«Неведомый шедевр» Павла Корина
А.Мелик-Пашаев
«Неведомый шедевр» Павла Корина
Хорошо помню, как, уже окончив СХШ при институте имени В.Сурикова, я вдруг "открыл" для себя выдающегося художника Павла Корина.
Мы тогда были приучены к усреднённой манере сотен художников – "реалистов", которые, смешивая в разных дозах Перова с Коровиным, становились очень похожи друг на друга и потому думали, что изображают "жизнь, как она есть".
А тут я увидел живопись и современную, и традиционную, в которой отчетливо виден автор, создающий свой, резкий, выразительный, достаточно условный и в то же время красивый и торжественный образ человека и мира. автор, который во многом предвосхитил и в то же время превзошёл живопись так называемого "сурового стиля" некоторых его молодых коллег. А ещё в его картинах почему-то угадывалась некая тайна; видно было, что у художника "что-то есть за душой" кроме самой живописи...
Я не был знаком с Кориным, не бывал у него в мастерской, поэтому его "Реквием", называвшийся тогда "Русь уходящая", увидел много позже. Да простит меня Павел Дмитриевич, но... может быть, и хорошо, что окончательный вариант картины так и не был создан?
Ведь судьба таких грандиозных, концептуальных, по частям возникающих произведений, во всяком случае – в русском искусстве, оказывается не слишком счастливой.
Картина гениального Александра Иванова постоянно заставляет говорить о том, что этюды к ней лучше её самой, что главная мысль так и не получила художественно убедительного воплощения и что не зря автор не стал её дописывать, а переключился на свои светящиеся библейские эскизы...
А Нестеров, учитель и старший друг Павла Корина? Какой пронизывающей духовностью и правдой, даже святостью, дышат многие его непритязательные картины, и насколько больше в них "души русского народа", чем в масштабном полотне, которое получило это название и стало прообразом некоторых совсем уже печальных явлений в отечественном искусстве более позднего времени?
Великий замысел Корина ясно и мощно воплотился в серии удивительных этюдов. И пусть рядом с ними, или над ними сохранится в истории искусства его "неведомый шедевр", громадный белый холст невоплощенной мечты.
Оставить комментарий