Е.Дога: «Писать для детей – огромное удовольствие»

Е. Дога: «Писать для детей – огромное удовольствие»

Беседу ведёт Е.Крылова

С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?

– Я думаю, что каждый человек должен чув­ствовать себя артистом. В нём уже самой природой заложен этот артистизм. Он каждый день старается выглядеть лучше вчерашнего, одеваться красивее и привлекательнее других, чтобы быть замечен­ным, чтобы его оценили окружающие. Да и самому чувствовать себя чем-то особенным. Он выходит из дома преисполненный собственного достоинства, выпрямившись и ступая твёрдым шагом, а то и ки­дая по сторонам любопытные взгляды с желанием получить чьё-то одобрение. А посмотрите на жен­щин! Сколько времени они каждый день проводят у зеркала и наводят на себя "марафет", не говоря уже о различных масках, ванных, фитнесах, тре­нажёрных залах. Не каждый профессиональный артист, перед спектаклем в гримёрной, уделяет столько времени для создания внешнего образа своего героя, как эти обыкновенные женщины. Артист – это творец. Это не обязательно тот, кто будет сочинять музыку или стихи, писать картины или играть на скрипке. Если создал дом – он про­явил себя творцом. Если создал семью – это тоже творчество, да ещё какое! Хотя оно и не входит в категорию творческих профессий.

Удивительно наблюдать за птичками, какие пи­руэты они выделывают вокруг своих подружек, и это тоже своего рода творчество. У артистов балета тоже творческая профессия, как и у гимнастов или фигуристов в катании на льду.

Выходит, что вся жизнь – это творчество и со­зидание, возрождение и появление чего-то нового. Я смотрю на цветы, как они распускаются почти на глазах: одни уже расцвели, у других только появляются почки, третьи долго сохраняют свой вид и дурманящий аромат чуть ли не на целый год. Удивительна эта природа! Она вечная и в то же время новая и необыкновенная. Мы думаем, что только мы такие разумные. Вся природа такая, а мы ведь всего лишь производные этой природы. Этой Вселенской художницы.

Другой вопрос – среди этого большого творче­ского процесса природы и человека есть процесс индивидуальный. Он развивается, как мне ка­жется, по нескольким путям. Один, самый глав­ный – первозданный, генетический. Родившись, а может быть, и при зачатии, человек получает программу своего развития, творчества. А дальше мы, взрослые, должны направлять эту генетиче­скую субстанцию в то русло, где она проявилась бы более свободно, где бы она развивалась в полную силу. Часто бывает, что сильный потенциальный заряд в человеке не находит поддержки, или его накрывают колпаком, и он не получает своего естественного развития. И это, к сожалению, часто бывает. Особенно в самом раннем периоде жизни ребёнка. задача взрослых людей, мам и пап, тех, которые близки этому ребёнку, когда они передают его педагогам в школу, изучить своё чадо, под­готовить его к начальной форме самостоятельной жизни без своих излишних домашних опекунских привычек.

А школе нужно разобраться, что там заложено каждом пришедшем к ней ребёнке, индивиду­ально, а не оптом. Сколько угодно таких детей, которые не вписываются в общий стандарт и часто из-за этого страдают. Девочка моего приятеля на год раньше закончила школу, в то время когда её сверстницы с трудом одолевали общий курс школь­ной программы. Такова вот эта природа. Всё в ней и просто, и сложно, и интересно. зависит от того, как мы её захотим увидеть, а для этого нужно ста­раться её узнавать и изучать. Начиная с нас, детей, взрослых, пожилых, всех, которые и составляют это понятие природа. А тут и генетическая ветвь ребёнка, среда его проживания, семья в которой он живёт, окружение. И, конечно, нужен зоркий глаз, который бы сумел уследить за пристрастиями и увлечениями каждого ребёнка, чтобы можно было потом легче находить правильные подходы в раз­витии и воспитании каждого из них. Одни черты ребёнке необходимо стимулировать, а другие, возможно, нужно деликатно убирать.

