Можно ли научиться педагогической импровизации?
Можно ли научиться педагогической импровизации?
Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать педагогическую импровизацию? Это по-
настоящему уникальное явление, состояние "одержимости" идеей. В ней проявляется способность импровизатора образно осваивать и претворять материал, предложенный извне.
Однако, для того чтобы возникла эта посторонняя идея, необходима организация содержания урока, ориентированная на вариативность, ситуативность и подвижность условий педагогического процесса. Для уроков искусства мы предлагаем форму художественно-творческого диалога, основой которого является предварительный педагогический замысел, такая модель урока, в которой постоянно сосуществуют "максимум неожиданностей" и "максимум внутренней закономерности" (Б.В. Асафьев).
Художественно-творческий диалог - "приглашающая сила к импровизации, но ещё не сама импровизация". Понятно, что без живого общения невозможно и сымпровизировать самому, и научить импровизировать другого, но мы можем попытаться смоделировать процесс педагогической импровизации, в основе которой лежит "проживание" разных, но взаимосвязанных и взаимозависимых её уровней.
Первый уровень погружения в педагогическую импровизацию направлен на освоение содержания художественно-творческого диалога с опорой на определённые закономерности и свою внутреннюю логику. Очень важно понимать, что все действия учителя внутри диалога направлены на активизацию художественного мышления субъектов общения, на актуализацию и выражение личностного смысла. Одновременно учитель сам демонстрирует способность оперировать смыслами. Для этого ему необходимо, прежде всего, научиться проникать в смысл музыки, прочитывать её художественную идею. В связи с этим особое значение отводится работе с произведением искусства. Д.Б.Кабалевский, подготавливаясь к беседам с детьми о музыке, писал: 4...надо войти в мир этой музыки, пропитаться ею, сделать её особенно близкой, своей. Это самое важное звено в подготовке. Оно лежит всецело в области эмоций, способных, однако, будоражить мыслья1.
Глубоко анализируя музыкальное произведение, учитель черпает из него все возможные варианты раскрытия художественного замысла:
находит всевозможные нюансы, противоречия и алогизмы, "загадки" и "ловушки"; обращает внимание на интонационные особенности письма и логику музыкального развития. Работая с музыкальным материалом, педагог должен постоянно задаваться вопросом: почему всё это есть в музыке? Возможно, какая-то деталь, художественный приём или интонация, "в которой просвечивается смысл" (В.В.Медушевский), натолкнут учителя на соответствующие ассоциации, параллели, воспоминания.
Ключевым моментом на следующем уровне овладения педагогической импровизацией выступает работа с заданной основой. здесь педагог учится свободно обращаться с поступающей извне (от детей) новой информацией и оперировать уже известным материалом. Это - готовность учителя развернуть импровизационное общение, продумав возможные варианты выхода за пределы предварительного замысла. Такая настроенность на конкретные "повороты" в ходе урока способствует соотнесению детских высказываний и впечатлений с той проблемой, которую педагог хочет затронуть в процессе творческого диалога, возникновению нового замысла. Центральным принципом педагогической импровизации становится принцип прогнозирования вероятностного развития предварительного замысла урока. Это позволяет представить процесс решения педагогических задач как "проигрывание" разных вариантов их реализации и показывает, что в импровизационной деятельности воображением в определённой степени можно управлять.
Высший уровень педагогической импровизацией связан овладением способами "композиционнофабульной организации" материала урока. Иными словами, мы учимся проблематизировать поступающую информацию, находить в ней предмет предстоящего, нового художественно-творческого диалога и адекватные средства его воплощения.
Проследим на конкретном примере, как в сознании учителя может протекать процесс рождения и становления импровизации.
В рамках исследования проблемы "Как "увидеть" музыку?" первоклассникам было предложено "найти потерявшуюся" музыку к песне М.Славкина "Баба Яга". Учитель читает стихотворение Е.Каргановой.
