепочек опроса, обобщения, анализа, контроля и систематизации изученного. Именно здесь раскрывается весь творческий потенциал учащихся, их способность мыслить нестандартно, делать свои маленькие открытия в познании прекрасного мира культуры.
Много лет занимаясь преподаванием МХК, замечаю позитивное влияние этого курса на эстетическое развитие детей и на оптимизацию познавательного процесса в целом. В эти занятия ребята вовлекают все когда-либо полученные знания того или иного культурного пласта, вплетая их в тематическую канву урока или внеклассного мероприятия.
В данной статье мы предлагаем один из вариантов такого изучения мировой художественной культуры, когда в рамках одного тематического вечера учащиеся имеют возможность показать себя историками, философами, литераторами, искусствоведами, художниками.
Назвали мы свой тематический вечер «Перед престолом Красотыя1. Считаем возможным его проведение в разновозрастных группах, начиная с VII класса и заканчивая выпускниками. Неоднократно практикуя этот вечер в школе, отмечаем его огромное нравственное, эстетическое, личностно образующее влияние на детей, а это в образовании самое главное.
Вечер построен так, что роль учителя сведена к минимуму. Всё делают дети. Учитель, как «невидимый дирижёр, лишь следит за процессом творческого погружения детей. Очевидно, что такое "закулисное" присутствие учителя возможно лишь на заключительном этапе, когда вечер уже представляется зрителям. Что же касается всей подготовительной "черновой" работы, то без учительской «руки~ тут, конечно, не обойтись. Это подобно театру: на сцене мы видим только актёров, но каждый понимает, что без опытного режиссёра хорошей актёрской работы могло и не быть. Учитель в школе
1 Тема вечера сформулирована по названию притчи Джибрана Халиля «Перед престолом красоты». и есть опытный режиссёр учебно-воспитательного процесса. А если дети способны на творческие импровизации и самостоятельные повороты, это лишь доказывает грамотность и высокое качество преподавательской деятельности на протяжении всех учебных лет.
Итак, вечер открывает краткое вводное слово учителя.
У. здравствуйте! Наша встреча называется «Перед престолом Красоты. Вы - её хозяева и гости. Вам - говорить и слушать.
Далее выходит ученица (ученик): Ребята, любите ли вы фантастику? А что это за жанр? зачем создаются фантастические произведения? (Присутствующие отвечают.)
У. Недавно я прочла фантастический рассказ американского писателя Рея Брэдбери «Улыбкая. Многое в нём меня озадачило. Я предлагаю послушать его и обсудить всем вместе. На доске - вопросы к рассказу:
- Чему учит нас это произведение?
- Что произошло с этим городом?
- Как люди дошли до такой жизни? Оцените действия героев.
- Оцените действия Тома. Объясните его поступок.
- А как бы Вы поступили на месте Тома?
Далее ученица продолжает рассказ. (Допустимо его изложение и по ролям с элементами театрализации. И монологическое, и групповое ролевое изложение нами практиковалось, каждый преподаватель выбирает наиболее приемлемый вариант.)
«В неизвестном городе, в неизвестный год собрались неизвестные люди. С самого раннего утра они выстроились в длинную очередь и что-то громко обсуждали. Очередь гудела. Давайте послушаем.
– Э, малый, сразу и не ответишь. Причин – уйма. Всё дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с ПРОШЛЫМ. Ненависти в сердцах и душах наших. Посмотри, как мы живём. Города – груды развалин, дороги – руины, поля светятся радиоактивные. Ну что это за жизнь?! Всего-то и осталось радости – наши праздники. Вспомни, как мы их проводим. Недавно – жгли книги на площади и смеялись, точно пьяные. Другой раз – раздолбили кувалдами машины и взорвали последний самолет. Эх, и повеселились, отвели душу! Вот и сейчас – оплюём эту картину. На что она нам? Точно, Том?
– Ага, оплюём, – согласился мальчик.
– Ну, давай, продвигайся вперед. Копи слюну. Очередь оживилась, глаза загорелись.
– Привезли! Привезли!
Сердце Тома забилось часто-часто.
– А зачем здесь полицейские? – вдруг спросил Том. – Это для того, чтобы каждому досталось плюнуть по разку, понял?
– Ну, давай, Том. Наша очередь! Ну, плюй же! У мальчишки пересохло во рту.
– Том, давай! Живее! Упустим же!
– Но.., – медленно произнёс Том, – она же красивая! – А ну тебя, иди уж! Сами плюнем.
– Она же красивая,– повторял и повторял Том. – А как её зовут?
– Мона Лиза, кажется. Точно! Мона Лиза.
– ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! – вдруг раздалось в толпе. Слушайте постановление: Сегодня портрет будет передан жителям для уничтожения! Том и ахнуть не успел, как толпа, мечась и крича, понесла его к картине. Резкий звук рвущегося холста, и полицейские бросились наутёк. Толпа выла, руки клевали портрет.
Словно голодные хищные птицы. Старухи жевали кусок холста, мужчины разламывали раму, рвали картину в мелкие клочья.
Том, слепо подражая остальным, тоже схватил себе клочок, дёрнул и упал. Его чуть не затоптали, и только толчки и пинки вышибли его на волю. Том, весь в ссадинах и разорванной одежде, побежал прочь. Он бежал, не оглядываясь, прерывисто дыша, и крепко-крепко сжимая клочок холста в кулаке.
Дома его встретили окриком:
– Где болтался? Ложись спать!
