Импульс «оберега»: создание культурно-развивающей среды школы

О.Малышева,
учитель изобразительного искусства школы №22, г.Березники Пермского края
Т.Копцева,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института художественного образования РАО, г.Москва

Импульс «оберега»: создание культурно-развивающей среды школы

Высказывание известного философа Павла Фло­ренского "Культура – это среда, растящая и питающая личность" является своеобразным девизом художественной работы школы №22 г.Верезники. На протяжении десятилетий (с 1998 г.) в образо­вательном учреждении ведётся целенаправленная деятельность по "эстетизации" образовательной среды силами учащихся. Замечено: то, что дети создали своими руками (будь то роспись стен или выставка детского рисунка, витражи или рельеф­ные изображения), сохраняется на долгие годы. Этот импульс "оберега" передаётся учениками из поколения в поколение, что позволяет создать в школе особую атмосферу.

Оригинальный облик интерьеров, созданных творческими отрядами юных художников в разные годы, заметно отличает образовательное учрежде­ние от других. Идея создания и реализации художе­ственных проектов, имеющих культурологическую направленность, зародилась давно. В 1990-е годы началось сотрудничество школы с Институтом художественного образования РАО по апробации нового содержания художественного образования в начальных классах по программе Т.А.Копцевой 4Природа и художник. Постепенно пришло по­нимание того, что "перекличка культур" – это тот стержень, который может объединить отечествен­ную и мировую художественную традицию.

В результате экспериментальной работы, подго­товки раздаточных материалов к урокам, подбора иллюстраций, создания методических рекоменда­ций, учебных пособий и видеопрезентаций фонды кабинета изобразительного искусства стали базой для реализации художественных проектов, наце­ленных на оформление школьных интерьеров.

Рождение плана создания эстетически органи­зованной развивающей школьной среды силами коллектива учеников стал естественным продолже­нием экспериментальной работы. В итоге в разные годы появились настенные росписи: "Красные лоси" (по мотивам мезенской росписи, 2012-13 уч. г.), "Дорога процессий" (по мотивам вавилонских рельефов и росписей, 2009 г.), "Античные орна­менты" (по мотивам древнегреческой вазописи, 2010 г.); были созданы рельефные композиции: "вронзовые врата" (по мотивам пермского звери­ного стиля, 2007 г.), "Львиные ворота" (2010 г.); украшена колонна школьной рекреации в стиле древнеегипетских рельефов (2010 г.).

Опираясь на темы образовательной программы по изобразительному искусству, хотелось обогатить творческий опыт учащихся "фактом присутствия" в Древнем Египте и Греции, Ассирии и Древней Руси. По-особому, современным взглядом, посмот­реть на архитектуру, костюмы, праздники, худо­жественный стиль той или иной культуры помогла работа над реализацией художественных проектов, в которых были задействованы ученики изостудии III–IX классов.

Осенью 2007 года директором школы Г.А.Ерём­киным был одобрен план первого большого проекта, связанного с культурой Древнего Египта. Подготов­ка была проведена грандиозная: учтены требования СЭС, САНПина, изучены теоретические вопросы, связанные с историей древнеегипетских фресок и рельефов, собран богатый поисковый материал, раз­работаны эскизы, сделаны пробы технологических операций.

В итоге за третью четверть 2008 г. в кратчайшие сроки были расписаны три стены одного из залов школы, которые в соответствии с композиционным замыслом объединялись единым символическим изображением неба, земли и воды. В процессе создания росписей совершенствовались навыки коллективной деятельности, юные художники учились работать вместе, развивая регулятивные и коммуникативные универсальные учебные дей­ствия. Презентация монументальных росписей Египетского зала привлекла внимание родителей и педагогов школы, она сопровождалась костюми­рованным представлением и вручением подарков участникам проекта.

В результате дальнейшего оформления школы художественными бригадами была разработана технология изготовления рельефных изображений из гипса, используя которую юные декораторы украсили дверные проёмы и колонны. Наличники дверей, созданные в 2010 г. Варей Савицкой (IX класс) в египетском стиле, и по сей день украшают Египетский зал образовательного учреждения. В этом же зале установлена колонна, которая состо­ит из 24 неповторяющихся слепков растительных орнаментов, изображением богов и священных животных (размером А3), выполненных в 2010 г. четырнадцатью студийцами.

Каждый год интерьеры школы пополняются но­выми работами. Девятиклассник Дмитрий Федосеев в 2010 году выполнил дверной проем в Греческом зале по мотивам "Львиных ворот" в Микенах, а его сверстник Илья Семей­ных – гипсовую маску Агамемнона для украшения этого же зала.

При подведении итогов проделанной работы за предыдущие годы возникла необходимость систематизации собран­ного материала и обобщения накоплен­ного практического и методического опыта. В 2013 г. родилась идея раз­работки иллюстрированного учебного пособия, над содержанием глав кото­рого будут трудиться ученики девятых классов. Описывая свою деятельность в творческих группах по созданию роспи­сей зала третьего этажа школы (4Красные лоси , по мотивам мезенской росписи), школьники подробно фиксировали каждый этап работы.

В процессе собеседований каждый участник художественного проекта выбрал проблему (тему) своего исследования. В итоге было создано шесть презентаций: "История появления мезенской росписи", "Изделия мезенских мастеров", "Цвет в мезенской росписи", "Три яруса, три мира в мезенской росписи", "Символизм в мезенской ро­списи", "Вариативность изображений в мезенской росписи", выбраны эскизы орнаментов для росписи стен и эскиз центральной композиции Мезенского зала, проведён комплекс работ по выполнению монументальных панно.

Работа над пособием "Мезенская роспись" стала результатом сотворче­ства учителя и учеников. Содержание пособия уникально, поскольку рас­крывает не только историю развития и бытования известного промысла, но и технологию создания монументальных росписей "Красные лоси" на стенах школы.

Результаты многолетней работы творческих отрядов – монументальные творения – живут в школе длительное время. Они охраняются учениками, являясь своеобразными "артобъектами" образовательного процесса. Каж­дый школьник и гость школы Ns22 г.Березники может их увидеть, побывать на уроках-экскурсиях. Росписи стен, выполненные коллективом учеников, формируя атмосферу творчества, создают особую образовательно-развивающую среду в нашем обра­зовательном учреждении. Представляя собой "след культуры", они фактом своего присутствия вдох­новляют и мотивируют юных авторов на разработку и реализацию новых художественных проектов.

 

Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 30-31

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.