Методика работы с ансамблем ложкарей
Методика работы с ансамблем ложкарей
Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, способствует развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию. Обучать играть на ложках можно всех детей. Численный состав ансамбля-14-1б человек. На занятии удобно разместить детей полукругом, чтобы они не мешали друг другу и хорошо видели педагога. На первом занятии можно показать детям расписные ложки, поговорить о том, откуда к нам пришло это диво.
В народе рассказывают о чудо-мастере «золотые руки. Он жил в нижегородских лесах. В давние времена построил себе дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал изготавливать посуду. Однажды прилетела нему жар-птица, мастер накормил её крошками. Птица захотела отблагодарить мастера. Прикоснулась она своим крылом к деревянной посуде, и посуда вмиг превратилась в "золотую". С тех пор и все узорные чашки и ложки, которые делал мастер, были похожи на золотые. Услышали об этом в Москве, и отправил царь своих придворных познакомиться с этим ремеслом. Мастер рассказал им свой секрет «золотой посуды. С тех времен стали другие мастера изготавливать «золотую посуду. золотистого цвета деревянные изделия с растительным орнаментом называют просто "хохломой".
Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка стала знаменитым русским сувениром. Каждый гость нашей страны старается увезти её с собой на память.
В работе ансамбля можно выделить три этапа.
1 этап. знакомство с приёмами игры на ложках и других инструментах. Руководитель должен сам выразительно сыграть на ложках, чтобы заинтересовать, увлечь учащихся музыкой.
Ведущим методом является объяснительно-иллюстративный.
2 этап. Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным совместным действиям учащихся для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения.
Игра «Оркестр». Учащиеся "играют" – хлопают в ладоши, постукивают ручками ложек, притопывают. Можно применить треугольник, трещотки, рубель, бубен и другие инструменты. Целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с разным ритмическим рисунком. Прохлопывание ритмического рисунка знакомой попевки, песенки; затем этот ритм простукивается на ложках.
Игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – учащиеся повторяют. затем один участник ансамбля простукивает ритм, а остальные повторяют.
Ритмическая импровизация. Руководитель или концертмейстер играет на инструменте любую плясовую мелодию, или звучит грамзапись, а учащиеся, прослушав её, анализируют, придумывают и воспроизводят ритм, предлагают свои исполнительские приёмы.
На 2-ом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно выделить трудные места, отработать их отдельно. Вводятся другие инструменты, разучиваются песни, танцевальные движения, художественное слово. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. Нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одной высоте, и одновременно выполняют исполнительские приёмы.
На данном этапе в сочетании с наглядным, словесным, практическим методами используются репродуктивные (повторение, закрепление), эвристические «(частично поисковый), проблемные ситуации.
3 этап. Выступление на праздниках, концертах, конкурсах.
Выступление ансамбля ложкарей можно предварить чтением стихотворения, например "3аиграли ложкари" П.Синявского:
* * *
* * *
На этом этапе ведущим является практический метод, который приобретает большую долю самостоятельности, творчества.
Приёмы игры на двух ложках.
- Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой.
- "Маятник" – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движение маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой.
Эти два приёма можно применять в работе с учащимися начальных классов. Более эффектно смотрится, когда ритм отстукивается с движением рук по кругу, по горизонтали справа, а потом слева. Учащиеся начальных классов с интересом играют в шумовом оркестре.
- "Мячики" – в этом и последующих приёмах обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами (фото 1).
На счёт "раз", "два", "три", четыре ударяют ложками по колену, ложки, как "мячики", отскакивают от колена. затем этот ритм усложняем. Например: удар по одному колену; по другому колену; удар по руке. Данный приём и последующие можно вводить в ансамбль с учащимися 4 классов и старше.
- Самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары (фото 2). Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью. Ритм может быть самым разнообразным.
- Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
б. Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
- Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, затем движения повторяются в зеркальном отражении. На счёт раз – удар по колену; на счёт два – полунаклон влево –удар по кисти левой руки. На счёт три – удар по колену; на счёт четыре – полунаклон корпуса вправо – удар по приподнятой руке (фото 3).
- На счёт "раз" – удар ложками по колену; на счёт "два" – удар ложками перед локтем левой руки.
