Когда изображени е перестаёт быть неподвижным...
Когда изображение перестаёт быть неподвижным...
Как известно, 2015 год объявлен в России Годом литературы. Зрителей ждут новые театральные постановки, новые экранизации классики. Не осталась в стороне и отечественная анимация. Замечательный повод поговорить о взаимоотношениях современной анимации и литературы, о взаимодействии искусств дают новые фильмы Э.Беляева, посвящённые образам великих поэтов.
Имя Эдуарда Беляева уже не один год звучит в российском анимационном кино. Художник, режиссёр, мультипликатор, автор сценариев, он создал немало ярких, по-настоящему самобытных фильмов, исполненных в особой авторской технике. Но в 2013 году Беляевым была начата работа над циклом, который даёт все основания говорить о его авторе, как одном из наиболее значительных мастеров в современном экранном искусстве.
Фильмы («На огненном коне...» – по мотивам творческой биографии Н.Гумилёва; «Белый бедуин. Возвратное путешествие А.Грибоедова»; «Шел десятый год войны...» – Гомер. Илиада), создаются на одной из старейших в столице киностудии «Анимафильм» Московского детского фонда, где и состоялся этот разговор. Записала О. Алдошина.
О.А. Эдуард Эдуардович, почему в качестве героев анимационных картин были выбраны именно Николай Гумилёв, Александр Грибоедов, Гомер?
Э.Б. Всё очень просто. До фильма о Гумилёве, первого в цикле, у меня был неудавшийся проект. Это была сказка. Время действия – Первая мировая война. Проект не состоялся. Но накопилось много знаний. Внутренне я был готов делать фильм примерно об этом времени. У меня были чисто анимационные задачи, которые хотелось решить...
Приближалось столетие Первой мировой войны, а в литературе Серебряного века не так много было людей, которые пошли тогда сражаться за Отечество. И уже это выделяло Николая Гумилёва среди других. Но, помимо фронтовой службы, поэт стал ещё и специальным военным корреспондентом, писал документальные очерки, которые печатались в газетах, а потом составили его к3аписки кавалериста. Когда мы готовились к работе над картиной, думали, что есть эта сторона его творчества, на которую как-то меньше всего обращалось внимание.
В тринадцатиминутный фильм вообще трудно вместить нечто обширное, а тем более целую творческую биографию. Поэтому слова самого поэта: "В жизни пока у меня три заслуги – мои стихи, мои путешествия и эта война, – стали ключевыми. Сам фильм строился как три ёмких эпизода: поэзия, путешествия и "эта война".
Стихи, сам процесс творчества вообще трудно изобразить как в игровом, документальном кино, так и в анимации. Решили, что язык фильма будет соткан из метафор и образов, созданных Гумилёвым. Он их сам изобрёл, и они очень хорошо перелагались на анимацию. Стихотворения "3аблудившийся трамвай", "Память" зримо и незримо присутствуют в фильме. Поэтическое восприятие самого Гумилёва заставило нас вспомнить и его детство, которое, как сказано в автобиографии, "и есть мир поэзии", обратиться к детским рисункам поэта. А в финале картины даже звучит фрагмент реальной аудиозаписи его голоса, живое поэтическое слово...
Второй эпизод – путешествие в Африку. Ещё ребёнком Гумилёв прочитал книгу "В стране чёрных христиан, которая произвела на него чрезвычайное впечатление, и с тех пор мысли о загадочных землях бессмертных" завладели его воображением. Само по себе путешествие православного человека в Эфиопию, тогда Абиссинию, в которой это православие, можно сказать, зарождалось, не случайно. Там, по убеждению Гумилёва, сохранялась некая первозданность, всё ещё присутствовала тайна его древнего возникновения. Сколько там ни происходило бедствий, эта первоначальная чистота сохранялась.
Но попутно Гумилёв открыл для себя и те народы, которые, как на заре человечества, продолжали верить в силы природы, в одушевлённый мир. Это путешествие поэта было как увлекательно, так опасно. Гумилёв входил в те края, где белого человека вообще до той поры не видели. В любой момент его могла постигнуть участь несчастливых путешественников, оказавшихся среди диких племён. Те места, по которым он ходил, прежде не открывались чужеземцам. В 2013 году была предпринята попытка организовать экспедицию, которая бы повторила через столетие маршрут Гумилева. Но даже при современном оснащении и транспортных средствах учёные пока на это так не отважились. А Гумилёв прошёл этот путь фактически пешком. Видимо, поэт, совершивший четыре подобных экспедиции, был допущен в эти древние земли волею судьбы.
