Горизонты мультипликационной педагогики
Горизонты мультипликационной педагогики
В первых числах июля, по установившейся доброй традиции, в Новосибирске прошёл одиннадцатый по счёту Всероссийский открытый мастер-класс фестиваль детского мультипликационного кино "Жар-Птица". Фестиваль сохранил все свои привлекательные черты, о которых мы писали не раз: дух сотрудничества, а не соперничества, взаимное обучение всех участников, маленьких и взрослых, дебюты новообразовавшихся студий, активная работа детского жюри, интересная культурная программа... Но в день открытия произошло событие неординарное: организаторы фестиваля представили большую, красиво изданную книгу "Полёт Жар-Птицы", авторами которой стали виднейшие режиссёры, работники образования, методисты, создатели, педагоги и руководители многочисленных студий и другие люди, обогатившие фестиваль своим творчеством.
Материалы, включённые в книгу, можно условно поделить на три части:
- о жизни Детской киностудии "Поиск", на базе которой возник фестиваль;
- об истории фестиваля "Жар-Птица", его атмосфере, о некоторых его участниках;
- о мультипликации (анимации) как таковой, её своеобразии, образовательных и воспитательных возможностях.
С последним, видимо, связано главное значение этой разнообразной по содержанию книги, которая недаром имеет подзаголовок "Горизонты мультипликационной педагогики".
...На одной из улиц Новосибирска давно красуется то ли шуточный, то ли, напротив, сверхсерьёзный лозунг: "СЛАВА ТОМУ, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ МЫ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!" Мы знаем в каком тяжёлом положении пребывает сегодня гуманитарно-художественное образование российских детей и в его школьных, и во внешкольных формах. Но, несмотря ни на что, надежда жива! Мы ведь всегда отчётливо видим и остро чувствуем разрушение привычных ценностей, но порою можем не заметить, что зарождается что-то новое, пока это новое не набрало силу.
Уже в далёкие советские времена в Москве, Днепропетровске, Ярославле, Новосибирске и других городах Союза стали появляться детские студии, в которых дети, под руководством взрослых, снимали мультфильмы. Мне приходилось знать замечательных людей, истинных энтузиастов киновоспитания, стоявших у истоков этого движения. А с 2004 года – первой "Жар-Птицы»" я постоянно принимал участие в этом ежегодном празднике . И был свидетелем того, как фестиваль разрастался, набирал высоту, выходил за пределы города – области – региона и всей необозримой Сибири, как появлялись участники из Москвы и других городов европейской России. Птенцов у Жар-Птицы становится так много, что им уже трудно забиваться в единственное родное гнездо – и вот, отпочковываются самостоятельные фестивали, пока межрайонного масштаба; фестиваль "Эхо Жар-Птицы" прошёл и в Москве...
Не являемся ли мы свидетелями рождения нового направления общего гуманитарно-художественного образования, параллельного традиционному, "попредметному", с трудом выживающему в современной школе?
Такую надежду поддерживают общеизвестные особенности мультипликации. Это – синтез искусств: визуального образа, музыки, художественного слова, элементов актёрского дела. Это технологичность, привлекательная для современного ребёнка, которую истинный педагог-художник умеет сделать не самоцелью, а новым средством создания художественного образа. Это – возможность получать и предъявлять некий "социально значимый" продукт. Это – неограниченные возможности освоения всех сфер образования, от художественной культуры и истории до географии и естественнонаучных дисциплин, возможности использования анимации в публицистике и рекламе, в подготовке к творческому вхождению в широкий круг будущих профессий.
Так, может, мультипликационному движению и вправду по силам будет со временем оживить и перестроить общее образование – не вытесняя, конечно, а поддерживая и обновляя преподавание традиционных видов искусства?
Надеемся, что этому в какой-то мере поможет выпущенный сборник.
А.М.
Полёт «Жар-птицы». Горизонты мультипликационной педагогики» /Составитель П.И.Анофриков. Под общей редакцией А.А.Мелик-Пашаева. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2014. К книге прилагается диск с избранными детскими мульт фильмами.
Уважаемые читатели!
Если Вы считаете, что журнал “Искусство в школе”
нужен и должен существовать, подписывайтесь на него c любого номера
по объединённому каталогу «Пресса России»: индексы 73230 и 73189;
а также по каталогу «Почта России»: индекс 12277.
Для подписки на электронную версию журнала необходимо зарегистрироваться
на сайте http://art-inschool.ru/; оплатить подписку; прислать на электронный
адрес info@art-inschool.ru отсканированную квитанцию об оплате,
Ваш логин и адрес электронной почты, по которым Вы зарегистрировались на сайте.
Оставить комментарий