Важно через самостоятельный творческий поиск вызвать у детей необходимость и потребность самим находить нужные средства выразительности, чтобы наиболее точно передать в музыке противоречивый образ героя. Для этого мы обращаемся к истокам русского мифологического персонажа, к представлениям о нём, складывавшимся веками, то есть "окунаемся" в духовную традицию народа. И оказывается, что ничем хорошим и приятным мы не можем наделить наш образ: злой, коварный и некрасивый. Поэтому для вступления и первой части как представления, знакомства с главным героем мы решили найти с ребятами интонации грозные, страшные, острые и "фальшивые". В процессе обсуждения дети сами подходят к таким понятиям, как низкий регистр, громкая динамика, быстрый темп, способ звукоизвлечения (подчёркивая, акцентируя) и другие средства выразительности. Очень важно вывести детей на понимание того, что всё, что они делали, то есть находили нужную форму и средства, необходимо было для выражения содержания музыки. А содержание музыки - это и есть их чувства, мысли, представления, а значит, музыка не может только изображать, она обязательно и выражает.
Но вернёмся к художественному образу произведения. Оно затрагивает не только ряд рассмотренных проблем, но и предоставляет возможность осознать вместе с детьми неоднозначность и противоречивость человеческих чувств, отношений и оценок.
Вот какие происходят метаморфозы: зло не рождает ответное зло и ненависть, а вызывает жалость и сострадание. Дети приходят к выводу, что зло наказывать не надо - оно несчастно само по-себе: некрасиво и ущербно, всеми забыто, одиноко. Ведь как "невесело жить, если всех ненавидеть, всех изводить и никого никогда не любить, ну хоть чуть-чуть, хоть немножко!". Поэтому закономерно дальнейшее развитие и изменение музыкального образа. А значит, и музыкальные средства для выражения этого чувства, и для второй части песни соответственно, должны появиться совсем другие.
На данном этапе развёртывания художественно-творческого диалога возможно создание так называемой импровизационной ситуации.
Во-первых, дети могут усомниться в том, что наш персонаж так уж несчастен, одинок и нуждается в жалости. Аргументом может служить тот факт, что Баба Яга обладает магическими способностями, тайным знанием, колдовством. В этом её сила, могущество и власть над другими. Действительно, если вспомнить народный фольклор, то Баба Яга в нём представлена амбивалентно (двойственно): как существо злобное, сажающее человека на лопату, чтобы зажарить, и как хозяйка волшебного леса, стоящего "на границе миров" (мир живых и мир мёртвых). Она - своеобразный проводник, позволяющий герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов (напоила, накормила, в бане попарила и только потом указала дорогу в тридесятое царство, где царевна томится в неволе и т.п.). Однако дети подмечают, что хоть Баба Яга пропускает героя через свой лес и даже помогает ему советом, всё равно она оказывается на стороне злобных сил, то есть, сделав добро, она тут же ищет способ совершить зло (летит на помощь Кощею, подстраивает всякие западни и ловушки и т.п.). заметим, что финал нашей песни подтверждает это: вырывается первоначальная грозная интонация и заканчивается двумя диссонирующими аккордами на фортиссимо, взятыми в самой низкой и самой высокой октавах, как доказательство неизменности её тёмной и злобной сущности. Последнее само по-себе может служить материалом для исследования на уроке ещё одной проблемы, проблемы противоречивости жизненных явлений вообще, и человеческой природы в частности. Можно выстроить урок и коснуться данной проблемы на примере музыки вокального цикла М.Мусоргского "Детская", в которой он мастерски раскрыл сложность и противоречивость внутреннего мира ребёнка.
Во-вторых, дети могут вспомнить из сказок, что Баба Яга и зло в целом способны принимать разные обличия для достижения своих "тёмных" целей. И как пример они вспоминают Бабу Ягу из повести Т.Александровой "Домовёнок Кузька", которая, для того чтобы сбить Кузьку с праведного пути (он нёс свой волшебный сундучок людям) и овладеть заветным сундучком, становится заботливой, хлебосольной, по-матерински любящей и даже красивой. Учитель получает возможность коснуться проблемы красивого зла в искусствен.
