Эта вечная и всегда новая музыка…

В.Перепелица,
кандидат педагогических наук, ведущий библиотекарь МБУК «№ 1», г.Губкин Белгородской области

                                                                      Здравствуй, уважаемая редакция. Искусство – одна из моих любимых тем.

1 октября – Международный день музыки. Возможно, кто-то не обратит на это никакого внимания (такое тоже может быть). Пишу вам, потому что очень-очень люблю музыку. Вначале на Украине окончила музыкальное училище, играю на баяне, сейчас вот освоила гитару, пою. Музыка – важный помощник в творческой библиотечной деятельности. А если ещё играет и сам библиотекарь, то это же – находка для всего коллектива! Музыка создаёт особый настрой перед мероприятием или важной встречей, помогает и библиотекарю урегулировать своё психоэмоциональное состояние.

Давно собиралась написать на музыкальную тему, так как я всегда с музыкой или она со мной, так вер-нее. Правда, может, немного увлеклась, но столько всего интересного. Столько можно было ещё рассказать. Особенно, если ты это любишь. Например, актуальный на сегодняшний день момент: молодёжь считает, что любая музыка полезна, и даже не подозревает, какой вред наносит это «бум-бум» не только их ушам и здоровью, но и всем нам, окружающим. Эта «музыка» «рвётся» сегодня из всех щелей. Не дай Бог! Всего вам доброго! Гармонии! И хорошей музыки, от которой голова не болит, а настроение поднимается!

Эта вечная и всегда новая музыка…

Литературно-музыкальной праздник для учащихся старших классов

Подготовка. Оформлена книжная выставка.

Подобраны эпиграфы:
Цель музыки – трогать сердца.
И.С. Бах
Как жизнь, людьми любима,
Как жизнь, ты непроста,
Как жизнь, непостижима, Музыка
К.Кулиев

Фонограммы фрагментов музыкальных произведений: «Баркарола» Ф.Шуберта; «Вальс цветов» П.И.Чайковского; «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта; «Весна» из цикла «Вре-мена года» А.Вивальди; «Сиринкс» К.Дебюсси; Концерт для скрипки №2 Никколо Паганини; аудиозапись стихотворения А.А.Ахматовой «Звенела музыка в саду» в исполнении Аллы Демидовой; песни «Старый флейтист» Б.Окуджавы и «Мой друг музыкант» Б.Гребенщикова.

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2), Волшебный смычок (Юноша в строгом костюме), Маэстро, Музыка (Девушка в красивом платье), Чтецы (1) (2) (3).

Во славу музыки

Чтец (1).

Ежедневно, ежечасно,
Каждый миг существования
Слышу музыки прекрасной
Я знакомое звучание.
Вслушайся, она повсюду.
Слышишь, словно чьи-то руки
Из теченья наших судеб
Плавно извлекают звуки.
в ушах звенящий ветер,
полночных снов хрустальность,
Всё, что только есть на свете,
Источает музыкальность.
Всё, чем только ещё можно
Чувств поджечь опасный порох,
часы, что бьют тревожно,
листвы спокойный шорох,
глубокое молчание
ритм дождя, что бьёт по крыше,
Это музыки звучание.
Вслушайся и ты услышишь…

С. Миронов. Музыка

Звучит фрагмент «Баркаролы» Ф.Шуберта.

Чтец (2).

Ты слышишь – это музыка.
Ночи не будет, будет вечная музыка.
Скорби не будет – будет музыка.
Смерти не будет – будет музыка.
Музыка навсегда.
Ты слышишь – это музыка.

На сцену выходят Ведущие (1) и (2).

Ведущий (1). На вопрос, что такое музыка, можно ответить по-разному. Например, серьёзно: «Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков». Но, честно признаемся, большинству из нас это будет малопонятно. Более ясен шутливый ответ: «Из всех шумов, какие только известны человечеству, музыка – шум самый дорогой» (Т.Готье). Учёные философы от-ветили бы приблизительно следующее: «Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью» (Б.Арним). А от людей, настроенных на возвышенно-поэтический лад, мы бы услышали нечто особенное и красивое, созвучное романтике их сердец: «Музыка – язык души и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она – тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчая-ния или о кратких мгновениях истинной радости и веселья» (Х.Джебран). Какая поэзия! Но самое удивительное: эти абсолютно разные ответы лишь доказывают, как музыка прекрасна и многогранна. А ещё....

