Произведения живописи как источник творческого проектирования

О.Ожерельева,
кандидат педагогических наук, доцент, г.Борисоглебск

Произведения живописи как источник творческого проектирования

Практическая работа со студентами по живопи­си, архитектурной колористике, скульптурно-пластическому моделированию показывает, что связь слабо осуществляется между произведениями худож­ников, живописью, оперированием пространственными образами и макетированием. Острота этой проблемы особенно очевидна в дизайнобразовании, так как сту­денты со слабыми пространственными представления­ми в дальнейшем испытывают трудности в работе над дипломным проектом.

В учебном плане направления подготовки 270300 "Дизайн архитектурной среды" макетированию отво­дится значимое место. Оно активно используется прак­тикующими архитекторами-дизайнерами и должно внедряться в учебный процесс в высших учебных за­ведениях, готовящих специалистов данного профиля.

Повышение качества подготовки архитектора-дизайнера осуществляется путем освоения студен­тами современного языка пластической культуры. Предлагаемая модель организации учебного процесса объединяет несколько традиционно самостоятельных для архитектурного образования дисциплин (рису­нок, живопись, макетирование) в единый комплекс "Основы и язык визуальной культуры".

Обращение к новым образовательным технологи­ям, актуализация проектного образования повлекла за собой разработку учебных заданий по дисциплине "Архитектурная колористика". Источником твор­чества может являться живописное произведение художника. При выборе конкретного произведения учитывались личные симпатии студента, которые необходимы для создания творческой атмосферы в работе; общеизвестность, популярность выбираемо­го произведения; композиционная и колористиче­ская выразительность, способствующая развитию объемно-пространственного мышления студентов.

Так были выбраны репродукции художников Вин­сента ван Гога, Поля Сезанна, Клода Моне, Роберта Финала, Жан-Марка Янячика, Кузьмы Петрова-­Водкина, Ильи Машкова, Александра Куприна.

Цель самостоятельной работы студентов - освое­ние элементов профессионального языка, изучение колористики мастеров живописи, композиционных основ формообразования, копирование живописного произведения художника, поиск новых цветовых от­тенков, объёмное эскизирование...

На первом этапе необходимо научиться стилизо­вать выбранное произведение. Важно, чтобы студенты передали в композиции колористическое единство произведения, использовали различные приёмы цветовых гармоний (контрастные цвета, родствен­ные цвета, монохромный светлотный контраст). Стилизация живописных произведений помогает осмыслить и систематизировать полученные ранее знания по цветоведению. Такие задания несут в себе художественно-дизайнерское начало.

На втором этапе решается задача преобразова­ния живописной стилизованной работы в объёмно-пластическую форму. Так происходит освоение основных закономерностей построения объемно-пространственных форм, законов перспективы и закрепление их в макетировании. Дизайнер должен не только "выдать" идею, но и знать, как воплотить ее в материале. Макетирование является рабочим методом, средством выражения творческой мысли. Объёмное изображение даёт представление о про­странственной композиции, где студентами решаются следующие задачи:

  • выявляется общий вид геометрических про­странственных форм (кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр.);
  • расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции;
  • остро сочетаются на плоскости разные пласти­ческие формы (объемные, плоскостные и линейные).

При успешном решении этих и подобных задач достигается предельная выразительность построения объёмно-пространственной композиции. Большое значение имеет широкое использование графическо­пластических средств, в частности фактуры, рельефа.

Разработанная система формирования навыков стилизации и макетирования живописного про­изведения даёт студентам возможность получить более глубокие знания; вариативно и логически по­следовательно решать живописные задачи, грамотно применять различные технические приёмы, вести работу с соблюдением требований технологии гуа­шевой живописи, самостоятельно планировать спо­собы построения красочного слоя, соответствующего определённым изобразительным задачам. Объёмное макетирование позволяет освоить принципы объёмно­го формообразования, понятия тектоники материала и архитектоники объекта, понять функциональную взаимосвязь основных и декоративных элементов сложной объёмной формы.

Использование инновационных технологий, ори­ентированных на синтез различных видов художе­ственной деятельности, развивает изобразительные, конструктивные, творческие способности, влияющие на дальнейший процесс освоения студентами профес­сии архитектора-дизайнера.

Литература:

  1. Паранюшкин Р.В. , Г.Н. Хандрова. Цветоведение для художников: колористика - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  2. Эдвардс, Б. Цвет. - Минск: Поппури, 2011.
  3. Стародуб К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. .
  4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. посо­бие для студентов вузов, обучающихся по специальности *Изобразительное искусство. - М.: ВЛАДОС, 2006.

(Иллюстрации помещены на 1-й странице вклейки.)

 

 

Искусство в школе: 
2023
№6.
С. 32

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.