Незримый ангел-хранитель, который находился рядом с Гумилёвым, помогал ему и на войне. Николаю Степановичу не раз удавалось избегать гибели в невероятных фронтовых условиях. Из-за травмы, полученной в детстве, он был признан непригодным к строевой службе, но не просто пошёл сражаться добровольцем, а стал настоящим героем. Да и службу выбрал одну из самых опасных – кавалериста-разведчика. Эта военная профессия изначально подразумевала некий героизм – необходимо было всё время находиться на линии огня, чтобы вызывать огонь на себя и тем самым обнаруживать местонахождение противника. И это была не юношеская бравада, а повседневная работа разведчика. В Великую Отечественную это называлось разведкой боем. В живых после такого обычно оставалось всего двадцать процентов личного состава. С войны Гумилёв вернулся Георгиевским кавалером.
Эти скупые факты многое говорят о личности самого поэта. Не случайно, когда Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре, он взял с собой в камеру лишь две книги. И это были Евангелие и жизнеописание героев – "Илиада" Гомера. Третий фильм цикла будет посвящён "Илиаде", этому общечеловеческому эталону поэзии, как, возможно, понимал её сам Николай Гумилёв. Для нас это некий знак, ключ...
Поскольку создание анимационного фильма – адски трудоёмкое дело, получается, что её величество Анимацию не стоит беспокоить по пустякам. Это лично моя убеждённость: браться нужно только за тот фильм, который тебя очень сильно волнует, просто жжёт тебя изнутри; приниматься за работу можно только когда некая жгучая тайна заставляет тебя это делать. Тогда это окрыляет, даёт энергию, даже когда силы на исходе. Желание проверить себя на профессионализм, "на слабо" – это всё не то. Должен быть нерв у фильма.
Та самая жгучая тайна присутствовала и в работе над фильмом о Гумилёве. Общеизвестно, что дневниковые записи Гумилёва, сделанные в последних экспедициях, исчезли. Что происходило с путешественником, что он искал в дальних краях? На эти вопросы и по сию пору никто не дал ответа. Нам было интересно средствами кино рассказать свою версию этого путешествия, хотя бы умозрительно пройти путь вместе с Гумилёвым, познакомиться с природой, с людьми, живущими в долине реки Омо.
Жизнь же интересна своими поворотами. Как человек увлечённый и знающий, как достигать совершенства в своих трудах, Гумилёв мог бы стать учёным-этнографом с мировым именем, основать новую науку, для которой он даже придумал свое название – геософия... Но война, случившаяся в Европе, призвала его на другое поприще. Но он и там продолжал искать ответы на те же главные вопросы. Достаточно привести одно из высказываний о Гумилёве его сослуживца: "Как солдатский офицер, он хороший воин, стихи пишет, да и, кажется, парень он хороший". Именно на войне мы видим зрелого человека, рискующего собой ради товарищей, спасающего жизни своих фронтовых братьев. Согласитесь, что очень хочется рассказать об этом человеке и не только средствами анимации...
Сейчас мы работаем над фильмом об А.Грибоедове, о его героическом подвижничестве в деле спасения своих соотечественников на чужбине. Но этот подвиг сегодня выдают за неумелое, неумное, неделикатное поведение Грибоедова как русского дипломата в Персии. Просто какой-то слон в посудной лавке. Обвиняют его в незнании Востока, его обычаев и традиций и даже намеренном игнорировании правил дипломатического этикета. Но хочется задать вопрос: как умница, поэт, тонко чувствующий душу древней Персии, мог быть таким? У нас большое сомнение в том, что человек такого блестящего ума поступал необдуманно.
Мало кому известно, что совсем недолгое по историческим меркам пребывание А.С.Грибоедова в качестве посла, его поступки и гибель породили на Востоке немало легенд. Самая значительная из них – легенда о белом бедуине, человеке по имени Александр, пришедшем с севера... В основе фильма – эта легенда. Путешествуя по древу времени, белый бедуин появляется среди людей в особые моменты духовных испытаний, печали и общего помрачения духа. Он бросает семя добра и любви, помогает людям сделать выбор, вернуться к себе истинным, а затем, не требуя за свой дар ни почестей, ни наград, исчезает, чтобы, возможно, появиться вновь в иных землях и иные времена...
И такой образ воскресил в народном сознании человек, которого чаще всего представляют топорным, язвительным, и даже тщеславным господином!
Для нас фильм об Александре Грибоедове – это продолжение темы героев. У героя всегда есть выбор. Либо благополучная, жизнь как у всех, либо... Вопрос в том, что они считают главным для себя, за что готовы платить жизнью. Ведь оба – и Гумилев, и Грибоедов – были фантастически одарены талантами и могли блестяще реализовать себя на любом поприще... Сейчас это называется противным словом "самореализация". А эти люди реализовывали нечто большее их самих, и поэтому они стали для нас некими образцами.
