Интегрированный урок литературы и музыки в VII классе
Интегрированный урок литературы и музыки в VII классе
Произведения устного народного поэтического творчества
как источник авторских произведений искусства
Изучение русской народной и классической музыки и литературы в контексте культуроведческой компетенции учеников, целью формирования которой является познание глубинных пластов и богатства культуры русского народа, понимание её особенностей, воспитывает уважительное отношение к ценностям других культур, бытующих в нашем многонациональном государстве, и в наше время очень актуально. СМИ не являются помощниками семье и школе в воспитании в наших детях толерантности и уважения друг к другу. В современном обществе педагоги остались один на один со своими образовательными проблемами, которые пытаются решить различными путями и способами.
Несоответствие тем в программах различных предметов не делает знания, умения и представления детей целостными. Решить эту проблему призваны интегрированные уроки различных видов искусства.
По программе "Музыка" тема "Народная музыка" изучается в 3 классе. По программе литературы в 7 классе изучается тема "Народные песни".
Интегрированные уроки музыки и литературы помогают учащимся получить более полное и целостное представление о культуре русского народа. В основе структуры урока лежат методы эмоциональной и художественно-педагогической драматургии, разработанные Д.В.Кабалевским (музыка) и Л.М.Предтеченской (МХК). Эти методы предполагают построение урока искусства по законам самого искусства, то есть законченность каждого этапа, целостность образной картины, нарастание от начала к концу силы эмоционального воздействия на учеников.
Цели урока:
- посредством русского народного творчества и композиторской музыки формировать музыкальную и литературную культуру учащихся как часть общей духовной культуры;
- воспитывать любовь и интерес к русской музыке, русской литературе;
- развивать образное мышление и музыкальное воображение в практической деятельности;
- способствовать накоплению музыкального и литературного опыта учащихся.
Оборудование: фортепиано, баян, плакаты с текстами эпиграфов, ударные музыкальные инструменты, тексты песен, портреты композиторов, мультимедиа-проектор.
Ход урока. На доске эпиграфы:
Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек.
Н.В.Гоголь
Создаём музыку не мы, создаёт народ; мы только записываем и аранжируем.
М.И.Глинка
Экспозиция.
Учитель. Первоосновой всей культуры является устное народное творчество, то есть фольклор. На уроках музыки, литературного чтения и литературы в прошлые годы мы с вами изучали различные жанры устного народного творчества и исполняли русские народные песни, связанные с деятельностью человека на земле, в быту, во время праздников, в процессе трудовой деятельности. Давайте вспомним.
Презентация.
1 слайд. Жанры устного народного творчества, фольклора.
2 слайд. Фольклор (англ. Folklore – "народная мудрость")
- народное творчество, чаще всего именно устное;
- художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;
- создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
3 слайд. Жанры народной поэзии: предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки.
4 слайд. Жанры народной музыки: пьесы, инструментальные наигрыши, песни, частушки.
Дети, глядя на слайды, вспоминают жанры устного народного творчества и приводят примеры.
У. Какую особенность в жанрах устного народного творчества вы заметили?
Д. Некоторые жанры являются общими для поэзии и музыки (песни, частушки).
У. Как вы думаете, почему?
На сегодняшнем уроке группа ребят из нашего класса поможет «окунуться~ в атмосферу прекрасной русской народной поэзии и музыки.
1 ученик. Трудовые песни и припевки. Со времён глубокой древности народная песня сопровождала различные стороны трудовой деятельности
- быта восточных славян, наших предков. В разнообразных видах песен, в различных песенных жанрах отражены не только жизнь и быт, но мировоззрение и жизненные интересы народа.
До сегодняшнего дня сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов.
Это трудовые припевки, сопровождавшие некоторые виды наиболее тяжёлых артельных работ: рубка леса, перевалка брёвен. Особенностью такой припевки является связь с ритмом трудовых движений ("Взяли!", "Двинули!", "Ух!").
Исполнение «Трудовой припевки» (из записей кабинета народной музыки). Запевает солист, слова, выделенные жирным шрифтом, поёт весь класс.
С течением времени из простейших трудовых припевок сформировались мелодически весьма развитые трудовые песни "Дубинушка", "Эй, ухнем", "Вниз по матушке по Волге".
Исполнение песни «Вниз по матушке по Волге». Запевает солист, далее подхватывает весь класс.
2 ученик. Календарные земледельческие песни. Земледельческие песни годового круга относятся к числу древнейших.
Это разнообразные в жанровом отношении песни: трудовые, величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, игровые, а позднее лирические. Старинные народные песни вместе с сопровождавшими их обрядами и обычаями дают представление не только о трудовой деятельности и общественно-бытовом укладе наших предков, но и об их мировоззрении,
верованиях, мифологических представлениях, связанных с поклонением солнцу, источнику жизни, с одушевлением различных явлений природы. Среди календарных песен нередко можно встретить напевы простейшего склада, построенные на повторении 2-3-х музыкальных интонаций или мелодических оборотов.
Исполнение попевки «Закличка дождя». Весь класс.
Среди древнейших земледельческих праздников важное место занимает праздник «зимнего солнцеворотая, приуроченный к окончанию зимнего солнцестояния (вечер 24 декабря), после которого день уже начинает прибавляться. В некоторых местах этот праздник рождения нового солнечного года назывался "Колядой". Его сопровождали величальные поздравительные песни.
Исполнение « Колядки» (Брянская обл.) Весь класс.
