Возможности педагогики искусства в системе общего образования

Возможности педагогики искусства в системе общего образования

Беседа с директором школы № 242
с углублённым изучением искусства
Корноуховой Ольгой Ивановной

Мы обращаемся к Вам, потому что Вы пред­приняли попытку выстроить жизнь школы на соприкосновении учеников с творчеством. Вам знакомы возможности педагогики искусства и театральной педагогики, и Вы предпринимаете по­пытки внедрить их в школьную практику. Как Вы видите место педагогики искусства в контексте общего образования в своей школе и в московском образовании в целом? Какие задачи, не решаемые другими способами, решает в современных условиях педагогика искусства?

- У нас школа с углублённым изучением ис­кусства, и, конечно, для нас педагогика искусства очень важна, хотя я и не могу сказать, что она игра­ет главенствующую роль. Мы используем приёмы и методы педагогики искусства в преподавании мировой художественной культуры, это есть у Оль­ги Валентиновны на уроках литературы и активно в дополнительном образовании. К сожалению, на сегодня больше в дополнительном.

- Вы полагаете, что сначала можно оснастить методиками педагогики искусства цикл гумани­тарных и эстетических предметов, а потом поле применения может разрастаться?

- Да. Не на биологии и химии сразу можно при­менять эти методы, а в экологии. На обществозна­нии и в истории, само собой. На географии, может быть, сначала не экономической, а на физической. А потом и в других областях.

Ещё эти методы используются очень интересно в проектной деятельности, когда исследовательский проект сочетается с 4проигрываниемя, с элемен­тами творчества. Тут может быть использована не только театральная форма, но и метод тоже.

В естественнонаучном цикле тоже хотелось бы их использовать, но пока учителя не готовы. Нуж­но выучить учителей, чтобы они поняли суть этого подхода, "развернулись" в эту сторону. Мне тут видятся перспективы, потому что, когда мы идём этим путём, ученик может через свою личную эмо­цию глубже увидеть проблемы любого предмета, и, может быть, даже по-иному посмотреть на весь мир, что очень важно. В этот момент у ученика рас­ширяется сознание. В этом педагогика искусства очень помогает. Но нужно воспитать таких педа­гогов, которые готовы и сами широко смотреть на мир. К сожалению, здесь пока большие проблемы. Люди привыкают к определённому стилю деятель­ности, и очень трудно их изменять, если они прора­ботали 15–20 лет. Должно быть желание, горение, искра. Трудности в том, что у педагога сегодня нет ни времени, ни сил, а на освоение этих приёмов и методов потребуются огромные силы, потому что надо повернуть своё мышление на 180.

Есть учителя общеобразовательного цикла, ко­торые имеют потенциал, чтобы попробовать себя в педагогике искусства и театральной педагогике, но для них это пока не изведанная область. С одной стороны, мы получили статус "Школа с углублён­ным изучением искусства", а с другой стороны, реформы оплаты труда тормозят развитие. Может статься, что и не будет больше углублённого изуче­ния. Мы в процессе реорганизации – объединяемся в комплекс из двух школ и трёх детских садов, и пока в растерянности.

- А это имеет смысл, если в школе есть всего несколько таких педагогов, которые владеют ме­тодами педагогики искусства?

- Да, безусловно. Пусть дети встречаются с эти­ми несколькими. И, общаясь с этими людьми, они будут выстраивать иное отношение и понимание жизни. Даже если это будет только один препода­ватель, у ребёнка будет шанс воспользоваться теми способами смотреть на мир, которые он предлагает. И это уже большая польза.

- Можете ли Вы выделить какие-то конкретные приёмы и методы, которые могут транслироваться в обычном уроке?

- В начальной школе эти методы используются. Прежде всего, ход от эмоций, от переживания – к пониманию содержания. Особенно в связи с но­выми ФГОС это хорошо применять в начальной школе. Но и тут надо учить учителей. В начальной школе они сами интуитивно к таким методам при­ходят, но интуиции недостаточно.

- В каких формах и образовательных простран­ствах в Вашей школе присутствует театральная педагогика и её важная телесная составляющая?

- Могу сказать о ритмике. Преподаватель рит­мики не просто ставит танцы: полечки и вальсы, а, как правило, в танце создаёт какой-то образ, и это граничит с театром. Ритмика у нас с I по VI классы в сетке. Это вместо третьего урока физкультуры. Всегда применяются элементы театральной педаго­гики на уроках МХК, и мною, и вторым педагогом, потому что мы этому как раз учились в Московском институте открытого образования. Я не могу ска­зать, что у нас есть театральный кружок, потому что театр скорее инструмент создания праздника – Нового года, Масленицы и других. 3а счёт этого в театральной работе участвует почти вся школа. Если бы была театральная студия, то она ограничивалась бы определённым и достаточно узким кругом детей – 20, 25 человек – и всё, а тут вся школа – около 300 детей, а теперь ещё и детский сад.

