Интегрированный урок литературы и музыки в VII классе

В.Рословец,
учитель музыки, Отличник Просвещения,
лауреат областного конкурса Учитель года 1994, г.Брянск, победитель окружного конкурса Учитель года 2004, г.Москва
О.Буланова,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 1370 , г.Москва

Интегрированный урок литературы и музыки в VII классе

Произведения устного народного поэтического творчества
как источник авторских произведений искусства

Изучение русской народной и классической му­зыки и литературы в контексте культуроведческой компетенции учеников, целью формирования которой является познание глубинных пластов и богатства культуры русского народа, понимание её особенностей, воспитывает уважительное отно­шение к ценностям других культур, бытующих в нашем многонациональном государстве, и в наше время очень актуально. СМИ не являются помощ­никами семье и школе в воспитании в наших детях толерантности и уважения друг к другу. В совре­менном обществе педагоги остались один на один со своими образовательными проблемами, которые пытаются решить различными путями и способами.

Несоответствие тем в программах различных предметов не делает знания, умения и представ­ления детей целостными. Решить эту проблему призваны интегрированные уроки различных видов искусства.

По программе "Музыка" тема "Народная музы­ка" изучается в 3 классе. По программе литературы в 7 классе изучается тема "Народные песни".

Интегрированные уроки музыки и литерату­ры помогают учащимся получить более полное и целостное представление о культуре русского народа. В основе структуры урока лежат методы эмоциональной и художественно-педагогической драматургии, разработанные Д.В.Кабалевским (музыка) и Л.М.Предтеченской (МХК). Эти мето­ды предполагают построение урока искусства по законам самого искусства, то есть законченность каждого этапа, целостность образной картины, на­растание от начала к концу силы эмоционального воздействия на учеников.

Цели урока:

  • посредством русского народного творчества и композиторской музыки формировать музыкаль­ную и литературную культуру учащихся как часть общей духовной культуры;
  • воспитывать любовь и интерес к русской му­зыке, русской литературе;
  • развивать образное мышление и музыкальное воображение в практической деятельности;
  • способствовать накоплению музыкального и литературного опыта учащихся.

Оборудование: фортепиано, баян, плакаты с текстами эпиграфов, ударные музыкальные ин­струменты, тексты песен, портреты композиторов, мультимедиа-проектор.

Ход урока. На доске эпиграфы:

Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек.

Н.В.Гоголь

Создаём музыку не мы, создаёт народ; мы только записы­ваем и аранжируем.

М.И.Глинка

Экспозиция.

Учитель. Первоосновой всей культуры явля­ется устное народное творчество, то есть фольк­лор. На уроках музыки, литературного чтения и литературы в прошлые годы мы с вами изучали различные жанры устного народного творчества и исполняли русские народные песни, связанные с деятельностью человека на земле, в быту, во время праздников, в процессе трудовой деятельности. Давайте вспомним.

Презентация.

1 слайд. Жанры устного народного творчества, фольклора.

2 слайд. Фольклор (англ. Folklore – "народная мудрость")

  • народное творчество, чаще всего именно уст­ное;
  • художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воз­зрения, идеалы;
  • создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитек­тура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

3 слайд. Жанры народной поэзии: предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки.

4 слайд. Жанры народной музыки: пьесы, ин­струментальные наигрыши, песни, частушки.

Дети, глядя на слайды, вспоминают жанры уст­ного народного творчества и приводят примеры.

У. Какую особенность в жанрах устного народ­ного творчества вы заметили?

Д. Некоторые жанры являются общими для поэзии и музыки (песни, частушки).

У. Как вы думаете, почему?

На сегодняшнем уроке группа ребят из нашего класса поможет «окунуться~ в атмосферу прекрас­ной русской народной поэзии и музыки.

1 ученик. Трудовые песни и припевки. Со вре­мён глубокой древности народная песня сопрово­ждала различные стороны трудовой деятельности

  • быта восточных славян, наших предков. В раз­нообразных видах песен, в различных песенных жанрах отражены не только жизнь и быт, но миро­воззрение и жизненные интересы народа.

До сегодняшнего дня сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов.

Это трудовые припевки, сопровождавшие не­которые виды наиболее тяжёлых артельных работ: рубка леса, перевалка брёвен. Особенностью такой припевки является связь с ритмом трудовых дви­жений ("Взяли!", "Двинули!", "Ух!").

Исполнение «Трудовой припевки» (из записей кабинета народной музыки). Запевает солист, слова, выделенные жирным шрифтом, поёт весь класс.