Быть может, с этим связано и обращение к "Илиаде", где эта природа героической самоотверженности составляет главное содержание. Там с особой – эпической – очевидностью отражён этот мир, как говорил Андрей Тарковский, "неразложимо человеческого", что живо со времён Троянской войны. В поэме Гомера звучат очень важные слова, необходимые и по сей день для сохранения внутреннего здоровья людей.
Во всех трёх картинах присутствует тайна, которую мы не стремимся открыть, а лишь касаемся её. Главное, чтобы зритель это почувствовал и эта тайна его не оставляла... Так сын Николая Гумилёва, Лев, думал в одиночной камере, ожидая решения своей участи: "3ачем же всё-таки Александр Македонский пошёл походом на Индию?"...
О.А. Скажите, а с чем связана такая необычная, сложная техника, совсем не похожая на всё, принятое в анимационном кино?
Э.Б. Все свои предыдущие фильмы, когда состав рабочей группы художников и аниматоров был всего три-четыре человека (теперь, кстати, он стал ещё меньше), для ускорения процесса я снимал в технике перекладки с небольшими рисованными спецэффектами или рисованными фрагментами. Мы как бы исследовали сам процесс создания анимационного изображения.
Но никогда прежде содержание фильма не диктовало саму манеру исполнения. Это впервые стало происходить в работе над фильмом о Гумилеве. Поскольку в картине есть редкая, несвойственная анимации тема войны, то придумалась некая стилизация под кинохронику начала ХХ века. Тогда была шестнадцатикадровая съёмка и поэтому, когда неадаптированную киноленту прокручивают сегодня, изображение выглядит ускоренным. ВВС и российские киностудии научились адаптировать эту старую плёнку, и мы видим хронику, соответствующую реальному времени. А мы выбрали именно тот, старый, формат...
Уже в начале прошлого века все фотографы и киношники спрятались от непогоды и нестабильного освещения в павильоны, не говоря уже о господах аниматорах, терпеливый труд которых требовал лабораторной стерильности. А мы на нашей студии вышли на свежий воздух, как говорят художники, на пленер. Наши персонажи – куклы – солдатики, лошади – освещаются естественным солнцем, их заносит настоящий снег и моет реальный дождь.
Процесс съёмки становится увлекательным, сродни охоте или приключению. Кадр при таких съёмках слегка трясёт, как в настоящей кинохронике, движения персонажей не плавные, а отрывистые, решительные и импульсивные. Никакие диснеевские каноны анимации не действуют в такой съёмке. Случайность, которая присутствует в этом процессе, для нас становится закономерностью, и мы подкарауливаем её, стараемся подметить все преимущества, которые стихийно возникают в этом новом процессе.
Иногда помощь приходит неожиданно и мистическим образом вмешивается в режиссёрскую работу. Так, например, в фильме есть эпизод разведки в лесу, описанный Гумилёвым в духе рассказов Майн-Рида или Гюстава Эмара. По режиссёрской задумке для съёмки этой сцены нужен был дубовый лес, желательно, чтобы вековые деревья безмолвными зрителями наблюдали опасную игру. Был найден такой лес в Терлецком парке.
У Гумилёва сказано: "Однажды четыре унтер-офицера, в том числе и я, отправились во фланг противника...я Я снимаю ползущих по траве разведчиков: это куклы из пластилина, которые раскрашены под цвет травы. Всё выглядит естественно и гармонично. И вдруг с дерева спускается белка – посмотреть, чем это я тут занимаюсь. Она держится, распластавшись на стволе вниз головой, внимательно изучает солдатиков. У меня в голове проносится мысль: рыжая молния! Перунов зверёк спустился из верхнего мира. Решаю прервать съёмку, чтобы снять белку, потому как у Гумилёва невидимый противник представляется в этом эпизоде в виде грозных языческих изваяний. Если продолжить эту игру, то почему бы им не принять облик старых деревьев. Белка убежала, а где-то вверху, над поляной, раздаётся тревожный крик дроздов и скворцов. Эти птицы – родня, и потому часто селятся колониями. Думаю, это, наверное, белка разоряет гнезда. Рыжий пират в это время года часто хозяйничает на своём участке. Иду смотреть белкину охоту. Вместо этого вижу: на горизонтальной сосновой ветке сидят рядком четыре совы и никуда не собираются улетать. А весь этот птичий шум, видимо, время от времени возникает в этом месте парка. Я, конечно же, поставил кинокамеру и снял четырех хищников".
Как там у Гумилева? "Четыре унтер-офицера...." Так в фильме появился поэтичный микроэпизод, вполне соответствующий духу рассказа Гумилёва о его первой разведке.
Конечно, такое ни в какой раскадровке заранее не придумаешь. Готовность к импровизации – одна из привлекательных сторон такого кино. Сама природа подсказывает, вносит свои коррективы в образный ряд. Кажется, что кто-то незримый становится твоим творческим союзником.