- Есть ли, с Вашей точки зрения, какие-то очевидные образовательные возможности у теат­ральной педагогики?

- Есть и общие, и специальные возможности. Она учит уверенно держать себя в пространстве, учит быстрой ориентации, мобильности, креатив­ности мышления, что очень важно для всей жизни, не только для школьного урока. Это, по-моему, самое важное, что может дать театральная педа­гогика.

- Можно ли, на Ваш взгляд, оставить педагоги­ку искусства, и в частности театральную педа­гогику, в зоне необязательного (дополнительного) образования?

- В дополнительном образовании методы пе­дагогики искусства применяются и будут приме­няться. А вот в общем образовании всё сложнее. У каждого класса есть свои особенности и своё лицо. Я не могу сказать, что во всех случаях это приведёт к успеху. Для одарённых детей это одно­значно нужно и в общеобразовательном процессе. В гимназии, где, например, учились мои дети, это шло бы на ура. А у нас в школе, где большинство детей из семей с низким образовательным цензом, это годится не для всех классов и не для всех детей.

- Вы считаете, что через тело и движение ребён­ку что-то вложить труднее, чем через интеллект, через голову? Включить ребёнка с ограниченными возможностями легче через воспроизведение мате­риала или через его личный, пусть неокультуренный опыт, через эмоции, через телесные практики?

- Ребёнок даже будет что-то делать телом, но, думаю, не сможет понять, для чего он это делает, не увидит смысла. Хотя я в этом не уверена. Это новый путь, и это то, что нужно пробовать.

- Если бы перед Вами стояла задача вести переговоры с московским директорским корпусом о необходимости внедрения театральной педагогики, как бы Вы аргументировали для своих коллег эту необходимость?

Я могу привести аргумент на примере своей практики – мероприятие, которое объединяет всю школу: "Гуляние в Марьиной роще". здесь много положительного с социальной точки зрения. Шко­ла у нас многонациональная, и это мероприятие сглаживает межнациональные трения. Тут важно не только само мероприятие, но и процесс его под­готовки, способ общения детей и взрослых, само пространство праздника. Ещё важна практика постановки старшими детьми новогодней сказ­ки для младших, праздник 1 сентября, который взрослые и дети готовят для первоклассников: и викторины, и театральные игры. Они не просто что-то показывают, но и вовлекают малышей, и это очень живо, и полезно не только маленьким, но и большим, а может быть, большим полезнее даже, чем малышам.

Педагогика искусства обогащает личность за счёт эмоционального переживания, за счёт опыта сопереживания. Даёт более глубокое погружение в содержание и понимание смыслов. Помогает проследить культурные и общественные связи, связи разных слоёв общества, и не только детям, но и взрослым.

- То есть это не только метод, но и углубление содержания?

- Да. И она помогает раскрыться личности и формирует эту личность.

Беседа с директором
«Школы здоровья» № 659
Казначеевой Анной Борисовной

Уважаемая Анна Борисовна! В Вашей школе существует живая художественно-творческая среда, огромное внимание уделяется музейной педа­гогике, немало учителей, активно использующих в своей работе методы арттерапии. Как Вы опреде­ляете место педагогики искусства, театральной педагогики в контексте общего образования в своей школе и в московском образовании в целом?

- Такой термин, как педагогика искусства, мне не очень знаком. Но, наверное, имеются в виду театральные мастерские, наши школьные музеи, предмет МХК... Это всё занимает в школе очень до­стойное место. В школе обязательно должна быть и театральная, и музейная педагогика. Для нас очень важна арттерапия, потому что она применима в любых условиях – и на уроке, и во внеурочной деятельности. В первую очередь, так решаются вопросы адаптации детей к школе и создания комфортной образовательной среды. И, конечно, мы заботимся об адаптации детей, у которых есть особые образовательные потребности. Таких детей у нас много. Мы – школа здоровья. Но ослабленных детей вообще сейчас много – и не важно, что у них написано в медицинских книжках. Больше всего у нас детишек с отклонениями в психике, самых обычных неврастеников, с такими отклонениями в поведении, которые не могут быть скорректированы медицинскими способами, но мешают деткам нормально жить.

