Тематический вечер «Перед престолом Красоты»

И.Князькина,
преподаватель истории и МХК,
почетный работник общего образования РФ
О.Князькина,
преподаватель истории и МХК, кандидат культурологии, почетный работник общего образования РФ,
школа № 2062, г. Москва

Тематический вечер «Перед престолом Красоты»

Из опыта преподавания мировой художественной культуры

Преподавание мировой художественной куль­туры в школе предполагает активное использование межпредметных связей. Сам предмет настолько широк, красочен и богат, что даёт пре­подавателю большую свободу в выборе вариантов преподнесения материала, построения логических цепочек опроса, обобщения, анализа, контроля и систематизации изученного. Именно здесь рас­крывается весь творческий потенциал учащихся, их способность мыслить нестандартно, делать свои маленькие открытия в познании прекрасного мира культуры.

Много лет занимаясь преподаванием МХК, заме­чаю позитивное влияние этого курса на эстетическое развитие детей и на оптимизацию познавательного процесса в целом. В эти занятия ребята вовлекают все когда-либо полученные знания того или иного культурного пласта, вплетая их в тематическую канву урока или внеклассного мероприятия.

В данной статье мы предлагаем один из вари­антов такого изучения мировой художественной культуры, когда в рамках одного тематического вечера учащиеся имеют возможность показать себя историками, философами, литераторами, искус­ствоведами, художниками.

Назвали мы свой тематический вечер «Перед престолом Красотыя1. Считаем возможным его проведение в разновозрастных группах, начиная с VII класса и заканчивая выпускниками. Неодно­кратно практикуя этот вечер в школе, отмечаем его огромное нравственное, эстетическое, личностно образующее влияние на детей, а это в образовании самое главное.

Вечер построен так, что роль учителя сведена к минимуму. Всё делают дети. Учитель, как «не­видимый дирижёр, лишь следит за процессом творческого погружения детей. Очевидно, что такое "закулисное" присутствие учителя возможно лишь на заключительном этапе, когда вечер уже пред­ставляется зрителям. Что же касается всей подго­товительной "черновой" работы, то без учительской «руки~ тут, конечно, не обойтись. Это подобно теа­тру: на сцене мы видим только актёров, но каждый понимает, что без опытного режиссёра хорошей актёрской работы могло и не быть. Учитель в школе

1 Тема вечера сформулирована по названию притчи Джибрана Халиля «Перед престолом красоты». и есть опытный режиссёр учебно-воспитательного процесса. А если дети способны на творческие импровизации и самостоятельные повороты, это лишь доказывает грамотность и высокое качество преподавательской деятельности на протяжении всех учебных лет.

Итак, вечер открывает краткое вводное слово учителя.

У. здравствуйте! Наша встреча называется «Пе­ред престолом Красоты. Вы - её хозяева и гости. Вам - говорить и слушать.

Далее выходит ученица (ученик): Ребята, лю­бите ли вы фантастику? А что это за жанр? зачем создаются фантастические произведения? (При­сутствующие отвечают.)

У. Недавно я прочла фантастический рассказ американского писателя Рея Брэдбери «Улыбкая. Многое в нём меня озадачило. Я предлагаю послу­шать его и обсудить всем вместе. На доске - вопросы к рассказу:

  • Чему учит нас это произведение?
  • Что произошло с этим городом?
  • Как люди дошли до такой жизни? Оцените действия героев.
  • Оцените действия Тома. Объясните его по­ступок.
  • А как бы Вы поступили на месте Тома?

Далее ученица продолжает рассказ. (Допустимо его изложение и по ролям с элементами театра­лизации. И монологическое, и групповое ролевое изложение нами практиковалось, каждый препо­даватель выбирает наиболее приемлемый вариант.)

«В неизвестном городе, в неизвестный год собрались неизвестные люди. С самого раннего утра они выстрои­лись в длинную очередь и что-то громко обсуждали. Очередь гудела. Давайте послушаем.

