Арттерапия: мобилизация творческого потенциала
Арттерапия: мобилизация творческого потенциала
Термин "арттерапия" стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Относительно молодо и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. С английского языка этот термин можно перевести как "лечение, основанное на занятиях художественным творчеством...".
Творчество – самовыражение личности в деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В основе творчества лежат такие свойства личности, как воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности и потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Существует много примеров применения арттерапии как средства гармонизации психики и развития творческого потенциала личности, как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Во многих случаях "арттерапевтическими" называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, музыки, поэзии, чтением сказок и т.д. Понятие арттерапия, как правило, подразумевает психотерапию посредством визуальных, пластических искусств. При обозначении других частных форм терапии творчеством говорят о драмотерапии (психотерапии посредством театрального искусства и ролевой игры), музыкальной терапии, танцедвигательной терапии и т.д. Современное понимание арттерапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии (во многих случаях в арттерапевтической работе могут использоваться музыка, драматическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности человека; при этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей). Во-вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.
Наши многолетние исследования показывают, что занятия тем или иным видом искусства само по себе является своеобразной терапией души, катарсисом. В процессе творчества человек выводит во внешний план свои чувства, материализуя их. В силу этого происходит освобождение и катарсис – очищение переполняющих человека чувств.
Наша концепция основывается на том, что каждый человек должен заниматься тем или иным видом искусства, в зависимости от его способностей, интересов, склонностей, чтобы быть психически здоровым человеком. Искусство и творчество должны быть средством профилактики и коррекции психического здоровья, духовного развития личности – но и средством лечения нашей души.
Наиболее значимыми факторами являются ориентация арттерапии на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, её акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме того, арттерапия не навязывает человеку внешних, механических средств лечения или разрешения его проблем (как, например, медикаментозное лечение или внушения врача-психотерапевта).
В определённой мере арттерапия выступает в качестве реального противовеса "технократическим" средствам врачевания, образования и решения социальных противоречий, все чаще обнаруживающим свою несостоятельность. Интерес к арт-терапевтическим методам отражает потребность современного человека в более естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к самонаблюдению и активному действию.
Терапия искусством и творчеством осуществляется в двух вариантах: активном и пассивном. В первом случае это задания на определённую тему при работе с предложенными материалами и занятия на произвольную тему с произвольным материалом (когда человек сам выбирает тему, материал, инструменты). Во втором случае для лечения используются уже существующие произведения; это эстетическое восприятие, анализ и интерпретация своих чувств и эмоций. Чаще всего терапия искусством должна осуществляться комплексно, и через творческие занятия, и через восприятие произведений искусства. Возможны такие варианты, как творчество самого психотерапевта (рисование, лепка, фото, дизайн и др.), направленное на взаимодействие с клиентом; изображение и анализ снов, ассоциаций, галлюцинаций, фантазии, воображения и.т.д.
В своей практике я применяю интегрированные формы арт-изотерапии; так, например, фото- кино-изотерапию сочетаю с ландшафтотерапией и эстетотерапией, когда дети не только созерцают пейзажи известных художников в музее или репродукции, но и сами выходят на пленэр с этюдником пишут этюды с натуры. Это очень важно, когда ребёнок находится в гармонии с природой, видит её красоту в "трёхмерном пространстве". Слышит пение птиц, шум ветра, воды, дождя; чувствует запах цветов, травы, тепло лета или холод зимы; ощущает вкус земляники, малины, яблок...
Живописный пейзаж поднимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, отвлекает от тяжелых переживаний. Те, кто живет среди природы, используют этот лечебный фактор, хотя нередко и не подозревают о нём. Они менее подвержены явлениям, от которых страдает более половины населения земного шара, – расстройствам сна, стрессам, вызывающим преждевременное старение организма.
Красота, в том числе красота природы, вдохновляет и возвышает, пробуждает лучшие человеческие чувства, приобщает к высокому и вечному и одновременно отвлекает от мелочного и пошлого. Она облагораживает людей, делает их добрыми и чуткими, счастливыми и милосердными. Красота успокаивает и бодрит, врачует тело и душу. Любуясь красотой природы, ища отдохновения от повседневной суеты и невзгод, человек инстинктивно находит лекарство от мрачных мыслей, подавленного состояния, раздражения, стрессы, бессонницы, утомления и других расстройств. Умение поддерживать хорошее настроение также необходимо человеку, как умение пользоваться предметами личной гигиены.