Ведущий (2). Постой, друг мой. Глядя на удивлённые лица наших гостей, смею тебя уверить, что ты несколько увлёкся. Посуди сам, пригласили ребят в гости, а зачем, и по какому-такому поводу не объяснили.

Маэстро. Друзья мои, мне кажется, что вы о чём-то спорите? Не могу ли я быть чем-то полезен?

Ведущий (1). Благодарим Вас, Маэстро. Только не спорим мы вовсе. Дело в том, что для всех люби-телей музыки приближается такой замечательный праздник – Международный день музыки, а нам очень хочется рассказать много интересного, незнакомого, необычного о ней. Да, да, не удивляйтесь в чарующем и волшебном музыкальном мире скрыто столько тайн, что ребята и не догадываются об этом. Как Вы полагаете, Маэстро?

Маэстро. Идея, несомненно, замечательная. Но мне почему-то кажется, что ребята и сами уже догадались об этом. Поэтому, надеюсь, никаких возражений по этому поводу не последует. Но, позвольте, а где же сама «виновница» торжества? Неужели в праздничной сутолоке мы забыли о ней?

Ведущий (2). О ком Вы говорите, уважаемый Маэстро? Ах, да! Ну конечно же это Её Величество Музыка. Как же мы могли допустить такой кон-фуз? А вдруг, обидевшись, она вообще не пожелает прийти на наш праздник. Что же теперь делать? Ведь без неё праздник – и вовсе не праздник.

Маэстро. Успокойтесь, друзья мои, мы просто не имеем никакого права лишить всех присутствующих такого торжества.

Звучит фрагмент «Вальса цветов» П.И.Чайковского. На сцене появляется Музыка (Девушка в красивом платье).

Ведущий (1) и (2) (радостно и в то же время удивлённо). Да, вот же и она!

Музыка. Добрый­ день. Я слышала, вы говорили обо мне, и поняла, что нужна вам. Вот я и здесь. Более того, я безмерно счастлива тоже поучаствовать в вашем празднике, тем более он определённо касается меня. А помогать мне будет мой Волшебный Смычок. Поверьте, он такой умный, начитанный, столько всего знает, обладает прекрасной памятью, и мне совсем не стыдно признаться: я часто прибегаю к его помощи. Так что вы говорили о музыке?

Волшебный смычок. Позвольте заметить, Ваше Величество, музыка даёт нам пищу духовную, иначе говоря, пищу для души. Ещё древнегреческий фило-соф Платон обратил внимание на то, что «Необучен-ный музыке – невежда», а невеждой, согласитесь, вряд ли кому-то хочется быть. Не правда ли, ребята? (Ребята отвечают.) Совершенно особое отношение  к музыке было у древних китайцев, которые считали, что музыка – это всегда гармония. Наверное, поэтому волшебство музыки способно возвысить человека, поднять его над суетой, освободить от повседневных проблем и забот. А знаете…

Музыка. Ну что я вам говорила? Его не так просто остановить. Благодарю тебя, мой любезный друг, довольно философии. Ещё не хватало, чтобы наши гости заскучали. Кто же не любит музыку? Хотя, знаешь, а вдруг среди ребят найдётся хоть один такой «нелюбитель»? Нет? Ну, вот и замечательно.

Маэстро. Разрешите и мне обратиться к истории. В средние века, к примеру, музыка была такой же неотъемлемой частью воспитания и обучения, как латынь и точные науки, подобно наследнице греческой античности, когда образование юноши нельзя было помыслить без владения игрой на кифаре, авлосе и лире. В Европе и России времён Просвещения и романтизма, в XVIII и XIX вв., эти старинные традиции также горячо поддержи-вали: благородные дамы и кавалеры были просто обязаны играть на музыкальных инструментах и обучаться пению.

Звучит аудиозапись стихотворения А.А.Ах­ матовой «Звенела музыка в саду» в исполнении Аллы Демидовой.