Мы все, люди XXI века, "визуалы", поэтому нам нужно как можно больше показывать. Такие возможности, благодаря технике, сейчас есть. Ма­лыши же в большей степени "кинестетики", для них характерна двигательная активность. Техно­логии искусства хорошо могут влиться в процесс адаптации малышей. У нас ведь теперь первые три месяца в I классе идёт развивающая про­грамма подготовки к школе – без обучения. И тут социоигровые методики, пластика, театральные игры должны быть специально прописаны. Наши учителя кое-чему в этой области обучались, но если бы для этого начального периода вхождения школу была создана специальная программа в области педагогики искусства и для учителей было бы продумано соответствующее обучение, им было бы гораздо легче работать в этот период.

- Возможна ли такая адаптационная программа при переходе детей в среднюю школу?

- В это время у детей уже очень плотная образо­вательная программа, и её нельзя ничем заменить. На уроках можно включать какие-то здоровьесбе­регающие технологии. В этот период дети попада­ют к разным учителям, обычно сильно снижается успеваемость, и от этого начинается дискомфорт. Но у нас эта проблема решается благодаря тому, что мы их на предметное обучение переводим в I~ классе. И всё это они переживают до усложнения программы.

При переходе в среднюю школу педагогика ис­кусства необходима во внеурочное время. Здесь много социоигровых и здоровьесберегающих технологий. Благодаря внеурочной деятельности многие дети продолжают с удовольствием ходить в школу, несмотря на то что им становится труд­но на уроках. Они спешат сюда не потому, что у них сегодня математика, а потому что у них теа­тральный клуб, студия пластики и внеклассные мероприятия.

- Видите ли Вы какие-то методы и приёмы пе­дагогики искусства, которые могли бы обогатить общеобразовательные уроки?

Все, кто занимаются театром, имеют совсем другую подготовку по литературе. Это развивает умение говорить, которое основывается на умении читать. Хотя есть и такие дети, которые читают по слогам, но при этом великолепные актёры. Они воспринимают на слух.

Для меня, например, было бы очень интересно создать профильный театральный класс. И я, и наш руководитель театрального клуба Ольга Андреевна Булак считаем, что театром надо "переболеть". Со­всем не обязательно, чтобы потом все поступали в театральные вузы и училища. Может быть, дети, которые позанимаются этим два профильных года, как раз туда и не пойдут – уже наиграются. Но это точно будет гуманитарный класс. Ребята будут за­ниматься в плане профилизации русским языком и литературой, попробуют себя во всём, что касается искусства.

- Можно ли, на Ваш взгляд, оставить педагоги­ку искусства, и в частности театральную педа­гогику, в зоне необязательного (дополнительного) образования?

- Нет! Всю нельзя. Сейчас, к счастью, нам раз­решают проводить уроки в музеях, если экскурсия связана с темой урока. А если не связана с про­граммой, то только во второй половине дня. Кроме того, мы проводим уроки в наших собственных школьных музеях. Я уверена, что МХК нужно обязательно сохранить. Полное выведение уроков искусства в дополнительное образование, конечно, изменит ситуацию к худшему. Уроки музыки и изобразительного искусства в расписании ставят­ся таким образом, чтобы ребёнок мог сменить вид деятельности. Без них у ребёнка ещё больше упадёт интерес к школьной жизни. И потом, как мы тогда вырастим гармоничную личность? Ребёнок должен в детстве всё попробовать и научиться каким-то азам искусств. Что касается музыки, то здесь всё зависит от преподавателя. А рисование – это дея­тельность, которую дети просто очень любят. Зачем же их лишать таких возможностей?

- Если бы перед Вами стояла задача вести переговоры с московским директорским корпусом о необходимости развития педагогики искусства и внедрения театральной педагогики, как бы Вы аргу­ментировали для своих коллег эту необходимость?

- Есть разные адаптационные программы, их может быть несколько. И в том числе должна быть программа по театральной педагогике. И у школ, у учителей, у директоров должна быть воз­можность выбора. Моя задача как директора – не мешать учителям заниматься тем, что они любят. И я могу с удовольствием предоставить свою школу в качестве площадки для эксперимента в области педагогики искусства.

И другое – сейчас у нас хотят получать кадро­вые резервы из числа молодёжи. Это правильно. Но молодые не умеют говорить и держаться. Они никогда не проходили никаких ораторских или актёрских курсов. Театральная педагогика учит стоять с микрофоном на сцене, запоминать наи­зусть большое количество текстов.

Молодые люди, желающие стать директорами школ, не умеют написать эссе. А для того чтобы его написать, нужно хоть парочку чужих худо­жественных текстов выучить. И в этом смысле театральная педагогика должна социализировать детей и молодёжь, в том числе будущих педагогов и руководителей образования, учить их представлять себя, высказывать свои мысли.

Беседу вела А.Никитина

Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 2-3

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.