Проведение профилактики, коррекции, психотерапии посредством изобразительной деятельности является методом творческого самовыражения человека как личности. Диапазон выбора того или иного вида изодеятельности будет прежде всего зависит от интересов, способностей и склонностей самого человека.
Можно предложить следующие виды деятельности:
- живопись; рисунок; скульптура;
- прикладное искусство – керамика, художественная обработка материалов – металла, дерева, ткачество, батик, гобелен, плетение, макраме, вышивка и т.д.;
- художественное конструирование (дизайн) технических средств, окружающей среды, интерьера, мебели, дизайн ландшафта, оригами, киригами, фитодизайн и т.д.;
- фотоискусство – 4фотоохотам (телесъёмка, микросъёмка, макросъёмка), фотопортрет, фото-пейзаж, фоторепортаж, спортивная съёмка, сюжетная съёмка.
- кино-видеоискусство – киносъёмка и видеосъёмка игровых и документальных фильмов, мультипликация.
Арттерапия обладает очевидными преимуществами перед другими формами психотерапевтической работы. Ниже приведены некоторые наиболее значимые из этих преимуществ.
Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него специальных способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арттерапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
- Арттерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая "речь" является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
- Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостом между специалистом (психотерапевтом, психологом, педагогом и т.д.) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
- Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить "цензуру сознания", поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации скрытых идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые "вытеснены" либо слабо проявлены в повседневной жизни.
- Арттерапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека; в большинстве случаев она вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
б. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной оценки состояния и его изменения, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
7. Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и самореализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.
Превращение больных детей в практически здоровых с развитием у них творческих способностей – эта благородная задача без всякого преувеличения имеет общегосударственное значение. Вот почему для её решения должны быть подключены специалисты разных профессий – врачи, педагоги, психологи, психофизиологии, логопеды, дефектологи, психотерапевты и мастера различных видов искусства, владеющие современными методами диагностики, коррекции, лечения и реабилитации.
Артпедагогические и арттерапевтические методики дают возможность использовать групповую и индивидуальную формы работы, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов личности, закреплять их в реальной жизни с помощью искусства.
Ребёнок с проблемами в развитии проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, приносящего удовольствие, радость, заинтересованность, к возникновению оценочного отношения – основы формирования эстетического вкуса. Но чувство прекрасного формируется у ребенка не только путем созерцания; оно интенсивно развивается в условиях активной деятельности в разных видах искусства. В ней создаются благоприятные условия для коррекции познавательной, эмоционально-волевой сферы, а также предпосылки для формирования у ребёнка творческой активности и художественных способностей.
К каждому проблемному ребёнку нужен индивидуальный подход. Включение ребенка в творческий процесс должен осуществляться постепенно, с учетом того, что мир ребенка – это не мир взрослого. Этот мир маленького человека обусловливается пусть небольшим, но лично его жизненным опытом и присущими только ему психофизиологическими возможностями. А вот какие они – это должен понять и правильно оценить учитель, работающий в тесном контакте с психологом, дефектологом, психотерапевтом, психиатором, детским врачом.
Литература:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.
- Зорин С.С. Формирование визуальной культуры. – Глазов, 2002. 463с. Т.1; 2008. 500с. Т.2.
- Практикум по арттерапии / Под редакцией Копытина А.И. – М., 2000.
- Романова Е.С. и др. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.
- Бурно М. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.
- Кейз К. Об эстетическом моменте переноса // Исцеляющее искусство, 1998. Т. 1. 3e3. – С. 17-30.
- Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.
От редакции.
- Приобщение к искусству может служить средством не только терапии, но и профилактики.
- Эти цели лучше достигаются, если человек, взрослый или ребенок, вовлекается в собственное творчество, а не только повергается воздействию художественного произведения.
- Художественное творчество нужно каждому, чтобы быть здоровым человеком.
- Это – задача общегосударственного значения.
Таковы положения, на которых основана многолетняя деятельность автора статьи, и они полностью созвучны идее артпрофилактики, которую мы стараемся сделать достоянием общественного сознания и образовательной практики.
Оставить комментарий