Фейерверк красок Михаила Мирова

Ю.Калинин, руководитель кружка изобразительного искусства,
О.Прохоренко, психолог, М.Баранюк, руководитель Ласнамяэского детского центра, Эстония, г.Таллин

Фейерверк красок Михаила Мирова

Он – обыкновенный мальчик, хотя у окружаю­щих создается впечатление, что сознание его находится немного в другом измерении, что он не такой, как все. Мыслит, действует и даже молчит по-иному. Думает иначе, испытывает ощущения, ко­торых не бывает у окружающих его людей, обладает повышенной чувствительностью буквально ко всему. Просчитать и подвергнуть анализу его действия невоз­можно, поэтому и существовать рядом с ним окружаю­щим оказывается проблематично. Почти всё, за что он берётся, вроде бы не отвечает нормативам поведения и развития ребёнка. Но это взгляд со стороны.

В нашем центре давно работают с детьми, кото­рые "держат дистанцию" с окружающим миром. Неоднократно мы бывали потрясены до глубины души их способностью к глубокому и безгранич­ному сочувствию окружающей действительности. Неоднократно замечали, как такие дети отобража­ют ее с колоссальной силой, которая изначально заложена в них природой.

С Мишей мы познакомились б лет назад, когда ему было 9 лет. Привела его мама и сказала: "Мой мальчик особенный, любит рисовать. Хотелось бы привить ему художественные навыки и дать пра­вильное направление в творчестве". Первые годы занятий приходилось работать индивидуально, мальчику необходимо было непрерывное общение со взрослым наставником, который понимал бы его переживания и творческие замыслы.

Целый год юный художник держал взрослых за левую руку, поскольку правой создавал кар­тины; ревниво, а зачастую и сердито, относился к общению важных для него взрослых с другими детьми, эгоистично обижался и требовал к себе повышенно внимательного отношения и особого восприятия себя.

На втором году занятий ему стал необходим монолог с самим собой во время написания кар­тин. Сегодня он почти всегда проговаривает то, что делает, ведь для него это не просто рисунок, а определённый важный период его бытия, нахож­дения себя в этом мире. Формулировки восхити­тельно точные, бодрящие, талантливо-краткие, лаконичные и одновременно насыщенно-яркие.

О тематике творческих работ Миши надо го­ворить особо. 3амыслы своих картин он всегда определяет сам: переубедить его трудно, почти невозможно. 3а всё время нашего знакомства к по­мощи взрослого при поиске сюжета он не прибегал ни разу. Удивляет "периодичность", завидное по­стоянство сюжета. Создаются прекрасные серии. Например: юный художник то восхищается только городами, то изображает исключительно церкви, затем предпочтение отдаётся анималистической тематике, после – только цветы, а затем – серия рисуночных историй о шмелях, сопровождаемая яркими, отрывистыми монологами...

Кстати, при детальном рассмотрении серии ри­сунков "Город" у нас всегда складывалось впечат­ление, что сюжет здесь не просто передаётся через законы линейной перспективы, отображающей здания как бы с высоты птичьего полёта; Миша ощущает это как внутреннюю данность, как будто всё уже знал задолго до того, как была рождена картина.

Полуторачасовые вдохновения сменяются физиологическим и творческим истощением, обе­здвиженностью, отдыхом, он как бы успокаива­ется, отдыхает от колоссального созидательного напряжения. Кстати, предвкушение творчества, фантазийный полёт он выражает, "дирижируя" кисточкой, как бы выполняя свой замысел "в воз­душной стихии", в невесомом, одному ему видимом пространстве. Свои работы почти всегда создаёт, торжественно стоя. Взлёт души, творческий пода­рок миру – и... вновь наступает период отстранён­ности от бытия... Художник отдыхает.

На наших глазах проходило взросление Миши – он приобретал как профессиональные, так и коммуникативные навыки. Целый спектр чувств по отношению к юному дарованию испытывали его сверстники: игнорировали, удивлялись, вос­хищались, считая его несколько странным. Что же до нашего Миши, то он всегда сам проявляет инициативу в выборе того, когда, с кем и сколько общаться, но за свои дружеские связи "платит" верностью, как бы "прикипая" к одному един­ственному человеку, предпочитает для общения  того ребёнка, в дуэте с которым он мог бы испытать настоящий праздник.

Творчество Миши не только отражает его ум­ственный рост и изменения эмоционального со­стояния. Оно является своеобразной проекцией его проблем, отношения к жизненным ситуациям. При индивидуальной работе важно было подчеркнуть успешность нашего ученика в изобразительной деятельности. Проводились его персональные вы­ставки в Ласнамяэском детском центре. Системати­чески обсуждались особенности индивидуального восприятия мира и его необычное отображение в рисунках. Таким образом формировалась мотива­ция достижения успеха, которая так необходима для дальнейшей жизни.

В рамках празднования 10-летнего юбилея Детского центра была организована очередная персональная выставка рисунка восьмиклассника Михаила Мирова. Были выставлены около 40 жи­вописных работ гуашью. Тематика их разнообразна. При первом взгляде на них создаётся ощущение праздничного фейерверка. Во всём, что изображается в работах Миши, цвет несёт глубочайшую смысловую и эмоциональную нагрузку. Хочется отметить его пристрастие к трём основным цветам – это жёлтый, красный, синий. В рисунках эти краски даются в многообразии оттенков, что и создаёт обогащённое колористическое ощущение. Надеемся, что все те знания и навыки, которые Миша получил в процессе обучения, ему пригодятся в дальнейшем, и он найдёт своё, достойное место в жизни.

Вера в то, что аутизм не приговор, – важная жизненная опора для родителей и окружающих. Такие дети для нас, взрослых, – прекрасный при­мер внутренней силы. Они пробуждают в нас, окру­жающих, способность к сочувствию, способность к содействию, способность слышать и видеть друг друга, способность быть вместе.

Искусство в школе: 
2015
№3.
С. 62-63

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.