Музыка. А может быть, и среди нас найдутся такие, кто умеет играть на каком-нибудь музы-кальном инструменте? Ах, как это похвально и, право, очень радостно! Полагаю: ничто не омрачит наш праздник! А пока я предлагаю послушать нашу гостью Виту Владимировну Перепелицу, которая исполнит песню «Счастливый жребий» Б.Окуджавы под собственный аккомпанемент на гитаре. (Вы-ступление В.В.Перепелицы.)

Чтец (3).

И это всё у нас в крови,
хоть этому не обучали:
чем чище музыка любви,
 тем громче музыка печали,
чем громче музыка печали,
тем выше музыка любви.
Б.Окуджава

Маэстро. Знаете, ребята, Булат Шалвович Окуджава считал Музыку важнейшим из искусств и очень любил эту личность (музыканта), равно, как и слова: «музыка», «музыкант», «струна», не случайно же у него так много песен о музыке, музыкантах.

Чтец (1).

   В моей душе запечатлён портрет одной
прекрасной дамы.
Её глаза в иные дни обращены.
Там хорошо, там лишних нет, и страх не властен
над годами,
          И все давно уже друг другом прощены.
           Ещё покуда в честь неё высокий хор звучит
хвалебно,
          И музыканты все в парадных пиджаках.
          Но с каждой нотой, боже мой, иная музыка
целебна,
И дирижёр ломает палочку в руках.
Не оскорблю своей судьбы слезой поспешной
и напрасной,
Но вот о чём я сокрушаюсь иногда:
Ведь что мы сами, господа, в сравненьи с дамой
той прекрасной,
И наша жизнь, и наши дамы, господа?
Она и нынче, может быть, ко мне, как прежде, благосклонна,
И к ней за это благосклонны небеса.
Она, конечно, пишет мне, но… постарели почтальоны,
И все давно переменились адреса.
Б. Окуджава. Ещё один романс

Ведущий (1). Тема нашего разговора – музыка, история музыкальных инструментов, которыми некоторые ребята, как они сами это подтвердили, владеют, а вот познания их в этой области, думаю, не очень-то велики.

Ведущий (2). Ну, это не беда. Этот пробел мы и постараемся сегодня восполнить.

Маэстро. А теперь, думаю, нам следует внести некоторую ясность, дабы не упустить нечто важное.

Ведущие (1) и (2) (недоуменно). Что же? Волшебный смычок. А я, кажется, догадываюсь, о чём идёт речь.

Маэстро. Вернёмся к предыстории нашего праздника. Уверен, что всем нам полезно, кому напомнить, а кому – и узнать, что первый Международный день музыки, учреждённый Междуна-родным музыкальным советом, в соответствии с резолюцией 15-й Генеральной ассамблеи IMC при ЮНЕСКО, прошедшей в Лозанне в 1973 г., был проведён 1 октября 1975 года.

Музыка. Девизом его, по моему твёрдому убеждению, стали слова «Во имя истины, добра и красоты», поскольку ставило своей целью распространение музыкального искусства во всех слоях общества, реализацию присущих ЮНЕСКО идеалов мира и дружбы между народами, разви-тие культур, обмен опытом и взаимное уважительное отношение к эстетическим ценностям друг друга. С тех самых пор 1 октября во всём мире ежегодно отмечается теперь как Международный день музыки.

Ведущий (1). Д.Д. Шостакович (1906-1975 гг.) говорил, что музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат, потому что:

Есть в музыке такая сила,
такая тягостная власть,
что стоит под неё подпасть, –
и жизнь покажется красивой.

Безусловно, жизнь прекрасна сама по себе, но всё же музыка делает её ещё краше.

Звучит «Весна» А.Вивальди из цикла «Времена года».

Орфей и Эвридика

Маэстро. Не секрет, что существует множество музыкальных историй – вымышленных и правдивых. Однако под бременем времени каждая реальная история, словно снежный ком, обрастает всё новыми подробностями, которых, несомненно, становится превеликое множество, и постепенно превращаясь в миф.