- Сегодня большой праздник, – раздавались голоса.
- Да, базарный день.
- А когда её привезут?
- Скоро. Уже очень скоро.
- Кого?
- Картину.
В очереди стоял мальчик Том, он произнес:
- Говорят, она старинная?
- Да, старинная, – ответили ему.
- Говорят, она сделана из красок и холста?
- Точно!
– Говорят, ей 400 лет?
– Если не больше. Может и 600, а может и 700, никому теперь неизвестно, какой нынче год, кто помнит?
– Говорят, она улыбается, – не унимался Том.
– Ага, улыбается. Вот ты-то, Том в неё и плюнешь.
Уж плюнешь, так плюнешь. Мастерски – в самую точку! – А зачем в неё плевать? – удивился Том.

– Э, малый, сразу и не ответишь. Причин – уйма. Всё дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с ПРОШЛЫМ. Ненависти в сердцах и душах наших. Посмотри, как мы живём. Города – груды развалин, дороги – руины, поля светятся радиоактивные. Ну что это за жизнь?! Всего-то и осталось радости – наши праздники. Вспомни, как мы их проводим. Недавно – жгли книги на площади и смеялись, точно пьяные. Другой раз – раздолбили кувалдами машины и взор­вали последний самолет. Эх, и повеселились, отвели душу! Вот и сейчас – оплюём эту картину. На что она нам? Точно, Том?

– Ага, оплюём, – согласился мальчик.

– Ну, давай, продвигайся вперед. Копи слюну. Очередь оживилась, глаза загорелись.

– Привезли! Привезли!

Сердце Тома забилось часто-часто.

– А зачем здесь полицейские? – вдруг спросил Том. – Это для того, чтобы каждому досталось плюнуть по разку, понял?

– Ну, давай, Том. Наша очередь! Ну, плюй же! У мальчишки пересохло во рту.

– Том, давай! Живее! Упустим же!

– Но.., – медленно произнёс Том, – она же красивая! – А ну тебя, иди уж! Сами плюнем.

– Она же красивая,– повторял и повторял Том. – А как её зовут?

– Мона Лиза, кажется. Точно! Мона Лиза.

– ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! – вдруг раздалось в толпе. Слушайте постановление: Сегодня портрет будет передан жителям для уничтожения! Том и ахнуть не успел, как толпа, мечась и крича, понесла его к кар­тине. Резкий звук рвущегося холста, и полицейские бросились наутёк. Толпа выла, руки клевали портрет.

Словно голодные хищные птицы. Старухи жевали кусок холста, мужчины разламывали раму, рвали картину в мелкие клочья.

Том, слепо подражая остальным, тоже схватил себе клочок, дёрнул и упал. Его чуть не затоптали, и только толчки и пинки вышибли его на волю. Том, весь в сса­динах и разорванной одежде, побежал прочь. Он бежал, не оглядываясь, прерывисто дыша, и крепко-крепко сжимая клочок холста в кулаке.

Дома его встретили окриком:

– Где болтался? Ложись спать!

Том лёг. Кругом царила тишина. Рука его была плотно прижата к груди, сердце колотилось. Он зажмурился. Долго ли он так пролежал, он не помнил. Но в небе блес­нула Луна и осветила комнату. Том тихо разжал пальцы – на его ладони лежала УЛЫБКА. Мир спал, освещённый Луной. А Том смотрел на нее в белом свете и повторял:

– Улыбка, чудесная улыбка...

Он продолжал её видеть, даже когда закрывал глаза. Во мраке ночи перед ним плыла УЛЫБКА – ласковая и добрая, улыбка радости и красоты.

Том уснул, а мир был объят безмолвием. Луна плыла по небу навстречу утру».

Надо заметить, что всё изложение идет на фоне видеоряда: на экране огромная репродукция "Джоконды", затем она постепенно предстаёт разорванной сначала на крупные куски, затем всё мельче и мельче, в завершение - огромная улыбка во весь экран, а потом - вновь "Джоконда" целая и невредимая. В условиях современной компьюте­ризации подобный ряд сделать несложно, а сила эмоционального воздействия на детей - огромна.

