Импульс «оберега»: создание культурно-развивающей среды школы
Импульс «оберега»: создание культурно-развивающей среды школы
Высказывание известного философа Павла Флоренского "Культура – это среда, растящая и питающая личность" является своеобразным девизом художественной работы школы №22 г.Верезники. На протяжении десятилетий (с 1998 г.) в образовательном учреждении ведётся целенаправленная деятельность по "эстетизации" образовательной среды силами учащихся. Замечено: то, что дети создали своими руками (будь то роспись стен или выставка детского рисунка, витражи или рельефные изображения), сохраняется на долгие годы. Этот импульс "оберега" передаётся учениками из поколения в поколение, что позволяет создать в школе особую атмосферу.
Оригинальный облик интерьеров, созданных творческими отрядами юных художников в разные годы, заметно отличает образовательное учреждение от других. Идея создания и реализации художественных проектов, имеющих культурологическую направленность, зародилась давно. В 1990-е годы началось сотрудничество школы с Институтом художественного образования РАО по апробации нового содержания художественного образования в начальных классах по программе Т.А.Копцевой 4Природа и художник. Постепенно пришло понимание того, что "перекличка культур" – это тот стержень, который может объединить отечественную и мировую художественную традицию.
В результате экспериментальной работы, подготовки раздаточных материалов к урокам, подбора иллюстраций, создания методических рекомендаций, учебных пособий и видеопрезентаций фонды кабинета изобразительного искусства стали базой для реализации художественных проектов, нацеленных на оформление школьных интерьеров.
Рождение плана создания эстетически организованной развивающей школьной среды силами коллектива учеников стал естественным продолжением экспериментальной работы. В итоге в разные годы появились настенные росписи: "Красные лоси" (по мотивам мезенской росписи, 2012-13 уч. г.), "Дорога процессий" (по мотивам вавилонских рельефов и росписей, 2009 г.), "Античные орнаменты" (по мотивам древнегреческой вазописи, 2010 г.); были созданы рельефные композиции: "вронзовые врата" (по мотивам пермского звериного стиля, 2007 г.), "Львиные ворота" (2010 г.); украшена колонна школьной рекреации в стиле древнеегипетских рельефов (2010 г.).
Опираясь на темы образовательной программы по изобразительному искусству, хотелось обогатить творческий опыт учащихся "фактом присутствия" в Древнем Египте и Греции, Ассирии и Древней Руси. По-особому, современным взглядом, посмотреть на архитектуру, костюмы, праздники, художественный стиль той или иной культуры помогла работа над реализацией художественных проектов, в которых были задействованы ученики изостудии III–IX классов.
Осенью 2007 года директором школы Г.А.Ерёмкиным был одобрен план первого большого проекта, связанного с культурой Древнего Египта. Подготовка была проведена грандиозная: учтены требования СЭС, САНПина, изучены теоретические вопросы, связанные с историей древнеегипетских фресок и рельефов, собран богатый поисковый материал, разработаны эскизы, сделаны пробы технологических операций.
В итоге за третью четверть 2008 г. в кратчайшие сроки были расписаны три стены одного из залов школы, которые в соответствии с композиционным замыслом объединялись единым символическим изображением неба, земли и воды. В процессе создания росписей совершенствовались навыки коллективной деятельности, юные художники учились работать вместе, развивая регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Презентация монументальных росписей Египетского зала привлекла внимание родителей и педагогов школы, она сопровождалась костюмированным представлением и вручением подарков участникам проекта.
В результате дальнейшего оформления школы художественными бригадами была разработана технология изготовления рельефных изображений из гипса, используя которую юные декораторы украсили дверные проёмы и колонны. Наличники дверей, созданные в 2010 г. Варей Савицкой (IX класс) в египетском стиле, и по сей день украшают Египетский зал образовательного учреждения. В этом же зале установлена колонна, которая состоит из 24 неповторяющихся слепков растительных орнаментов, изображением богов и священных животных (размером А3), выполненных в 2010 г. четырнадцатью студийцами.
Каждый год интерьеры школы пополняются новыми работами. Девятиклассник Дмитрий Федосеев в 2010 году выполнил дверной проем в Греческом зале по мотивам "Львиных ворот" в Микенах, а его сверстник Илья Семейных – гипсовую маску Агамемнона для украшения этого же зала.
При подведении итогов проделанной работы за предыдущие годы возникла необходимость систематизации собранного материала и обобщения накопленного практического и методического опыта. В 2013 г. родилась идея разработки иллюстрированного учебного пособия, над содержанием глав которого будут трудиться ученики девятых классов. Описывая свою деятельность в творческих группах по созданию росписей зала третьего этажа школы (4Красные лоси , по мотивам мезенской росписи), школьники подробно фиксировали каждый этап работы.
В процессе собеседований каждый участник художественного проекта выбрал проблему (тему) своего исследования. В итоге было создано шесть презентаций: "История появления мезенской росписи", "Изделия мезенских мастеров", "Цвет в мезенской росписи", "Три яруса, три мира в мезенской росписи", "Символизм в мезенской росписи", "Вариативность изображений в мезенской росписи", выбраны эскизы орнаментов для росписи стен и эскиз центральной композиции Мезенского зала, проведён комплекс работ по выполнению монументальных панно.
Работа над пособием "Мезенская роспись" стала результатом сотворчества учителя и учеников. Содержание пособия уникально, поскольку раскрывает не только историю развития и бытования известного промысла, но и технологию создания монументальных росписей "Красные лоси" на стенах школы.
Результаты многолетней работы творческих отрядов – монументальные творения – живут в школе длительное время. Они охраняются учениками, являясь своеобразными "артобъектами" образовательного процесса. Каждый школьник и гость школы Ns22 г.Березники может их увидеть, побывать на уроках-экскурсиях. Росписи стен, выполненные коллективом учеников, формируя атмосферу творчества, создают особую образовательно-развивающую среду в нашем образовательном учреждении. Представляя собой "след культуры", они фактом своего присутствия вдохновляют и мотивируют юных авторов на разработку и реализацию новых художественных проектов.
Оставить комментарий