Том лёг. Кругом царила тишина. Рука его была плотно прижата к груди, сердце колотилось. Он зажмурился. Долго ли он так пролежал, он не помнил. Но в небе блеснула Луна и осветила комнату. Том тихо разжал пальцы – на его ладони лежала УЛЫБКА. Мир спал, освещённый Луной. А Том смотрел на нее в белом свете и повторял:
– Улыбка, чудесная улыбка...
Он продолжал её видеть, даже когда закрывал глаза. Во мраке ночи перед ним плыла УЛЫБКА – ласковая и добрая, улыбка радости и красоты.
Том уснул, а мир был объят безмолвием. Луна плыла по небу навстречу утру».
Надо заметить, что всё изложение идет на фоне видеоряда: на экране огромная репродукция "Джоконды", затем она постепенно предстаёт разорванной сначала на крупные куски, затем всё мельче и мельче, в завершение - огромная улыбка во весь экран, а потом - вновь "Джоконда" целая и невредимая. В условиях современной компьютеризации подобный ряд сделать несложно, а сила эмоционального воздействия на детей - огромна.
Во время обсуждения вопросов к рассказу проверяется широта кругозора учащихся и глубина их познаний по целому ряду гуманитарных предметов. Анализируя нравственные уроки этой антиутопии, ребята, как правило, вспоминают и ужасы гитлеризма (кхрустальную ночь~, горящие книги...), и костры инквизиции, и крушение Рима, и трагедию большевизма... Пытаясь понять психологию толпы, часто обращаются к брехтовскому "Шагают бараны в ряд, бьют барабаны, кожу на них дают те же бараны". Философские размышления Махатмы Ганди, Льва Толстого, Дмитрия Лихачева, Федора Достоевского, Жана-Поля Сартра и других подводят к пониманию ненасилия и "внутренней свободы" человека как его экзистенции, формы его существования. "Улыбка" Рея Брэдбери даёт огромное поле для размышлений; примеры человеческого падения и вандализма, увы, не исчерпываются прошлым. Говоря о сегодняшнем дне, дети часто вспоминают безумства футбольных фанатов, подростковую жестокость с выкладками в Интернет и многое другое.
После обсуждения "Улыбки" ученица говорит: "Хорошо, что это фантастика, и мы можем видеть этот загадочный и прекрасный шедевр Леонардо да Винчи как в репродукциях, так и в оригинале". Предоставим же слово нашему эксперту.
В многолетней практике преподавания МХК мы с учащимися посещаем страны Европы, бывали и в Лувре.
Эксперт. Мне посчастливилось видеть эту картину в оригинале, в Парижском Лувре. Я хочу рассказать о ней. Это полотно, написанное великим Леонардо 500 лет назад, является наиболее популярным в мире. Едва ли какой-то другой портрет приковывает к себе столь жадное внимание и вызывает столько комментариев. "Мона Лиза" порождала, порождает и будет порождать различные легенды, слухи и домыслы. Люди, не могущие объяснить секрет её неувядаемой притягательности, предписывали ей даже колдовскую силу. Её неоднократно пытались похитить, подделать, разгадать. Её много раз копировали, но ни одна копия не соответствовала оригиналу в точности. Её нещадно тиражировали, изображая на всевозможных рекламных этикетках. И - бесконечно любили: стоило только привести "Мону Лизу" в какой-нибудь город на выставку, очереди желающих её увидеть были нескончаемыми, а меры безопасности - беспрецедентными.
И ныне в знаменитом Лувре посетители, с картой этого громадного музея (ученица показывает карту) - иначе нельзя не "утонуть в море прекрасного" - двигаются по стрелкам, прежде всего, "К Джоконде" - "К Джоконде" - "К Джокодне"... У самого полотна - всегда столпотворение, трудно пробиться сквозь стену желающих заглянуть в её загадочное лицо. Но, сделав это, невольно замираешь в безмолвии, как мальчик Том, герой фэнтези Брэдбери.
Эксперт обращает внимание аудитории на вопросы на экране.
- Что Вам известно о загадках и версиях этой картины?
- Какие вопросы Вы бы задали Леонардо да Винчи?
З. Что видишь, пристально вглядываясь в лицо Джоконды? (Эксперт поименно обращается к нескольким слушателям.)
- Опишите её эмоции. Её часто называют "лицом эпохи", дайте характеристику этому "лицу".
- В чём её главная загадка?
В ходе диалога эксперта с аудиторией выясняются основные "загадки" великого полотна и имеющиеся на сегодня версии, которые учащимся известны из курса МХК и дополнительных информационных ресурсов.
«Загадки». 1. Кто изображён? 2. Почему автор не отдал полотно "заказчику"? З. Почему так много копий? 4. Почему ни одна из копий не соответствует оригиналу в точности? 5.Что видим за её спиной, какой фон?
Некоторые известные версии. 1. Изображена флорентийка Мона Лиза, вышедшая замуж за богатого горожанина Франческо Джокондо, отсюда её название. 2. Автопортрет самого Леонардо, запечатлевшего в женском образе свои черты. З. Мать художника, бедная женщина Катерина. 4. Глубоко больная женщина (так называемая медицинская версия). 5. знаменитая куртизанка Флоренции. б. Это синтез двух начал - мужского (Иисус Христос) и женского (Мадонна). 7. Это обобщённый образ - "лицо эпохи".
Количество версий и широта обсуждения зависит от уровня подготовленности аудитории и, разумеется, это лишь примерный план.
Эксперт подводит некоторые итоги обсуждения. Действительно, шум большой вокруг этой картины. Есть мнение, что истинная причина её неувядающей популярности кроется во ВСЕЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Как Вы понимаете это слово? (Дети высказываются.)
Оставить комментарий