Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста

Е.Соколова,
педагог дополнительного образования
Центра детского творчества «Ново-Переделкино»

Формирование певческих навыков у детей
младшего школьного возраста

В системе дополнительного образования детей музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духов­ного мира. Вокальная музыка, непосредственно связанная со словом, оказывает стимулирующее воздействие на воспитание нравственных качеств личности. Хоровое пение и пение в ансамбле – дей­ственное средство разностороннего музыкального воспитания детей, развития у них музыкально-творческих способностей. Пение в вокально-хоровой группе – коллективный вид исполнитель­ства. занятия в этих коллективах воспитывают в детях дисциплинированность, чувство ответствен­ности за общий труд. Кроме того, это одна из форм работы по охране голоса, тренировки голосового аппарата детей.

Остановлюсь на методе проведения занятий с детьми младшего школьного возраста. Основная задача – воспитать интерес к пению, к музыке и развить музыкальные способности детей.

В вокально-хоровую студию принимаются все дети, желающие заниматься музыкой. Даже отчаянный "гудошник", если у него есть желание заниматься, к концу первого года обучения сво­бодно интонирует, пусть и в небольшом диапазоне (кварты, квинты). В ансамбле и хоре способности к интонированию развиваются гораздо быстрее, чем на других музыкальных занятиях.

Наилучший результат дают занятия из расчё­та два раза в неделю по два академических часа. Оптимальное количество обучающихся – от б до 15 человек. При приёме в вокально-хоровую студию сначала выявляем состояние здоровья детей (на основе медицинской справки), а также возрастные изменения голосового аппарата. затем проверяем наличие внимания, музыкального слуха (мелодического, гармонического, ритмического), качество звукообразования: мягкая, твердая или приды­хательная атака; качество дыхания, звучания (звонкость, мягкость, ровность тембра), диапазон голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку.

На протяжении всего обучения один-два раза в год желательно провести индивидуальное прослу­шивание каждого из поющих детей. Фиксировать их развитие и отмечать особенности формирования певческого голоса. Проверяем детей на хорошо знакомом им материале. Такое прослушивание по­зволяет контролировать и направлять дальнейшее певческое развитие каждого обучающего в вокально-хоровой группе.При определении результатов певческих навыков рекомендую использовать таблицу С.Гладковой ("Музыкальное воспитание в школе").

Критерии певческого развития

Параметры

Неудовлет- ворительный результат

Удовлетвори- тельный ре- зультат

Хороший
результат

Музыкальный слух

Фаль шивое интонирова- ние по всему диапазону

Относительно чистое интони- рование по всему диапазону

Чистое инто­нирование по всему диапа­зону.

Способ звукоо- бразования

Твердая атака. Придыхатель- ная атака.

Мягкая атака с элементами придыхатель­ной.

Мягкая атака.

Тембр голоса

Тусклый, си- плый, резкий, глухой.

Светлый, слабый, чистый, тихий.

Чистый, свет­лый, легкий, звонкий.

Диапазон

В пределах
терции-кварты

В пределах сексты.

В пределах
октавы и шире.

Дикция

Нечеткая. Со- гласные смяг- ченный. Про- пуск согласных в окончаниях

Дикция более четкая.

Ясная. Соглас­ные твердые, а к т и в н ы е . Гласные окру­гленные

Дыхание

Судорожное. Поверхност- ное. Шумное.

Вдох более спокойный. Выдох протяжнее.

Спокойное, тихое, ровное. Выдох сохра­няет вдыха­тельную уста­новку.

Музыкальная эмоциональ- ность

Вялое, безраз- личное пение. При слушании музыки рассеянное внимание.

Пение довольно вырази- тельное, но не умеет слушать музыку.

Пение в харак­тере произве­дения. Прояв­ляется любовь к музыке. Внимательное ее восприятие.

Первые четыре-пять месяцев следует обращать особое внимание на развитие всех певческих навы­ков и на строжайшее соблюдение детьми основных певческих правил. На первых занятиях нужно следить не только за певческим голосом, который находится на первоначальной стадии развития, но и за речью, музыкальным слухом, памятью и вни­манием. В это время особенно важно индивидуаль­ное знакомство с музыкальными данными детей. зная недостатки, требующие исправления (арти­куляционные, ритмические, голосообразующие и др.), можно соответственно строить урок. Помимо правильного развития и воспитания голоса, заня­тия должны обеспечивать накопление вокально-хоровых навыков, необходимых в практической работе. Разделение этих навыков по годам обучения не имеет смысла, так как каждый навык и умение совершенствуются постоянно, с учётом возрастных особенностей певцов. Поскольку певческие навыки начинают образовываться с первых же уроков, важно сразу знакомить детей с правилами пения и учить верно следовать им. Итак, певческие навыки это: дыхание, дикция и артикуляция, звукообразо­вание, ладоинтонационная чистота.

