Методика работы с ансамблем ложкарей

Г.Срибная,
учитель музыки ГБОУ СОШ № 409, г.Москва

Методика работы с ансамблем ложкарей

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, способ­ствует развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слу­ха, исполнительских навыков, прививает любовь к коллектив­ному музицированию. Обучать играть на ложках можно всех детей. Численный состав ансам­бля-14-1б человек. На занятии удобно разместить детей полу­кругом, чтобы они не мешали друг другу и хорошо видели пе­дагога. На первом занятии мож­но показать детям расписные ложки, поговорить о том, откуда к нам пришло это диво.

В народе рассказывают о чу­до-мастере «золотые руки. Он жил в нижегородских лесах. В давние времена построил себе дом в лесу, на берегу реки Хох­ломки, и начал изготавливать посуду. Однажды прилетела нему жар-птица, мастер на­кормил её крошками. Птица захотела отблагодарить мастера. Прикоснулась она своим крылом к деревянной посуде, и посуда вмиг превратилась в "золотую". С тех пор и все узорные чашки и ложки, которые делал ма­стер, были похожи на золотые. Услышали об этом в Москве, и отправил царь своих придворных познакомиться с этим ремеслом. Мастер рассказал им свой секрет «золотой посуды. С тех времен стали другие мастера изготавли­вать «золотую посуду. золоти­стого цвета деревянные изделия с растительным орнаментом на­зывают просто "хохломой".

Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музы­кальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка стала знаменитым рус­ским сувениром. Каждый гость нашей страны старается увезти её с собой на память.

В работе ансамбля можно вы­делить три этапа.

1 этап. знакомство с приёма­ми игры на ложках и других ин­струментах. Руководитель дол­жен сам выразительно сыграть на ложках, чтобы заинтересо­вать, увлечь учащихся музыкой.

Ведущим методом являет­ся объяснительно-иллюстра­тивный.

2 этап. Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным со­вместным действиям учащихся для игры в ансамбле. С этой це­лью можно провести следующие игры и упражнения.

Игра «Оркестр». Учащиеся "играют" – хлопают в ладоши, постукивают ручками ложек, притопывают. Можно применить треугольник, трещотки, рубель, бубен и другие инструменты. Це­лесообразно вводить различные ритмические задания, использо­вать карточки с разным ритмиче­ским рисунком. Прохлопывание ритмического рисунка знакомой попевки, песенки; затем этот ритм простукивается на ложках.

Игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – учащиеся повторяют. затем один участник ансамбля простукивает ритм, а остальные повторяют.

Ритмическая импровизация. Руководитель или концертмей­стер играет на инструменте лю­бую плясовую мелодию, или звучит грамзапись, а учащиеся, прослушав её, анализируют, придумывают и воспроизводят ритм, предлагают свои исполни­тельские приёмы.

На 2-ом этапе осуществляется разбор музыкального произве­дения по партиям. Важно выде­лить трудные места, отработать их отдельно. Вводятся другие инструменты, разучиваются пес­ни, танцевальные движения, ху­дожественное слово. В ансамбле  ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одно­временно начинать и заканчивать музыкальное произведение. Нуж­но постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одной высоте, и одновременно выполняют испол­нительские приёмы.

На данном этапе в сочетании с наглядным, словесным, практи­ческим методами используются репродуктивные (повторение, за­крепление), эвристические «(ча­стично поисковый), проблемные ситуации.

3 этап. Выступление на праздниках, концертах, кон­курсах.

Выступление ансамбля лож­карей можно предварить чтени­ем стихотворения, например "3аиграли ложкари" П.Синявского:

При царе да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан.
Бубен потеряли,
           В ложки ударяли,
           Ой, жги-говори,
           Заиграли ложкари!

                        * * *

          В синем море-океане 
Кит улёгся на диване,
Только ложки услыхал –
Плавниками замахал.
Под китом-плясуном
Ходит море ходуном!
Ой, жги-говори,
Заиграли ложкари!

                    * * *

Возле печки паучиха
Пляшет важно как купчиха,
          А сверчки-весельчаки
          Отбивают каблучки –
          С каблучка на носок
         А потом ещё разок!
Пляшет эхо, пляшет тень,
Пляшут все, кому не лень.
Ой, жги-говори,
Заиграли ложкари!

На этом этапе ведущим явля­ется практический метод, кото­рый приобретает большую долю самостоятельности, творчества.

Приёмы игры на двух ложках.

  1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой.
  2. "Маятник" – это скользя­щие удары ложки о ложку, напо­минающие движение маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой.

Эти два приёма можно при­менять в работе с учащимися начальных классов. Более эф­фектно смотрится, когда ритм отстукивается с движением рук по кругу, по горизонтали справа, а потом слева. Учащиеся началь­ных классов с интересом играют в шумовом оркестре.

  1. "Мячики" – в этом и по­следующих приёмах обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следую­щим образом: одна между пер­вым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальца­ми (фото 1).

На счёт "раз", "два", "три", четыре ударяют ложками по колену, ложки, как "мячики", отскакивают от колена. затем этот ритм усложняем. Например: удар по одному колену; по друго­му колену; удар по руке. Данный приём и последующие можно вводить в ансамбль с учащимися 4 классов и старше.

  1. Самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары (фото 2). Нужно обратить внима­ние на удары, которые получают­ся от соприкосновения ложек с левой ладонью. Ритм может быть самым разнообразным.
  2. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

б. Ударяют ложками по ладо­ни левой руки и по колену соседа справа.