Актуализируя жизненный и художественный опыт детей, педагог выводит их на размышления: совместимы ли понятия зло и красота? Существует ли "красиво" зло? Вопрос о том, почему зло прячется под маской красоты, обычно не вызывает у детей затруднения: оно хитро, коварно, и в своём коварстве прибегает к любым средствам, в том числе к трансформации внешнего облика. Красота же располагает к себе, рядом с ней притупляется бдительность, под чарами красоты человек находится, словно под гипнозом. Не зря существует присказка: красота обезоруживает. Но как быть, если сама красота становится злом?
В этой связи мы вспоминаем "Танец рыцарей" из балета С.Прокофьева "Ромео и Джульетта". Нет ничего удивительного в том, что дети, слушая эту музыку, испытывают одновременно и чувство восхищения от её мощи и красоты, и чувство страха, подавленности, беспомощности от её силы, напора и самоутверждения. Уже первая фраза предвещает что-то недоброе, катастрофу. Приведу высказывания детей: "словно двухметровая волна надвигается и обрушивается прямо на тебя, потом она отступает и наблюдает со стороны за содеянным", или "такое чувство, что скала падает подо мной", или "кто-то могущественный настигает меня, становится страшно оттого, что никуда не спрятаться, не спастись" и т.п. заметьте, во всех высказываниях присутствует некая неизбежность и беспомощность перед лицом величия и власти (природных сил или человеческих). Дальнейшее развитие музыки лишь углубляет эту смысловую линию. Она действительно завораживает детей своей красотой. Однако такая красота не рождает чувства умиротворения, света, тепла, спокойствия и любви - всего того, что дарит добро, а вызывает чувства противоположные - она активизирует всё наше существо, пробуждает воинственный настрой, рождает потребность выбросить, выплеснуть энергию. Это очень хорошо демонстрируют дети, когда просишь их выразить образ главной интонации через художественное движение: резкие, размашистые шаги, взгляд обостряется, в мимике и жестах присутствует некая надменность и агрессия. Все музыкальные средства выразительности, так мастерски найденные С.Прокофьевым, говорят нам о том, что замыслом композитора было изображение чего-то могущественного и всесильного, влекущего за собой зло в большей степени. Именно зло всегда кричит, заявляет и утверждает себя. зачастую оно ярко и "кичливо", выглядит величаво и пышно. Отсюда в музыке и маршевая поступь, сметающая всё и всякого на своём пути, и доминирование медных духовых инструментов в оркестре (медь, как символ власти), всё исполняется на тутти, и интонация претенциозности и диктата своей воли. здесь необходимо вывести детей на мысль о том, что подлинное добро не нуждается в пристальном внимании к себе, оно, наоборот, неприметно и скромно, так как совершается не для похвалы, не для признания - просто не может не совершаться. Что же получается, красота и зло несовместимы? Подлинная красота и есть добро? ~ зло, даже если внешне красиво, всегда выдаст себя? Выводом урока может стать следующее обобщение: зло - разрушительная сила, красота - это сила созидательна, творящая вокруг себя мир. Возможно ли сочетание этих противоположных сил?
Материалом для рассмотрения данной проблемы могут стать разные произведения искусства. Всё зависит от предпочтений, знаний и творческой фантазии учителя. Для данного возраста можно рассмотреть "красивое зло" на примере темы Шемаханской царицы из оперы Н.Римского-Корсакова "Золотой петушок" (вначале прослушать музыку без объявления того, кому принадлежит этот образ). Или попытаться самим "сочинить" образ красивого зла, например образ Снежной королевы, выразить "неживую" красоту: бесчувственную и холодную и т.д.
Таким образом, педагогическая импровизация выступает и как способ совместного "жизнетворчества" на уроке, и как неотъемлемый и важный компонент педагогического мастерства. Ценность импровизации неоспорима: преобразуя первоначальную идею урока на основе ассоциативных представлений учащихся, учитель тем самым управляет их эмоционально-интеллектуальной деятельностью, что, в свою очередь, преобразует, вносит элемент творчества в его профессиональную деятельность и приближает к вершине педагогического мастерства.
1 Кабалевский Д . Б . Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989.
Оставить комментарий