Дыхание.

Самым длительно формирующим навыком яв­ляется дыхание – навык необходимый и сложный. Многие дети дышат судорожно и шумно, высоко поднимая плечи при вдохе. Приобретение других певческих навыков во многом зависит от приоб­ретения навыка правильного певческого дыхания.

На первом этапе работы одним из методов явля­ется использование дыхательных упражнений вне пения. Лучше перед началом вокально-хоровой и ладоинтонационной работы. Дыхательные упраж­нения помогают выработать диафрагмальное дыха­ние, а также продолжительность, силу и правиль­ное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некото­рые из упражнений буддийской гимнастики, спо­собствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Дыхательные упражнения делятся на фонаци­онные, статические и динамические.

Фонационная дыхательная гимнастика.

Цели: развивать фонационное "речевое" ды­хание, распределять экономичный выдох на про­тяжении всего высказывания, сохранять темпо-ритмическую структуру высказывания. Вызывать более сильный голос.

  1. Пропевать гласные на одном выдохе (от одного звука до пяти). Подбирать различные сочетания гласных звуков: [а-у], [а-у-о], [а-у-о-э], [а-у-о-э-и]. звуковые цепочки пропевать тихо, громко, петь на одном выдохе, следить за плавностью переключения с одного звука на другой. Менять последователь­ность гласных. Использовать кодировки гласных.
  2. Пропевание слогов на одном выдохе (от 2 до5). Статические упражнения.

Цель: вырабатывать более длительный, плав­ный, экономичный выдох.

«Вертушки». Ребёнок дует на вертушку, при­водя её в движение.

«Ветер, ветер». задача этого упражнения – развитие дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Методика проведения: дети имитируют дуно­вения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

Весной ветер ласковый, нежный, теплый – ф-ф-ф-ф; летом – жаркий, согревающий – х-х-х; осенью – прохладный – с-с-с; у зимы – холодный, студёный – в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения.

«Снежинки» или «Листопад». Методика про­ведения: в зависимости от фантазии педагога и от времени года, когда проводится это упражнение. Ребёнок сдувает «снежинку~ или «листочек~ с ладошки. Можно это упражнение превратить в ве­сёлую игру, сдувая свою «снежинку~ на ладошку, сидящему рядом, соседу.

«Цветочный магазин». Выбираем самый ду­шистый цветок и вдыхаем его аромат (медленный вдох носом по руке дирижёра).

«Шар лопнул». Сначала надуть «шаря (корот­кий вдох при раздвижении рёбер при этом раздви­гаем руки в стороны). затем мысленно «проколоть шарик~ и медленно выпустить из него воздух через звук «с-с-ся. Руки при этом медленно опускаются вниз. В конце упражнения хлопнуть ладошками – «шарик лопнул.

Динамические дыхательные упражнения.

Цель: подготовить дыхательный аппарат к фо­нации. Все упражнения проводятся под музыку. Музыка подбирается в соответствии с предложен­ным образом.

«Петушок». Расслабляющие движения, под­нимать и опускать руки. Темп движений соответ­ствует ритму музыки.

«Кукушка». Расслабляющие движения, движе­ния рук имитируют взмах крыльев. Темп движе­ний соответствует ритму музыки.

«Шалтай-болтай». На вдохе руки поднимаем вверх, пальчики тянутся к потолку; на выдохе руки и корпус опускаем вниз. Расслабляющее дви­жение, покачивание рук при слегка наклонённом корпусе. При этом приговариваем «Шалтай-болтай сидел на стене, шалтай-болтай свалился во сне. Темп движений соответствует ритму музыки.

Все эти упражнения способствуют развитию спокойного ровного дыхания.

Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании. Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно, плавно. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого «цепного дыхания.

Основные правила при выработке цепного ды­хания таковы:

  1. Не делать вдох одновременно с рядом сидя­щим соседом.
  2. Делать вдох не на стыке музыкальных фраз, а внутри длинных нот.

З. Дыхание брать незаметно и быстро.

4. Прислушиваться к пению своих соседей.

Для выработки навыка цепного дыхания можно использовать упражнение, построенное на нисхо­дящем гаммообразном звукоряде. Упражнение исполняется несколько раз с названием звуков или на какие-либо слоги: лю, ма, зи, за и т.д.

Дикция.

Большое внимание при формировании певче­ских навыков следует уделять дикции. В основе формирования правильной, чёткой дикции в вокально-хоровой группе лежит правильно орга­низованная работа над произношением гласных и согласных в пении.