Повелительная форма воспитания чаще всего неэффективна, в школе особенно, ибо одарённые дети интуитивно чувствуют необходимость в свободе выбора той или иной формы понимания морали, долга, обязанностей. Подавление в та­ких детях их индивидуальных качеств может погубить в них эту индивидуальность, привести  к разочарованию, и в итоге они могут потерять всякий интерес не только к тому, что дала им природа, но и ко всякой другой области чело­веческой деятельности. Они становятся орди­нарными, ничем не примечательными, иногда даже очень порядочными гражданами, но не исключительными, как задумала их природа, их мамы и папы. Я припоминаю своего учителя по виолончели Пабло Ваччини, Павла Ивановича Вачинина, как мы его называли, от которого я ни разу не слышал повелительного наклонения: если ты не то, то будет сё, и т.д. Он своим обра­зом "имплантировался" в меня, влюблял меня в музыку, в труд особенно.

Я уверен, что в каждом из нас заложена большая доля энергетики. Посмотрите на детей, которые бегают на детской площадке, – какая там энергия у всех! Но она разного характера, разной направлен­ности. Потенциал есть у каждого, но нужно дать ему направление. Одно – в сторону рационального развития, точных наук, различных формул, новых открытий, другое – в сторону эмоционального развития: литература, музыка, живопись. На площадке вроде бы все одинаково бегают, у всех энергия, одинаково резвятся. Но если вниматель­но присмотреться, не всё так и одинаково. Одни ищут баранку у игрушечного автомобиля, другие чего-то ищут в песке, ковыряясь в нём лопаткой, а третьим вообще ничего не интересно. Вот тут-то и нужно очень внимательно оценить качества каждого ребёнка, уважительно отнестись к его ещё совсем неосознанным действиям, его интуиции, его тяготению к той или иной форме игры, к той или иной форме поведения. И если мы, взрослые, убедились в наличии у данного ребёнка каких-то специфических наклонностей, мы должны ему твёрдо подсказать, чтобы тот напирал на музыку или математику, на астрономию или физкульту­ру. Это может стать его будущим, смыслом всей его жизни. И это будет приносить ему не только успех, но и радость. А труд, который приносит успех, всегда приносит и радость. Если та или иная деятельность, то или иное занятие не приносит радость, не надо себя мучить. Лучше подыскать для себя что-то другое, что будет приносить удо­влетворение и успех. Надо стараться видеть своих детей больше с улыбками, нежели со слезами. Чем ребёнок отличается от взрослого? Он всё время открывает мир, и так как мир для него совсем новый, он им всё время восхищается, удивляется, стремится распознать тайны этих своих открытий. И кто знает, может быть, какая-то деталь, мало значительная для взрослых, и зародит в ребёнке желание, страсть углубиться в неё настолько, что он захочет заглянуть в глубины мироздания, по­пытаться расшифровать потом свои ранние мотивы к этим устремлениям и найти скрытую ещё до него новую формулу естества. Ребёнок – это весна начи­нающейся жизни. От того как мы весной посадим зёрна в землю, как мы будем ухаживать за первыми ростками, как мы будем возделывать грунт, будет зависеть и урожай. А мы, родители, делаем всё, чтобы эти маленькие побеги, эти начинающие свой путь в жизни человечки стали полноценными и самодостаточными личностями, обогащающими этот мир новым его видением, своим стремлением к раскрытию его богатств на благо своего и грядущих поколений. Хотя человеческая душа так и осталась нераспознанной. А может, и не стоит "лезть в неё". Ведь тайна и является основой поиска и открытий. Без неё не было бы любви, поэзии, музыки.

