Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста
Формирование певческих навыков у детей
младшего школьного возраста
В системе дополнительного образования детей музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Вокальная музыка, непосредственно связанная со словом, оказывает стимулирующее воздействие на воспитание нравственных качеств личности. Хоровое пение и пение в ансамбле – действенное средство разностороннего музыкального воспитания детей, развития у них музыкально-творческих способностей. Пение в вокально-хоровой группе – коллективный вид исполнительства. занятия в этих коллективах воспитывают в детях дисциплинированность, чувство ответственности за общий труд. Кроме того, это одна из форм работы по охране голоса, тренировки голосового аппарата детей.
Остановлюсь на методе проведения занятий с детьми младшего школьного возраста. Основная задача – воспитать интерес к пению, к музыке и развить музыкальные способности детей.
В вокально-хоровую студию принимаются все дети, желающие заниматься музыкой. Даже отчаянный "гудошник", если у него есть желание заниматься, к концу первого года обучения свободно интонирует, пусть и в небольшом диапазоне (кварты, квинты). В ансамбле и хоре способности к интонированию развиваются гораздо быстрее, чем на других музыкальных занятиях.
Наилучший результат дают занятия из расчёта два раза в неделю по два академических часа. Оптимальное количество обучающихся – от б до 15 человек. При приёме в вокально-хоровую студию сначала выявляем состояние здоровья детей (на основе медицинской справки), а также возрастные изменения голосового аппарата. затем проверяем наличие внимания, музыкального слуха (мелодического, гармонического, ритмического), качество звукообразования: мягкая, твердая или придыхательная атака; качество дыхания, звучания (звонкость, мягкость, ровность тембра), диапазон голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку.
На протяжении всего обучения один-два раза в год желательно провести индивидуальное прослушивание каждого из поющих детей. Фиксировать их развитие и отмечать особенности формирования певческого голоса. Проверяем детей на хорошо знакомом им материале. Такое прослушивание позволяет контролировать и направлять дальнейшее певческое развитие каждого обучающего в вокально-хоровой группе.При определении результатов певческих навыков рекомендую использовать таблицу С.Гладковой ("Музыкальное воспитание в школе").
Критерии певческого развития
Параметры |
Неудовлет- ворительный результат |
Удовлетвори- тельный ре- зультат |
Хороший |
Музыкальный слух |
Фаль шивое интонирова- ние по всему диапазону |
Относительно чистое интони- рование по всему диапазону |
Чистое интонирование по всему диапазону. |
Способ звукоо- бразования |
Твердая атака. Придыхатель- ная атака. |
Мягкая атака с элементами придыхательной. |
Мягкая атака. |
Тембр голоса |
Тусклый, си- плый, резкий, глухой. |
Светлый, слабый, чистый, тихий. |
Чистый, светлый, легкий, звонкий. |
Диапазон |
В пределах |
В пределах сексты. |
В пределах |
Дикция |
Нечеткая. Со- гласные смяг- ченный. Про- пуск согласных в окончаниях |
Дикция более четкая. |
Ясная. Согласные твердые, а к т и в н ы е . Гласные округленные |
Дыхание |
Судорожное. Поверхност- ное. Шумное. |
Вдох более спокойный. Выдох протяжнее. |
Спокойное, тихое, ровное. Выдох сохраняет вдыхательную установку. |
Музыкальная эмоциональ- ность |
Вялое, безраз- личное пение. При слушании музыки рассеянное внимание. |
Пение довольно вырази- тельное, но не умеет слушать музыку. |
Пение в характере произведения. Проявляется любовь к музыке. Внимательное ее восприятие. |
Первые четыре-пять месяцев следует обращать особое внимание на развитие всех певческих навыков и на строжайшее соблюдение детьми основных певческих правил. На первых занятиях нужно следить не только за певческим голосом, который находится на первоначальной стадии развития, но и за речью, музыкальным слухом, памятью и вниманием. В это время особенно важно индивидуальное знакомство с музыкальными данными детей. зная недостатки, требующие исправления (артикуляционные, ритмические, голосообразующие и др.), можно соответственно строить урок. Помимо правильного развития и воспитания голоса, занятия должны обеспечивать накопление вокально-хоровых навыков, необходимых в практической работе. Разделение этих навыков по годам обучения не имеет смысла, так как каждый навык и умение совершенствуются постоянно, с учётом возрастных особенностей певцов. Поскольку певческие навыки начинают образовываться с первых же уроков, важно сразу знакомить детей с правилами пения и учить верно следовать им. Итак, певческие навыки это: дыхание, дикция и артикуляция, звукообразование, ладоинтонационная чистота.