Основное в работе над гласными – воспроизведе­ние их в чистом виде, т.е. без искажений, в единой округлой манере. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания ансамбля и дости­жения хорошего унисона.

Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных. Укорочение произноше­ния согласных и быстрая смена их гласными тре­буют мгновенной перестройки артикуляционных органов, поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба. Очень полезны для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускула­туры такие упражнения:

«Улыбка», «Трубочка», «Рупор» – чередование движения губ.

«Щёлканье» («Цоканье») языком.

«Болтушка» – рот широко раскрыт. Одновре­менно в такт с движениями широкого мягкого язы­ка вперед-назад также вперед-назад двигаются мяг­кие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

Тренировка в певческой дикции обычно прово­дится на слоги, сочетающие в себе различные ком­бинации гласных с согласными. Например: «Ку­кушка» – ку-ку-ку, «Курочка и гуси» – ко-ко-ко, га-га-га; «Кошка мурлыкает» – мырр-мырр-мырр.

В качестве упражнения в произношении глухих согласных, можно использовать различные ско­роговорки. Например: "От топота копыт пыль по полю летит", "Расскажите про покупки, про такие про покупки, про покупки, про покупочки мои". С постепенным ускорением темпа.

На качество дикции влияет певческая трениро­ванность в целом (а особенно дыхания) и умение исполнять музыкальное произведение вырази­тельно, поэтому перед детьми необходимо ставить конкретные задачи, которые заинтересовывают детей и вызывают определенную эмоциональную отзывчивость. Она, в свою очередь, способствует улучшению дикции и выразительности исполне­ния произведения.

Ладоинтонационная работа.

Одним из сложных навыков для младших школьников является чистота интонирования. Она зависит прежде всего от координации слухо­вого восприятия и работы голосового аппарата. Если дети поют фальшиво или относятся к "гу­дошникам", то с ними нужно заниматься один раз в неделю дополнительно, строя упражнения в примарной зоне, постепенно прибавляя один-два звука. Учить детей сначала чисто интонировать скачок на терцию сверху вниз. Это несложно делать в простых попевках, например: "Та-та, два кота", "Раз, два, три, четыре, сосчитаем дыры в сыре", "Чок-чок-пятачок" и т.д. Исполнять попевки легким, стаккатирующим звуком. После того как эти простые упражнения будут освоены, можно начинать работу над упражнениями с поступен­ным движением мелодии сверху вниз. Например: "Скок, скок-поскок" или "Лиса по лесу ходил".

Звукообразование.

Качеством, объединяющим результаты певче­ского развития, является звучание голоса. При звукообразовании атака звука имеет решающее значение. "значение атаки усугубляется тем, что от неё зависит характер звука на всём его дальней­шем протяжении, а значит, степень утомления и скорость изнашиваемости связок в профессиональ­ной работе певца" (А.М.Вербов "Техника поста­новки голоса"). Основных типов атаки звука два: твердая и мягкая.

Для младших школьников характерно зажатое звукообразование с придыхательной "каркающей" атакой звука. Её следует изживать.

Мягкая атака многими специалистами рассмат­ривается как основа правильного звукообразования. Несмотря на то что вначале звучание детских го­лосов бывает бедным и тихим, нужно продолжать работу в этом направлении. Постепенно дети приоб­ретут новую манеру пения, их певческое состояние улучшится. И в этом мне помогают упражнения Д.Е.Огороднова. Его упражнения на повторяющем­ся звуке "у-у-у" как нельзя лучше способствуют активизации краевого смыкания голосовых связок в момент атаки звука. Такой вокальный приём ис­ключает «сипя в голосе и "подъезды" к звуку, обе­спечивает интонационно точное его начало.

Главное – перенести активное смыкание крае­вых голосовых связок, возникающее при пении стаккато, на последующее легато. На последнем длинном звуке упражнения силу голоса лучше не менять, что создаст оптимальные условия для тренировки дыхательной мускулатуры.

Развитие ритмического слуха.

При исполнении песен у многих детей наблюда­ются ритмические неточности. Ритм улучшается путём пения упражнений, которые варьируются в зависимости от характера допускаемых ошибок. Не проводя специальных занятий по ритмике, я ввожу ритмические упражнения, включающие движения, маршировку, элементы танца. Кроме того, провожу различные несложные упражнения на инструмен­тах: треугольник, барабан, бубен, металлофон. Для этой цели служат так же руки и ноги детей.

Для улучшения ритмического слуха полезны ритмические упражнения. Например, «Хоровод» игра с движением. Дети становятся в круг, "за­тейник" – в центре. Он указывает хороводу движения в ритме народной песни (можно использовать песню "На горе-то калина").

Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги, они удобны в вокальном отношении, их можно не только читать, но и пропевать. Например: "У во-рот о-го-род, в о-го-ро-де дуб рас-тёт".