Музыка. И все же, давайте проверим ребят, какой самый известный музыкальный миф? (Ре-бята отвечают.) Конечно, это миф об Орфее и его возлюбленной Эвридике. О них написано музы-кальных произведений больше, чем о каких-либо других мифических героях. Это тоже история о любви – печальная, но очень красивая. Как повествует древнегреческий миф, Бог искусств Аполлон подарил Орфею, сыну царя Фракии и музы Каллиопы, лиру. И Орфей так научился играть на этом инструменте, что не было ему равных. Казалось, музыканту была подвластна вся природа, своей необыкновенной игрой он очаровывал и людей, и зверей, даже деревья и скалы начинали двигаться под звуки его музыки. Женой этого непревзойденного певца и музыканта была красавица Эвридика. Но однажды произошло ужасное: Эвридику укусила змея, укус которой был смертельным.

Чтец (2).

Вонзится жало. Вздрогнет Эвридика,
ударится о синюю траву,
        И синий лес, качнувшийся от крика,
        литое тело словно обовьёт
         коротким эхом…
В ужасе Орфей,
Отбросив песню, кинется по следу,
         И будет песня падать вдалеке
         За море, словно солнце догорая,
Вдруг погаснет, синей тишиной захлестнутая.

Ведущий (2). Померк белый свет для Орфея, горе его было настолько безгранично, что он от-правляется в Аид – царство мёртвых – вызволить любимую.

Чтец (3).

Бледный, отрешённый,
        С кифарою в руках в глухую полночь
         Придёт Орфей на жёлтый берег Стикса.
         Вокруг него тесниться будут тени.
         И тень Харона – злого старика –
         Ему навстречу вскинется из мрака,
         И тень челна качнётся на воде.
Орфей, к Харону руки простирая,
Начнёт молить его перевезти
Через реку – туда, где Эвридика,
Перевезти…

Чтец (1).

Но слезы и мольбы,
Пройдя сквозь тень угрюмого Харона
Не вызовут ответа.
        и Орфей,
одежды разрывая, проклянёт
тот день и час, когда на этот свет
явился он из чрева Каллиопы.
Холодный свет!
Сыпучая земля,
Что впитывает злобу, словно влагу,
и людям отвечает за любовь и муки.

Ведущий (1). Своим пением Орфей решается покорить властителей Аида, чтобы они позволили Эвридике вернуться в царство живых вместе с ним. Сделка совершена с одним лишь условием: Орфей не должен оборачиваться, пока Эвридика не выйдет из Аида на солнечный свет.

Чтец (2).

Тяжёлый жребий – завтрашний,
Однако сегодня ты, не ведая о нём,
Ещё сидишь в лачуге под скалой
        И ласково настраиваешь струны
        У своей кифары.
Синяя травинка в твоих зубах,
 и взор твой – беззаботен.
         И песня уже просится наружу,
         от сердца поднимаясь.

<…>

Чтец (3).

Эвридика стоит в дверях.
Простая шаль из шёлка
лежит у ног и пламенем
холодным
подчеркивает бронзовую свежесть
лица и тела…

В.Прохватилов. Орфей

Волшебный смычок. И всё бы хорошо, да вот не стерпел Орфей и уже у самого выхода из Аида всё же оглянулся он на свою возлюбленную, и та мгновенно исчезла в царстве мёртвых. Теперь уже навсегда. Когда Орфей погиб, в знак памяти его лиру по просьбе Аполлона боги поместили на небо. Так появилось созвездие, которое сегодня называется – созвездие Лиры.

Такие разные превращения
Стихия музыки – могучая стихия.
Она, чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней…
В.Винокуров

Музыка. Ребята, как вы думаете, музыкальные инструменты, какими вы видите их сейчас, существовали в таком виде всегда?

Ребята отвечают.

Ведущий (2). Вы и не догадываетесь, какое превеликое множество всевозможных происшествий, путешествий и даже приключений связано  с музыкой. И как бы это ни казалось странным, но даже когда на земле не было ни городов, ни сёл, музыка уже тогда всегда была рядом с человеком.

Ведущий (1). Да-да, именно так. Кто-то улыбнётся, а кому-то и вовсе покажется смешным тот факт, что у первобытных людей тоже имелись музыкальные инструменты. У них был даже свой «оркестр» ударных инструментов. Не верите?

