Изобразительные рифмы
Изобразительные рифмы
Мы готовим выставку, один из залов которой будет посвящён "необъяснимому" феномену детского творчества. В экспозицию, кроме детских работ, войдут репродукции картин признанных художников (Матисс, Пикассо, Модильяни, Серов, Шишкин и др.). Произведения взрослых мастеров отобраны по их колористическому, образному и композиционному созвучию детским работам. Дети-художники при работе над картинами не знали и не опирались на взрослые работы. Их картины – отражение собственного художественного мышления. И как случается так, что мастера, прошедшие долгий профессиональный путь, используют те же образы, находят те же композиционные и цветовые решения, что и дети 4–10 лет? Однозначного и общепризнанного ответа на этот вопрос не дают ни преподаватели детского рисунка, ни искусствоведы, ни психологи.
Для нас пока необъяснимо, как ребёнок в своей картине попадает в стиль, над выработкой и поиском которого профессиональный (или самоученный) художник работает годами. Причём масштаба своей ~находки» ребёнок, конечно, не осознаёт, так как у него зачастую недостаточно зрительского опыта. А если бы трёхлетняя Оля Ларина видела работы Пабло Пикассо, она вряд ли стала его повторять или подражать его картинам.
Мы не хотим упрощать, раздавать оценки или мистифицировать. Нам интересно узнать и познакомить зрителя с разными взглядами на явление детского творчества (а возможно, и творчества вообще) и тем самым немного приблизиться к его пониманию. Универсальных ответов на все эти вопросы, похоже, нам не найти, но в какой-то степени приблизиться к пониманию этих удивительных явлений мы надеемся.
Представленные "изобразительные рифмы" в этом случае – небольшая зрительская провокация для начала этого разговора. Нам интересно и важно узнать Ваше мнение о природе таких созвучий, поэтому мы просим Вашего комментария.
От редакции.
Мы будем с интересом ожидать и участвовать в обсуждении предложенной темы. Предваряя его, замечу: трёхлетняя Оля работ Пикассо не видела, а увидев, наверное, испугалась бы. Но Пикассо работы детей , конечно, видел. Уже с конца XIX в. большие художники интересовались детским рисунком и перенимали кое-что у маленьких авторов. Откуда у детей то, к чему стремятся художники? Вот одна из загадок, которые педагогу надо разгадать.
Оставить комментарий