«Неведомый шедевр» Павла Корина

А.Мелик-Пашаев

«Неведомый шедевр» Павла Корина

Хорошо помню, как, уже окончив СХШ при институте имени В.Сурикова, я вдруг "от­крыл" для себя выдающегося художника Павла Корина.

Мы тогда были приучены к усреднённой манере сотен худож­ников – "реалистов", которые, смешивая в разных дозах Перова с Коровиным, становились очень похожи друг на друга и потому думали, что изображают "жизнь, как она есть".

А тут я увидел живопись и современную, и традиционную, в которой отчетливо виден автор, создающий свой, резкий, вы­разительный, достаточно услов­ный и в то же время красивый и торжественный образ человека и мира. автор, который во многом предвосхитил и в то же время превзошёл живопись так называемого "сурового стиля" некоторых его молодых коллег. А ещё в его картинах почему-то угадывалась некая тайна; видно было, что у художника "что-то есть за душой" кроме самой живописи...

Я не был знаком с Кориным, не бывал у него в мастерской, поэтому его "Реквием", называвший­ся тогда "Русь уходящая", увидел много позже. Да простит меня Павел Дмитриевич, но... может быть, и хорошо, что окончательный вариант картины так и не был создан?

Ведь судьба таких гран­диозных, концептуальных, по частям возникающих произведений, во всяком случае – в русском искус­стве, оказывается не слиш­ком счастливой.

Картина гениального Александра Иванова посто­янно заставляет говорить о том, что этюды к ней лучше её самой, что главная мысль так и не получила художе­ственно убедительного во­площения и что не зря автор не стал её дописывать, а переключился на свои светя­щиеся библейские эскизы...

А Нестеров, учитель и старший друг Павла Ко­рина? Какой пронизывающей духовностью и правдой, даже святостью, дышат многие его не­притязательные картины, и насколько больше в них "души русского народа", чем в масштабном полотне, которое получило это название и стало прообразом некоторых совсем уже печальных яв­лений в отечественном искусстве более позднего времени?

Великий замысел Корина ясно и мощно во­плотился в серии удивительных этюдов. И пусть рядом с ними, или над ними сохранится в истории искусства его "неведомый шедевр", громадный белый холст невоплощенной мечты.

Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 32

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.