Дыхание.
Самым длительно формирующим навыком является дыхание – навык необходимый и сложный. Многие дети дышат судорожно и шумно, высоко поднимая плечи при вдохе. Приобретение других певческих навыков во многом зависит от приобретения навыка правильного певческого дыхания.
На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения. Лучше перед началом вокально-хоровой и ладоинтонационной работы. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Дыхательные упражнения делятся на фонационные, статические и динамические.
Фонационная дыхательная гимнастика.
Цели: развивать фонационное "речевое" дыхание, распределять экономичный выдох на протяжении всего высказывания, сохранять темпо-ритмическую структуру высказывания. Вызывать более сильный голос.
- Пропевать гласные на одном выдохе (от одного звука до пяти). Подбирать различные сочетания гласных звуков: [а-у], [а-у-о], [а-у-о-э], [а-у-о-э-и]. звуковые цепочки пропевать тихо, громко, петь на одном выдохе, следить за плавностью переключения с одного звука на другой. Менять последовательность гласных. Использовать кодировки гласных.
- Пропевание слогов на одном выдохе (от 2 до5). Статические упражнения.
Цель: вырабатывать более длительный, плавный, экономичный выдох.
«Вертушки». Ребёнок дует на вертушку, приводя её в движение.
«Ветер, ветер». задача этого упражнения – развитие дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Методика проведения: дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
Весной ветер ласковый, нежный, теплый – ф-ф-ф-ф; летом – жаркий, согревающий – х-х-х; осенью – прохладный – с-с-с; у зимы – холодный, студёный – в-в-в-в.
Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения.
«Снежинки» или «Листопад». Методика проведения: в зависимости от фантазии педагога и от времени года, когда проводится это упражнение. Ребёнок сдувает «снежинку~ или «листочек~ с ладошки. Можно это упражнение превратить в весёлую игру, сдувая свою «снежинку~ на ладошку, сидящему рядом, соседу.
«Цветочный магазин». Выбираем самый душистый цветок и вдыхаем его аромат (медленный вдох носом по руке дирижёра).
«Шар лопнул». Сначала надуть «шаря (короткий вдох при раздвижении рёбер при этом раздвигаем руки в стороны). затем мысленно «проколоть шарик~ и медленно выпустить из него воздух через звук «с-с-ся. Руки при этом медленно опускаются вниз. В конце упражнения хлопнуть ладошками – «шарик лопнул.
Динамические дыхательные упражнения.
Цель: подготовить дыхательный аппарат к фонации. Все упражнения проводятся под музыку. Музыка подбирается в соответствии с предложенным образом.
«Петушок». Расслабляющие движения, поднимать и опускать руки. Темп движений соответствует ритму музыки.
«Кукушка». Расслабляющие движения, движения рук имитируют взмах крыльев. Темп движений соответствует ритму музыки.
«Шалтай-болтай». На вдохе руки поднимаем вверх, пальчики тянутся к потолку; на выдохе руки и корпус опускаем вниз. Расслабляющее движение, покачивание рук при слегка наклонённом корпусе. При этом приговариваем «Шалтай-болтай сидел на стене, шалтай-болтай свалился во сне. Темп движений соответствует ритму музыки.
Все эти упражнения способствуют развитию спокойного ровного дыхания.
Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании. Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно, плавно. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого «цепного дыхания.
Основные правила при выработке цепного дыхания таковы:
- Не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом.
- Делать вдох не на стыке музыкальных фраз, а внутри длинных нот.
З. Дыхание брать незаметно и быстро.
4. Прислушиваться к пению своих соседей.
Для выработки навыка цепного дыхания можно использовать упражнение, построенное на нисходящем гаммообразном звукоряде. Упражнение исполняется несколько раз с названием звуков или на какие-либо слоги: лю, ма, зи, за и т.д.
Дикция.
Большое внимание при формировании певческих навыков следует уделять дикции. В основе формирования правильной, чёткой дикции в вокально-хоровой группе лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных в пении.
Основное в работе над гласными – воспроизведение их в чистом виде, т.е. без искажений, в единой округлой манере. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания ансамбля и достижения хорошего унисона.
Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных. Укорочение произношения согласных и быстрая смена их гласными требуют мгновенной перестройки артикуляционных органов, поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба. Очень полезны для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры такие упражнения:
«Улыбка», «Трубочка», «Рупор» – чередование движения губ.
«Щёлканье» («Цоканье») языком.
«Болтушка» – рот широко раскрыт. Одновременно в такт с движениями широкого мягкого языка вперед-назад также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
Тренировка в певческой дикции обычно проводится на слоги, сочетающие в себе различные комбинации гласных с согласными. Например: «Кукушка» – ку-ку-ку, «Курочка и гуси» – ко-ко-ко, га-га-га; «Кошка мурлыкает» – мырр-мырр-мырр.
В качестве упражнения в произношении глухих согласных, можно использовать различные скороговорки. Например: "От топота копыт пыль по полю летит", "Расскажите про покупки, про такие про покупки, про покупки, про покупочки мои". С постепенным ускорением темпа.
На качество дикции влияет певческая тренированность в целом (а особенно дыхания) и умение исполнять музыкальное произведение выразительно, поэтому перед детьми необходимо ставить конкретные задачи, которые заинтересовывают детей и вызывают определенную эмоциональную отзывчивость. Она, в свою очередь, способствует улучшению дикции и выразительности исполнения произведения.
Ладоинтонационная работа.
Одним из сложных навыков для младших школьников является чистота интонирования. Она зависит прежде всего от координации слухового восприятия и работы голосового аппарата. Если дети поют фальшиво или относятся к "гудошникам", то с ними нужно заниматься один раз в неделю дополнительно, строя упражнения в примарной зоне, постепенно прибавляя один-два звука. Учить детей сначала чисто интонировать скачок на терцию сверху вниз. Это несложно делать в простых попевках, например: "Та-та, два кота", "Раз, два, три, четыре, сосчитаем дыры в сыре", "Чок-чок-пятачок" и т.д. Исполнять попевки легким, стаккатирующим звуком. После того как эти простые упражнения будут освоены, можно начинать работу над упражнениями с поступенным движением мелодии сверху вниз. Например: "Скок, скок-поскок" или "Лиса по лесу ходил".
Звукообразование.
Качеством, объединяющим результаты певческого развития, является звучание голоса. При звукообразовании атака звука имеет решающее значение. "значение атаки усугубляется тем, что от неё зависит характер звука на всём его дальнейшем протяжении, а значит, степень утомления и скорость изнашиваемости связок в профессиональной работе певца" (А.М.Вербов "Техника постановки голоса"). Основных типов атаки звука два: твердая и мягкая.
Для младших школьников характерно зажатое звукообразование с придыхательной "каркающей" атакой звука. Её следует изживать.
Мягкая атака многими специалистами рассматривается как основа правильного звукообразования. Несмотря на то что вначале звучание детских голосов бывает бедным и тихим, нужно продолжать работу в этом направлении. Постепенно дети приобретут новую манеру пения, их певческое состояние улучшится. И в этом мне помогают упражнения Д.Е.Огороднова. Его упражнения на повторяющемся звуке "у-у-у" как нельзя лучше способствуют активизации краевого смыкания голосовых связок в момент атаки звука. Такой вокальный приём исключает «сипя в голосе и "подъезды" к звуку, обеспечивает интонационно точное его начало.
Главное – перенести активное смыкание краевых голосовых связок, возникающее при пении стаккато, на последующее легато. На последнем длинном звуке упражнения силу голоса лучше не менять, что создаст оптимальные условия для тренировки дыхательной мускулатуры.
Развитие ритмического слуха.
При исполнении песен у многих детей наблюдаются ритмические неточности. Ритм улучшается путём пения упражнений, которые варьируются в зависимости от характера допускаемых ошибок. Не проводя специальных занятий по ритмике, я ввожу ритмические упражнения, включающие движения, маршировку, элементы танца. Кроме того, провожу различные несложные упражнения на инструментах: треугольник, барабан, бубен, металлофон. Для этой цели служат так же руки и ноги детей.
Для улучшения ритмического слуха полезны ритмические упражнения. Например, «Хоровод» – игра с движением. Дети становятся в круг, "затейник" – в центре. Он указывает хороводу движения в ритме народной песни (можно использовать песню "На горе-то калина").
Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги, они удобны в вокальном отношении, их можно не только читать, но и пропевать. Например: "У во-рот о-го-род, в о-го-ро-де дуб рас-тёт".