Маэстро. А всё очень просто. И тысячу лет назад люди смеялись, танцевали и радовались. И вот, вместо того чтобы в такт песне хлопать в ладоши или притоптывать ногами, они стали постукивать разными предметами, например, двумя раковинами, деревяшками, плоскими камешка-ми, погремушками и т.д. Звук от этого получался намного громче и звонче. Так и возникли первые ударные инструменты. Надо отдать должное: фантазия у первобытных людей была очень развита. И к своим нехитрым музыкальным «изобретениям» они подходили очень творчески.

Ведущий (2). Потом «пошли» духовые инструменты. Их стали делать из костей животных, пустого стебля тростника. Кстати, стебель тростника стал «предком» и пастушеской свирели, и многих духовых инструментов современного оркестра– флейты, гобоя и других.

Ведущий (1). А я даже знаю сказочную грустную историю о флейте, которая называется «Флейта Пана». Думаю, ребятам будет интересно узнать о ней. Так называют многоствольную флейту, состоящую из нескольких трубок разной длины. Её создание приписывают богу лесов и рощ Пану. Согласно существующей легенде, козлоногий Пан, у которого также имелись рожки на голове и длинный хвост, влюбился однажды в лесную нимфу по имени Сиринга, которая, увидев существо с рогами, копытами и хвостом, пришла в ужас, хотя на самом деле Пан не был таким ужасным. Он даже помогал охотникам в поисках дичи и казался вполне дружелюбным. Правда, Пан любил поспать днём, и если ему ме-шали спать, то начинал кричать таким страшным голосом, что у всех, кто слышал этот крик, от страха волосы на голове вставали дыбом. Отсюда, как вы догадались, и пошло известное ныне вы-ражение «панический страх». А что же Сиринга? Объятая страхом, она кинулась прочь от Пана, он же устремился за ней. Пытаясь спастись от преследователя, Сиринга бросилась в реку. Её под-руги, речные нимфы, превратили её в тростник.

Звучит песня Б.Окуджавы «Старый флей-тист».

Волшебный смычок. Тоскуя по несостоявшейся любви, Пан срезал этот тростник и сделал из него флейту, назвав новый инструмент именем своей любимой – сиринга.

Чтец (1).

Музыка мне больше не нужна.
Музыка мне больше не слышна.
Пусть себе, как чёрная стена,
         К звёздам подымается она.
Пусть себе, как чёрная волна,
Глухо рассыпается она.
Ничего не может изменить,
И не может ничему помочь.
То, что только плачет, и звенит,
И туманит, и уходит в ночь...

Ведущий (2). Звуки флейты Пана были просты и незатейливы, но зато очень чистые и ясные. На этом инструменте играют и в наши дни, правда, каждый народ дал ему своё название. Теперь его делают не только из тростника, но и из бамбука, дерева и даже из кости.

Звучит фрагмент пьесы «Сиринкс» К.Дебюсси.

Маэстро. А из охотничьего лука получилась арфа – один из древнейших музыкальных ин-струментов. В те времена арфа была очень распространённым инструментом. Это стало понятно из множества рисунков, которым было несколько тысяч лет. Учёные поняли, что арфа была любимым инструментом в восточных странах.

Посмотрите внимательнее на герб Ирландии – на нём красуется арфа – единственный музы-кальный инструмент, удостоившийся чести быть изображённым на государственном гербе.

Чтец (2).

                  В минуты музыки печальной
                  Я вспоминаю жёлтый плёс,
                  И голос женщины прощальный,
                  И шум порывистых берёз.
И первый снег под небом серым
Среди умолкнувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей. <…>
Но всё равно под небом низким
Я вижу явственно до слёз
И жёлтый плёс, и голос близкий,
И шум порывистых берёз.
Как будто вечен час прощанья,
Как будто время не причём
                   В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чём.
Н.Рубцов. Бриз

Три доски, три струны…

Так перед праздною толпой
                        И с балалайкою народной
                        Сидит в тени певец простой
                       И бескорыстный
и свободный!..
М.Лермонтов

Музыка. Сегодня, ребята, мы имеем возможность наслаждаться игрой оркестров народных инструментов, где почетное место принадлежит балалайке. Но это сейчас. Между тем мало кто знает, какая нелегкая судьба выпала на долю этого замечательного инструмента. Вижу на ваших лицах улыбки, а зря: трудными бывают судьбы не только у людей.

