Искусство и... национальная безопасность

Искусство и... национальная безопасность

За несколько дней до того, как этот номер сдавался в печать, в Психологическом институте РАО по инициативе нашей редакции и некоммерческого партнерства «Гражданский долг» состоялось заседание Круглого стола по проблеме артпрофилактики. Участвовали психологи, педагоги, художники, арттерапевты, работники детских домов, менеджеры в сфере образования. Вместо запланированных четырёх часов просидели едва ли не восемь, что само по себе говорит о многом... Надеемся, что с некоторыми наиболее интересными материалами Круглого стола мы познакомим читателей. Представляем на ваш суд только что намеченный проект резолюции, который после его доработки будет направлен в различные «руководящие инстанции» и сделан предметом максимально широкого обсуждения. С благодарностью при­мем ваши замечания и предложения.

Участники Круглого стола признают, что обсуж­давшаяся проблема – это в полном смысле слова проблема национальной безопасности.

Даже согласно официальной статистике, наша страна стабильно числится в "лидерах" по таким мрачным показателям, как психосоматические за­болевания детей, депрессия, "деперсонализация", отсутствие смысла жизни, наркотизация, алко­голизация, подростковая преступность и суицид. Нарастание подобных явлений, в сочетании с не­развитостью эмоциональной и ценностной сферы, обусловленной однобоким рационализированным образованием, создаёт в обозримом будущем реальную угрозу существованию нашей культуры, общества и государства. И всему этому мы не спо­собны противопоставить ничего, кроме бесплодных ограничительно – запретительно – карательных мер.

Между тем возможность положительного реше­ния проблемы лежит на виду. Ведущие педиатры и психотерапевты утверждают, что важнейшей причи­ной перечисленных психологических и социальных бедствий является острейший дефицит творчества в жизни детей. А из всех видов творчества наиболее привлекательным, доступным и успешным в детском возрасте является творчество в различных видах искусства.

Существует убедительный международный опыт, свидетельствующий о том, что раннее приобще­ние ребёнка к какому-либо виду художественного творчества на порядки уменьшает вероятность его попадания в упомянутые страшные зоны риска. Сле­довательно, неотложной необходимостью является создание системы всеобщего, творчески ориентиро­ванного художественного образования-воспитания. Не для подготовки отдельных детей к будущей про­фессиональной деятельности, а для создания основы психологического, нравственного, физического здо­ровья нации, для профилактики психологических отклонений, саморазрушительного и асоциального поведения целых поколений.

Однако отечественная образовательная поли­тика с катастрофической для будущего страны недальновидностью выдавливает именно эти це­лительные дисциплины из основного и доступного дополнительного образования.

Считаем, что срочно необходима смена приори­тетов российской культурно-образовательной по­литики в пользу гуманитарно-художественной со­ставляющей образования. Это должно выразиться:

  • в увеличении учебного времени за счёт других дисциплин (что отнюдь не повредит уровню общего образования: неоднократно показано, что дети, боль­ше занимающиеся художественным творчеством, на­много успешнее усваивают все школьные предметы);
  • в преподавании художественных дисциплин с первого по выпускной класс, создании школьных театров, восстановлении в полном объёме препо­давания мировой художественной культуры;
  • в продвижении творчески развивающих систем обучения изобразительному искусству, литературе, музыке и другим видам искусства (такие системы существуют, и их результативность убедительно доказана практикой);
  • в обеспечении бесплатного доступа детей к разным видам художественных практик в системе дополнительного образования;
  • в соответствующем опережающем изменении профессиональной подготовки воспитателей дет­ских садов, учителей начальных классов и учите­лей предметников.

Необходима также инициация психологических исследований и получение отечественных социоло­гических данных о связи раннего художественно-творческого опыта с дальнейшим развитием, психо­логическим здоровьем, поведением и судьбой людей.

Чем следует дополнить, или – что изменить в этом перечне? Какие организационные меры необходимы, чтобы начатое дело получило развитие? Мы ждём ваших откликов в почте журнала!

А.М.

~ ~ ~

Для сотрудников кафедры эстетического об­разования и культурологии МИОО тема арт­коррекции и артпрофилактики звучит предельно  актуально. Мы убеждены, что сегодня только в пространстве искусства (педагогики искусства) происходит становление и развитие личности ре­бёнка и взрослого. Необходимо отдельно сказать о сложившейся особой социокультурной ситуации. В философской литературе уже давно данную ситуацию называют "антропологическим кризи­сом", который характеризуют несколько тенден­ций. Одна из которых – порабощение внутренней жизни, всего сознания человека материальными, сугубо прагматическими потребностями. Культура повседневности не оставляет место созерцанию, размышлениям о вечном и о вечности, открыто отвергает идеальную ипостась человека, размы­вая представления о "добре" и "зле", о "норме" и "патологии", возводя принцип относительности в главенствующий закон. Ребёнку, развивающемуся молодому человеку сегодня не на что опереться, не на чем строить позитивную самоидентичность. Ситуация обостряется тем, что в сегодняшнем ме­гаполисе для молодёжи почти не остаётся возмож­ностей для проб и самооткрытий. Жизнь ребёнка жёстко регламентирована: школа – дом, уроки – домашние задания. Теряется непосредствен­ность чувств, ощущение жизни, не выстраивается контакт с самим собой, а в итоге растёт количество детских суицидов. Не учитывать это невозможно, тем более что в школьной жизни учитель постоянно сталкивается с последствиями этой катастрофы, проявляющимися в том числе и в отсутствии учеб­ной мотивации.

Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы он позволил преодолеть дефици­ты современного общества, нашей повседневной жизни, которая мало заботится о внутреннем мире человека? Сегодня не принято говорить о том, "что" и "как" мы чувствуем. Мы зачастую и не знаем, что с нами происходит, различая лишь основные состояния: хорошо, плохо и нормально. (Наверное, каждый учитель сталкивался с этой проблемой, задавая своим ученикам вопрос: каково им сейчас, что они переживают? Скорее всего, в ответ звучало одно слово: "нормально".) Но когда огромный пласт душевных переживаний остаётся невостребованным, перестают различаться: удив­ление, печаль, скорбь, милосердие и многое другое. Упрощается, деградирует "внутренний" человек.

Ответы на поставленные вопросы находятся в практиках искусства, в творчестве и в художе­ственном образовании. Вот почему представляется крайне важным регулярное проведение подобных конференций с докладами, мастер-классами, об­суждениями круглого стола, позволяющими на­бирать аргументы, демонстрирующие социальную, психологическую, экзистенциальную значимость и неустранимость искусства в жизни человека.

Т.Климова, ст. преподаватель МИОО, научный сотрудник ФИРО

Искусство в школе: 
2015
№3.
С. 63-64

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.