Раз, два, дружно!
Дружно, сильно!
Подать нужно!
Ещё на ход!
Пошла в ход!
Ещё в ход!
Раз, два, подали!
Сильно двинули!

С течением времени из простейших трудовых припевок сформировались мелодически весьма раз­витые трудовые песни "Дубинушка", "Эй, ухнем", "Вниз по матушке по Волге".

Исполнение песни «Вниз по матушке по Вол­ге». Запевает солист, далее подхватывает весь класс.

Вниз по матушке по Во...
По Волге, По широкому раздолью.
По широкому раздо...
Раздолью поднималась непогода.

2 ученик. Календарные земледельческие песни. Земледельческие песни годового круга от­носятся к числу древнейших.

Это разнообразные в жанровом отношении пес­ни: трудовые, величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, игровые, а позднее лирические. Старинные на­родные песни вместе с сопровождавшими их об­рядами и обычаями дают представление не только о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе наших предков, но и об их мировоззрении,

верованиях, мифологических представлениях, связанных с поклонением солнцу, источнику жиз­ни, с одушевлением различных явлений природы. Среди календарных песен нередко можно встре­тить напевы простейшего склада, построенные на повторении 2-3-х музыкальных интонаций или мелодических оборотов.

Исполнение попевки «Закличка дождя». Весь класс.

Дождик, дождик, пуще,
Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.

Среди древнейших земледельческих праздни­ков важное место занимает праздник «зимнего солнцеворотая, приуроченный к окончанию зимне­го солнцестояния (вечер 24 декабря), после которо­го день уже начинает прибавляться. В некоторых местах этот праздник рождения нового солнечного года назывался "Колядой". Его сопровождали ве­личальные поздравительные песни.

Исполнение « Колядки» (Брянская обл.) Весь класс.

Вот дома, дома сам пан-хозяин,
Святый вечер!
Хоть он и дома, нам не кажется,
Святый вечер!
Нам не кажется, прибирается,
Святый вечер!
Вставай с постели, открывай двери,
Святый вечер!
Застилай столы, клади пироги,
Святый вечер!
Ой, будут тебе троечка гостей,
Святый вечер!
Первые гости – жаркое солнце,
Святый вечер!
Вторые гости – ясен месячка,
Святый вечер!
Третие гости – дробен дождичек,
Святый вечер!
Ой, пройди, пройди, тройчина в ночи,
Святый вечер!
Ой, смочи, смочи жито, пшеницу,
Святый вечер!
Ой, буде я здоров, да с новым годом!
Святый вечер!
Да с новым годом, да со всем родом!
Святый вечер!

Большая часть зимних календарных песен ис­полнялась на протяжении зимних святок, с 25 де­кабря по б января. Почти повсеместно святочными вечерами устраивались игрища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен. Особые песни с припевами "Слава" или "Ой, ладу", называемые "подблюдными" или "гадаль­ными", сопровождали святочные гадания девушек.

Исполнение подблюдной песни «Слава». (Де­вочки.)

А мы эту песню хлебу поём. Слава!
Хлебу поём, да хлебу честь воздаём. Слава!
 Катилося зерно по бархату. Слава!
Прикатилось зерно бурмитское. Слава!
Крупен жемчуг с яхонтом. Слава!
Хорош жених со невестою. Слава!

3 ученик. Праздником проводов зимы была масленица, начинавшаяся за 8 недель до Пасхи; в древности – до первого весеннего полнолуния. Не­которые из обрядов и обычаев, что сопровождали масленичные гуляния, в аллегорической форме изображали разгоравшееся к весне солнце, а также его круговое движение. В последний день масле­ничной недели устраивали проводы масленицы с сожжением соломенного чучела, что олицетворяло конец зимы.

Исполнение песни «Масленичная» Римского- Корсакова. (Мальчики.)

А мы масленицу дожидаем!
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем!
Увидаем, душе, увидаем.

Праздником встречи весны был день весеннего равноденствия (22 марта по новому стилю). В этот день, повсеместно отмечавшийся изготовлением из испечённого теста фигурок птиц, девушки и дети исполняли особые закликания весны, обращённые к птицам и весне.

Исполнение песни «Закликание весны» (Смо­ленская обл., запись Н.Бачинской). Весь класс.

Благослови мати, Весну загукати. Ой, загукати.
Весну загукати, Зиму замыкати Ой, замыкати.
Весну у челночку, Зиму у возочку, Ой, у возочку!

Времени летнего солнцестояния (22–24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник 4купалоя, связан­ный с древним культом солнца и огня. В купаль­скую ночь происходили большие народные гуляния: зажигали смолу в чанах и плошках, прыгали через горящие костры, водили хороводы.