Вторая ступень – школа. Я уже 1б лет председа­тель жюри движения Одарённые дети России, кото­рым с любовью руководит Неонила Апатенко. Дети во всех регионах России занимаются рисованием, музыкой, журналистикой, юриспруденцией. По­сле тщательного отбора они приезжают в Москву, где уже проходит финальный отбор. Какое ожив­ление в холле школы имени Балакирева, где за столиками работают художники, потом их работы выставляются на специальные стенды, а в большом концертном зале играют и поют юные артисты! В другом конце здания общаются юные журналисты, а то и будущие президенты! Это те, что "наступают на пятки" времени, наше продолжение. Вершина этого движения – это Колонный зал Дома Союзов, где в мае проходит награждение дипломами лау­реатов по всем номинациям, а также вручают им ценные подарки. В зале и на сцене море радости, счастливых объятий и добрых напутствий. Несо­мненно, это остаётся на всю жизнь в памяти этих детей, да и их родителей то же. В Колонном зале в Москве прозвучало имя их ребёнка! Представ­ляете?! А сколько радости доставит этот новый лауреат потом, когда придёт с этим красочным дипломом домой и будет подыскивать ему место на какой-нибудь стенке. Но грустная нота меня всё-таки гложет от того, что на этом всё и конча­ется. Дальше, мне кажется, государство должно перенять эту эстафету развития и взять одарённых детей под свою опеку, создать им максимальные условия для их дальнейшего обучения. Особенно в сфере искусства, в которое во все времена вкла­дывали деньги, ибо оно не прибыльно, потому что относится оно к духовности, которую не замеришь аршином и не взвесишь килограммами.

Столько интересных детей, сколько интересных изобретений. Вспомните мосты, которые не знали, как перенести через реку, и школьник предложил решение – повернуть мосты вдоль реки, а не по­перёк.

– С Вашей точки зрения, что даёт музыка детям?

– Музыка даёт ребёнку возможность пофанта­зировать, строить на основе её звуков, её образов, её эмоционального заряда свой собственный мир ощущений, пробуждать в себе какие-то очаги, ко­торые без воздействия музыки могли бы остаться нераспознанными. Я говорил о потенциале вообще, который есть в какой-то мере у всех, но есть ещё и что-то такое, что закладывается в ребёнке ещё при его рождении. Это, как я понимаю, называется ин­туицией. Искусство как раз и строится в основном на интуиции. А вот потом при помощи музыки че­ловек пытается управлять этой энергетикой, этим чувством который называется интуицией. Любая музыка, даже написанная тысячу лет тому назад, даёт возможность раскрытия в себе заложенного природой энергетического потенциала, порождает способность к размышлению и фантазии. Это и есть та духовная художественная пища, которая окрыляет, даёт свободу, делает человека почти невесомым, так что ему хочется даже взлететь куда-то в другие миры. Не случайно же ангелов рисуют с крылышками, особенно таких, которые держат в руках лиры. Художники воплощают в своих героях самих себя, вдохновенных, окрылён­ных, кисти с красками тоже уносят своего творца в мир фантазий и совершенства. Вызывает лишь сожаление, когда посредственные педагоги про­пускают в своих воспитанниках этот важнейший процесс раскрытия и становления личности. Им это просто не доступно и не понятно. Потому что он в них самих просто отсутствует.

Чаще всего это от того, что такие учителя сами в своё время недополучили нужных знаний, нужного воспитания, эстетического в особенности. Концерт­ные залы, художественные музеи, классическая литература для них остались в стороне. А то про­сто ушли в другом направлении, к кпопсея или к развлекательным центрам.

-  Расскажите о Вашей музыке для детей.