Во время обсуждения вопросов к рассказу проверяется широта кругозора учащихся и глу­бина их познаний по целому ряду гуманитарных предметов. Анализируя нравственные уроки этой антиутопии, ребята, как правило, вспоминают и ужасы гитлеризма (кхрустальную ночь~, горящие книги...), и костры инквизиции, и крушение Рима, и трагедию большевизма... Пытаясь понять психо­логию толпы, часто обращаются к брехтовскому "Шагают бараны в ряд, бьют барабаны, кожу на них дают те же бараны". Философские размыш­ления Махатмы Ганди, Льва Толстого, Дмитрия Лихачева, Федора Достоевского, Жана-Поля Сар­тра и других подводят к пониманию ненасилия и "внутренней свободы" человека как его экзистен­ции, формы его существования. "Улыбка" Рея Брэдбери даёт огромное поле для размышлений; примеры человеческого падения и вандализма, увы, не исчерпываются прошлым. Говоря о се­годняшнем дне, дети часто вспоминают безумства футбольных фанатов, подростковую жестокость с выкладками в Интернет и многое другое.

После обсуждения "Улыбки" ученица говорит: "Хорошо, что это фантастика, и мы можем видеть этот загадочный и прекрасный шедевр Леонардо да Винчи как в репродукциях, так и в оригинале". Предоставим же слово нашему эксперту.

В многолетней практике преподавания МХК мы с учащимися посещаем страны Европы, бывали и в Лувре.

Эксперт. Мне посчастливилось видеть эту картину в оригинале, в Парижском Лувре. Я хочу рассказать о ней. Это полотно, написанное великим Леонардо 500 лет назад, является наиболее популяр­ным в мире. Едва ли какой-то другой портрет при­ковывает к себе столь жадное внимание и вызывает столько комментариев. "Мона Лиза" порождала, порождает и будет порождать различные легенды, слухи и домыслы. Люди, не могущие объяснить секрет её неувядаемой притягательности, предписы­вали ей даже колдовскую силу. Её неоднократно пы­тались похитить, подделать, разгадать. Её много раз копировали, но ни одна копия не соответствовала оригиналу в точности. Её нещадно тиражировали, изображая на всевозможных рекламных этикетках. И - бесконечно любили: стоило только привести "Мону Лизу" в какой-нибудь город на выставку, очереди желающих её увидеть были нескончаемы­ми, а меры безопасности - беспрецедентными.

И ныне в знаменитом Лувре посетители, с картой этого громадного музея (ученица показывает карту) - иначе нельзя не "утонуть в море прекрасного" - двигаются по стрелкам, прежде всего, "К Джокон­де" - "К Джоконде" - "К Джокодне"... У самого полотна - всегда столпотворение, трудно пробиться сквозь стену желающих заглянуть в её загадочное лицо. Но, сделав это, невольно замираешь в без­молвии, как мальчик Том, герой фэнтези Брэдбери.

Эксперт обращает внимание аудитории на во­просы на экране.

  1. Что Вам известно о загадках и версиях этой картины?
  2. Какие вопросы Вы бы задали Леонардо да Винчи?

З. Что видишь, пристально вглядываясь в лицо Джоконды? (Эксперт поименно обращается к не­скольким слушателям.)

  1. Опишите её эмоции. Её часто называют "ли­цом эпохи", дайте характеристику этому "лицу".
  2. В чём её главная загадка?

В ходе диалога эксперта с аудиторией выяс­няются основные "загадки" великого полотна и имеющиеся на сегодня версии, которые учащимся известны из курса МХК и дополнительных инфор­мационных ресурсов.

«Загадки». 1. Кто изображён? 2. Почему автор не отдал полотно "заказчику"? З. Почему так много копий? 4. Почему ни одна из копий не соот­ветствует оригиналу в точности? 5.Что видим за её спиной, какой фон?

Некоторые известные версии. 1. Изображена флорентийка Мона Лиза, вышедшая замуж за бо­гатого горожанина Франческо Джокондо, отсюда её название. 2. Автопортрет самого Леонардо, за­печатлевшего в женском образе свои черты. З. Мать художника, бедная женщина Катерина. 4. Глубоко больная женщина (так называемая медицинская версия). 5. знаменитая куртизанка Флоренции. б. Это синтез двух начал - мужского (Иисус Христос) и женского (Мадонна). 7. Это обобщённый образ - "лицо эпохи".

Количество версий и широта обсуждения за­висит от уровня подготовленности аудитории и, разумеется, это лишь примерный план.

Эксперт подводит некоторые итоги обсужде­ния. Действительно, шум большой вокруг этой картины. Есть мнение, что истинная причина её неувядающей популярности кроется во ВСЕЧЕЛО­ВЕЧНОСТИ. Как Вы понимаете это слово? (Дети высказываются.)

 

Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 37-39

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.