Большая часть зимних календарных песен исполнялась на протяжении зимних святок, с 25 декабря по б января. Почти повсеместно святочными вечерами устраивались игрища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен. Особые песни с припевами "Слава" или "Ой, ладу", называемые "подблюдными" или "гадальными", сопровождали святочные гадания девушек.
Исполнение подблюдной песни «Слава». (Девочки.)
3 ученик. Праздником проводов зимы была масленица, начинавшаяся за 8 недель до Пасхи; в древности – до первого весеннего полнолуния. Некоторые из обрядов и обычаев, что сопровождали масленичные гуляния, в аллегорической форме изображали разгоравшееся к весне солнце, а также его круговое движение. В последний день масленичной недели устраивали проводы масленицы с сожжением соломенного чучела, что олицетворяло конец зимы.
Исполнение песни «Масленичная» Римского- Корсакова. (Мальчики.)
Праздником встречи весны был день весеннего равноденствия (22 марта по новому стилю). В этот день, повсеместно отмечавшийся изготовлением из испечённого теста фигурок птиц, девушки и дети исполняли особые закликания весны, обращённые к птицам и весне.
Исполнение песни «Закликание весны» (Смоленская обл., запись Н.Бачинской). Весь класс.
Времени летнего солнцестояния (22–24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник 4купалоя, связанный с древним культом солнца и огня. В купальскую ночь происходили большие народные гуляния: зажигали смолу в чанах и плошках, прыгали через горящие костры, водили хороводы.
После этой даты происходил «поворот лета на зимуя. День постепенно укорачивался; начинались важнейшие уборочные работы – сенокос и жатва, которые сопровождались особыми обычаями и песнями. В старинных жатвенных песнях меткими и яркими штрихами обрисован образ жнеи – девушки или молодой женщины, от зари и до захода солнца работавшей в поле. В жатвенной песне 4А я жито жала~ насмешливый текст о взаимоотношении невестки со злой свекровью.
Исполнение песни «А я в поле жито жала», в записи В.Мейен. Девочки.
Жатвенными песнями завершался основной круг земледельческих календарных песен.
4 ученик. Русская классическая музыка от своих первоистоков была тесно связана с народной песней. Расцвет русской классической музыки приходится на XIX век и связан с великими композиторами: П.И.Чайковским, членами 4Балакиревского кружка, или «Могучей кучки (так назвал содружество его вдохновитель, музыкальный критик В.Стасов), – М.А.Балакиревым, А.П.Бородиным, Н.А.Римским-Корсаковым, М.П.Мусоргским, Ц.А.Кюи. В их творчестве по-разному сочетались два метода обращения к народной песне: заимствование подлинных напевов и свободное пользование элементами народного музыкального языка.
В творчестве Н.А.Римского-Корсакова и М.П.Мусоргского оба эти вида обращения к народнопесенным истокам присутствуют в равной степени.
5 ученик. Наиболее многообразно претворение народно-песенного и инструментального творчества, а также народного художественного быта в оперных произведениях Н.А.Римского-Корсакова. Его оперы буквально пронизаны песенностью. Композитора особенно привлекает поэзия древнеславянского быта, атмосфера народной сказки. Находя особые краски для обрисовки фантастического элемента, Римский-Корсаков в сценах древнего народного быта остаётся художником-реалистом. Сцена Проводов Масленицы (пролог оперы 4Снегурочкая) или колядование (опера «Ночь перед Рождеством) основаны на превосходном знании старинной обрядовой песни и вдумчивом изучении исторических материалов.
На экране демонстрация фрагментов опер «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством» Н.А.РимскогоКорсакова.
6 ученик. В оперном творчестве М.П.Мусоргского чрезвычайно велико драматургическое значение народной песни. 0на появляется в самые ответственные, узловые моменты развития действия. Таков, например, хор славления царя Бориса в Прологе оперы, где широко звучит величальная "Слава". В грозном хоре "Расходилась, разгулялась удаль молодецкая" в кульминационный момент звучит народная скоморошья бунтарская песня "3аиграй, моя волынка", исполняющаяся со словами "0й, ты, сила-силушка". Ария Марфы в опере "Хованщина", построенная на напеве песни "Исходила младёшенька", занимает центральное место в раскрытии образа героини.
На экране демонстрация фрагментов опер «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Заключение.
Говоря о достижениях русской классики XIX века, мы не можем не вспомнить о М.И.Глинке – основоположнике русской классической музыки. Именно в его творчестве русская музыка вступила в классический период своего развития и вскоре заняла видное место среди европейских музыкальных школ.
Гениальная опера Глинки «5Кизнь за царя, в которой народный герой Иван Сусанин – простой крестьянин – впервые показан в трагическом плане, обрисован во всём душевном величии, оказалась новаторской по музыкальному языку. Композитор обрисовал народную жизнь во всей её полноте и разносторонности, показывая народ и отдельных действующих лиц в мирном труде и веселье, в опасности и в горе, борющимися с врагами Родины и наконец в момент всенародного торжества победы.
Звучит хор «Славься» из оперы «Жизнь за Царя»). 1-я часть хора исполняется совместно с классом, инструментальная часть – с включением ударных инструментов (колокольчиков, треугольника, металлофона.
Рефлексия.
У. Насколько важно для человека знать свои народные истоки? (Выслушиваются ответы учащихся.)
Домашнее задание. Используя эпиграф урока (цитаты из Гоголя и Глинки), написать сочинение-размышление о роли устного народного творчества в жизни человека и его творчестве.
Оставить комментарий