Фейерверк красок Михаила Мирова
Фейерверк красок Михаила Мирова
Он – обыкновенный мальчик, хотя у окружающих создается впечатление, что сознание его находится немного в другом измерении, что он не такой, как все. Мыслит, действует и даже молчит по-иному. Думает иначе, испытывает ощущения, которых не бывает у окружающих его людей, обладает повышенной чувствительностью буквально ко всему. Просчитать и подвергнуть анализу его действия невозможно, поэтому и существовать рядом с ним окружающим оказывается проблематично. Почти всё, за что он берётся, вроде бы не отвечает нормативам поведения и развития ребёнка. Но это взгляд со стороны.
В нашем центре давно работают с детьми, которые "держат дистанцию" с окружающим миром. Неоднократно мы бывали потрясены до глубины души их способностью к глубокому и безграничному сочувствию окружающей действительности. Неоднократно замечали, как такие дети отображают ее с колоссальной силой, которая изначально заложена в них природой.
С Мишей мы познакомились б лет назад, когда ему было 9 лет. Привела его мама и сказала: "Мой мальчик особенный, любит рисовать. Хотелось бы привить ему художественные навыки и дать правильное направление в творчестве". Первые годы занятий приходилось работать индивидуально, мальчику необходимо было непрерывное общение со взрослым наставником, который понимал бы его переживания и творческие замыслы.
Целый год юный художник держал взрослых за левую руку, поскольку правой создавал картины; ревниво, а зачастую и сердито, относился к общению важных для него взрослых с другими детьми, эгоистично обижался и требовал к себе повышенно внимательного отношения и особого восприятия себя.
На втором году занятий ему стал необходим монолог с самим собой во время написания картин. Сегодня он почти всегда проговаривает то, что делает, ведь для него это не просто рисунок, а определённый важный период его бытия, нахождения себя в этом мире. Формулировки восхитительно точные, бодрящие, талантливо-краткие, лаконичные и одновременно насыщенно-яркие.
О тематике творческих работ Миши надо говорить особо. 3амыслы своих картин он всегда определяет сам: переубедить его трудно, почти невозможно. 3а всё время нашего знакомства к помощи взрослого при поиске сюжета он не прибегал ни разу. Удивляет "периодичность", завидное постоянство сюжета. Создаются прекрасные серии. Например: юный художник то восхищается только городами, то изображает исключительно церкви, затем предпочтение отдаётся анималистической тематике, после – только цветы, а затем – серия рисуночных историй о шмелях, сопровождаемая яркими, отрывистыми монологами...
Кстати, при детальном рассмотрении серии рисунков "Город" у нас всегда складывалось впечатление, что сюжет здесь не просто передаётся через законы линейной перспективы, отображающей здания как бы с высоты птичьего полёта; Миша ощущает это как внутреннюю данность, как будто всё уже знал задолго до того, как была рождена картина.
Полуторачасовые вдохновения сменяются физиологическим и творческим истощением, обездвиженностью, отдыхом, он как бы успокаивается, отдыхает от колоссального созидательного напряжения. Кстати, предвкушение творчества, фантазийный полёт он выражает, "дирижируя" кисточкой, как бы выполняя свой замысел "в воздушной стихии", в невесомом, одному ему видимом пространстве. Свои работы почти всегда создаёт, торжественно стоя. Взлёт души, творческий подарок миру – и... вновь наступает период отстранённости от бытия... Художник отдыхает.
На наших глазах проходило взросление Миши – он приобретал как профессиональные, так и коммуникативные навыки. Целый спектр чувств по отношению к юному дарованию испытывали его сверстники: игнорировали, удивлялись, восхищались, считая его несколько странным. Что же до нашего Миши, то он всегда сам проявляет инициативу в выборе того, когда, с кем и сколько общаться, но за свои дружеские связи "платит" верностью, как бы "прикипая" к одному единственному человеку, предпочитает для общения того ребёнка, в дуэте с которым он мог бы испытать настоящий праздник.
Творчество Миши не только отражает его умственный рост и изменения эмоционального состояния. Оно является своеобразной проекцией его проблем, отношения к жизненным ситуациям. При индивидуальной работе важно было подчеркнуть успешность нашего ученика в изобразительной деятельности. Проводились его персональные выставки в Ласнамяэском детском центре. Систематически обсуждались особенности индивидуального восприятия мира и его необычное отображение в рисунках. Таким образом формировалась мотивация достижения успеха, которая так необходима для дальнейшей жизни.
В рамках празднования 10-летнего юбилея Детского центра была организована очередная персональная выставка рисунка восьмиклассника Михаила Мирова. Были выставлены около 40 живописных работ гуашью. Тематика их разнообразна. При первом взгляде на них создаётся ощущение праздничного фейерверка. Во всём, что изображается в работах Миши, цвет несёт глубочайшую смысловую и эмоциональную нагрузку. Хочется отметить его пристрастие к трём основным цветам – это жёлтый, красный, синий. В рисунках эти краски даются в многообразии оттенков, что и создаёт обогащённое колористическое ощущение. Надеемся, что все те знания и навыки, которые Миша получил в процессе обучения, ему пригодятся в дальнейшем, и он найдёт своё, достойное место в жизни.
Вера в то, что аутизм не приговор, – важная жизненная опора для родителей и окружающих. Такие дети для нас, взрослых, – прекрасный пример внутренней силы. Они пробуждают в нас, окружающих, способность к сочувствию, способность к содействию, способность слышать и видеть друг друга, способность быть вместе.
Оставить комментарий