Другим действенным методом является тактирование, которому нужно учить детей с первых же уроков. При показе сильной доли правая ладонь сверху вниз опускается на левую руку (широким жестом). При показе слабой доли правая рука поднимается от кончиков пальцев левой руки мягко вверх. Или на сильную долю обе руки ударяют по коленям, на слабую долю соединяем ладони, как на хлопок.
В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети со слабыми и средними природными данными приобретали необходимые певческие навыки наравне с детьми, от природы обладающими музыкальными способностями. Именно поэтому основным в методике обучения пению на занятиях должен быть дифференцированный индивидуальный подход к учащимся.
Игровой метод в работе с детьми младшего возраста.
Деятельность учащихся на занятиях в вокально-хоровой группе обязательно должна вызывать у них положительные эмоции, быть привлекательной для них. Дети б–9 лет особенно нуждаются в радостном эмоциональном подъёме. Это естественная потребность, реализация которой способствует их развитию. Поэтому каждое упражнение должно нести малышам радость, удовлетворение. Ребёнка нельзя заставить работать, если он не хочет. Единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать. В простейших играх: «Догони меня», «Музыкальное эхо», «Критики», «Живой рояль», «Давайте познакомимся» и др. – у детей формируются творческие, познавательные, организаторские наклонности. Развиваются внимание, умение общаться в коллективе, речевые навыки.
Игра «Живой рояль». В ней участвует столько детей, сколько изучено ступеней лада. Например, на седьмой репетиции, когда дети свободно интонируют I, II, III ступени мажора, игра происходит так: выходят три ученика, каждому из них предлагается спеть одну определённую ступень (звук). затем руководитель "настраивает" "живой рояль", проверяет, запомнил ли каждый ребёнок звучание своей ноты, и пробует играть.
Игра «Давайте познакомимся» проводится уже на первых занятиях.
Педагог говорит: «Вы знаете, как меня зовут. А как зовут каждого из вас? Давайте познакомимся. Пропеваем вопрос по нисходящей квинте: «Как тебя зовут? . Ребенок пропевает своё имя. На следующем уроке усложняем игру, вводя интонацию вопроса, будто не расслышав ответ ребёнка.
Игра «Кто это?» проводится на тринадцатом-четырнадцатом занятии, когда дети знакомятся с понятием "тембр".
Педагог говорит: «Вы уже знаете, кого как зовут. А сейчас несколько человек встанут позади нас и что-нибудь скажут. Например: «Как меня зовут?. Вы должны узнать, не глядя на того, кто спрашивает. Как вы узнаете, кто это говорит? Голоса у всех разные. У каждого человека своя звуковая окраска, типичная для этого голоса. У инструментов тоже есть своя звуковая окраска. Вот так звучит деревянная палочка, а так бубен, треугольник и т.д. А теперь закройте глаза и попробуйте угадать, какой инструмент звучал.
Так дети осознают понятие "тембр".
Игра «Музыкальное эхо» начинается на шестом-седьмом занятии в разделе "распевание". Педагог поет несложные попевки, а дети поют их вслед на какой-либо слог. Учащиеся сами "осюжетили" эту игру, сравнив своё пение со звучанием эха в лесу.
Во втором полугодии дети охотно играют «в дирижёров». В день рождения каждому предоставляется возможность продирижировать какой-нибудь песней.
Очень часто во втором полугодии проводим игру «в солистов». Мне кажется, в солистах должен побывать каждый участник вокально-хорового коллектива. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к ребёнку и работу со всем коллективом. У солиста необязательно отличный голос. Скорее умение эмоционально и выразительно пропеть свой небольшой запев. Тем детям, которым застенчивость мешает петь соло, поручаю выступать в небольших ансамблях, дуэтах или трио.
Пробуждение интереса учащихся к обучению во многом достигается с помощью игровых приёмов. Используя их, в сознании детей естественно и незаметно вводятся нужные сведения. Детям, например, должно стать интересно не "играть в птичек" ("Птичка на ветке"), а с помощью игры суметь спеть чисто и без звуковой подсказки нужной ступени.
С помощью игры можно проводить работу по всем учебным темам: различать регистры, определять звуковысотность, запоминать и анализировать мелодии. А.С.Макаренко писал: «Игра обязательно должна присутствовать в жизни ребёнка. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом.
Литратура:
Шацкая В.Н. Детский голос: Экспериментальные исследования. – М.,1970.
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей. – Л., 1972.
Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.: Просвещение, 1983.
Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. Вып.15. – М., 1982.
Оставить комментарий