  1. Ударяют ложками по ко­лену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим на­клоном корпуса влево, затем движения повторяются в зер­кальном отражении. На счёт раз – удар по колену; на счёт два – полунаклон влево –удар по кисти левой руки. На счёт три – удар по колену; на счёт четыре – полунаклон корпуса вправо – удар по приподнятой руке (фото 3).
  2. На счёт "раз" – удар лож­ками по колену; на счёт "два" – удар ложками перед локтем левой руки.
  3. "Глиссандо" можно вы­полнить по ложкам 3-5шт., кото­рые поставлены между бедрами тыльной стороной к лицу ис­полнителя. По ним выполняем скользящий удар ложкой, кото­рую держим в правой руке.

Перечисленные приемы игры можно применять в любой по­следовательности, варьируя их.

Пример: "Утушка луговая" (4 фразы).

1-ое проведение темы:
1-я фраза – 4 приём
2-я фраза – 5 приём
3-я фраза – 4 приём
4-я фраза – 5 приём
2-е проведение темы:
1-я фраза – 4 приём
2-я фраза – б приём
3-я фраза – 4 приём
4-я фраза – б приём

В исполнении мелодии "Ах, вы сени" можно использовать 7-й приём и ввести рубель, на котором на сильную долю такта воспроизводят следующий ритм – приём "глиссандо".

Перечисленные приёмы при­меняются в большей степени на подготовительном этапе обу­чения. На ансамблевом этапе усложняются ритм, исполни­тельские приёмы, ускоряется темп. Например: ставим левую руку параллельно правому ко­лену. В правой руке держим две ложки, обращённые друг к другу донцами и выполняем в размере две четверти: на счёт к раз и – удар ложками о колено (чет­вертная длительность); на счёт два – удар по колену (восьмая длительность); на счёт кия – удар вниз по руке (восьмая длитель­ность) и т.д.

Приёмы игры на трёх ложках.

1. В левую руку берут две ложки, в правую – одну. В левой руке ложку Ns1 (назовём услов­но) прижимают к ладони боль­шим пальцем так, чтоб тыльная сторона была обращена вверх, а ложку Ns2 кладут между третьим и четвёртым пальцами так, что­бы тыльная сторона этой ложки как бы "смотрела" на тыльную сторону ложки Ns1 (фото 4). Кисть закрывают, получается удар (фото 5).

После того, когда этот момент отработан, играют двумя рука­ми. В правой руке держат одну ложку.

На счет "раз" выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке Ns 1 левой руки (фото б).

На счёт "два" – кисть ле­вой руки закрыть, получает­ся удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счёт "три" – повора­чивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и вы­полняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки Ns1 левой руки (фото 7).

На счёт "четыре" – кисть левой руки закрыть, получа­ется удар тыльными сторона­ми ложки о ложку.

2. На счёт "раз" – кисть левой руки закрыть, получа­ется удар тыльными сторона­ми ложки о ложку – это будет восьмая длительность.

На счёт "два" – кисть ле­вой руки открываем и выпол­няем два удара ложкой, кото­рую держат в правой руке,по ложке № 1 – это будут две шестнадцатые длительности. Данный приём можно вы­полнить с движением рук по кругу, по горизонтали и др.

З. На счёт "раз" выполня­ем два удара ложкой, кото­рую держим в правой руке, по ложке № 1 – это будут две шестнадцатые длительности (фото 8а).

На счёт "два" кисть левой руки закрыть – это будет вось­мая длительность (фото 8б).

На счёт "три" – скользя­щий удар на себя (к левому плечу) одной ложки по двум другим (как приём "форш­лаг") – это будет восьмая длительность (фото 8в).

На счёт "четыре" выпол­няем скользящий удар от себя – это будет восьмая длительность (фото 8г).

  1. "Форшлаги"– сколь­зящие удары по двум лож­кам третьей. Удар можно выполнить на себя и от себя (фото 8в, 8г). "Форшлаги" тоже можно выполнить с движением рук. Визуальные эффекты придумываются са­мим руководителем или твор­чество проявляют участники ансамбля.
  2. "Тремоло" – частые лёгкие удары ложкой правой   руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня правого колена до уровня левого плеча – "горка". В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз (фото 9). В про­цессе звучания музыкально­го предложения или фразы ладонь с ложками постепен­но раскрывается и движется по "горке" к уровню левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками об­ращена вверх и выполняется удар третьей ложкой по этим двум (фото 10).Ложки относятся к груп­пе шумовых ударных инстру­ментов. Партии для ложек записываются как на нотном стане, так и на одной линей­ке ("нитке"), без ключа и знаков. 

Технические возможно­сти исполнителей ансамбля ложкарей демонстрируются через игру на двух, трёх и бо­лее ложках в быстром темпе как под музыкальное сопро­вождение, так и без него. Красочность в выступление ансамбля вносят: игра на ме­таллических ложках; пение, которое украшается рассыпчатыми дробями ложек; звучание других музыкальных инструментов; выполнение танцевальных движений; художественное слово и др.

Мотивацией на занятиях ансамбля являются соревно­вания между подгруппами, творческие задания, проблем­ные ситуации и др. Ансамбль может играть как под акком­панемент руководителя или концертмейстера (баяниста, аккордеониста, пианиста), так и под фонограммы (диски формат СВ, Мр3).

В процессе работы с уча­щимися осуществляется про­смотр видеоматериалов соб­ственного исполнения и вы­ступление других ансамблей с последующим анализом.

  

 

 

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 45-47

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.