Волшебный смычок. Ваше Величество, простите меня, но я очень хорошо помню эту историю.

Музыка. Тогда и начинай, а мы все тебя с удовольствием послушаем.

Волшебный смычок. Было это лет сто назад, а может, и больше. В Петербурге проживал тогда известный скрипичный мастер Иванов. К нему-то и пришёл молодой скрипач Василий Андреев, сказав, что желает заказать Иванову музыкальный инструмент – балалайку. Услышав это, Иванов не просто рассердился, а прямо-таки разгневался. Почему? Как это ему, уважаемому мастеру, предлагают сделать шутовской, скомороший инструмент. Да ещё, видите ли, просят изготовить его из самого лучшего дерева, которое он годами высушивал, готовил для благородных скрипок и виолончелей. А тут – всего лишь какая-то балалайка! Ведь это и не инструмент вовсе, а так – некое недоразумение. К слову, балалайка от татарского «бала» – дитя. Вот и выходит, что, детская забава, баловство, одним словом.

Маэстро. Не трудно догадаться, что сердитый мастер конечно же отказал Андрееву в его просьбе, добавив, что он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой мелочной лавке, где торгуют разной всячиной. Однако В.Андреева нисколько не испугали гневные слова мастера. Напротив, он вновь и вновь красноречиво расхваливал учителю преимущества желаемого инструмента, пока наконец его не убедил и тот окончательно не сдался. Причина была и в том, что по душе пришёлся именитому мастеру молодой музыкант, так горячо отстаивавший свою точку зрения, несмотря на странность речей: мол, желает он наладить русские народные инструменты и собрать их всех в небывалый дотоле оркестр.

Музыка. Но всё так и случилось. Василий Васильевич­ Андреев (1861–1918) осуществил свою мечту в 1887 г., основав в Петербурге вначале «Кружок любителей игры на балалайке», а чуть позже организовал и первый в России оркестр русских народных инструментов, которому вскоре рукоплескала уже и вся Россия. Да разве только Россия-матушка?! И за рубежом виртуоза-балалаечника Андреева принимали «на ура». А концерты его оркестра имели поистине оглушительный успех, вызвав бурю восторга: ведь это было абсолютно новое, доселе невиданное. Что и говорить: «чудо заморское», да и только! Подумать только: «простонародные» инструменты, не имеющие никакого музыкального статуса (ложки, бубен, треугольник) зазвучали совершенно по-иному: возвышенно и благородно, что стало истинным открытием в мире музыки.

Волшебный смычок. Не хочется упустить ещё один интересный момент относительно домры, которую для нас «открыл» всё тот же Василий Андреев. Совершенно случайно в Вятской губернии он отыскал всего один такой инструмент и даже не сразу понял, что это такое. Уже потом, благодаря своим «исследованиям» – описаниям и изображениям на старинных лубочных картинках, Андреев установил, что перед ним самая настоящая русская домра, незаслуженно всеми забытая. Таким образом, он восстановил и этот инструмент, дав ему новую музыкальную жизнь.

Ведущий (1). Важно подчеркнуть: в Англии оркестр Андреева имел такой огромный успех, что англичане тут же выписали из России двести балалаек и в нескольких полках английской армии ввели обучение на этих инструментах.

Ведущий (2). Сегодня, ни у кого не вызывает удивления , что теперь в нашей стране сотни таких оркестров. Игре на русских народных инструментах учат в настоящее время в различных музыкальных учреждениях. Но надо помнить о том, что оркестр В. Андреева – это первый оркестр народ-ных инструментов, в котором высший класс профессионализма «показали» беспородные домры, балалайки, гусли, баяны. Они первыми нашли ту дорожку, которая и привела их к мировому успеху. Первооткрывателям в любой сфере деятельности приходится очень не сладко. Но, как говорится, «дорогу осилит идущий», а потом, новое – это двигатель прогресса. Так было и так будет всегда.

Продолжение следует.

 

 

 

Искусство в школе: 
2014
№5.
С. 36-41

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.