Для детей я написал довольно много музыки. Жаль лишь, что она мало известна, потому что не очень-то стремятся её разыскать и издавать, а с дру­гой стороны, я и сам мало занимаюсь ею, её судь­бой. Говорят, что для детей надо писать как для взрослых. Думаю, что всегда надо писать достойно и честно, будь-то для детей или для взрослых. Му­зыка, которая пишется композитором, должна нра­виться потенциальному слушателю или исполни­телю, должна вызывать в нём волнение, оживлять его эмоции, а может быть даже восторг, который потом передаётся окружающим, особенно слушате­лям в концертных залах. Это величайшее счастье и величайшее благо – творить красоту и украшать мир. Особенно мир души. В момент написания музыки для детей надо самому становиться ребён­ком. Да и становясь взрослым, человек не должен отказываться от "детскости", быть шаловливым, игривым, скидывать с себя маску важности и осо­бой значимости. Я больше доверяю людям такого рода, "несерьёзным", нежели тем, что напускают на себя какие-то "дымы" исключительности. Это, скорее всего, лишь маска, под которой скрывается лучшем случае посредственность. Помню, что, ещё будучи студентом консерватории, я написал "Новогоднюю песню" (De anul nou) на стихи на­шего цимбалиста из оркестра радио Иона Гроссу. Была исполнена эта песня детским хором школы-интерната с оркестром радио и передана по радио. О, какой праздник был для меня и ребят нашей комнаты в общежитии, когда первого января 1957 года рано утром прозвучала эта песня! Анонимно, правда, без объявления автора слов и музыки. Ну прямо как сейчас у нас бывает повсеместно. Позже мне очень понравилась поэзия прекрасного молдав­ского поэта Григория Виеру, и я написал значи­тельное число песен на его детские стихи, которые поются и сегодня. Особенно в детских садах. Для детей издательством "Союз художников" в Санкт-Петербурге изданы: "3имняя тетрадь" и "Белая тетрадь на чёрном рояле" для фортепиано, "Скри­пунеллы", скрипичные дуэты под аккомпанемент фортепиано для начинающих скрипачей, а также для юношества сборник из двух пьес "Баллада" и "Парафраз" и отдельно "Элегию" для скрипки и фортепиано. Изданы также песенки "Куку­шечка", "Мама", "Мария Мирабелла", "Мячик", "Птенчик", "Дождик", "Колыбельная" и другие на русском и румынском языках а также "Му tear drobsfall" на английском. Недавно написаны мной три песни на стихи румынской поэтессы Вероники Микле: "Рассказ рябины", "Рассказ розы", "Рас­сказ подснежника". Довольно часто обращаются в разных местах (в Чехии, Сербии, Украине, России) к музыке из киномюзикла "Мария Мирабелла" для сценической постановки. Потом ещё много музыки было написано для молдавских мультфильмов и Одесской киностудии на сказочные сюжеты. Пи­сать для детей это огромное удовольствие для меня. Я как бы возвращаюсь в детство и живу в это время вместе с героями данного фильма. А возвращаясь в детство, пропуская его мир через мой зрелый разум и опыт, хочу жить красивее и как можно дольше. Когда я писал музыку к "Марии Мирабелле", от меня отошли всякие условности, что возрастные, что профессиональные, или какие-либо другие, которые могли сдерживать меня, сдерживать сво­боду изложения, поток фантазии. Собственно, как у детей, ибо они ещё не обременены условностями. О, если бы могли мы подольше сохранять в себе "детскость", то кристально чистое отношение ко всему, что формирует наш окружающий мир, нас самих, сохранять непосредственность отношения ко всему, к чему мы прикасаемся. Мы бы продол­жали, как в детские годы, радоваться каждому дню, каждому лучику солнца, каждой встрече с обитателями этого прекрасного мира, который мы называем "братьями меньшими"; с миром, который бы с каждым разом познавали и радо­вались ему, и не оставалось бы места невеждам и разрушителям.

Надеюсь, что наши дети будут петь красивые песни, несущие в себе тот эмоциональный эликсир, тот энергетический заряд, который утверждает добро, любовь и красоту мира и нашей жизни в нём. И, само собой разумеется, музыка вокруг наших ребят будет не только развлекательной, а созидательной, креативной, которая обогащала окружающий мир. И самих его маленьких и юных обитателей. Да и всех нас.

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№3.
С. 21-23

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.