После этой даты происходил «поворот лета на зимуя. День постепенно укорачивался; начинались важнейшие уборочные работы – сенокос и жатва, которые сопровождались особыми обычаями и пес­нями. В старинных жатвенных песнях меткими и яркими штрихами обрисован образ жнеи – девушки или молодой женщины, от зари и до захода солнца работавшей в поле. В жатвенной песне 4А я жито жала~ насмешливый текст о взаимоотношении не­вестки со злой свекровью.

Исполнение песни «А я в поле жито жала», в записи В.Мейен. Девочки.

А я в поле жито жала,
В меня в доме беда стала.
Свалилася свекровь с тына,
С тына, с тына да в крапиву.
Не жалко мне свекровушку,
 А жалко мне крапивушку.

Жатвенными песнями завершался основной круг земледельческих календарных песен.

4 ученик. Русская классическая музыка от своих первоистоков была тесно связана с на­родной песней. Расцвет русской классической музыки приходится на XIX век и связан с вели­кими композиторами: П.И.Чайковским, членами 4Балакиревского кружка, или «Могучей кучки (так назвал содружество его вдохновитель, музы­кальный критик В.Стасов), – М.А.Балакиревым, А.П.Бородиным, Н.А.Римским-Корсаковым, М.П.Мусоргским, Ц.А.Кюи. В их творчестве по-разному сочетались два метода обращения к на­родной песне: заимствование подлинных напевов и свободное пользование элементами народного музыкального языка.

В творчестве Н.А.Римского-Корсакова и М.П.Му­соргского оба эти вида обращения к народно­песенным истокам присутствуют в равной степени.

5 ученик. Наиболее многообразно претворение народно-песенного и инструментального творчества, а также народного художественного быта в оперных произведениях Н.А.Римского-Корсакова. Его оперы буквально пронизаны песенностью. Композитора особенно привлекает поэзия древнеславянского быта, атмосфера народной сказки. Находя особые краски для обрисовки фантастического элемента, Римский-Корсаков в сценах древнего народного быта остаётся художником-реалистом. Сцена Про­водов Масленицы (пролог оперы 4Снегурочкая) или колядование (опера «Ночь перед Рождеством) основаны на превосходном знании старинной обря­довой песни и вдумчивом изучении исторических материалов.

На экране демонстрация фрагментов опер «Сне­гурочка» и «Ночь перед Рождеством» Н.А.Римского­Корсакова.

6 ученик. В оперном творчестве М.П.Мусоргского чрезвычайно велико драматургическое значение на­родной песни. 0на появляется в самые ответствен­ные, узловые моменты развития действия. Таков, например, хор славления царя Бориса в Прологе оперы, где широко звучит величальная "Слава". В грозном хоре "Расходилась, разгулялась удаль молодецкая" в кульминационный момент звучит народная скоморошья бунтарская песня "3аиграй, моя волынка", исполняющаяся со словами "0й, ты, сила-силушка". Ария Марфы в опере "Хован­щина", построенная на напеве песни "Исходила младёшенька", занимает центральное место в рас­крытии образа героини.

На экране демонстрация фрагментов опер «Бо­рис Годунов» и «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Заключение.

Говоря о достижениях русской классики XIX века, мы не можем не вспомнить о М.И.Глинке – основоположнике русской классической музыки. Именно в его творчестве русская музыка вступила в классический период своего развития и вскоре заняла видное место среди европейских музыкаль­ных школ.

Гениальная опера Глинки «5Кизнь за царя, в которой народный герой Иван Сусанин – простой крестьянин – впервые показан в трагическом плане, обрисован во всём душевном величии, оказалась новаторской по музыкальному языку. Композитор обрисовал народную жизнь во всей её полноте и разносторонности, показывая народ и отдельных действующих лиц в мирном труде и веселье, в опасности и в горе, борющимися с вра­гами Родины и наконец в момент всенародного торжества победы.

Звучит хор «Славься» из оперы «Жизнь за Царя»). 1-я часть хора исполняется совместно с классом, инструментальная часть – с вклю­чением ударных инструментов (колокольчиков, треугольника, металлофона.

Рефлексия.

У. Насколько важно для человека знать свои народные истоки? (Выслушиваются ответы учащихся.)

Домашнее задание. Используя эпиграф урока (цитаты из Гоголя и Глинки), написать сочинение-размышление о роли устного народного творчества в жизни человека и его творчестве.

 

 

Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 23-26
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.