Или, к примеру, африканские экспедиции Гумилёва. Если представить себе обычное поведение путешественника, то это человек, много молчащий, постоянно прислушивающийся, постигающий новое. Всякий человек, встреченный на пути, это подарок, знак, некое зеркало тебя самого, постигающего неизвестность.
В нашем фильме есть эпизод, в котором два человека двух разных рас и существующие как бы в разных временных измерениях, касаются ладонями друг друга. И реакция у них разная. Темнокожему хозяину чёрного петуха, коснувшемуся руки Гумилёва, кажется, что перед ним ожило привидение, выходец с того света.
Чтобы передать жару, мы с художником Валерием Кожиным анимировали африканских персонажей с помощью наплыва, нарочно замедляя ход времени, делая движения в кадре более тягучими. Всё это было придумано для контраста изображений разных отрезков жизненного пути главного героя. Музыка Тимура Абрасуилова подчёркивала в фильме это полумиражное ощущение сгущенного времени.
О.А. Получается, поэтические метафоры влияют на выбор техники, в которой создаётся изображение?
Э.Б. В этом фильме для меня впервые содержание каждого эпизода стало требовать какого-то своего особенного технического подхода. Отсюда некоторая калейдоскопичность повествования. Но и это шло от желания передать в пластическом решении каждого эпизода свой колорит. Речь ведь идёт о нескольких эпизодах жизни художника, значительно отстоящих друг от друга во времени.
Этой игре со временем помогает и текст, кстати, целиком состоящий из фрагментов дневниковых записей, писем, прозы Гумилёва, и музыка. Сама метафора трамвая – своего рода модель сжатия времени, идущая от самого поэта. И это ложится на природу анимации. Происходит своего рода временной стереоэффект, позволяющий тринадцатиминутный фильм гипнотически превратить в восприятии зрителя в полнометражную картину.
О.А. Эдуард Эдуардович, восприятие подобной картины требует какой-то особой культурной, художественной подготовки от зрителя? Для какой аудитории задуман такой цикл?
Э.Б. Если отбросить искусственную градацию, принятую сегодня, то такие фильмы найдут отклик в душе человека любого возраста, даже маленького.
Нам кажется, что о детях мы знаем всё. Мы заботливо отбираем для них стерильную экранную пищу, ставим плюсики рядом с цифрами, определяя для какой возрастной категории та или иная картина, и в каком-то смысле задаём эти возрастные интересы тем, кто будет смотреть фильм.
Прекрасно помню себя в детстве. В семь лет моими любимыми фильмами были "Война и мир", "Судьба человека", "Два Фёдора". Я знал их наизусть. И смотрел фильмы на телеэкране как настоящую жизнь. Поэтому сегодня очень сильно радуюсь, когда вижу неподдельный интерес и восторг в глазах детей, которые разглядывают кадры нашего недетского кино, задают вопросы, приходя к нам на студию на экскурсии и мастер-классы. Вот как раз это нерафинированное, неразжёванное кино и является сильным контрастом тому, что преподносится современным детям с экрана. Надеюсь, что с этим удивлением они унесут с таких занятий и некоторую тайну создания мультфильма...
О.А. Скажите, а как у Вас самого впервые возникли мысли о тайнах анимационного кино?
Э.Б. Так случилось, что я в детстве делал открытия без непосредственного участия взрослых. Почти три с половиной года мне пришлось пролежать в больнице. Буквально пролежать: успешное лечение как раз и заключалось в этой обездвиженности. Но детство всё равно не прошло мимо. Оно было наполнено фантазиями, и по большей части жизнь протекала внутри меня, в воображении. Но мне было не скучно.
Помню такую фантазию, которая, может быть, характерна вообще для любого ребёнка. В своих выдумках я изготавливал причудливых существ, которые были похожи на игрушки... А по выходе из больницы первым делом разрисовал стены в квартире гуашью, расширил линию горизонта – на стенах появились пейзажи джунглей и средней полосы: пригорки, тропинки, которые нельзя было вытоптать, и деревья, которых не поломать. Там была своя полочка неба, свои облака. Я заводил воображаемым ключиком придуманных мной созданий и отпускал в эту природу. Оказавшись ~на волен, они жили своей жизнью: кто-то летал, кто-то ползал, и у всех, конечно же, были свои дела и свои интересы. А я их периодически обнаруживал: до поры невидимая их жизнь могла вдруг показаться... Потом стал населять дом добрыми человечками, слепленными из глины, которых прятал в укромных местах, чтобы они были скрыты от любого поверхностного взгляда. Предоставлял им возможность существовать дальше по свободной воле.
Может быть, в этом детском желании создать собственную страну со своей природой и обитателями и был запущен механизм выбора будущей профессии. Для меня анимация – это изобразительное искусство. Но когда картинка вдруг перестаёт быть неподвижной, у нее появляется время, как у всего живого...
Оставить комментарий