Другим действенным методом является тактиро­вание, которому нужно учить детей с первых же уро­ков. При показе сильной доли правая ладонь сверху вниз опускается на левую руку (широким жестом). При показе слабой доли правая рука поднимается от кончиков пальцев левой руки мягко вверх. Или на сильную долю обе руки ударяют по коленям, на слабую долю соединяем ладони, как на хлопок.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети со слабыми и средними природными данными при­обретали необходимые певческие навыки наравне с детьми, от природы обладающими музыкальными способностями. Именно поэтому основным в ме­тодике обучения пению на занятиях должен быть дифференцированный индивидуальный подход к учащимся.

Игровой метод в работе с детьми младшего возраста.

Деятельность учащихся на занятиях в вокально-хоровой группе обязательно должна вызывать у них положительные эмоции, быть привлекатель­ной для них. Дети б–9 лет особенно нуждаются в радостном эмоциональном подъёме. Это естествен­ная потребность, реализация которой способствует их развитию. Поэтому каждое упражнение должно нести малышам радость, удовлетворение. Ребёнка нельзя заставить работать, если он не хочет. Един­ственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать. В простейших играх: «Догони меня», «Музыкальное эхо», «Критики», «Живой рояль», «Давайте познакомимся» и др. – у детей формируются творческие, познавательные, орга­низаторские наклонности. Развиваются внимание, умение общаться в коллективе, речевые навыки.

Игра «Живой рояль». В ней участвует столько детей, сколько изучено ступеней лада. Например, на седьмой репетиции, когда дети свободно инто­нируют I, II, III ступени мажора, игра происходит так: выходят три ученика, каждому из них пред­лагается спеть одну определённую ступень (звук). затем руководитель "настраивает" "живой рояль", проверяет, запомнил ли каждый ребёнок звучание своей ноты, и пробует играть.

Игра «Давайте познакомимся» проводится уже на первых занятиях.

Педагог говорит: «Вы знаете, как меня зовут. А как зовут каждого из вас? Давайте познакомимся. Пропеваем вопрос по нисходящей квинте: «Как тебя зовут? . Ребенок пропевает своё имя. На сле­дующем уроке усложняем игру, вводя интонацию вопроса, будто не расслышав ответ ребёнка.

Игра «Кто это?» проводится на тринадцатом-четырнадцатом занятии, когда дети знакомятся с понятием "тембр".

Педагог говорит: «Вы уже знаете, кого как зовут. А сейчас несколько человек встанут позади нас и что-нибудь скажут. Например: «Как меня зовут?. Вы должны узнать, не глядя на того, кто спрашивает. Как вы узнаете, кто это говорит? Голоса у всех разные. У каждого человека своя звуковая окраска, типичная для этого голоса. У инструментов тоже есть своя звуковая окраска. Вот так звучит деревянная палочка, а так бубен, треугольник и т.д. А теперь закройте глаза и по­пробуйте угадать, какой инструмент звучал.

Так дети осознают понятие "тембр".

Игра «Музыкальное эхо» начинается на шестом-седьмом занятии в разделе "распевание". Педагог поет несложные попевки, а дети поют их вслед на какой-либо слог. Учащиеся сами "осюжетили" эту игру, сравнив своё пение со звучанием эха в лесу.

Во втором полугодии дети охотно играют «в дирижёров». В день рождения каждому предо­ставляется возможность продирижировать какой-нибудь песней.

Очень часто во втором полугодии проводим игру «в солистов». Мне кажется, в солистах должен по­бывать каждый участник вокально-хорового кол­лектива. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к ребёнку и работу со всем коллективом. У солиста необязательно отличный голос. Скорее умение эмоционально и выразительно пропеть свой небольшой запев. Тем детям, которым за­стенчивость мешает петь соло, поручаю выступать в небольших ансамблях, дуэтах или трио.

Пробуждение интереса учащихся к обучению во многом достигается с помощью игровых приёмов. Используя их, в сознании детей естественно и незаметно вводятся нужные сведения. Детям, например, должно стать интересно не "играть в птичек" ("Птичка на ветке"), а с помощью игры суметь спеть чисто и без звуковой подсказки нуж­ной ступени.

С помощью игры можно проводить работу по всем учебным темам: различать регистры, определять звуковысотность, запоминать и ана­лизировать мелодии. А.С.Макаренко писал: «Игра обязательно должна присутствовать в жизни ре­бёнка. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом.

Литратура:

Шацкая В.Н. Детский голос: Экспериментальные ис­следования. – М.,1970.

Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание де­тей. – Л., 1972.

Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.: Просве­щение, 1983.

Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. Вып.15. – М., 1982.

 

 

 

Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 19-22

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.