- "Глиссандо" можно выполнить по ложкам 3-5шт., которые поставлены между бедрами тыльной стороной к лицу исполнителя. По ним выполняем скользящий удар ложкой, которую держим в правой руке.
Перечисленные приемы игры можно применять в любой последовательности, варьируя их.
Пример: "Утушка луговая" (4 фразы).
В исполнении мелодии "Ах, вы сени" можно использовать 7-й приём и ввести рубель, на котором на сильную долю такта воспроизводят следующий ритм – приём "глиссандо".
Перечисленные приёмы применяются в большей степени на подготовительном этапе обучения. На ансамблевом этапе усложняются ритм, исполнительские приёмы, ускоряется темп. Например: ставим левую руку параллельно правому колену. В правой руке держим две ложки, обращённые друг к другу донцами и выполняем в размере две четверти: на счёт к раз и – удар ложками о колено (четвертная длительность); на счёт два – удар по колену (восьмая длительность); на счёт кия – удар вниз по руке (восьмая длительность) и т.д.
Приёмы игры на трёх ложках.
1. В левую руку берут две ложки, в правую – одну. В левой руке ложку Ns1 (назовём условно) прижимают к ладони большим пальцем так, чтоб тыльная сторона была обращена вверх, а ложку Ns2 кладут между третьим и четвёртым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы "смотрела" на тыльную сторону ложки Ns1 (фото 4). Кисть закрывают, получается удар (фото 5).
После того, когда этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет "раз" выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке Ns 1 левой руки (фото б).
На счёт "два" – кисть левой руки закрыть, получается удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счёт "три" – поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки Ns1 левой руки (фото 7).
На счёт "четыре" – кисть левой руки закрыть, получается удар тыльными сторонами ложки о ложку.
2. На счёт "раз" – кисть левой руки закрыть, получается удар тыльными сторонами ложки о ложку – это будет восьмая длительность.
На счёт "два" – кисть левой руки открываем и выполняем два удара ложкой, которую держат в правой руке,по ложке № 1 – это будут две шестнадцатые длительности. Данный приём можно выполнить с движением рук по кругу, по горизонтали и др.
З. На счёт "раз" выполняем два удара ложкой, которую держим в правой руке, по ложке № 1 – это будут две шестнадцатые длительности (фото 8а).
На счёт "два" кисть левой руки закрыть – это будет восьмая длительность (фото 8б).
На счёт "три" – скользящий удар на себя (к левому плечу) одной ложки по двум другим (как приём "форшлаг") – это будет восьмая длительность (фото 8в).
На счёт "четыре" выполняем скользящий удар от себя – это будет восьмая длительность (фото 8г).
- "Форшлаги"– скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнить на себя и от себя (фото 8в, 8г). "Форшлаги" тоже можно выполнить с движением рук. Визуальные эффекты придумываются самим руководителем или творчество проявляют участники ансамбля.
- "Тремоло" – частые лёгкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня правого колена до уровня левого плеча – "горка". В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз (фото 9). В процессе звучания музыкального предложения или фразы ладонь с ложками постепенно раскрывается и движется по "горке" к уровню левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняется удар третьей ложкой по этим двум (фото 10).Ложки относятся к группе шумовых ударных инструментов. Партии для ложек записываются как на нотном стане, так и на одной линейке ("нитке"), без ключа и знаков.
Технические возможности исполнителей ансамбля ложкарей демонстрируются через игру на двух, трёх и более ложках в быстром темпе как под музыкальное сопровождение, так и без него. Красочность в выступление ансамбля вносят: игра на металлических ложках; пение, которое украшается рассыпчатыми дробями ложек; звучание других музыкальных инструментов; выполнение танцевальных движений; художественное слово и др.
Мотивацией на занятиях ансамбля являются соревнования между подгруппами, творческие задания, проблемные ситуации и др. Ансамбль может играть как под аккомпанемент руководителя или концертмейстера (баяниста, аккордеониста, пианиста), так и под фонограммы (диски формат СВ, Мр3).
В процессе работы с учащимися осуществляется просмотр видеоматериалов собственного исполнения и выступление других ансамблей с последующим анализом.
Оставить комментарий